Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение тверской колледж сервиса и туризма.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исходя из проведенного анализа рисков, можно отметить, что в ООО «Слон» преимущественно наблюдаются риски, связанные с потерей качества услуг, отраслевыми, экономическими и потребителями туристических услуг.
2.3 Оценка конкурентоспособности развития организации ООО «Слон»
Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность; уровень образованности; высокая требовательность к комфорту и качеству услуг. Совокупность всех этих факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристических услуг.
Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продукта потенциальным туристом. Решение потребителя о покупке туристского продукта предполагает оценку и выбор определенной услуги из альтернативного набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма.17
Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем подвержено влиянию ряда факторов и имеет достаточно устойчивую структуру:
1. цель поездки.
2. поиск информации.
3. оценка альтернатив.
Покупатель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств. Каждый потребитель выделяет свои, отличные от других, приоритетные характеристики, на основании личных нужд и мотивов.
4. Покупка и потребление.
Эффективность управленческих решений в туристских организациях определяется совокупностью показателей, свидетельствующих о достижении целей и росте конкурентоспособности организации. Традиционно потребление мало интересовало продавца, ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренции происходит переориентация туристских организаций на удовлетворение и сохранение потребителей.
Выделим основные группы показателей успешной туристической организации.
1) Показатели конкурентоспособности туристической организации: доля рынка, марочный капитал, возможность использовать наилучшую ценовую стратегию, качество турпродукта, широкий выбор турпродуктов, сервисное обслуживание на высоком уровне, возможность использовать ресурсы, которые могут сделать турпродукты еще более привлекательными для целевой аудитории.
2) Показатели качества и результативности труда: компетентность и заинтересованность персонала, оборудование рабочих мест современной оргтехникой, уровень исполнительской дисциплины, выполнение календарных планов и достижение плановых показателей.
3) Показатели социальной эффективности: благоприятный социально-психологический климат в коллективе, организационная культура ориентирована на потребителя, высокий уровень корпоративности (приверженность туристической деятельности, общность целей работников и организации), поддержание особой обстановки путешествий и отдыха.
Основной результат деятельности маркетинга в туризме - параметры эффективности управленческих решений в туристических организациях. Менеджеры разрабатывают своевременные, высокоэффективные решения и могут предоставить потребителям турпродукты. Система управления качеством туристической организации - это совокупность взаимосвязанных элементов, основной целью которой является удовлетворение запросов потребителей, предоставление им услуг и турпродуктов высокого качества.
Учитывая основные мотивы путешествия такие, как желание отдохнуть с семьей (23%), желание отдохнуть за границей (48%), желание получить лечение за границей (8%), желание посетить экзотическую страну (12%) и развлечения + новизна (9%). Важно отметить, что почти все турфирмы ориентированы на предпочтения клиента, при этом любая турфирма должна стремиться завоевать покупательское расположение и доверие. Именно поэтому маркетинговые усилия должны быть направлены на формирование прочных предпочтений у действительных и потенциальных клиентов.18
Исследование было провидено с помощью построение карт стратегических групп соперничающих турфирм. В ходе исследования были определены основные показатели, характеризующие деятельность орловских турфирм: объем туристского потока, виды предоставляемых услуг, возрастной состав клиентуры, виды туров, уровень обслуживания туристов, рекламно-информационная деятельность турфирм.
Для более конкретного и наглядного выявления конкурентных позиций был использован метод построения карт стратегических групп. Этот метод сравнения соперничающих фирм является весьма эффективным.
Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм с одинаковым подходом к конкуренции и одинаковым положением на рынке.
Карта - удобное средство для анализа положения в целом на рынке туризма и для определения позиции каждой фирмы, входящей в данный рынок. Особенно наглядна карта, когда соперничающие производители многочисленны и каждого в отдельности оценивать нецелесообразно.
Карта стратегической группы составляется путем нанесения по горизонтали и по вертикали двух переменных величин, значимых с точки зрения реализации продукции, рыночной позиции каждой из конкурирующих фирм. По осям могут быть отложены различные показатели. В нашем случае это - возраст клиентов, основные направления деятельности турфирмы, доминирующий вид туризма, класс обслуживания туристов и т. д.
Карты были построены по небольшим турфирмам, чт бы дать более адекватную оценку конкурентной среды.
Была построена карта стратегических групп по таким показателям, как «класс обслуживания» и «доминирующий вид туризма»
Таблица 3 - Карта стратегических групп (доминирующий вид туризма - класс обслуживания)
Доминирующий вид туризма | Класс обслуживания | ||
| экономический | туристский | «люкс», первый класс |
Шоп-туры | Форсаж | Русские каникулы | - |
Экскурсионные туры | Элита тревл Пилигрим Мега-мир Солнечные каникулы Каприз 2000 | Каприз 200 Фонд мира Форсаж | Сеть прямых продаж Интурист(VIP отдел) |
Деловой туризм | - | - | Пегас Тур |
Спортивный туризм | - | - | Фонд Мира |
Паломнический туризм | Мега-Мир | Мега-Мир | |
Образовательный туризм | Мега-Мир Фонд Мира | Мега-Мир Фонд Мира | Сеть прямых продаж Интурист (VIP отдел) |
Лечебный туризм | Мега-Мир Каприз 2000 | Сеть прямых продаж Интурист | Сеть прямых продаж Интурист(VIP отдел) Фонд Мира |
Пляжный туризм | Сеть прямых продаж Интурист Фонд Мира Солнечные каникулы Элита тревл Пилигрим Мега-Мир Каприз 2000 Форсаж | Мега-Мир Фонд Мира Элита тревл | Сеть прямых продаж Интурист(VIP отдел) Элита тревл |
По данной карте были сделаны выводы:
1. Самыми многочисленными являются следующие стратегические группы:
организация пляжных туров эконом-класса;
организация пляжных туров туристского класса;
организация экскурсионных туров эконом-класса;
организация экскурсионных туров туристского класса.
2. Плохо представлены на рынке деловой и спортивный туризм. В деловом туризме «Пегас Тур» является единственным представителем. А на спортивном туризме так же специализируется только «Фонд Мира»
3. Единственным представителем паломнического туризма является «Мега Мир», Так как она работает на базе синагоги. В этой сфере они не имеют конкурентов.
4. Шоп-туры предлагают только две турфирмы - «Форсаж» и «Русские каникулы», однако их туры отличаются по классам обслуживания.
5. Сфера пляжного туризма имеет самую высокую конкуренцию, так как представлена почти всеми турфирмами.
Аналогичным образом была построена карта по показателям «направление деятельности» и «класс обслуживания». Эта карта позволила сделать следующие выводы:
1. Наибольшая плотность турфирм наблюдается в направлениях:
отправка за рубеж эконом-классом.
2. Низкий уровень конкуренции отмечен на рынке при предложении турпродуктов первого класса и класса «люкс».
Следующими параметрами для исследования были выбраны направление деятельности турфирмы и возраст клиентов.
Выводы из данной карты заключаются в следующем:
1. Основными направлениями деятельности турфирм являются:
организация туров по России для людей в возрасте 17-30 и 31-50 лет;
организация туров зарубежных туров по всем возрастным категориям.
2. Конкурентами фирмы «Слон» являются все фирмы, поскольку она представлена во всех предложенных сегментах.
3. Меньшая интенсивность конкуренции проявляется на рынке, ориентированном на прием и обслуживание иностранных туристов.
4. Сеть прямых продаж Интурист является монополистом на таких направлениях деятельности, как:
прием и обслуживание иностранных туристов в возрасте 7-16 лет;
прием и обслуживание иностранных туристов старше 50 лет.
По карте «возраст клиентов - виды туров» были сделаны следующие выводы:
1. Основная плотность конкуренции сложилась на сегменте рынка, где турпродукт предлагается для индивидуальных туристов.
2. Турфирмы не ориентированы на предложение групповых туров для детей в возрасте 7-16 лет и для лиц старше 50 лет.
Рассмотрев все карты в целом, выявлено большое количество стратегических групп, что свидетельствует о высокой степени конкуренции на рынке туризма. В сложившейся ситуации фирмы вынуждены конкурировать как внутри своей группы, так и между группами. В то же
время существуют и свободные ниши, которые открывают достаточно широкие возможности для турфирм, входящих в рынок.