ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В сказках о животных отразились древние представления чело, века о природе: анимизм, антропоморфизм и тотемизм. Примеров, анимизма может быть сказка «Жадная старуха» – вариант сказки золотой рыбке, где одушевляется дерево. Анимизм проявляете и в мотиве чудесных деревьев, вырастающих на могилах невинно убитых. В сказке «Крошечка-хаврошечка» из костей коровы вырастает чудесная яблоня: она помогает девушке выйти замуж. Антропоморфизм в сказках выражаемся в том, что животные говорят и действуют, как люди. Возможно, что основой этого было наблюдаемое людьми сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными.
На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость. Тотемизм, состоящий в представлении о том, что человек ведет свой род от животных, проявляется во многих сказочных сюжетах: рождении человека от животного, превращении человека в животное, а животного в человека. Наиболее показательна сказка «Медведь – липовая нога».
Социальная и бытовая сатира в сказках о животных
Сказка о животных по своему характеру ближе всего стоит к бытовой сказке. Раньше других она перешла в детскую аудиторию. Детская сказка о животных доказывает самые прописные истины: нельзя нарушать запреты, нужно слушаться старших. Они обучают коллективизму, учат дорожить дружбой. К ним можно отнести следующие сюжеты: Кот, петух и лиса, Теремок, Колобок, Лубяная и ледяная и избушка и другие. Некоторые сказки обретают социальные мотивы в процессе бытования, как, например, сказка «Кот и лиса».
Больше всего в русском животном эпосе сказок о лисе. Она во сказках ловка, удачлива, предприимчива, находчива. В то же время – она притворщица, воровка, злопамятная и жестокая. Отношение к ней двойственное: из сорока сказок о лисе в сборнике Афанасьева только в девяти она наказана за свои проделки. Двойственное отношение к герою не типично для фольклора с его строгой нормативностью, стремлением к предельной ясности.
Тотемная функция лисы в русских сказках не просматривается, она живет в стихии плутовства. Генетические корни плутовства уходят в фольклор первобытного общества, но в каждую новую эпоху стихия комического обновляется. Наиболее распространенные сюжеты о лисе: кража лисой рыбы, волк у проруби, битый небитого везет, лубяная и ледяная и другие.
Постоянные партнеры лисы – волк и медведь. Сказка обычно разоблачает их грубую силу. Храбрый петух, умный кот баран – весь животный мир, приближенный к человеку, побеждает силу потому, что не боится ее. В этом убеждении, которое вытекает из всех сказок, ее огромное воспитательное значение. Поэтические особенности сказок о животных
определяются спецификой сказочного вымысла, который возникает в результате соединения противоположностей – человеческого мира и животного мира – в одном пространстве.
В сказках о животных нет идеализированного героя. Во всех сказках ум противопоставлен силе. Не во всех сказках благополучный конец, но трагедийного звучания в ней нет. Сказки о животных иносказательны, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации. Сюжет сказок о животных несложен, событий мало, часто разрабатывается мотив встречи. Дидактический, назидательный план сказки ясен. В сказках о животных используются традиционные сказочные формулы, песенки, диалоги. С развитием представлений человека о природе, с накоплением наблюдений в сказки входят сюжеты о победе человека над животными и о домашних животных, что было результатом их приручения. Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь – крик, поведение – повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. Это совмещение повело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса – хитрости, волк – глупости и жадности, медведь – доверчивости, заяц – трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения, а затем и социальной сатиры. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. В сказке «Кот на воеводстве», которая также называется юз «Бурмистр сибирских лесов», лесные звери обязаны приносить воеводе все, что ему нужно. В сказке «Кот и лиса» лиса выходит замуж за кота, выдает его всем за страшного зверя; лесные звери вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает. В сказке «Лиса-исповедница» лиса, прежде чем съесть петуха, убеждает его исповедоваться в грехах; при этом остроумно высмеивается ханжество духовенства. Лиса обращается к петуху: «О милое мое чадо, петел!» Она рассказывает ему библейскую притчу о мытаре и фарисее.
Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного. Как ни развито иносказание в сказках этого типа, в них можно найти и образцы, в которых трудно обнаружить иносказание. Известная сказка о лисе и тетереве содержит в себе ясное иносказание; оно очевидно из ряда деталей: лиса, например,
говорит тетереву об указе, требующем, чтобы тетерева не летали на дерево, а ходили по земле. Но в сказке «Медведь – липовая нога» или в сказке «Волк и козлята», вероятно, нет иносказания. Эти сказки увлекают не иносказанием, а изображением действия.
Сюжеты и образы сказок о животных имеют нередко социальный сатирический аспект. Однако следует подчеркнуть, что основной смысловой аспект сказок о животных – моральный. Это объясняется тем, что сказки о животных гораздо старше классового общества, в котором они действительно стали приобретать ясную социальную трактовку. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение. Мирные животные, даже если они глупы, достигают победы: баран одурачивает волка, овца и лиса побеждают волка. Волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден – вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят. Лиса хочет съесть петуха, тетерева. Если она вместе с другими зверями выступает против волка, то получает положительную оценку, если сама наносит вред другим – отрицательную.
Основные принципы поэтики сказок о животных
Поэтика сказок о животных. Структура сказок о животных довольно проста. Основой композиции служит строение сюжета. В зависимости от хода действия распределяется и весь повествовательный материал. Самая примечательная особенность строения этого типа сказок – нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. «Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева...», «Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран...». Но встреча обычно – лишь начало целого ряда других встреч. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная, или цепочная, структура. Петух подавился бобовым зернышком, курица бегает от одного к другому, просит помощи, пока не спасает петуха («Бобовое зернышко»); муха построила теремок, к ней по очереди приходят разные звери: один, другой, третий... («Теремок»). Такая же структура в сказках «Колобок» и «Коза с орехами». Нередка в сказках трехкратность ситуаций: три раза лиса обращается к петуху и три раза к тетереву; три раза волк приходит к избушке козы. Началу сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум с кумой – волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да заяц».
В сказках о животных диалогизм развит значительно более, нежели в сказках другого типа: он движет действие, раскрывает ситуации, показывает состояние персонажей. Широко вводятся в сказки песенки: лиса песенкой выманивает петуха, волк песенкой обманывает козлят, колобок бежит и напевает песенку: «Я по коробу скребен, по сусеку метен...».
Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором. В сказке «Напуганные 105 медведь и волки» баран по совету кота пугает волков найденной на дороге волчьей головой и те разбегаются, боясь, что и у них отгрызут головы.
Утверждая древнее происхождение сказок о животных, мы утверждаем древность происхождения самого жанра. Но данным еще не сказано, что дальнейшие эпохи не давали новообразований. Отдельные сюжеты могут быть и более позднего происхождения. Сличение репертуара первобытных народов с народами более развитыми покажет, по какой линии шло развитие сказок о животных.
Лекция 6.
Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки
План
-
Происхождение, своеобразие вымысла -
Фантастика в волшебных сказках
3. Сюжетный состав русских народных сказок
4. Структура и специфика волшебных сказок
5. Идейная направленность социально-бытовых сказок
6. Содержание социально-бытовых сказок
7. Герои бытовой сказки
8. Бытовые новеллистические сказки
9. Анекдотические сказки
Происхождение, своеобразие вымысла
Волшебная сказка сложилась в своих основных чертах в тот период, когда представления первобытного человека о мире развивались одновременно в двух измерениях: существовал видимый реальный мир, в котором жил человек, и мир воображаемый, ирреальный, населенный злыми и добрыми силами, оказывающими, как ему представлялось, прямое влияние на жизнь. Оба они в сознании первобытного человека составляли единую реальность. В сказках как разновидности поэтического искусства говорится «не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться…». Вопрос об исторических корнях волшебной сказки обстоятельно рассматривается в работах В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1946), Е.М. Мелитинского «Герой волшебной сказки» (1958), В.П. Аникина «Русская народная сказка» (1959), Н.В. Новикова «Образы восточнославянской волшебной сказки» (1974).
Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать ив результате использования чудесных предметов, в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.
Фантастика в волшебных сказках
Сюжеты волшебных сказках построены на цепи чудес. Вымысел в волшебных сказках носит характер фантастики, поэтому Н.В.Новиков выделяет два начала в сказке – волшебное и фантастическое. Волшебное связывает с религиозно-мифологическими представлениями первобытного человека, одухотворением вещей и явлений, приписывание им магических свойств; фантастическое – с творческим воображением, мечтой, существующими только в воображении человека и не существующими в реальной жизни, но отражающими ее. Фантастика, обгоняя действительность, помогает человеку заглянуть далеко вперед (ковер – самолет, скатерть – самобранка, живая и мертвая вода и т.д.). Фантастическое же начало сказки вырастает на стихийно-материалистической основе, замечательно верно улавливает закономерности развития объективной действительности. Происхождение фантастики имеет свои корни в особенностях уклада жизни и мечте людей о господстве над природой.