Файл: Высшего образования ленинградской области ленинградский государственный университет имени а. С. Пушкина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Д.Е. Исаев6 считает крайнюю форму отсутствия такого любопытства – это отсутствие интереса к учебе впринципе. Данная форма может проявляться разными способами, например компульсивное «сидение» в телефоне, в планшете, в различных гаджетах, в компьютере. Таже ребенок может атаковать поверхностными вопросами, эти вопросы могут казаться даже. Также незаинтересованность к учебе проявляется в отсутствии у ребенка желания слушать истории, например сказки, рассказы. Родители могут предлагать ребенку посмотреть какой-нибудь интересный фильм, а ребенок может категорически отказываться это делать.

По мнению детских психологов, в каждом аспекте главное выбрать нужную тактику поведения, правильно исследовать фантазию ребенка, которая формируется на каждом этапе развития ребенка.

Н.Л. Васильева7 считают, что за теми вопросами, которые бесконечно задает родителям ребенок чаще всего скрывается какой-то скрытый бессознательный смысл, который необходимо увидеть родителям.

Например, ребенок может спросить у родителей, откуда у курицы берутся яйца и какое участие в этом принимает петух. В данном случае родителям кажется речь идет о птицах, но также здесь имеет место быть сексуальная подоплека и в таком случае ребенок может интересоваться на самом деле не птицами, а родительской сексуальностью. Ребенку на самом деле может быть интересно, какое участие в рождении детей принимает его отец. Поэтому за каждым, даже самым глупым вопросом, родителям необходимо осматривать и видеть более глубокий смысл.

Современные детские психологи считают, что если ребенок компульсивно заседает в телефоне, играх, планшете и компьютере, то родителям необходимо найти в этих играх главных героев, у которых есть определенное поведение, фантазии. Каждый герой в таком случае обозначает какой-нибудь образ: образ родителя, образ друга, образ какой-нибудь важной фигуры и т.д. Поэтому родителям необходимо с ребенком разбирать все эти игры. А если ребенок не желает слушать истории, которые рассказывают ему родители, то необходимо говорить с ребенком, с чем связано данное поведение и сопротивление ребенка. Может быть, ребенок расскажет, чем он на самом деле хотел бы заниматься вместо этого, почему ему интересно этим заниматься, истинные причины такого поведения. Или ребенок может быть выскажет какой-нибудь гнев, недоумение.


С.А. Евдокимов8 считает, что родителям необходимо создать ребенку те условия, которые помогут ему развивать интерес к познавательной деятельности.

Т.А. Колесникова9 приводит несколько правил, которым должны придерживаться родители для развития познавательного интереса ребенка.

1. Родителям не рекомендуется спать со своим ребенком в одной комнате.

Маленький ребенок хоть не понимает смысл сексуальной картины между родителями, но он впитывает на бессознательном уровне ту информацию, которая блокирует его дальнейшее развитие, блокирует его фантазии и мышление. Поэтому если родители на самом деле хотят, чтобы их ребенок развивался, не нужно спать с ним в одной комнате.

2. Родителям не нужно разрушать инстинктивные импульсы излишествами культурных традиций.

Если родители привыкли соблюдать культурные ценности, традиции, ходить в музеи и театры, это не значит, что необходимо накладывать ограничение культуры на инстинктивные импульсы своего ребенка. Родителям необходимо как можно меньше накладывать моральные запреты, следовать «правилам» своего культурного социума, это все блокирует разностороннее развитие ребенка. Например, если в семье не принято обсуждать сексуальную тематику, то не нужно блокировать эту информацию, если ребенок чем-нибудь поинтересуется из этой темы. Есть большая разница в произвольном интересе ребенка о строении своего тела и ненужной стимуляцией родителями сексуального интереса. Важно находить скрытый смысл в вопросах ребенка, но внедрять какие-то сексуальные подробности в ответ на вопрос делать не нужно. Очень важно отличать перестимуляцию сексуального интереса и от поощрения фантазирования ребенка и проявление любопытства к сексуальной тематике.

3. Поощрять любознательность.

Очень важно поощрять любое желание ребенка узнавать что-либо новое. Ведь подавленный интерес в детстве может негативно повлиять на общее развитие ребенка и повлечь за собой утрату к учебной деятельности в школе.

4. Отказаться от физического наказания и насилия.

Не стоит применять физическое насилие для воспитания ребенка. Нужно уметь говорить своему ребенку «нет». Ребенок должен понимать, что авторитетом являются родители, а не он авторитет для родителей. Это необходимо делать с младенческого возраста.

5. Воспитание за счет ограничения в любви.

Твердость и жестокость являются разными понятиями в воспитании. Твердость вносят запреты и являются опорой во время возникновения спорных вопросов.



6. Поощрение многочисленных вопросов

Родители для стимуляции познавательного интереса должны поощрять многочисленные вопросы своего ребенка. Ведь через вопросы, ребенок познает этот мир.

Помимо внешних созданных условий не стоит забывать, что у ребенка есть своя собственная позиция и свое собственное мышление, которое формируется на внешние реальности. В процессе своего развития ребенок формирует свои фантазии, которые необходимо развивать.

Н.Е. Веракса10 считает, что у каждого ребенка развитие фантазии проходят через этапы сексуального развития. В каждом возрасте есть свой этап развития и свои фантазии. Фантазию ребенка необходимо уметь читать и видеть в них скрытый смысл. Когда фантазия проработана, прожита и проанализирована, даже когда ребенок прогоняет эту фантазию много раз в различных вариациях, то удовольствие от этой фантазии уменьшается и тогда фантазия становится уже не интересующей и ребенок продвигается к следующему этапу своего развития.

Когда ребенок приходит в детский сад, то задача перед воспитателями - развить его желание развиваться. Одаренным детям воспитателю необходимо направлять в интересную для ребенка сторону развития. Тем детям, у которых не хватает учебной мотивации, воспитателю необходимо помогать развивать познавательный интерес впринципе.

Ранее детство является важным этапом развития ребенка для закладывания в ребенка тяги к познавательной деятельности.

Л.С. Выгосткий11 посвящал свои работы развитию интереса в раннем детстве.

По мнению А.Н. Леонтьева12 для развития интереса важен процесс обучения. Процесс обучения связан процессом организации и стимулирования учебной деятельности.

Т.А. Маркова13 приводит следующее определение обучения: обучение – это процесс по овладению научными ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и развитию духовных ценностей.

По мнению детских психологов развитие интереса у детей младшего школьного возраста происходит в тех ситуациях, когда дети испытывают эмоции или радость. Заставить себя заниматься тем, что не приносить им радости, дети младшего школьного возраста не смогут сделать. Поэтому организация воспитательной деятельности в первом классе является основополагающей проблемой для современной педагогике и психологии.

Зарубежный исследователь 19 века М.Ф. Гебарт14 считают развитый интерес ребенка врожденным понятием. Но в начале 20 века ученые пришли к выводу, что генетика в данном вопросе не при чем и развитый интерес ребенка младшего школьного возраста – это результат процесса обучения и воспитания.


М.Ф. Гебарт15 считает интерес совокупность эмоциональных и волевых способностей ребенка.

В педагогическом словаре есть следующее определение «Интереса»16:

Интерес – форма проявления познавательных потребностей, которые обеспечивают направленность личности на осознание смысла деятельности и тем самым мотивирует на совершение процесса познавательной деятельности.

А.Ю. Дейкина17 считает, что интерес может быть направлен на предмет или направлен на деятельность.

Л.М. Добрынин18 считает интерес динамичной структурой развития ребенка. Таким образом, чтобы развить интерес ребенка необходимо иметь план действий, направленный на это. Например, творческие работы, исследовательские работы, включение ребенка в активную деятельность.

Б.И. Додонов19 в своих работах пишет, что развитие интереса ребенка напрямую связано с его потребностями в изучении окружающего мира.

Т.А. Гризик20 в своих работах указывает, что интерес развивается у ребенка именно в процессе интеллектуальной деятельности.

Методику Монтессори также можно активно использовать для развития интереса детей младшего школьного возраста. Эта методика направлена на гармоничное развитие ребенка в целом. Данную методику активно используют педагоги и воспитатели в детских образовательных учреждениях и школах. На данный момент по все территории Российской Федерации есть очень центров по развитие ребенка по системе Монтессори.

Учитывая какое в современное время возможностей для развития ребенка, то воспитатели и родители имеют очень много возможностей. Но главное родителям не загубить интерес современными гаджетами, а использовать, например, ту же систему Монтессори в домашних условиях.

Современные воспитатели также ознакомлены со многими трудами психологов и педагогов, материал работ которых могут активно использовать в своей работе.

Таким образом обобщая все точки зрения, можно сделать вывод, что развитие интереса ребенка младшего школьного возраста связано со следующими факторами:

  • благоприятная обстановка дома;

  • участие родителей в воспитании и обучении ребенка;

  • стимуляция родителями познавательного интереса ребенка;

  • гармоничное и здоровое развитие ребенка;

  • участие ребенка в активных видах деятельности;

  • посещение ребенком секций и кружков, которые ему интересны.

Развитие интереса является очень важной психолого-педагогической проблемой. И задача родителей и учителей образовательных учреждений подпитывать этот интерес. В данном случае можно использовать пословицу «Что посеешь – то и пожнешь». Пословица означает, что вложится в ребенка в младшем школьном возрасте, то и покажет свои результаты уже в старшей школьной деятельности. Также важно понимать, что особая роль принадлежит родителям.

1.2. Особенности развития познавательного интереса первоклассников

Процесс обучения является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте, а в младшем школьном возрасте становится наиболее важным и значимым.

Для обеспечения систематической активности при овладении ведущими способами деятельности необходимым компонентом является развитие стойкого познавательного интереса.

Рассмотрим несколько зарубежных исследований познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Когнитивная функция уже на протяжении нескольких десятилетий активно изучается как отечественными психологами и педагогами, так и зарубежными.

Современные дети требуют особого подхода в сфере образования, так как они являются так называемыми «акселератами». Также современные дети живут в более компьютизированное время, что непосредственно влияет на развитие когнитивной функции современных детей и на условия получения образования. Психологи и педагогик утверждают, что современные дети почти с рождения умеют пользоваться телефонами и гаджетами, что также в дальнейшем влияет на развитие познавательной активности учащихся. Данный факт иногда ставит в затруднительное положение тех учителей, которые сами воспитывались в то время, когда телефоны и гаджеты не были распространены среди детей. Также в затруднительное положение учителей ставит тот факт, что среди школьников могут оказаться и дети с ограниченными возможностями. Так как российское образование активно внедряет инклюзивное образование. Для современного поколения этот факт является как должным. Но некоторые учителя могут оказаться к такому неготовыми как эмоционально, так и профессионально. Этот факт также оказывает влияние и на тех учащихся, которые могут оказаться в классе с «особенными детьми». Два этих факта подтверждают необходимость в проведении изучений развития когнитивной функции среди учащихся.

Рассмотрим несколько зарубежных исследований.

В 2020 году группа американских психологов проводила исследование, которое было посвящено детскому страху. В данную группу психологов вошли психологи университета Висконсин-Милуоки. Данный список состоит из Х. Юсуф, В.Л. Элерс, M. Сигал21 и других психологов университета. Данная группа авторов изучала влияние качества обучения учащихся на ресурсы обучения и памяти. Ученые считали, что фактор качества обучения оказывает влияние на пластичность нейрона, которые в свою очередь оказывают прямое воздействие на нейрофизиологический уровень обучаемости ребенка. Также по мнению ученых качество обучения влияет и на возбудимость самих нейронов.