ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных.
План
1. Определение жанра
2. Собирание сказок
3. Изучение сказок
4. Классификация сказок
5. Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла
6. Социальная и бытовая сатира в сказках о животных
7. Основные принципы поэтики сказок о животных
Определение жанра
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. За фантастикой и вымыслом в сказке скрываются реальные человеческие отношения. Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правдой над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность незаконченность не свойственны сказочному сюжету. При определении понятия «сказочный вымысел» принципиальный характер имеет вопрос о специфике отражения сказкой действительности. Убедительный ответ на него можно получить в статье В.Я. Проппа «Фольклор и действительность». Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов и событий. Сказочный вымысел, уводя слушателя от действительности, поднимает его, по словам А.М. Горького, над бытовой мелочностью и грубостью, заставляет думать о лучшей жизни. Важным признаком сказки является ее воспитательная функция.
Русская сказка представляет собой своеобразную концентрацию всего того, что создано веками русским народом в образной и выразительной живой разговорной речи. Это проявляется и в лексических особенностях, и во фразеологическом богатстве, и в семантических насыщенных словах, и в звуковых особенностях, и в грамматических и синтаксических признаках, и т.д. Русская народная сказка как существенная составная часть культуры русского народа имеет огромное значение в изучении русского языка вообще и его преподавании иностранным учащимся в частности.
Собирание сказок
Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. В «Слове о богатом и убогом» (XII в.) рассказывается о том, как богатому человеку перед сном особые слуги «Бають и кощунять» – сказывают сказки. В летописях и других
памятниках встречаются словесные формулы, близкие к сказочным в Псковской летописи (XIIIв.) например читаем: «Кто стар – тот буди отец, а кто молод – тот брат».
В рукописях XVI-XVII вв. сохранились записи нескольких сказок «Об Иване Понамаревиче», «О царевне и Ивашке Белой рубашке», десять сказок записаны в первой половине XVII века для английского путешественника Колинза.
В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке» и «Сказка о цыгане» в сборнике В. Левшина «Русские сказки» (1780 – 1783), «Сказка об Иване богатыре, мужицком сыне» в сборнике П.Тимофеева «Русские сказки» (1787).
В первой половине XIX века бытовало немало рукописных сборников сказок. Но появились и печатные сборники, например «Русские народные сказки» Б. Бронницына, записанные от крестьянина. В1841 г. Вышли «Русские народные сказки» И.П. Сазарова, который переделывал и пересказывал тексты.
Важное общественное и научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1864).
В конце XIX – начале XX века появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Первым сборником была книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В ней помещено 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника Абрама Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок «Северные сказки» Е.Н. Ончукова, записанные в Архангельской и Олонецкой губерниях. Ценные издания Д.К.Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914), «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915) «Сказки и предания Северного края», записанные И.В. Карнауховой (1934). В 1941 г. Издан сборник Н.И. Рождественской «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (Архангельск), в 1961 г. Опубликованы «Северные русские сказки в записях А.И. Никифорова». В 1964 г. Были выпущены «Великорусские сказки в записях И.А. Худякова».
Публикация текстов сказок продолжается. Они появляются в областных сборниках фольклора, например в весьма ценной книге «Сказки, песни, частушки Вологодского края» (1965).
Изучение сказок
Сказка стала объектом пристального внимания ученых многих специальностей, а не только филологов и фольклористов. В исследовании сказки используются самые различные методы и приемы, в большинстве своем те самые, как и при исследовании мифов.
Изучением сказки как составляющей части духовной культуры народа занимается целый ряд наук: фольклористика (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп), этнография (А.Н. Афанасьев, Б.Н. Путилов), литературоведение (С.С. Аверинцев, О.М. Фрейденберг), философия (П.С. Гуревич, А.Ф. Лосев), культурология (Я.В.Боровский, М.Э. Матье), лингвистика (А.А. Потебня, СМ. Мокиенко) и другие науки.
Русская народная сказка глубоко изучалась в трудах В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» 1996, «Морфология волшебной сказки» 1969, «Русская сказка» 2005, «Фольклор. Литература. История», «Морфология сказки» 1969, Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа» 1976, «Герой волшебной сказки» 1958 и в большинстве работ общего характера о сказках как фольклорном жанре вообще.
А.И. Никифоров считал, что «издание и изучение сказок по лучшим мастерам представляет собой некоторый отбор, а отбор в любой науке всегда опасен и может привести к неправильным представлениям и выводам… записью и изучением должны быть охвачены не только отдельные, избранные люди, а целые селения, при более широком охвате – целые районы, а в идеале – вся страна». Благодаря новому методу собирания «вскрылась необычайная интенсивность жизни сказки в детской среде, что дало А.И. Никифорову возможность выделить особый жанр детской сказки, определяемый как со стороны содержания, так и со стороны исполнения».
Трансмиссия культуры осуществляется через передачу опыта от старших к младшим. Собрание А.И. Никифорова дает нам необходимый материал, чтобы увидеть эту связь поколений и исследовать ее. Детство – особый этап в жизни человека, когда формируются основные культурные ценности. На их формирование важное действие оказывает сказка. А.И. Никифоров говорит о сказках как устных рассказах, бытующих в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающихся специальным композиционно-стилистическим построением. Он делит сказки на две большие группы: натуральные (естественные) и пародийные (пародии на натуральную сказку). По его словам, натуральных жанров сказки пять:
Среди пародийных жанров он выделяет:
Наиболее популярны следующие тематические группы: Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Из поколения в поколение сказочные сюжеты передавали сказочники. Творческие стили сказочников исключительно разнообразны. Из ХIХ в. сохранились сказки, записанные от Абрама Новопольцева. В ХХ веке опубликованы сборники, состоящие из репертуара А.К. Барышниковой (Куприянихи) и А.Н. Корольковой; рыбака бывшей Архангельской губернии М.М. Когруева; Сибирского охотника Е.И.Сороковикова (Магая); пинежской крестьянки М.Д. Кривополеновой и других.
Классификация сказок
Научная классификация сказок не создана до сих пор. Это видно хотя бы по тем попыткам, какие делаются в наших учебниках по фольклору. Так, например, классификация Ю.М. Соколова в основном сводится к выделению следующих категорий сказок: волшебные, сказки о животных, кумулятивные, реалистические, сказки-легенды, сказки-былички, исторические легенды и предания, религиозные легенды. Все эти жанры включены в состав сказок. Ошибки классификации Ю.М. Соколова довольно очевидны. Она представляет собой шаг назад по сравнению с классификацией Афанасьева, который различал сказки и легенды и дал два разных сборника. Братья Гримм не относили к сказкам, исторические легенды или предания, и они также были правы.
Как же будем выходить из положения мы? Положим в основу те разряды, которые установлены Афанасьевым. Подразделение же будем вести не по Аарне, а объединяя сказки в группы по родственности сюжетов в целом. Как мы уже говорили, Афанасьев признал наличие трех больших групп сказок:
1) сказки о животных;
2) фантастические (мифологические), или волшебные сказки;
3) новеллистические сказки.
Афанасьев нигде не оговаривал своей классификации. Огромный материал естественным образом распался на эти группы. Мы будем придерживаться тех же разрядов, каких придерживался и Афанасьев, но будем делать это уже по иным мотивам. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.
Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла
Истоки вымысла сказок о животных принято связывать с их древним происхождением, с анимистическими и антроморфическими представлениями первобытного человека, наделившего животное способностью говорить и разумно действовать. Звери в сказке ведут себя как люди, реже сюжет отражает реальные детали поведения животных.
Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. Следы тотемизма сохранились в сказках слабо. Сохранившаяся сказка о медведе на липовой ноге повествует о наказании человека, посягнувшего на животное.
Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957), выделяет шесть групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и домашних животных; 3) сказки о человеке и диких животных; 4) сказки о домашних животных; 5) сказки о птицах, рыбах и др.; 6) сказки о прочих животных, растениях и др.
Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты. Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадет рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса-повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости), лиса-исповедница, мир у зверей. Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота), волк и козлята. К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что старая хлеб-соль забывается (волк, спасенный мужиком хочет его загрызть); о медведе – липовой ноге; о лисе, которая меняла скалочку на гусочку, гусочку на индюшечку, индюшечку на овечку. В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лошади собаке; в пятую – о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зернышком; в шестую – о лисе и раке, пустившимся вперегонки о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец о морозе, солнце и ветре.
План
1. Определение жанра
2. Собирание сказок
3. Изучение сказок
4. Классификация сказок
5. Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла
6. Социальная и бытовая сатира в сказках о животных
7. Основные принципы поэтики сказок о животных
Определение жанра
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. За фантастикой и вымыслом в сказке скрываются реальные человеческие отношения. Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее.
Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правдой над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность незаконченность не свойственны сказочному сюжету. При определении понятия «сказочный вымысел» принципиальный характер имеет вопрос о специфике отражения сказкой действительности. Убедительный ответ на него можно получить в статье В.Я. Проппа «Фольклор и действительность». Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных фактов и событий. Сказочный вымысел, уводя слушателя от действительности, поднимает его, по словам А.М. Горького, над бытовой мелочностью и грубостью, заставляет думать о лучшей жизни. Важным признаком сказки является ее воспитательная функция.
Русская сказка представляет собой своеобразную концентрацию всего того, что создано веками русским народом в образной и выразительной живой разговорной речи. Это проявляется и в лексических особенностях, и во фразеологическом богатстве, и в семантических насыщенных словах, и в звуковых особенностях, и в грамматических и синтаксических признаках, и т.д. Русская народная сказка как существенная составная часть культуры русского народа имеет огромное значение в изучении русского языка вообще и его преподавании иностранным учащимся в частности.
Собирание сказок
Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. В «Слове о богатом и убогом» (XII в.) рассказывается о том, как богатому человеку перед сном особые слуги «Бають и кощунять» – сказывают сказки. В летописях и других
памятниках встречаются словесные формулы, близкие к сказочным в Псковской летописи (XIIIв.) например читаем: «Кто стар – тот буди отец, а кто молод – тот брат».
В рукописях XVI-XVII вв. сохранились записи нескольких сказок «Об Иване Понамаревиче», «О царевне и Ивашке Белой рубашке», десять сказок записаны в первой половине XVII века для английского путешественника Колинза.
В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке» и «Сказка о цыгане» в сборнике В. Левшина «Русские сказки» (1780 – 1783), «Сказка об Иване богатыре, мужицком сыне» в сборнике П.Тимофеева «Русские сказки» (1787).
В первой половине XIX века бытовало немало рукописных сборников сказок. Но появились и печатные сборники, например «Русские народные сказки» Б. Бронницына, записанные от крестьянина. В1841 г. Вышли «Русские народные сказки» И.П. Сазарова, который переделывал и пересказывал тексты.
Важное общественное и научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1864).
В конце XIX – начале XX века появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Первым сборником была книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В ней помещено 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника Абрама Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок «Северные сказки» Е.Н. Ончукова, записанные в Архангельской и Олонецкой губерниях. Ценные издания Д.К.Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914), «Великорусские сказки Вятской губернии» (1915) «Сказки и предания Северного края», записанные И.В. Карнауховой (1934). В 1941 г. Издан сборник Н.И. Рождественской «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (Архангельск), в 1961 г. Опубликованы «Северные русские сказки в записях А.И. Никифорова». В 1964 г. Были выпущены «Великорусские сказки в записях И.А. Худякова».
Публикация текстов сказок продолжается. Они появляются в областных сборниках фольклора, например в весьма ценной книге «Сказки, песни, частушки Вологодского края» (1965).
Изучение сказок
Сказка стала объектом пристального внимания ученых многих специальностей, а не только филологов и фольклористов. В исследовании сказки используются самые различные методы и приемы, в большинстве своем те самые, как и при исследовании мифов.
Изучением сказки как составляющей части духовной культуры народа занимается целый ряд наук: фольклористика (Е.М. Мелетинский, В.Я. Пропп), этнография (А.Н. Афанасьев, Б.Н. Путилов), литературоведение (С.С. Аверинцев, О.М. Фрейденберг), философия (П.С. Гуревич, А.Ф. Лосев), культурология (Я.В.Боровский, М.Э. Матье), лингвистика (А.А. Потебня, СМ. Мокиенко) и другие науки.
Русская народная сказка глубоко изучалась в трудах В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» 1996, «Морфология волшебной сказки» 1969, «Русская сказка» 2005, «Фольклор. Литература. История», «Морфология сказки» 1969, Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа» 1976, «Герой волшебной сказки» 1958 и в большинстве работ общего характера о сказках как фольклорном жанре вообще.
А.И. Никифоров считал, что «издание и изучение сказок по лучшим мастерам представляет собой некоторый отбор, а отбор в любой науке всегда опасен и может привести к неправильным представлениям и выводам… записью и изучением должны быть охвачены не только отдельные, избранные люди, а целые селения, при более широком охвате – целые районы, а в идеале – вся страна». Благодаря новому методу собирания «вскрылась необычайная интенсивность жизни сказки в детской среде, что дало А.И. Никифорову возможность выделить особый жанр детской сказки, определяемый как со стороны содержания, так и со стороны исполнения».
Трансмиссия культуры осуществляется через передачу опыта от старших к младшим. Собрание А.И. Никифорова дает нам необходимый материал, чтобы увидеть эту связь поколений и исследовать ее. Детство – особый этап в жизни человека, когда формируются основные культурные ценности. На их формирование важное действие оказывает сказка. А.И. Никифоров говорит о сказках как устных рассказах, бытующих в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающихся специальным композиционно-стилистическим построением. Он делит сказки на две большие группы: натуральные (естественные) и пародийные (пародии на натуральную сказку). По его словам, натуральных жанров сказки пять:
-
сказка-присказка; -
сказки с фантастическим и чудесным содержанием (так называемые волшебные); -
сказки с житейским содержанием (новеллистические): анекдотические и эротические; -
сказки с религиозным содержанием (легендарные); -
сказки с детским содержанием: драматическая, кумулятивная и басенная.
Среди пародийных жанров он выделяет:
-
сказки-небылицы; -
сказка-пародия на сказочную форму (разновидность – дразнилка на сказку); -
пародия на содержание волшебной сказки; -
докучные сказки.
Наиболее популярны следующие тематические группы: Сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Из поколения в поколение сказочные сюжеты передавали сказочники. Творческие стили сказочников исключительно разнообразны. Из ХIХ в. сохранились сказки, записанные от Абрама Новопольцева. В ХХ веке опубликованы сборники, состоящие из репертуара А.К. Барышниковой (Куприянихи) и А.Н. Корольковой; рыбака бывшей Архангельской губернии М.М. Когруева; Сибирского охотника Е.И.Сороковикова (Магая); пинежской крестьянки М.Д. Кривополеновой и других.
Классификация сказок
Научная классификация сказок не создана до сих пор. Это видно хотя бы по тем попыткам, какие делаются в наших учебниках по фольклору. Так, например, классификация Ю.М. Соколова в основном сводится к выделению следующих категорий сказок: волшебные, сказки о животных, кумулятивные, реалистические, сказки-легенды, сказки-былички, исторические легенды и предания, религиозные легенды. Все эти жанры включены в состав сказок. Ошибки классификации Ю.М. Соколова довольно очевидны. Она представляет собой шаг назад по сравнению с классификацией Афанасьева, который различал сказки и легенды и дал два разных сборника. Братья Гримм не относили к сказкам, исторические легенды или предания, и они также были правы.
Как же будем выходить из положения мы? Положим в основу те разряды, которые установлены Афанасьевым. Подразделение же будем вести не по Аарне, а объединяя сказки в группы по родственности сюжетов в целом. Как мы уже говорили, Афанасьев признал наличие трех больших групп сказок:
1) сказки о животных;
2) фантастические (мифологические), или волшебные сказки;
3) новеллистические сказки.
Афанасьев нигде не оговаривал своей классификации. Огромный материал естественным образом распался на эти группы. Мы будем придерживаться тех же разрядов, каких придерживался и Афанасьев, но будем делать это уже по иным мотивам. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.
Сказки о животных, их происхождение, источники вымысла
Истоки вымысла сказок о животных принято связывать с их древним происхождением, с анимистическими и антроморфическими представлениями первобытного человека, наделившего животное способностью говорить и разумно действовать. Звери в сказке ведут себя как люди, реже сюжет отражает реальные детали поведения животных.
Связь сказки с древним периодом ее жизни обнаруживается в мотивах боязни зверя, в преодолении страха к нему. Следы тотемизма сохранились в сказках слабо. Сохранившаяся сказка о медведе на липовой ноге повествует о наказании человека, посягнувшего на животное.
Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957), выделяет шесть групп сказок этого вида: 1) сказки о диких животных, 2) сказки о диких и домашних животных; 3) сказки о человеке и диких животных; 4) сказки о домашних животных; 5) сказки о птицах, рыбах и др.; 6) сказки о прочих животных, растениях и др.
Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты. Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадет рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везет (лиса и волк), лиса-повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга, в гости), лиса-исповедница, мир у зверей. Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота), волк и козлята. К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что старая хлеб-соль забывается (волк, спасенный мужиком хочет его загрызть); о медведе – липовой ноге; о лисе, которая меняла скалочку на гусочку, гусочку на индюшечку, индюшечку на овечку. В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лошади собаке; в пятую – о журавле и цапле (несостоявшемся сватанье) о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зернышком; в шестую – о лисе и раке, пустившимся вперегонки о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец о морозе, солнце и ветре.