Файл: Высшего образования ленинградской области ленинградский государственный университет имени а. С. Пушкина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление: 44.03.01– Педагогическое образование
Направленность (профиль): Начальное образование
Выпускная квалификационная работа
Применение Лего-технологии на уроках математики как средство развития познавательного интереса первоклассников
Выполнил:
обучающийся 4 курса
Донченкова Алёна Александровна
Научный руководитель:
канд. педагогических наук, доцент
Смолонская Анна Николаевна
Допущена к защите
«_____» _______ 2022 года
Зав. кафедрой ______________/Л.В. Коновалова/
(подпись)
Санкт-Петербург
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения Лего-технологии на уроках математики как средствА развития познавательного интереса первоклассников 6
1.1. Подходы к определению понятия «познавательный интерес» в педагогических исследованиях 6
1.2. Особенности развития познавательного интереса первоклассников 16
1.3. Образовательные возможности ЛЕГО – технологии на уроках для первоклассников 22
1.4 Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики 27
Выводы по первой главе 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социально-экономические, культурные и духовные преобразования общества требуют от его членов широко целостного мировоззрения. Именно поэтому так важно формировать личность ребенка на самых ранних этапах, и именно в школьной деятельности возможно реализовать процесс интеграции учебной и воспитательной деятельности. Особое внимание в современном обучении младших школьников отводится развитию познавательного интереса.
Математическое развитие школьников имеет огромное значение в их образовании. Решая примеры и задачи, ребенок приобретает новый опыт, знания и навыки. Учится логически и математически мыслить, находить решение из различных ситуаций, более успешно осваивать смежные науки в дальнейшей учебе. Нельзя пускать на самотек успеваемость детей, нужно всячески стремиться помочь им в этом сложном деле. Ведь именно в это время закладывается фундамент его дальнейшей учебы в школе.
Было проведено несколько исследований, в которых изучалось влияние игр на изучение математики. В некоторых исследованиях утверждалось, что это оказывает положительное влияние на академическую успеваемость учащихся: А.К. Абдуллаев, А.С. Бахарева, Н.И. Виноградова, в то время как в других исследованиях было обнаружено, что это не оказывает существенного влияния на академическую успеваемость учащихся: Л.В. Володина, Ю.А. Максаева, Ю. А. Дейкина. В работах И.М. Макарова, Ю.И. Топчеева, указывается, что результаты могут быть связаны с использованием стандартизированных тестов достижений вместо решения проблем, поддерживаемого играми. Это утверждение было поддержано многими исследованиями, которые показали, что использование игр в обучении помогает учащимся решать проблемы и развивать навыки критического мышления: Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский.
Развивающие игрушки LEGO в настоящее время активно используются для образовательных целей. С помощью развивающих игрушек LEGO у детей развивается детская моторика, память. Внимание и воображение. Все эти качества важны в обучении математике. Поэтому использование на уроках математики развивающих игрушек LEGO является актуальным способом развития у детей логического мышления.
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса первоклассников.
Предмет исследования – применение Лего-технологии на уроках математики как средства развития познавательного интереса первоклассников.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать комплекс уроков с применением Лего-технологии на уроках математики как средства развития познавательного интереса первоклассников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса первоклассников будет проходить успешно, если будут:
-
определены критерии и показатели развития познавательного интереса обучающихся на уроках математики; -
комплекс уроков с применением Лего-технологии на уроках математики будет включать разнообразные задания и способствовать развитию логического мышления, образного мышления, коммуникативных способностей при занятиях в группах, мелкой моторики, цветов и основ математики, повышение уверенности в себе.
Задачи работы:
-
рассмотреть подходы к определению понятия «познавательный интерес» в педагогических исследованиях; -
определить особенности развития познавательного интереса первоклассников; -
рассмотреть образовательные возможности ЛЕГО – технологии на уроках для первоклассников; -
выявить уровни сформированности познавательного интереса первоклассников; -
разработать и апробировать комплекс уроков с применением Лего-технологии на уроках математики как средства развития познавательного интереса первоклассников; -
провести анализ реализации комплекса уроков с применением Лего-технологии на уроках математики как средства развития познавательного интереса первоклассников.
Методы исследования.
-
теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; -
эмпирические: беседа с детьми, анализ детских ответов, наблюдение, разработка и проведение констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов; анализ полученных данных.
База исследования. Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 667» Невского района г. Санкт-Петербурга.
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения Лего-технологии на уроках математики как средствА развития познавательного интереса первоклассников
1.1. Подходы к определению понятия «познавательный интерес» в педагогических исследованиях
Психологи и педагоги Б.Г. Ананьев, Н.Ф. Добрынин, В.А. Крутецкий, М.Ф. Морозов, В.А. Сластенин занимались изучением развития интереса ребенка и пришли к выводу, что через интерес у ребенка устанавливается через связь с окружающим миром.
Познавательный интерес – это интерес к познанию чего-то нового, неизвестного, может быть даже запретного.
У интереса по мнению М.Ю. Шонина1 есть две стадии развития. Рассмотрим эти стадии:
1. Ситуативная стадия.
На этой стадии интерес является результатом какой-либо деятельности. В данном случае интерес носит кратковременный характер.
2. Личностная стадия
Эта стадия характеризуется пониманием смысла деятельности, ее личностной и общественной значимости.
Г.И. Щукина представляет свою классификацию познавательного интереса ребенка. Рассмотрим эту классификацию.
1. Ситуативный интерес - эпизодическое переживание.
2. Устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту для определенной деятельности.
3. Личностный интерес- направленность личности.
В детской психологии и педагогике существует несколько способов стимуляции интереса ребенка. Рассмотрим эти способы.
1. Исследовательски способ.
Данный способ можно использовать не только в образовательных учреждениях, но и родителям дома. Исследование позволяет ребенку сформулировать вывод самостоятельно, в процессе исследования ребенку становится интересно, что будет в конце и почему это так происходит.
2. Творческие работы детей.
Творческие задания направлены на развитие фантазии ребенка. Фантазия ребенка напрямую связана с развитием интереса у него. Поэтому в образовательных организациях и дома необходимо ребенку выполнять задания с творческим характером.
3. Отношения во время познавательного процесса.
Очень важно во время познавательного процесса с ребенком иметь дружелюбный контакт, не стоит агрессировать на его какие-то дополнительные вопросы или на его неумение что-либо сделать или сформулировать. Учение проходит положительно только в адекватной и спокойной обстановке.
Г.И. Щукина2 выделяют различные ситуации, которые стимулируют развитие интереса ребенка. Рассмотрим эти ситуации более подробно.
1. Педагог своим настроем налаживает благоприятную обстановку в классе.
2. Педагог проводит различные беседы, в ходе которых ребенок может высказать свою точку зрения.
3. Педагог использует доброжелательную речь в общении с детьми.
4. Педагог организует совместную поисковую работу с учащимися для налаживания эмоционального контакта и развития познавательного интереса учащихся.
На мой взгляд, не только педагог должен подпитывать познавательный интерес учащихся, но и родителям очень важно поддерживать познавательный интерес ребенка.
А.Г. Запорожец предлагает способы развития интереса у детей младшего школьного возраста, которые описываются в детской психологии3:
1. Родителям дома необходимо создать благоприятную обстановку для полноценного развития ребенка с помощью своего отношения, отношения между друг другом и так далее.
2. Родители в любых ситуациях учитывают мнение ребенка. Ребенок чувствует себя полноценной личностью и у него развивается желание к познавательному интересу.
3. Родители в общении с ребенком придерживаются позиции «на равных», но не теряют собственный авторитет перед ребенком.
4. Родителям важно организовывать различные совместные виды деятельности, которые могут помогать развивать интерес ребенка к чему-то новому.
Н.Г. Морозова4 выделила несколько характеристик деятельности, которые указывают на интерес ребенка к этой деятельности.
1. Наличие удивления, восхищения, недоумения ребенка в ходе деятельности.
2. Ребенок самостоятельно ставит задачу себе по преодолению трудности во время какой-либо деятельности.
3. Решение проблемы у ребенка проходит с трудом, но в конце концов проблема решается ребенком совместно с родителями или педагогом.
Желание интереса у ребенка начинается еще с младенческого возраста. Очень важна атмосфера, в которой ребенок живет. Поэтому развитие интереса лежит вначале на родителях. Поэтому, уже в детском саду видно, какие дети интересуются познавательной деятельностью, а какие не проявляют особого интереса к ней. Развитие ребенка начинается с семьи. Мнение родителей, что в детском саду их ребенку, который дома ничем не интересуется, научат интересоваться является ошибочным. Воспитатели в школе лишь помогают развивать ребенка, основа развития все равно принадлежит родителям ребенка.
Д.Н.Исаев5 считает, что любое сопротивление к просвещению изначально начинается с вытеснения или отторжения неудобоговоримой информации, той информации, которая чаше всего вызывает стыд, смущение, различные неприятные чувства. У ребенка возникает любопытство, какая же там находится информация. И чаще всего ребенок внешне смущается от таких вопросов, например, откуда берутся дети, чем отличается строение папы от строения мамы, как устроено свое собственное тело. В таком случае ребенок понимает, как он когда-то оказался в животе у мамы и как-то он выбрался оттуда. Отсюда начинается любопытство к исследованию сексуальных вопросов. И родителям главное развить это любопытство к исследованию в принципе. Ведь любопытство к сексуальным вопросам затем порождает любопытство к исследованию окружающего мира.
В младшем школьном возрасте родители могут стать свидетелями того, как одаренный и талантливый от природы ребенок может выразить свой потенциал и проявлять крайнюю степень отсутствия любопытства в виде полной незаинтересованности к учебе и отсутствия стремления к знаниям. Чаще всего родители жалуются, что их ребенок замучил своими многочисленными пустыми поверхностными вопросами. Пример таких вопросов: из чего сделано дерево, из чего сделаны стороны, из чего сделан стул, откуда течет вода, откуда начинается вода и так далее. Дети могут часто закидывать родителей подобными вопросами, а родители от беспомощности не знают куда от этих вопросов деться и жалуются, что не знают, как совладать с этим потоком вопросов.