Файл: Кафедра экономики и управления инновационными системами курсовая работа источники и формы финансирования инновационной деятельности.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
26 научных исследований, недостаток собственных средств у предприятий, ограниченность возможностей получения кредитов и займов, высокий экономический риск, который усиливается общей макроэкономической нестабильностью, низкий уровень доходов населения отсутствие ощутимых налоговых и других льгот при осуществлении инновационной деятельности.
3.2. Пути совершенствования финансирования инновационной деятельности
Способы улучшения финансирования инноваций
1. Финансирование является ключевым аспектом инновационного процесса, особенно на ранних этапах. Система финансовой поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации недостаточно развита. В этой связи особенно остро стоит нехватка финансирования для предприятий малого бизнеса и экспорта. По мере продвижения России по пути «догоняющего развития» будет возрастать потребность в фондовых организациях: рынках ценных бумаг, неформальных инвесторах, венчурных фондах. Важными компонентами любой стратегии развития являются эффективный банковский сектор и необходимые структуры поддержки, которые создают благоприятные условия для привлечения достаточных инвестиционных фондов.
На государственном уровне необходимо принять меры по расширению системы финансовой поддержки инновационной деятельности, развитию систем финансирования инноваций могло бы способствовать:
Предоставление налоговых стимулов для стимулирования инноваций;
Внедрение новых механизмов финансовой поддержки предприятий на начальных этапах инновационного цикла: льготное кредитование, инновационные ваучеры и гранты, государственные гарантии по кредитам для инновационных предприятий, отвечающие минимальным требованиям;
27
Обеспечение целевой государственной поддержки развития частного финансирования инновационных проектов на ранних этапах их реализации.
2. Система государственной поддержки инноваций и финансирования бизнеса во многом основана на принципе избегания рисков. Стремление к эффективному использованию государственных средств понятно и логично, но важно помнить, что ни одна инновация не без риска. Государственная поддержка инновационной деятельности является ключевой, именно потому, что государство может позволить себе более высокий уровень риска, чем частные предприятия, и, соответственно, может предоставить большие потенциальные выгоды обществу в целом.
Для содействия инновациям система государственной поддержки инноваций должна обеспечивать более высокий уровень риска и быть терпимым к неудачам отдельных проектов. Возможные шаги в этом направлении:
При выборе проектов для финансирования необходимо установить возможность безуспешного выполнения их части; в частности, предлагается определить конкретные условия для неприменения санкций, предусмотренных правилами отказа;
Улучшить процедуру оценки завершенных проектов, предоставляя четкие критерии применения требований к снижению риска для прорывных и перспективных проектов.
3. В Российской Федерации реализуется широкий спектр программ поддержки инновационной деятельности. Некоторые из них - программы для инвестиций в технологическую модернизацию, а не настоящие инновации. Для дальнейшего развития систем поддержки инноваций необходимо провести четкое различие между инвестициями и подлинными инновациями. Результаты инвестиционных проектов легче прогнозировать, что делает их более подходящими для кредитования (финансирования).
Необходимо пересмотреть и переориентировать существующие механизмы государственной поддержки инноваций в Республике Беларусь с
28 учетом различий в характере и типе рисков, связанных с реализацией проектов различного типа. Одновременно следует расширить спектр механизмов поддержки подлинных инноваций. Конкретные шаги в этом направлении могут включать:
Ограничение круга получателей государственной поддержки инвестиционных проектов (т.е. проектов с относительно низкими рисками) малые и средние предприятия, которые могут компенсировать свои трудности с получением банковских кредитов;
Разработка четких критериев предоставления государственной поддержки подлинным инновационным проектам с высокими рисками;
Расширение и диверсификация механизмов государственной поддержки подлинных инноваций с учетом стоимости, продолжительности, рискованности проекта и других критериев;
4. Важной характеристикой любой системы поддержки инноваций является простота ее структуры. Система, действующая в Российской
Федерации, уже довольно сложна, и некоторые участники (особенно малые и средние предприятия) могут испытывать трудности с взаимодействием с ней.
Система предусматривает установление достаточно четких параметров ожидаемых результатов (конкретные типы продуктов, экономические показатели), но большинство успешных инноваций характеризуются плохой предсказуемостью результатов.
Вывод:
Для упрощения системы поддержки инноваций и реализации перспективных возможностей для инновационного развития рекомендуется:
Пересмотреть структуру государственных программ, разделив их на категории: технологические, целевые, широкомасштабные;
Исключить поддержку программ модернизации из сферы деятельности государственных инновационных программ (возможно, сделать исключение для малых и средних предприятий)
29
Заключение
По результатам этой работы можно сделать следующие выводы:
Чтобы добиться успеха в любом бизнесе, вам нужно спланировать каждое действие. То же самое происходит и в бизнесе. Чтобы получить желаемый результат и не потерять инвестированные средства, при реализации нового инвестиционного проекта необходимо тщательно разрабатывать и прогнозировать развитие событий на всех его этапах. В рамках предварительного инвестиционного планирования составляется документ, например бизнес-план. Бизнес-план - это специальный обобщающий документ, который содержит программу для выполнения последовательности бизнес- транзакций, выполняемых в процессе создания нового бизнеса.
Каждому предприятию необходимо планировать, как и всю национальную экономику в целом, поэтому отдельную отрасль промышленности в частности.
Планировать создание и развитие вашей предпринимательской инициативы - это, прежде всего, возможность правильно оценить возможность, объем произведенной продукции и ее конкурентоспособность. Это можно увидеть в растущей роли анализа предстоящих событий, стратегического планирования в управлении всей организацией в целом.
Инвестиционные аналитики и банкиры, как правило, не начинают разговор без хорошо структурированного бизнес-плана, поскольку этот документ по сути является письменным заявлением о вашей инвестиционной идее, начиная с описания рыночной среды, продукта и заканчивая расчет эффективности проекта с определением более или менее точной планируемой даты возврата инвестированных средств и механизма возврата инвестиций.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
30
Список использованной литературы
1. Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. – М.: Экономика и финансы АКДИ, 2013.
- 315 с.
2. Акуленок Д.Н., Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план фирмы. Комментарий методики составления. Реальный пример. – М.: Гном-
Пресс, 2014. -156 с.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 170 с.
4. Бланк И. А.Инвестиционный менеджмент. – Киев: МП «ИТЕМ» ЛТД, 2015. -
196 с.
5. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / под ред. Есипова В.Е. –СПб.: Питер, 2014. - 230 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 2016. - 110 с.
7. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности. - М.: Инфра-М, 2015. - 230 с.
8. Пивоваров К. Планирование на предприятии: Учебное пособие, 2016. 140 с.
9. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/Майкл Е. Портер; Пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс»,
2015. - 320 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. -
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2014. -220 с.
11. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016. - 178 с.
12. Чейз, Ричард, Б., Эквилайн, Николас, Дж., Якобс, Роберт, Ф.
Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание.: Пер. сангл.:
М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. - 220 с.
31 13. Регионы
России. Социально-экономические показатели, 2016 г.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государствен-ной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 25.05.18 г.).
14. Aghion, P., Tirole, J. The Management of Innovation / P. Aghion, J. Tirole // The
Quarterly Journal of Economics. - 2014. - № 109(4). - Р. - 1185-1209.
15. Bah, R., Dumontier, P. R & D Intensity and Corporate Financial Policy : Some
International Evidence » [Электронный ресурс] / R. Bah, P. Dumontier //
Journal of Business Finance and Accounting. – 2001.- № 28(5-6).- Р. 671-692. -
Режим доступа: http://www.blackwellpublishing.com/journal.asp?ref=0306-
686X (дата обращения 25.05.18 г.).