ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как к чему то, что видел или слышал сам, чего нет ни в одном другом жанре героического эпоса.
Едва ли не первым, кто обратил внимание на историзм русского народного песенного творчества, был Н.В. Гоголь. Он и ввел в литературный обиход термин «исторические песни», впервые использовал его в статье «О малороссийские песни» (1833 г.). Однако он не выделяет отдельную группу песен, а историческими называет все без исключения песни, обосновывая это тем, что в каждой песне, даже если в ней не говорится о конкретных событиях или фигуры, каким образом отражается историческая эпоха, в которую она возникла (через воспроизведения быта, народных обычаев, представлений, чувств). Он, в частности, отмечал: «Малороссийские Песни могут с полным правом называться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашний минуте и тогдашнему состояния чувств».
Четко выделяя исторические песни как произведения лиро-эпического характера, мы отделяем их от других песен частично исторического содержания (в частности общественно-бытовых песен), в которых отсутствует сюжет и другие приметы эпичности, а тем более – от обрядовых.
Процесс формирования исторических песен был сложным. Они стали складываться, когда появился жизненный материал, который необходимо было запечатлеть в народной памяти. Такой материал представляли собой события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь в XIII в.
Кроме того, исторические песни как сюжетный повествовательный жанр опирались на более простые, первичные рассказы о событиях, поэтому есть основание предполагать, что некоторую роль в формировании исторических песен играли устные прозаические предания. Они, с одной стороны, могли прямо служить основой сюжетов исторических песен, а с другой – своей традицией сохранения памяти об исторических событиях и лицах способствовать возникновению подобной традиции в новом песенном жанре.
Исторические песни – стихотворная форма. Поэтому можно предположить, что в качестве своего предшественника они имели подобную же форму. Ею были былины сложившиеся ранее исторических песен. Связь этих последних с былинами подтверждается вошедшими в них былинными ситуациями и выразительными средствами.
Страшные события монголо-татарского нашествия активизировали историческое сознание русского народа и его художественное творчество
, запечатлевшее эти события и трагическое положение народных масс. Все это вело к созданию произведений о монголо-татарском владычестве и судьбе русских людей. Развитию самосознания народа способствовало и начавшееся объединение русских земель, и усиление Московского господства.
Если в былинах на первом плане были широкие обобщения, на основе которых созданы картины борьбы за независимость русской земли и величественные образы богатырей, воплотившие в себе мощь русского народа и преданность родной земле, то в исторических песнях развивается более конкретное изображение исторических событий и создаются образы определенных исторических лиц.
Жанрово-стилевые признаки исторических песен
Какие же специфические черты исторических песен дают основание говорить о них как об отдельном жанре. Кроме исторической тематики и содержания, содержащей имена исторических лиц, перечень событий и др., что, несомненно, является самым значимым основанием для выделения их в отдельную группу, есть и некоторые структурные признаки, общие для всех исторических песен. То есть исследователи выделяли жанр только в соответствии с тематикой текстов, без учета жанров творческих элементов формы. Подобную неточность допустил в своей классификации исторических песен и Ф. Колесса, отнеся сюда и «песни о казачьем быте» и «песни о барщине». Последние принадлежат к лирическим песням и, несмотря на некоторую общность содержания, значительно отличаются от исторических песен, в основном, тем, что содержат только черты лирики, а исторические песни сочетают черты лирики и эпоса.
Зарождение жанра исторической песни происходило значительно позже, чем обрядовые жанры, кроме того его формирование происходило на совершенно другой основе – эстетической, и мало другое назначение – общественно-политическое. «Историческая песня вырастала на почве всего народно поэтичного опыта масс, заверяя при этом новую, высшую степень их исторического сознания и дальнейшее художественное и общественное развитие трудового народа».
Поэтому начало возникновения жанра собственно исторической песни датируют не ранее XVв., когда национальное сознание уже была способна сотворить тексты общественно-политического (а не только практического) значение.
В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например песни о войнах и полководцах
, ко второй – песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.
Исторические песни по объему меньше былин и больше лирических песен. Кроме того это стихотворный и эпический жанр. Стих в более ранних эпических песнях близок к трехударному былинному стиху. Чаще он тяготеет к двухударности. От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева (растяжения и варьирования гласных звуков по высоте).
Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ в них динамичный, потому что лишен развитых описаний и так называемой эпической обрядности: окрашенности повествования, постоянных формул, замедлений (ретардации), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок, хотя некоторые их типы вошли в старшие исторические песни из былин.
Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубже, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами – характерная особенность исторических песен.
Таким образом, с точки зрения жанровой специфики исторические песни - явление достаточно «размытое», лишенное четких формальных параметров, которыми он резко выделяется из других жанров. Этим обусловлены значительные трудности при изучении и классификации исторических песен.
Классификация исторических песен
Различные наслоения эпох, как и многовековое «шлифовка» жанра обуславливают значительные трудности классификации исторических песен. Поэтому нетрудно понять причины несовершенства первых классификаций, осуществленные М. Костомаровым, Г. Драгомановым и Ф. Колессой. Да и современную классификацию можно считать точной лишь условно.
В классификации, представленной в работе «Исторические песни малорусского народа» с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова используется хронологический принцип, то есть исторические песни делятся на группы в соответствии со времени возникновения:
1. Песни возраста дружинного и княжеского (XIV-XV вв.).
2. Поэзия казацкого возраста (XVI-XVII вв.).
3. Песни возраста гайдамацкого (1772-1795).
4. Песни возраста рекрутского и крепостного (до 1848 г. в Австрии; 1861 – в России).
5. Песни о воли.
Эти группы в свою очередь делятся на тематические подгруппы. Так, например, поэзия казацкого возраста включала: 1) песни о борьбе с татарами и турками; 2) песни о борьбе с поляками при Хмельницком; 3) песни о гетманщине до 1709 г.; 4) песни о падении казачества; 5) песни казацкие без явных следов определенного времени. Но и при более подробном тематическом разделе эта классификация является очень условным, поскольку историческими песнями называются и думы, а также некоторые обрядовые песни (колядки, щедривки, календарь), которые, по мнению автора, относятся к этому жанру, ибо несут отпечаток исторической эпохи. К песням возраста рекрутского и крепостной, как и в казацких песен, без признаков определенного исторического времени,
относились соответственно общественно-бытовые, лирические песни.
По современной классификации исторические песни делятся на циклы по хронологическому принципу:
1. Песни времен казатчины (XV – II пол. XVII в.).
2. Песни суток Коливщины и Гайдаматчины (II пол. XVII – XVIIIвв.).
3. Песни крестьянских восстаний II пол. XIX в.
4. Песни национально-освободительных движений II пол. XX в.
А в пределах каждого цикла выделяются тематические группы. Первым и самым древним циклом есть исторические песни времен казатчины (XV-XVII вв.). Достигая корнями княжеской эпохи, они берут начало из песен того периода (Киевской Руси). Некоторые элементы историзма встречаются в так называемых героических колядках, в которых описывается бой воина-русича с врагом-чужаком (печенегом, турком). «Вероятно, что исторические песни украинского народа – особенно на ранних этапах развития – немало почерпнули из поэтики, стиля, творческой манеры древнерусских героических колядок. Действительно, при сравнении отдельных образцов этих двух видов творчества во многих моментах оказываются достаточно близки художественные аналогии, а то и целые совпадения». Примером такой колядки есть песня «Пышный, гордый, славный паничу».
Поэтому нельзя говорить о историзме этих текстов в таком понимании, как историзм героического поэтического эпоса.
Важнейшим фактором в формировании национального сознания были многочисленные опустошительные набеги на Киевскую Русь кочевых народов. Именно тогда, мобилизируются все силы на борьбу с врагом, народ начал творить героический эпос (былины, думы, исторические песни).
Поэтому ведущей тематической группой первого цикла есть песни о борьбе против турецко-татарских нападений. Сюда относят:
1) песни, которые отражают дух эпохи ордынских нападений, не указывая места или героев событий, как, например, в песне «За рекой огни горят»:
За рекой огни горят,
А миленьку в плен взяли.
Там татары плен делят.
А в долине бубны гудят,
Село наше зажгли,
Потому что на заклание людей ведут:
И богатство разграбили.
Круг шее аркан вьется,
Старую матушку зарубили,
И по ногам цепь бьется.
В них созданы картины ограбления деревни, грабежа, захват людей в плен, упоминается распределение ясыря, опустошение края чужаками, провозглашается призыв к борьбе против врагов («Когда турки воевали», «Загрустила Украина» и др.);
2) песни о храбрости рыцарей-защитников и их славную гибель в битве с врагом («Песня о побережье», «Ой поля, вы, поля» и др.). У них уже могут указываться имена героев («Песня о Михая») или конкретных исторических лиц («Песня про Байду», прототипом которого был князь Дмитрий Вишневецкий, которого замучили в турецкой неволе);
3) песни о военной победе, как например, освобождение от осады Почаевского монастыря («Ой, взошла заря»), получение Варны («Проклинала царица, вельможная пани») и др.
Несколько особняком стоит группа песен о сложные семейные коллизии, обусловлены тем, что враги торговали людьми как товаром: брат покупает сестру на рынке, теща становится рабство зятя («Ходит турчин по рыночке», «В Царьграде на базаре») и др. Но в подавляющем большинстве они являются балладами.
Другие приметы имеет вторая (количественно меньше) тематическая группа – песни о казацко-польской войне, события 1648-1654 гг. суток Хмельнитчины.
Здесь выделяются две основные темы: 1) общенародной победы, воинской доблести, героизма казаков. В них воспето конкретные битвы под Корсунем («Зажги встали козаченьки»), Жванцем («Ой из города Немирова»), Збаражем («Ой что то за конурка»), Солобкивцями («Ой как ушли казаки»), под Берестечком («Высыпали козаченьки высокой горы») и др.; 2) подвига исторических лиц, центральное место среди которых занимает фигура гетмана Хмельницкого («Не тот Ли то хмель», «Эй, не удивляйтесь, добрые люди» и др.), а также его сподвижников М. Кривоноса («Ой, все лужайкой и все каемочкой»), Д. Нечая («Ой, из-за высокой горы»), И. Богуна («В Виннице на границе», «Ой из-за горы черная туча»), Морозенко («Ой Мороз, Морозенко») и др. Эта группа существенно отличается от песен предыдущего периода, потому что здесь песни не только отражают дух эпохи, прославляют героев, но и поднимают народ на национально-освободительную войну, вселяют в людей казацкий дух, желание свободы и победы. Они преимущественно поются в ритме марша и являются производными песнями казацкого войска, которые вдохновляют их на подвиги («Зажги, встали козаченьки», «Ой, на горе и жнецы жнут»).
Третья (самая поздняя) тематическая группа песен казацкого цикла отражает колонизацию Украины Московским царизмом после Переяславского соглашения. К ней относятся песни: 1) о нарекания на неразорванный союз с Москвой, что «загубил Польшу еще и нашу Украину» («А уже лет двести»); на московских царей: Петра, «змею-Екатерину», что осквернили казацкий край, укрыли его горем; на чрезмерное доверие казацких атаманов захватчиков («Ой вы, ребята-запорожцы», «Я сегодня нечто очень скучаю», «Эй, на беду, на горе») и др.; 2) о московском плене, где основными мотивами являются гибель казаков в захватнических российских войнах или смерть на «канальских работах», в болотах Петербурга («В Глухове, в огороде», «Ой, более рекой, более Синюхой», «Ой, из-за горы черная туча», «Ой, горе нам в мире жить», «От Киева до Питера мостили мосты» и др.); 3) о событиях Руины – коварное уничтожение Запорожской Сечи в 1775 году; картины разрушения казацкой Украины и рассеивания казаков за Дунай, на Кубань, внедрение рекрутчины, крепостного права («Хорошо, хорошо», «Вылетали орлы», «Эй, веют ветры» и др.). Например, «Ой, Боже наш милостивый, помилуй нас с неба»:
Ой, еще не мир, ой еще же не мир»:
Ой, еще не мир, ой еще не мир,
Да еще и не светает,
А уж москаль запорожский степь
И кругом облегает.
А облягши же запорожский степь,
И начал граничить,
Замежувавши же запорожский степь,
Начал слободы сажати.
Летел ворон, летел черный,
То есть не ворон-коршун, –
Ой, не будет Сечи-города
И единственном числе и помощь.
Ой, летит ворон и летит черный,
Ой, летая каркает, –
И не раз, не два славнее войско
За нами заплачет.
А потихоньку река, а потихоньку быстрая
Потихоньку протекает, –
А уже наше войско славнее
И бежит назад.
Как отмечал М. Костомаров, «в песнях о разрушения Сечи слышим похоронные напевы над староукраинским казачеством, которое, послужив органом возрождения Руси, теперь должно было погаснуть, как ненужный остаток предыдущего периода народного жизни. Горечь, но без отчаяния пронизывает эти песни». Эта группа тесно связана с традицией причитаний.
Первые исторические песни
Ранние исторические песни отразили события середины ХIII в., когда отдельные русские княжества пытались остановить полчища Батыя.
В песне «Авдотья Рязаночка» рассказывается о трагедии 1237 года: старая Рязань была стерта завоевателями с лица земли, а ее жители убиты или угнаны в рабство. В песне настойчиво повторяется общее место – изображение этого бедствия:
Да, и разорил Казань (Рязань) город подлесные,
Разорил Казань-де город на – пусто…
Простая женщина благодаря своему уму и горячей любви к народу смогла возвратить из татарского плена всех соотечественников и, расселив их «по–старому да по-прежнему», восстановила город Казань, разоренный захватчиками (Казань, упоминаемая в песне, заменила более ранее исконное для сюжета Рязань). Сюжет этой песни, а возможно, и образ Авдотьи – вымышленные. Художественный вымысел опирался на поэтические формы былины и ранней (мифологической) сказки. С этими жанрами связаны стилистические клише (общие места): гиперболическое изображение врага (Напускал реки, озера глубокие; Напустил зверьев лютых), сам сюжет о путешествии в иное царство (в землю турецкую) и те препятствия, которые оказались на пути Авдотьи, мотив разгадывания трудной загадки.
Народ создал немало песен о «татарском полоне». Это в большинстве своем песни о девушках-полонянках. В одной из них рассказывалось о том, как мать в плену встретилась с дочерью, ставшей женой татарина. Сцена встречи матери с дочерью в «полоне» не лишена психологизма в передаче чувств и переживаний героев.
В песне о «Шелкан Дюдентьевиче» изображен исторический факт: восстание угнетенных жителей Твери в 1327 г. против ханского правителя Шелкана. Содержание песни выразило глубокую ненависть народа к завоевателям, что проявилось, прежде всего, в обобщенном образе Щелкана. Песня показывает бесправное трагическое положение русского народа, с которого завоеватели взимают большие подати. Щелкан Дюдентьевич в ней:
Едва ли не первым, кто обратил внимание на историзм русского народного песенного творчества, был Н.В. Гоголь. Он и ввел в литературный обиход термин «исторические песни», впервые использовал его в статье «О малороссийские песни» (1833 г.). Однако он не выделяет отдельную группу песен, а историческими называет все без исключения песни, обосновывая это тем, что в каждой песне, даже если в ней не говорится о конкретных событиях или фигуры, каким образом отражается историческая эпоха, в которую она возникла (через воспроизведения быта, народных обычаев, представлений, чувств). Он, в частности, отмечал: «Малороссийские Песни могут с полным правом называться историческими, потому что они не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашний минуте и тогдашнему состояния чувств».
Четко выделяя исторические песни как произведения лиро-эпического характера, мы отделяем их от других песен частично исторического содержания (в частности общественно-бытовых песен), в которых отсутствует сюжет и другие приметы эпичности, а тем более – от обрядовых.
Происхождение исторических песен
Процесс формирования исторических песен был сложным. Они стали складываться, когда появился жизненный материал, который необходимо было запечатлеть в народной памяти. Такой материал представляли собой события, связанные с монголо-татарским нашествием на Русь в XIII в.
Кроме того, исторические песни как сюжетный повествовательный жанр опирались на более простые, первичные рассказы о событиях, поэтому есть основание предполагать, что некоторую роль в формировании исторических песен играли устные прозаические предания. Они, с одной стороны, могли прямо служить основой сюжетов исторических песен, а с другой – своей традицией сохранения памяти об исторических событиях и лицах способствовать возникновению подобной традиции в новом песенном жанре.
Исторические песни – стихотворная форма. Поэтому можно предположить, что в качестве своего предшественника они имели подобную же форму. Ею были былины сложившиеся ранее исторических песен. Связь этих последних с былинами подтверждается вошедшими в них былинными ситуациями и выразительными средствами.
Страшные события монголо-татарского нашествия активизировали историческое сознание русского народа и его художественное творчество
, запечатлевшее эти события и трагическое положение народных масс. Все это вело к созданию произведений о монголо-татарском владычестве и судьбе русских людей. Развитию самосознания народа способствовало и начавшееся объединение русских земель, и усиление Московского господства.
Если в былинах на первом плане были широкие обобщения, на основе которых созданы картины борьбы за независимость русской земли и величественные образы богатырей, воплотившие в себе мощь русского народа и преданность родной земле, то в исторических песнях развивается более конкретное изображение исторических событий и создаются образы определенных исторических лиц.
Жанрово-стилевые признаки исторических песен
Какие же специфические черты исторических песен дают основание говорить о них как об отдельном жанре. Кроме исторической тематики и содержания, содержащей имена исторических лиц, перечень событий и др., что, несомненно, является самым значимым основанием для выделения их в отдельную группу, есть и некоторые структурные признаки, общие для всех исторических песен. То есть исследователи выделяли жанр только в соответствии с тематикой текстов, без учета жанров творческих элементов формы. Подобную неточность допустил в своей классификации исторических песен и Ф. Колесса, отнеся сюда и «песни о казачьем быте» и «песни о барщине». Последние принадлежат к лирическим песням и, несмотря на некоторую общность содержания, значительно отличаются от исторических песен, в основном, тем, что содержат только черты лирики, а исторические песни сочетают черты лирики и эпоса.
Зарождение жанра исторической песни происходило значительно позже, чем обрядовые жанры, кроме того его формирование происходило на совершенно другой основе – эстетической, и мало другое назначение – общественно-политическое. «Историческая песня вырастала на почве всего народно поэтичного опыта масс, заверяя при этом новую, высшую степень их исторического сознания и дальнейшее художественное и общественное развитие трудового народа».
Поэтому начало возникновения жанра собственно исторической песни датируют не ранее XVв., когда национальное сознание уже была способна сотворить тексты общественно-политического (а не только практического) значение.
В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например песни о войнах и полководцах
, ко второй – песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.
Исторические песни по объему меньше былин и больше лирических песен. Кроме того это стихотворный и эпический жанр. Стих в более ранних эпических песнях близок к трехударному былинному стиху. Чаще он тяготеет к двухударности. От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева (растяжения и варьирования гласных звуков по высоте).
Исторические песни – сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ в них динамичный, потому что лишен развитых описаний и так называемой эпической обрядности: окрашенности повествования, постоянных формул, замедлений (ретардации), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок, хотя некоторые их типы вошли в старшие исторические песни из былин.
Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубже, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами – характерная особенность исторических песен.
Таким образом, с точки зрения жанровой специфики исторические песни - явление достаточно «размытое», лишенное четких формальных параметров, которыми он резко выделяется из других жанров. Этим обусловлены значительные трудности при изучении и классификации исторических песен.
Классификация исторических песен
Различные наслоения эпох, как и многовековое «шлифовка» жанра обуславливают значительные трудности классификации исторических песен. Поэтому нетрудно понять причины несовершенства первых классификаций, осуществленные М. Костомаровым, Г. Драгомановым и Ф. Колессой. Да и современную классификацию можно считать точной лишь условно.
В классификации, представленной в работе «Исторические песни малорусского народа» с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова используется хронологический принцип, то есть исторические песни делятся на группы в соответствии со времени возникновения:
1. Песни возраста дружинного и княжеского (XIV-XV вв.).
2. Поэзия казацкого возраста (XVI-XVII вв.).
3. Песни возраста гайдамацкого (1772-1795).
4. Песни возраста рекрутского и крепостного (до 1848 г. в Австрии; 1861 – в России).
5. Песни о воли.
Эти группы в свою очередь делятся на тематические подгруппы. Так, например, поэзия казацкого возраста включала: 1) песни о борьбе с татарами и турками; 2) песни о борьбе с поляками при Хмельницком; 3) песни о гетманщине до 1709 г.; 4) песни о падении казачества; 5) песни казацкие без явных следов определенного времени. Но и при более подробном тематическом разделе эта классификация является очень условным, поскольку историческими песнями называются и думы, а также некоторые обрядовые песни (колядки, щедривки, календарь), которые, по мнению автора, относятся к этому жанру, ибо несут отпечаток исторической эпохи. К песням возраста рекрутского и крепостной, как и в казацких песен, без признаков определенного исторического времени,
относились соответственно общественно-бытовые, лирические песни.
По современной классификации исторические песни делятся на циклы по хронологическому принципу:
1. Песни времен казатчины (XV – II пол. XVII в.).
2. Песни суток Коливщины и Гайдаматчины (II пол. XVII – XVIIIвв.).
3. Песни крестьянских восстаний II пол. XIX в.
4. Песни национально-освободительных движений II пол. XX в.
А в пределах каждого цикла выделяются тематические группы. Первым и самым древним циклом есть исторические песни времен казатчины (XV-XVII вв.). Достигая корнями княжеской эпохи, они берут начало из песен того периода (Киевской Руси). Некоторые элементы историзма встречаются в так называемых героических колядках, в которых описывается бой воина-русича с врагом-чужаком (печенегом, турком). «Вероятно, что исторические песни украинского народа – особенно на ранних этапах развития – немало почерпнули из поэтики, стиля, творческой манеры древнерусских героических колядок. Действительно, при сравнении отдельных образцов этих двух видов творчества во многих моментах оказываются достаточно близки художественные аналогии, а то и целые совпадения». Примером такой колядки есть песня «Пышный, гордый, славный паничу».
Поэтому нельзя говорить о историзме этих текстов в таком понимании, как историзм героического поэтического эпоса.
Важнейшим фактором в формировании национального сознания были многочисленные опустошительные набеги на Киевскую Русь кочевых народов. Именно тогда, мобилизируются все силы на борьбу с врагом, народ начал творить героический эпос (былины, думы, исторические песни).
Поэтому ведущей тематической группой первого цикла есть песни о борьбе против турецко-татарских нападений. Сюда относят:
1) песни, которые отражают дух эпохи ордынских нападений, не указывая места или героев событий, как, например, в песне «За рекой огни горят»:
За рекой огни горят,
А миленьку в плен взяли.
Там татары плен делят.
А в долине бубны гудят,
Село наше зажгли,
Потому что на заклание людей ведут:
И богатство разграбили.
Круг шее аркан вьется,
Старую матушку зарубили,
И по ногам цепь бьется.
В них созданы картины ограбления деревни, грабежа, захват людей в плен, упоминается распределение ясыря, опустошение края чужаками, провозглашается призыв к борьбе против врагов («Когда турки воевали», «Загрустила Украина» и др.);
2) песни о храбрости рыцарей-защитников и их славную гибель в битве с врагом («Песня о побережье», «Ой поля, вы, поля» и др.). У них уже могут указываться имена героев («Песня о Михая») или конкретных исторических лиц («Песня про Байду», прототипом которого был князь Дмитрий Вишневецкий, которого замучили в турецкой неволе);
3) песни о военной победе, как например, освобождение от осады Почаевского монастыря («Ой, взошла заря»), получение Варны («Проклинала царица, вельможная пани») и др.
Несколько особняком стоит группа песен о сложные семейные коллизии, обусловлены тем, что враги торговали людьми как товаром: брат покупает сестру на рынке, теща становится рабство зятя («Ходит турчин по рыночке», «В Царьграде на базаре») и др. Но в подавляющем большинстве они являются балладами.
Другие приметы имеет вторая (количественно меньше) тематическая группа – песни о казацко-польской войне, события 1648-1654 гг. суток Хмельнитчины.
Здесь выделяются две основные темы: 1) общенародной победы, воинской доблести, героизма казаков. В них воспето конкретные битвы под Корсунем («Зажги встали козаченьки»), Жванцем («Ой из города Немирова»), Збаражем («Ой что то за конурка»), Солобкивцями («Ой как ушли казаки»), под Берестечком («Высыпали козаченьки высокой горы») и др.; 2) подвига исторических лиц, центральное место среди которых занимает фигура гетмана Хмельницкого («Не тот Ли то хмель», «Эй, не удивляйтесь, добрые люди» и др.), а также его сподвижников М. Кривоноса («Ой, все лужайкой и все каемочкой»), Д. Нечая («Ой, из-за высокой горы»), И. Богуна («В Виннице на границе», «Ой из-за горы черная туча»), Морозенко («Ой Мороз, Морозенко») и др. Эта группа существенно отличается от песен предыдущего периода, потому что здесь песни не только отражают дух эпохи, прославляют героев, но и поднимают народ на национально-освободительную войну, вселяют в людей казацкий дух, желание свободы и победы. Они преимущественно поются в ритме марша и являются производными песнями казацкого войска, которые вдохновляют их на подвиги («Зажги, встали козаченьки», «Ой, на горе и жнецы жнут»).
Третья (самая поздняя) тематическая группа песен казацкого цикла отражает колонизацию Украины Московским царизмом после Переяславского соглашения. К ней относятся песни: 1) о нарекания на неразорванный союз с Москвой, что «загубил Польшу еще и нашу Украину» («А уже лет двести»); на московских царей: Петра, «змею-Екатерину», что осквернили казацкий край, укрыли его горем; на чрезмерное доверие казацких атаманов захватчиков («Ой вы, ребята-запорожцы», «Я сегодня нечто очень скучаю», «Эй, на беду, на горе») и др.; 2) о московском плене, где основными мотивами являются гибель казаков в захватнических российских войнах или смерть на «канальских работах», в болотах Петербурга («В Глухове, в огороде», «Ой, более рекой, более Синюхой», «Ой, из-за горы черная туча», «Ой, горе нам в мире жить», «От Киева до Питера мостили мосты» и др.); 3) о событиях Руины – коварное уничтожение Запорожской Сечи в 1775 году; картины разрушения казацкой Украины и рассеивания казаков за Дунай, на Кубань, внедрение рекрутчины, крепостного права («Хорошо, хорошо», «Вылетали орлы», «Эй, веют ветры» и др.). Например, «Ой, Боже наш милостивый, помилуй нас с неба»:
Ой, еще не мир, ой еще же не мир»:
Ой, еще не мир, ой еще не мир,
Да еще и не светает,
А уж москаль запорожский степь
И кругом облегает.
А облягши же запорожский степь,
И начал граничить,
Замежувавши же запорожский степь,
Начал слободы сажати.
Летел ворон, летел черный,
То есть не ворон-коршун, –
Ой, не будет Сечи-города
И единственном числе и помощь.
Ой, летит ворон и летит черный,
Ой, летая каркает, –
И не раз, не два славнее войско
За нами заплачет.
А потихоньку река, а потихоньку быстрая
Потихоньку протекает, –
А уже наше войско славнее
И бежит назад.
Как отмечал М. Костомаров, «в песнях о разрушения Сечи слышим похоронные напевы над староукраинским казачеством, которое, послужив органом возрождения Руси, теперь должно было погаснуть, как ненужный остаток предыдущего периода народного жизни. Горечь, но без отчаяния пронизывает эти песни». Эта группа тесно связана с традицией причитаний.
Первые исторические песни
Ранние исторические песни отразили события середины ХIII в., когда отдельные русские княжества пытались остановить полчища Батыя.
В песне «Авдотья Рязаночка» рассказывается о трагедии 1237 года: старая Рязань была стерта завоевателями с лица земли, а ее жители убиты или угнаны в рабство. В песне настойчиво повторяется общее место – изображение этого бедствия:
Да, и разорил Казань (Рязань) город подлесные,
Разорил Казань-де город на – пусто…
Простая женщина благодаря своему уму и горячей любви к народу смогла возвратить из татарского плена всех соотечественников и, расселив их «по–старому да по-прежнему», восстановила город Казань, разоренный захватчиками (Казань, упоминаемая в песне, заменила более ранее исконное для сюжета Рязань). Сюжет этой песни, а возможно, и образ Авдотьи – вымышленные. Художественный вымысел опирался на поэтические формы былины и ранней (мифологической) сказки. С этими жанрами связаны стилистические клише (общие места): гиперболическое изображение врага (Напускал реки, озера глубокие; Напустил зверьев лютых), сам сюжет о путешествии в иное царство (в землю турецкую) и те препятствия, которые оказались на пути Авдотьи, мотив разгадывания трудной загадки.
Народ создал немало песен о «татарском полоне». Это в большинстве своем песни о девушках-полонянках. В одной из них рассказывалось о том, как мать в плену встретилась с дочерью, ставшей женой татарина. Сцена встречи матери с дочерью в «полоне» не лишена психологизма в передаче чувств и переживаний героев.
В песне о «Шелкан Дюдентьевиче» изображен исторический факт: восстание угнетенных жителей Твери в 1327 г. против ханского правителя Шелкана. Содержание песни выразило глубокую ненависть народа к завоевателям, что проявилось, прежде всего, в обобщенном образе Щелкана. Песня показывает бесправное трагическое положение русского народа, с которого завоеватели взимают большие подати. Щелкан Дюдентьевич в ней: