Файл: согласовано Зав магистратурой юи ни тгу о. В. Воронин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11 совершенно другое преступление.
Впоследствии, в постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР, разъяснено, что
«Угон автомототранспортных средств надлежит квалифицировать как совершенный повторно во всех случаях, когда лицо ранее совершило аналогичное преступление, независимо от того, было ли оно за то преступление осуждено». При этом, Верховный Суд
РСФСР, имел в виду только деяние, предусмотренное ст. 212.1 УК РСФСР. Для квалификации угона, как совершенного повторно, не имело значения, являлся ли предшествующий случай оконченным преступлением или покушением на угон.
Если судимость, за ранее совершенный угон автомототранспортных средств, с виновного была снята либо погашена в установленном законом порядке, а также, если к моменту совершения нового преступления, истекли сроки давности уголовного преследования за угон транспортных средств, совершенный ранее, то угон автомототранспортных средств не мог квалифицироваться как повторный.
По вопросу совершения угона автомототранспортных средств несколькими лицами по предварительному сговору, действия каждого из лиц, в зависимости от содеянного, должны рассматриваться либо как соучастие в совершенном преступлении, либо как соисполнительство.
При этом, независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял угнанным транспортным средством, в случаях соисполнительства, действия всех участников надлежало квалифицировать по ст. 212.1 УК РСФСР.
Официальная статистика по хищениям и угонам автомототранспортных средств, в
Советском Союзе, в отличие от западных стран, не велась.
Однако, учитывая количество автомототранспорта в 50-е гг. в СССР, можно предположить, небольшое количество преступлений данного вида. Отсутствие предмета для краж, повышенное внимание населения к автомототранспорту, привели к отсутствию такого вида противоправных деяний.
В 90-ые гг. в России происходит социальная революция, смена социально- экономического строя, изменение социальной структуры общества.
Изменения в обществе повлекли изменения в законодательстве. Закон от
01.07.1994 ст. 212.1 исключает из УК РСФСР. Но в главу V УК РСФСР "Преступления против собственности" данным законом вводится статья 148.1 "Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения".
Таким образом, законодательством устанавливается приоритет охраны интересов
12 собственника транспортного средства над интересами охраны сферы общественного порядка или общественной безопасности.
При этом законодатель предусматривает в числе обстоятельств, отягчающих ответственность за неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом, в качестве дополнения:
- причинение значительного вреда собственнику;
- совершение преступления организованной группой;
- уничтожение или утрата транспортного средства, лошади или иного ценного имущества.
При этом происходит ужесточение ответственности за неправомерное завладение имуществом. Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения наказывалось лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, либо соединенные с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия, а равно причинившие собственнику значительный ущерб, наказывались лишением свободы на срок от трех до семи лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом от пятнадцати до ста минимальных размеров оплаты труда.
4
Если же выше предусмотренные действия, были соединены с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия, то деяние наказывалось лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Если же, эти же действия, предусмотренные выше, совершались организованной группой либо влекли уничтожение или утрату транспортного средства, лошади или иного ценного имущества, то деяние наказывалось лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Расположение статьи было сохранено и в УК РФ 1996 года. В главу 21
«Преступления против собственности» (раздел VIII «Преступления в сфере экономики») была включена ст.166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
4
Федеральный Закон от 01.07.1994 N 10-ФЗ «О внесение изменений и дополнений в уголовный кодекс
РСФСР и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР [Электронный ресурс]:// Официальный сайт компании
«КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/
13
На данный момент статья 166 УК РФ состоит из четырех частей.
Часть 1 содержит основной состав этого преступления без квалифицирующих признаков.
В соответствии с частью 1 ст. 166 УК РФ, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
В части 2 ст. 166 УК РФ установлена ответственность за угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, что наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.
Нужно разъяснить, что под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (пункт "в" части 2 статьи 166 УК РФ) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связыванием рук, применением наручников и т.п.).
При угоне автомобиля или иного транспортного средства, совершенного несколькими лицами по предварительному сговору, действия каждого следует рассматривать как соучастие в преступлении, то есть как соисполнительство (часть 2 статьи 34УК РФ), квалифицируя содеянное ими по пункту "а" части 2 статьи 166 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял транспортным средством.
Более общественно опасным видом данного преступления, согласно ч. 3 ст. 166 УК
РФ, является угон, совершенный организованной группой, либо повлекший причинение особо крупного ущерба, который наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.
При квалификации действий лица, совершившего неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, по части 3 статьи 166 УК РФ в случае причинения особо крупного ущерба судам следует исходить из фактически понесенных владельцем расходов, связанных с ремонтом найденного автомобиля в случае, если он
14 поврежден во время угона.
В случаях, если транспортное средство в процессе совершения угона, получило технические повреждения, исключающие дальнейшую возможность его восстановления и эксплуатации, то размер причиненного ущерба следует исчислять исходя из его фактической стоимости на день совершения указанного преступления.
В указанных случаях дополнительной квалификации действий лица по статье 168
УК РФ не требуется.
Наиболее опасными считаются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 166 УК РФ, который совершены с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. За совершение данных деяний предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двенадцати лет.
Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается также совершение поездки, под управлением владельца или собственника транспортного средства, в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия (в соответствии с пунктом "в" части 2, либо частью 3 или 4 статьи 166 УК РФ), поскольку в таком случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.
1.2 Ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения в зарубежном законодательстве
Среди ученых-юристов и законодателей по сегодняшний день продолжается научная дискуссия, касательно судьбы уголовно-правовой нормы об угоне автомобилей и иных транспортных средств, ее месте в УК РФ, о предмете данного вида преступления, о возможности замены уголовной ответственности на административную за данный вид противоправного деяния, о пересмотре квалифицирующих признаков данного преступления. В этих обстоятельствах, целесообразно сравнение состояния этих проблем и законодательных решений в уголовном законодательстве других стран, с целью использования их положительного опыта.
5
При рассмотрении уголовного законодательства ряда зарубежных стран,
5
Сухомлинов Д. В. Современное состояние зарубежного и российского уголовного законодательства об ответственности за угон транспортных средств и пути его совершенствования // Проблемы в российском законодательстве 2009 № 1 - С.191-192
15 наблюдаются разные подходы, используемые при рассмотрении ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
В таких странах, как Албания, Тунис, Боливия, Португалия, Индия, Афганистан,
Пакистан, Япония, страны Южной Америки, Румыния и т.д., уголовный закон не выделяет специальной, отдельной нормы, предусматривающей деяние в форме временного завладения чужим имуществом. Его признаки, как правило, охватываются нормами о воровстве.
Напротив, уголовное право Австрии, Германии, Польши, Швеции, Швейцарии,
Дании, Голландии, Кореи, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Украины, Франции,
Финляндии, Норвегии, Испании и ряда других стран предусматривают отдельные специальные нормы, устанавливающие уголовную ответственность за деяния, которые обладают признаками временного, неправомерного завладения чужим имуществом без цели хищения.
Однако, несмотря на существование в большинстве стран норм аналогичных ст.166
УК РФ, в других государствах для данного преступления характерны несколько иные объективные и субъективные признаки.
В Уголовном кодексе Федеративной республики Германии (далее УК ФРГ) в разделе 19 "Кража и присвоение" предусматривается ответственность за незаконное использование транспортного средства (§ 248b). Лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом, если по другим предписаниям деяние не подлежит более суровому наказанию, наказывается тот, кто воспользуется автомобилем или велосипедом против воли его владельца (ч.1). УК ФРГ признает уголовно-наказуемым и покушение на преступление (ч.2). Уголовное преследование допускается только по заявлению потерпевшего (ч.3). В ч.4 дается понятие предмета преступления - автомобилями в смысле этого предписания являются автотранспортные средства, которые приводятся в движение машинной силой; сельскими автотранспортными средствами являются такие, которые двигаются без использования рельсового пути
6
Такой вид преступления, как незаконное использование транспортного средства для
Германии является достаточно распространенным преступлением. Однако сам запрет
6
Уголовный Кодекс ФРГ: принят 15 апреля 1871г. [Электронный ресурс]:// http://www.law.edu.ru
16 является новым. Он восходит к 1932 году и введен в Германии в 1953 году. Основным отличием от ст.166 УК РФ, по которой ответственность наступает в том случае, когда транспортное средство приведено в движение любым способом (в том числе уведено, транспортировано) с места стоянки, УК Германии предусматривает передвижение транспортного средства только при помощи собственных механизмов.
Уголовным кодексом Норвегии, главой 24 "Хищение, воровство и незаконное использование" предусмотрена ответственность в случае незаконного использования транспортного средства. В соответствии с нормой данной статьи, наказанию подлежит лицо, неправомерно взявшее то транспортное средство, которое не принадлежит ему или не находится у него на службе. Под транспортным средством понимается любое средство передвижения (в том числе велосипед), которое имеет движущий механизм. За незаконное использование транспортного средства назначается наказание в виде штрафов или тюремного заключения сроком до 3 лет. Наказание в виде тюремного заключения сроком до 5 лет может применяться, если такое использование транспортного средства привело к значительному ущербу для лица, имущества или если виновный ранее уже был осужден за угон транспортного средства. При чем, по УК Норвегии ответственность наступает по данной статье и за угон транспортного средства и за угон судна, которое имеет движущий механизм, а также летательного аппарата
7
Оконченным, такое преступление, как временное завладение чужим имуществом, в подавляющем большинстве случаев, считается либо с момента завладения, либо с начала использования чужого имущества. Следовательно, состав преступления формальный.
Исключением в данном случае являются, пожалуй, только Швейцария и США, где состав данного преступления сконструирован по типу материальных.
В отличие от прецедентного права, для романо-германского уголовного права характерно ярко выраженное стремление к разделению уголовной ответственности за разные виды имущественных посягательств. Европейским уголовным правом традиционно выделяется временное завладение имуществом в качестве самостоятельного преступления, проводится разграничение с хищением, как по объективным признакам, так и по субъективным. При этом, в таких странах, как Англия и США, неправомерное завладение чужим имуществом, подлежит такой же ответственности, как и хищение, то в континентальном уголовном праве временное завладение имуществом трактуется в
7
Уголовный Кодекс Норвегии: принят 29 мая 1902 г. [Электронный ресурс]:// http://www. law.edu.ru
17 качестве менее тяжкого преступления, граничащего с уголовным проступком.
При этом для кражи характерно определение, как "незаконное взятие с намерением присвоить то, что принадлежит другому лицу", то нормы, предусматривающие ответственность за временное завладение, обязательно содержат специальные указания в диспозициях статей со ссылкой на кратковременность (Польша) или длительность срока неправомерного владения чужим имуществом
(Австрия).
Причем нередко продолжительность времени нахождения чужого имущества в незаконном владении виновного имеет вполне конкретные пределы. Так по УК Испании, лицо признается виновным в совершении именно временного завладения, а не хищения (более тяжкого преступления), если возвратит имущество (машину или мотоцикл), прямо или косвенно, в том же состоянии, в каком оно находилось на момент похищения, и если срок не превысил
48 часов. При невозвращении транспорта в указанный срок, деяние наказывается как ограбление или кража, соответственно.
8
В ряде уголовного законодательства зарубежных стран предусмотрен институт
«добровольного возврата» позаимствованного имущества. Данный институт имеет уголовно-правовое значение и предусмотрен законодателем в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, либо наоборот.
В соответствии с примечанием к ст.184 УК Грузии, если виновный в противоправном завладении автомобилем или иным механическим транспортным средством без цели присвоения, в течение 24 часов добровольно, без повреждений вернет автомобиль или иное механическое или транспортное средство, наказание сокращается ему наполовину
9
Для системы наказаний с случаях неправомерного завладения имуществом в зарубежных странах преобладают штрафные санкции и маленькие сроки лишения свободы. Размеры штрафов, как правило, в санкции статьи не определяется, но из общего правила бывают исключения. Уголовным законодательством Австрии за временное завладение чужим имуществом предусмотрен штраф в размере 360 трудодней, в Испании размер штрафа составляет от трех до восьми размеров заработной платы, в США размер штрафа зависит от денежного эквивалента позаимствованного имущества. Лишение свободы за данное преступление назначается в виде тюремного заключения или ареста. В
8
Уголовный кодекс Испании: принят 24 мая 1996г. [Электронный ресурс]: // http://www. law.edu.ru
9
Уголовный Кодекс Грузии: принят 22 июля 1999 г. [Электронный ресурс]:// http://www. law.edu.ru
18
Швеции и Австрии срок тюремного заключения за совершение временного завладения не может превышать шесть месяцев, в Дании - один год. В Польше неправомерное завладение наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до пяти лет, в
Германии - до трех лет.
Если рассмотреть систему особенной части уголовного законодательства зарубежных стран, то по месту расположения уголовно-правовых норм об ответственности за угон транспортных средств, можно выделить различные варианты решения данного вопроса.
Например, во Франции, Швеции, Республики Беларусь, Кыргызской Республики,
Польше, Таджикистане основным объектом, который ставится под охрану исследуемым составом преступления, являются общественные отношения собственности. Так, в УК
Франции уголовно-правовая норма об угоне транспортных средств расположена в Книге 2
«О преступлениях и проступках против собственности»; в УК Швеции – в главе 8 «О краже, разбое и других преступлениях, связанных с похищением имущества»; в УК
Республики Беларусь – в главе 24 «Преступления против собственности»; в УК
Кыргызской Республики – в главе 21 «Преступления против собственности»; в УК
Польши – в главе 35 «Преступления против имущества»; в УК Республики Таджикистан – в главе 26 «Преступления против собственности». К этой группе государств можно отнести также Россию, так как ст. 166 УК РФ расположена в главе 21 «Преступления против собственности».
Ряд зарубежных стран подходит к решению данного вопроса по иному. В Эстонии уголовно-правовая норма, предусматривающая угон транспортного средства, находится в главе «Преступления против общественного порядка и общественной безопасности».
Кроме того, существует ряд правовых систем, в которых уголовно-правой нормой об угоне транспортных средств охраняются общественные отношения, связанные с безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Так в УК Болгарии норма об угоне транспортных средств находиться в разделе 2 «Преступление на транспорте и других путях сообщения» главы 11 «Общеопасные преступления»; к УК Республики
Узбекистан данная норма размещена в главе 18 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
10 10
Сухомлинов Д. В. Современное состояние зарубежного и российского уголовного законодательства об ответственности за угон транспортных средств и пути его совершенствования // Проблемы в российском законодательстве 2009 № 1 - С.191-192
19
Для уголовного законодательства стран
СНГ характерна общность законодательства, что определено существовавшим ранее единым правовым пространством и единой правовой системой. Тем не менее, с учетом национальной политики различных государств, в правовых системах имеются некоторые особенности, которые сложились и развивались под воздействием сложившихся традиций и под влиянием ситуации, связанной с развитием общественных отношений в сфере транспорта в конкретной стране.
Для государств постсоветского пространства в основном характерно указание на такой обязательный признак состава временного завладения как отсутствие цели хищения.
Близким по форме и содержанию с УК РФ является также законодательство
Азербайджанской Республики, Республики Туркменистан, Республики Таджикистан,
Грузии. Их объединяет то, что структурно статья предусматривающая угон транспортного средства расположена в разделе «Преступления в сфере экономики», в главе
«Преступления против собственности».
Нельзя, не обратить внимание, на существование таких правовых систем, в которых предмет соответствующей уголовно-правовой нормы вообще не определен.
Например, в ст. 267 УК Республики Узбекистан говорится просто о транспортном средстве, и не раскрываются вообще никакие характеристики.
11
В странах СНГ ориентиром для определения степени тяжести временного завладения служит Модельный кодекс для государств - участников СНГ.
Модельный
Уголовный кодекс представляет собой рекомендательный законодательный акт для Содружества Независимых Государств. Данный документ официально является основой для формирования уголовного законодательства стран - участниц СНГ. В странах СНГ ориентиром для определения степени тяжести временного завладения является данный документ. Статья 249 Модельного кодекса предусматривает следующее:
1) Завладение автомобилем или иным ценным имуществом без цели хищения - преступление небольшой тяжести.
2) То же действие, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору,
11
Сухомлинов Д. В. Современное состояние зарубежного и российского уголовного законодательства об ответственности за угон транспортных средств и пути его совершенствования // Проблемы в российском законодательстве 2009 № 1 - С.191-192
20 б) с насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия - преступление средней тяжести.
3) Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные: а) в крупном размере, б) организованной группой, в) с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или с угрозой применения такого насилия - тяжкое преступление
12
Рекомендации Модельного Уголовного кодекса СНГ в национальном законодательстве были использованы с учетом политических, идеологических, экономических и социальных интересов государств, а также законодательных традиций, которые за годы советской власти, по сути, были нивелированы, а новые за короткое время самостоятельной государственности в полной мере еще не сложились.
13
В Уголовном кодексе Республики Украины (далее – УК РУ) в разделе 11
«Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» содержится норма, которая предусматривает ответственность за «Незаконное завладение транспортным средством» (ст. 289 УК РУ). При этом, диспозиция ч. 1 ст. 289 УК РУ указывает на незаконное завладение транспортным средством с какой-либо целью.
Часть 4 ст. 289 УК РУ предусматривает возможность освобождения судом от уголовной ответственности лица, которое впервые совершило действия, предусмотренные вышеуказанной статьей (за исключением случаев незаконного завладения транспортным средством с применением насилия к потерпевшему, либо с угрозой применения такого насилия), добровольно заявившего об этом правоохранительным органам, возвратившего транспортное средство владельцу и полностью возместившего причиненный ущерб
14
В соответствии с УК Республики Молдова, УК Республики Узбекистан и УК
Украины угон транспортного средства без цели его хищения, является преступлением,
12
Модельный Уголовный кодекс для государств - участников СНГ: принят Постановлением
Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г №7-5. [Электронный ресурс]:// http://www.lawlibrary.ru
13
Рузевич О. Р. Уголовно-правовое регулирование угрозы в преступление против собственности по законодательству зарубежных стран // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 3 – С.179-
186 14
Уголовный Кодекс Республики Украины: принят 5 апреля 2001 г. [Электронный ресурс]:// http://www.
Kodeksy.com.ua