Файл: согласовано Зав магистратурой юи ни тгу о. В. Воронин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75 заявлениях об угоне автотранспортных средств должна подвергаться проверке на предмет ее достоверности, поскольку эта информация может быть заведомо ложной (зачастую с целью сокрытия ранее совершенного дорожно-транспортного происшествия) или не соответствовать действительности в результате заблуждения заявителя (например, в случае, когда один из членов семьи без ведома остальных воспользовался транспортным средством).
Проверка по заявлению об угоне должна проводиться оперативно, поскольку любое промедление затрудняет розыск угнанного автотранспортного средства и преступника по «горячим следам».
121
Изучение опыта деятельности полиции зарубежных государств, позволяет сделать следующее выводы: в ряде государств, приняты специальные законы о борьбе с кражами и угонами автомобилей, положения которых направлены на ужесточение санкций за такие преступления. Прослеживается тенденция к ужесточению наказания за кражу автомобилей и в законодательной практике в целом; В организационном плане полицейские органы все более широко прибегают к созданию специализированных подразделений по борьбе с кражами и угонами автотранспорта, действующих совместно с общественностью; Полиция часто выступает инициатором и активным участником общенациональных и местных программ, направленных привлечения населения и общественных организаций к работе по профилактике и противодействию этим преступлениям; В области предупреждения преступлений, связанных с автотранспортом, зарубежные специалисты выделяют три основных подхода: первый подход заключается в том, чтобы сделать работу полиции в этой области более целенаправленной и конкретной; второй - относится к лицам так называемого «ситуационного» предупреждения краж и угонов (например, использование надежных замков, охранной сигнализации). Считается, что отдельные системы сигнализации удерживают некоторых воров от совершения краж.
Однако относительная эффективность различных типов охранной сигнализации еще нуждается в проверке; третий подход заключается в том, чтобы пресечь у молодых правонарушителей склонность к кражам и угонам автотранспорта еще на стадии криминального «ученичества».; Соответствующие отрасли промышленности, зачастую совместно со специалистами полиции, развернули разработку, массовое производство, и оснащение правоохранительных органов и автовладельцев техническими устройствами и
121
Корма В. Д. Основы расследования происшествий, связанных с техногенными источниками повышенной опасности / под ред. Проф. Е. П. Ищенко. – М.: издательстов «Юрлитин Форм», 2007.–192с.


76 аппаратурой, помогающими в обеспечении безопасности автотранспорта и в розыске похищенных автотранспортных средств.
122
В настоящее время в России вводятся в действие системы дистанционного контроля за оперативной обстановкой на улицах (спутниковые навигационные системы, скрытые камеры наблюдения).
Также в некоторых регионах России (Республика Мордовия – межрайонный отдел по раскрытию преступлений, связанных с автотранспортом; Тамбовская область – межрайонный отдел уголовного розыска и др.) наблюдается положительный опыт создания постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений.
Целесообразность организации подобных подразделений подтверждает позитивный опыт их работы, успешные показатели борьбы с указанным видом преступлений.
Кроме этого, создаются специальные оперативно-поисковые экипажи на патрульных автомашинах для розыска угнанного транспорта
123
К организационно техническим мерам предупреждения угонов транспортных средств можно отнести следующие мероприятия: расширение сети платных охраняемых парковок и стоянок транспортных средств с доступными для большинства населения ценами за предоставление услуг; обязательное оборудование личного автотранспорта необходимым минимумом противоугонных средств и маркировка отдельных узлов и агрегатов автомашин в целях повышения уровня противоугонной технической оснащенности индивидуального автотранспорта и др.
Проблема современных противоугонных систем заключается в том, что они дают владельцу автомобиля ложное чувство безопасности.
Автомобильная промышленность регулярно создает новейшие высокотехнологические системы и охранные сигнализации, чтобы противостоять
122
Ананиан Л. А. Опыт противодействия преступным посягательствам, связанным с автотранспортом:.
//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал. 1997. № 1. С207-212.
123
Колесников Р.В. Основные способы совершения угонов и хищений транспортных средств и меры по их предупреждению// Вестник ТГУ 2011№7 - С. 239-244

77 угонщикам. Но буквально через несколько месяцев системы теряют свою надежность, поскольку преступники раскрывают секрет их действия.
Автовладельцы считают, что сигнализации достаточно для защиты автомобиля.
Сигнализацию, чтобы она не привлекала внимание, преступники разбивают, а иногда просто топят в ведре с водой. В большинстве случаев сигнализации не автономны, то есть питаются от сети машины. При разрыве массы, сигнализация не боеспособна. Некоторые угонщики «дают» по машине заряд с электрошокера, тем самым выводя из строя сигнализацию. Для того чтобы продлить общение злоумышленника с воем сирены, надо устанавливать две сигнализации. Одна на привычном видном месте, вторая же, работающая от автономного питания, которая прячется как можно лучше.
Техника, не стоит на месте; уже в 2004г. городским судом г. Мурманска осуждена группа из нескольких человек, которые осуществляли проникновение в автомобили и последующий угон транспортных средств, используя электронные приспособления для отключения сигнализации.
124
Но главная цель сигнализации заключается в привлечении внимания. Задача любой автосигнализации потянуть время. Если не удается взломать ее за первые 7-10 минут, то практически все угонщики предпочтут оставить вашу машину в покое.
Само слово «сигнализация» говорит о том, что сигнализация может только или отпугнуть злоумышленника, или предупредить владельца, что с автомашиной уже что-то случилось.
125
Часто угонщик идет на хитрость и хочет заставить потерпевшего поверить, что сигнализация неисправна. В течение короткого промежутка времени потерпевший будет слышать сигналы того, что сработала сигнализация, без на то видимых причин. Никого рядом нет, с машиной ничего подозрительного не происходит. В этом случае, а чаще всего такие случаи бывают ночью, автовладелец выходит на улицу, выключает сигнализацию, думая, что все связано с неисправностью сигнализации, и идет спать. А с утра обнаруживает, что машины нет на том месте, на котором она была оставлена. В этом случае, особых советов не существует. При первой подозрительной ситуации, лучше
124
Ломакина Н. Г. Некоторые криминалистические вопросы поддержания государственного обвинения по делам об угонах автотранспортных средств//Вестник криминалистики/ Отв. Ред. А. Г, Филиппов. Вып. 2
(30). М.: Спарк, 2009. – С48-51.
125
Кислов В. Тысячи долларов на колесах именно такой образ преследует угонщика при взгляде на любой автомобиль, стоящий на улице. // Безопасность. Достоверность. Информация. 2006. № 65 - С. 6-11


78 отогнать машину на охраняемую стоянку и никогда не выключать сигнализацию вот в таких вот спорных случаях.
На практике одним из эффективных методов борьбы с угонами и хищениями транспортных средств уже давно служит широко применяемая за рубежом система слежения за транспортными средствами с использованием спутниковой навигации и космической связи, на что ориентируется мировое сообщество в целом.
126
Наиболее эффективными в настоящее время являются сигнализации, использующие GPS-GSM – глобальную спутниковую систему навигации.
Для самостоятельного мониторинга и охраны автомобилей через компьютер или коммуникатор сам автовладелец может контролировать: местонахождение автомобиля, в т. ч. и в случае эвакуации или угона; срабатывание охранных датчиков в салоне автомобиля; срабатывание штатной сигнализации (если произошел удар по автомобилю, например); возможность удаленного блокирования двигателя с сотового телефона или коммуникатора; возможность дистанционного управления опциями автомобиля с сотового телефона или коммуникатора, что существенно снижает риск угона автомобиля.
Доступность подобных охранных систем позволит существенным образом снизить количество преступных посягательств на транспортные средства.
Технологический прорыв, позволил создать компактные, относительно недорогие, весьма надежные спутниковые системы, которые позволяют осуществлять не только мониторинг объектов, на которые они установлены но и их охрану. Сейчас этими системами владеют частные пользователи, автопарки, оснащен ими любой транспорт – морской, железнодорожный, промышленно-строительное оборудование. Для частных пользователей эти системы являются охранными, а для остальных групп пользователей они еще и помогают быть в курсе состояния дел с автотранспортом, который постоянно перемещается.
Несмотря на все преимущества таких систем, должны понимать, что само устройство спутниковой охранной системы не свободно от воздействия извне. Наиболее уязвимым является в этом смысле канал связи GSM-оператором. Не секрет, что сейчас существуют стандартные устройства, которые нередко называются конференц- устройствами: для того, чтобы звонки телефонов не мешали проведению какой-либо конференции, в зале просто ставится глушитель сигналов телефонов GSM, и телефоны
126
Сорокун Н. С. Вопросы противодействия неправомерному завладению транспортным средством со стороны негосударственных организаций // Юристъ – Правоведъ. 2008. № 6. С. 113-115.


79 перестают работать. Злоумышленники, которые угоняют хорошо оснащенные автомобили, подготовлены весьма и весьма совершенно.
Очевидно, что сама по себе совершенная охранно-поисковая система со спутниковой навигацией не является панацеей от угона, особенно когда речь идет о дорогостоящих автомобилях. Лучший выход это индивидуальный комплекс охраны, причем выполненный профессионалами с учетом специфики конкретного автомобиля.
127
Лучше всего использовать комплекс мер, включающих как электронные, так и механические средства. Хорошо, если их будет несколько. На взлом нескольких разных устройств безопасности требуется большое количество времени, а значит, высока вероятность, что угонщика или вора кто-то спугнет или он сам из осторожности не станет возиться с взломом вашей машины. Но не стоит вселять уверенность, в то, что оснастив свою машину целым списком «грозных» устройств, вероятность её угона можно снизить практически до нуля.
На самом же деле, многие противоугонные системы работают по одному и тому же принципу, да и количество точек размещения, подключения, блокировки двигателя в современных машинах довольно ограниченно. А это значит, что куча систем будут дублировать друг друга, не повышая общую эффективность комплекса.
Автомобилисты полагают, что надежное пристанище для машины - это гараж. Но гараж не только не предохраняет автомобиль от угона, но часто является помощником для угонщика. Ведь в закрытом пространстве у преступника есть возможность долго открывать машину и бороться с ее противоугонными системами, будучи защищенным от посторонних взглядов. Но, не смотря на этот факт, уж лучше ваш автомобиль, будет находиться в индивидуальном гараже. В этом случае гараж будет являться препятствием.
Поэтому если ваш автомобиль стоит в индивидуальном гараже, то основная мера безопасности - укрепление гаража.
Чтобы не провоцировать преступника не стоит парковаться в темном безлюдном месте, где угонщик может неторопливо и без свидетелей заняться взломом. Зачастую такие автомобили угоняют не потому, что это входило в планы преступников, а лишь потому, что он находился в слишком удобном для «угонщиков» месте.
127
Кислов В. Тысячи долларов на колесах именно такой образ преследует угонщика при взгляде на любой автомобиль, стоящий на улице. // Безопасность. Достоверность. Информация. 2006. № 65 - С. 6-11

80
Лучше всего выбирать населенные районы с оживленными улицами, где постоянно ходят люди, и имеется большое количество других автомобилей. На ночь не стоит бросать автомобиль у подъезда или на неохраняемой площадке.
«Иммобилайзер», в переводе с английского – это «обездвижетель», устройство, которое не дает автомобилю двигаться. Бывают и электронные иммобилайзеры, и механические. Причем владельцам автомобилей необходимо хорошо понимать, что и спутниковые системы, и современная сигнализация, и иммобилайзеры – это очень сложные системы, которые требуют четкого, профессионального подхода к установке.
128
Механическая защита автомобиля практически так же популярна у автолюбителей как электронная. Фактически, она служит первым рубежом защиты транспортного средства.
Автовладельцы чтобы предотвратить угон автомобиля ставят на свои машины специальные так называемые «секретные замки» и другую механическую защиту. Однако не всегда можно защитить свой автомобиль таким способом. Ведь профессиональные угонщики имеют специальные инструменты и приспособления, которые с определенной степенью условности можно отнести к техническим средствам. Как правило, в качестве таких выступают различные ключи, отвертки, спицы, линейки, отмычки, универсальные ключи и т.п. Причем такого рода приспособления можно легко приобрести, например через интернет.
Так, гр-н А. ножом открыл замок водительской двери автомобиля ВАЗ 21063.
Путем скручивания проводов замка зажигания, запустил двигатель. Совершил незаконную поездку по улицам г. Томска, в результате, которой был задержан сотрудниками полиции.
129
Механические противоугонные системы зачастую трудны для взлома, однако сказать, что они являются непреодолимой преградой, тоже нельзя. У угонщиков имеются современные специальные инструменты для распиливания самых прочных замков, установленных на автомобилях. Иногда, даже трудно определить, каким именно инструментом производилось разрушение замка.
130 128
Кислов В. Тысячи долларов на колесах именно такой образ преследует угонщика при взгляде на любой автомобиль, стоящий на улице. // Безопасность. Достоверность. Информация. 2006. № 65 - С. 6-11 129
Архив Ленинского районного суда г. Томска, уголовное дело № 1- 347/2012 130
Кислов В. Тысячи долларов на колесах именно такой образ преследует угонщика при взгляде на любой автомобиль, стоящий на улице. // Безопасность. Достоверность. Информация. 2006. № 65 - С. 6-11


81
Угоны и кражи транспортных средств совершаются не только с использованием механических приспособлений (например, гидравлические щипцы, баллончик с жидким азотом или монтажной пеной, различного рода электромонтажный инструмент и т.д.), но и с использованием сканирующих электронных средств, таких как, например, «паук», который используется как проводка системы зажигания, нейтрализующая электронные блокираторы с помощью набора проводов (применяется при хищениях и угонов автомобилей в основном отечественного производства).
131
В силу того, что чаще всего угоняют отечественные не очень дорогие автомобили, у них отсутствуют серьезные противоугонные системы и устройства необходимо использовать не только профессиональные, но и народные противоугонные методы.
Можно снять и унести домой аккумулятор. Альтернативой этому методу может стать снятие бегунка на трамблере, а еще лучше поставить туда другой, но бракованный. Это же можно сделать с крышкой трамблера и проводкой.
132
Перечисленные возможности, конечно же, не являются исчерпывающими.
Зачастую сами автомобилисты создают уникальные образцы противоугонных устройств, которые просто не получают массового распространения.
Но ни одно из современных противоугонных средств не дает абсолютной защиты автомобиля.
В условиях массового и серийного производства противоугонная система устанавливается стандартно. Есть очень хорошие, в принципе, системы, но при установке на заводе, на конвейере есть места соединения всегда одни и те же, как и места расположения блоков. И это достаточно быстро становится известно профессионалам угонщикам. Все, что надо делать со штатной заводской установкой, становится им известно достаточно быстро.
133
Но, не смотря на то, что защитить свой автомобиль нельзя на 100%, лучше перестраховаться и защитить свой автомобиль. Ведь как уже было сказано угоняют в основном автомобили, не оборудованные, какими либо средствами защиты.
131
Колесников Р. В. О состоянии и особенностях угонов и хищений транспортных средств// Вестник
Воронежского института МВД 2010 № 1 – С90-96 132
Шипицына А. С., Вашкина Н. А., Васильева А. В. Анализ динамики угонов автомобилей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11. С. 309-311.
133
Кислов В. Тысячи долларов на колесах именно такой образ преследует угонщика при взгляде на любой автомобиль, стоящий на улице. // Безопасность. Достоверность. Информация. 2006. № 65 - С. 6-11