Файл: Высшего образования ленинградской области ленинградский государственный университет имени а. С. Пушкина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Рисунок 6. Способ знакомства детей с геометрическими фигурами с помощью конструктора ЛЕГО

С помощью конструктора ЛЕГО дети могут развивать пространственное воображение. Например, с помощью упражнения «Построение цифр с помощью конструктора ЛЕГО» у детей развивается пространственное воображение.



Рисунок 7. Демонстрация упражнения «Построение цифр с помощью конструктора ЛЕГО»

Таким образом, использование конструктора ЛЕГО на уроках в начальной школе – это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазию, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал.


1.4 Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики


Развитию познавательного интереса на уроках математики способствуют специально созданные педагогические условия. Для этого обратимся к самому термину педагогические условия. Деятель науки Г.М. Первова28 определяет их следующим образом: «Педагогические условия – это совокупность факторов единства и взаимодействия субъектов образовательного процесса». Данные условия являются внешним обстоятельством и оказывают существенное влияние на образовательный процесс, организованный педагогом для достижения определенного результата.

В психолого-педагогической литературе есть общие педагогические условия, представленные Г.И. Щукиной29. В развернутом виде их можно представить следующим образом:

  • определенное содержание знаний, поддающееся способам осмысления;

  • нахождение таких приемов и средств, которые помогают закрепить в памяти учащихся понятия, определения, выводы;

  • организация познавательной деятельности, которая характеризуется системой умственных действий;

  • форма организации обучения, при которой ученик выступает в роли исследователя;

  • применение на уроках самостоятельных работ;

  • развитие умения активно оперировать полученными знаниями; - побуждать обучающихся к творческим работам.

По мнению Г.И. Щукиной30 развитие познавательных интересов также способствуют такие группы условий, как содержание обучения, процесс познавательной деятельности учащихся, и отношения, которые складываются в учебном процессе между его участниками (ученики - ученики, ученики - учитель).

Соблюдение педагогических условий формирует, развивает и укрепляет познавательный интерес у учеников начальной школы. К таким педагогическим условиям относятся:

  • максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

  • прохождение учебного процесса на оптимальном уровне развития учеников;

  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся.


Ситуации решения познавательных задач, размышления, столкновение различных позиций, в которых ученику нужно самостоятельно разобраться и принять определенную точку зрения – все это является основой для развития познавательного интереса31.

Для реализации первого педагогического условия можно использовать интеллектуальную активность младших школьников. По Д.Б. Богоявленской32 «Интеллектуальная активность – это личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов».

В обобщенном виде интеллектуальную активность можно понимать, как деятельность, которая не обусловлена внешней или отрицательной оценкой33.

Интеллектуальная активность имеет три уровня: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный34.

Первый уровень – стимульно-продуктивный, или пассивный, когда ученик при добросовестном выполнении задания продолжает оставаться в рамках заданного способа действия.

Второй уровень – эвристический. На данном уровне младший школьник проявляет интеллектуальную активность, не стимулированную ни внешними фактами, ни субъективной оценкой. Имея проверенный способ решения, ученик продолжает анализировать свою деятельность, сопоставлять между собой отдельные задачи, что приводит к открытию оригинальных способов решения.

Третий уровень – креативный. На данном уровне эмпирическая закономерность становится самостоятельной проблемой. Для изучения этой проблемы младший школьник прекращает деятельность, предложенную извне, и начинает другую, мотивированную изнутри.

Второе условие, обеспечивающие развитие познавательного интереса и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Именно это условие обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе постоянно совершенствующихся умений и навыков.

Благоприятная эмоциональная атмосфера важное условие развития познавательного интереса младшего школьника в учебном процессе. Образовательная, развивающая и воспитывающая функции тесно связаны с данным условием, так как они оказывают непосредственное и опосредованное влияние на интерес.

Развитие познавательного интереса во многом зависит от квалификации учителя, его методической подготовленности. Каждый учебный предмет специфичен, поэтому приемы, активизирующие познавательную деятельность тоже специфичны.


Для формирования и развития познавательного интереса на уроках математики в процессе обучения необходимо35:

  • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, не ослаблять его интерес недоверием или отрицательными оценками;

  • развивать у детей чувство собственного достоинства: партнерские отношения;

  • развивать творческие силы школьников, создавая для этого условия.

Рассмотрев уровни познавательного интереса на уроках математики.

Начальным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, любопытным явлениям, которые присутствуют в информации, получаемой учениками на уроке36.

Средним уровнем является интерес к познанию существенных свойств, предметов или явлений, составляющих более глубокую суть. Этот уровень требует от учеников активного поиска, оперирование имеющимися знаниями. Решение задач прикладного характера тесно связано с познавательным интересом данного уровня, так как школьников интересует механизм действия, а не его принцип37.

Высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям и выявлению закономерностей. Элементы исследовательской творческой деятельности сопряжены с этим уровнем. Движение ученика, который осознает существенные стороны изучаемого предмета, особенно ощутимы на высоком уровне38.

Необходимо помнить, считает А.В. Сафиуллина39, что до тех пор, пока инициатива к деятельности будет исходить от учителя, а деятельность ребенка не будет опираться на внутренние мотивы – развитие познавательного интереса будет носить ситуативный характер. А если будут отсутствовать внешние побуждения, то интерес вообще пропадет. Но если ребенок принимает поставленную задачу как эмоционально важную, то познавательный интерес будет развиваться. Важно, чтобы цель была актуальна, и младший школьник мог применять полученные знания на практике.

Игра является основным средством развития познавательного интереса на ранних стадиях. В ней ученик начальной школы активно обучается, снимает напряженность от учебного процесса, повышает эффективность обучения40
.

Игра может применяться на различных этапах урока: в начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, для повторения в конце. Игры могут быть различными как по содержанию материала, так и по форме их проведения: игры-соревнования, математические бои, кроссворды. Игры в своих работах рассматривали такие методисты, как А.А. Окунев41, Ф.Ф. Нагибин42 и другие.

Усиление практической направленности – один из способов повышения интереса к математике. Решая математические задач, младшие школьники будут видеть значимость математики для различных сфер деятельности43. Но существующие задачи плохо справляются с основной задачей математики - реализацией прикладной направленности, так как они оторваны от жизни.

Таким образом, мы видим, что познавательный интерес включает в себя интеллектуальную и познавательную активность, а также познавательную самостоятельность. Данные показатели отражают когнитивный, мотивационный, деятельностный критерии развития познавательного интереса.

Выводы по первой главе

Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности и может играть значительную роль в структуре личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обусловлено рядом условий: уровнем развития интереса, характером, местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, связью с жизненными планами и перспективами. Характер общения исследовательский. Для того чтобы знания были результатом поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать их познавательную деятельность, координируя учебный процесс.

Использование LEGO для изучения предметов поддерживает понимание учащимися концептуальных знаний по направлениям. Для первоклассников использование LEGO способствует развитию познавательных навыков.

В силу своей универсальности LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения. LEGO позволяет учиться играя.

В процессе совместной деятельности педагога с обучающимися по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, обучающиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,