Файл: Высшего образования московский гуманитарноэкономический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)
Кафедра журналистики и связей с общественностью
Направление подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью

Направленность (профиль) Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(бакалаврская работа)

«Использование PR-технологий в кризисных ситуациях: инструменты, методики и средства антикризисных PR (на примере конкретной организации)»
Обучающийся ____________ ааааааааааааааааааааааааааааааа

подпись ФИО
Руководитель выпускной

квалификационной работы ____________ дддддддддддддддддддддддддддд

кандидат филологических наук

подпись ученая степень, ученое звание ФИО

Рекомендовать к защите

Заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью

к.п.н., доцент ____________ Н.И. Пензина

протокол заседания кафедры от «___»___________2022 г. № 10
Москва 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определена тем, что в период постоянных изменений и непредсказуемых кризисов в коммерческой сфере, взгляды на необходимость превентивности антикризисного управления, а также выделения его как отдельной системы управления становятся все более актуальными.

Сегодня в России для многих предприятий особую актуальность и важность приобретает прогнозирование кризисного состояния, разработка и принятие программы антикризисного управления при его вероятности. Решение этой задачи позволяет выявить внутренние проблемы предприятия и принять меры по недопущению роста существующего кризиса. Предупреждение кризиса зависит от своевременного выявления угрозы на предприятии, разработки и внедрения соответствующих антикризисных мероприятий, которые позволяют преодолеть кризис, восстановить ликвидность, платежеспособность и правильное функционирование организации.


Особенности управления предприятием в сегодняшних условиях характеризуются достаточно высокой изменчивостью внутренней и внешней среды предприятия, а также крайне ограниченными финансовыми ресурсами на предотвращение кризиса. Такая ситуация требует достаточно взвешенных форм мониторинга и анализа процессов, технологии разработки и принятия управленческих решений, основанных на методологии системного анализа кризисной ситуации.

Стратегические разработки в области PR являются такой базой выживания организаций на рынке. Антикризисные меры являются необходимой частью функционирования любой организации. Опыт компании позволяет определять и решать различные ситуации, происходящие на этапе развития, становления и деятельности компаний.

Кризисные ситуации бывают и неожиданного характера, которые сложно предугадать. Например, эпидемиологическая ситуация, возникшая с распространением вируса COVID-19 («коронавирус»), которая изменила ежедневные практики миллионов людей, как в отдельных странах, так и в мире в целом и привела к кризису. В обществе до сих пор продолжается дискуссия об экономической ситуации в России в контексте эпидемии.

Кризисные ситуации – объекты PR в силу самой сущности связей с общественностью. Кризисная ситуация предполагает коммуникации и взаимодействия с различными общественными группами и, именно, поэтому PR имеет важное значение в менеджменте кризисных ситуаций.

При этом основные положения, принципы, методы, инструменты и другие элементы системы управления априорно должны быть в необходимой мере антикризисными. Прогнозирование, планирование и подготовка наперед является более рациональным способом функционирования, чем оперативная деятельность в кризисе.

Эффективное функционирование системы антикризисного управления выражается в стабильности, динамической и согласованности развития предприятия, как целостной социально-экономической системы; обеспечении тесного взаимодействия между субъектами и объектами управления, достижении оптимальной организационной структуры, гибкости системы управления, повышении инвестиционной привлекательности, а также гармоничном сосуществовании с внешней средой.

В настоящее время редко где преподается качественный кризис-менеджмент. Поэтому часто случается, что даже крупная компания без заранее подготовленного четкого плана, поступает неправильно, что приводит к неприятным последствиям. Любой организации нужно знать проблемы, уязвимые места, опасные зоны, любые другие недостатки, чтобы составить план на случай кризисной ситуации, чтобы сохранить свой благоприятный имидж.



Из вышесказанного следует противоречие – потребность в предотвращении кризиса и неготовность многих организаций к разным видам кризиса, отсутствие антикризисных PR-программ, отсутствие на предприятии ответственных PR-специалистов, способных осуществлять антикризисные коммуникации.

Отсюда вытекает проблема исследования: проанализировать: что собой представляют кризисные явления в связях с общественностью? Как оптимизировать процесс управления организацией в условиях кризиса? Как именно PR-технологии можно использовать в антикризисном управлении?

Объектом исследования являются PR-технологии в кризисных ситуациях.

Предметом исследования являются инструменты, методики и средства антикризисных PR.

Гипотезой исследования является предположение о том, что только четко выработанная, контролируемая, спланированная PR-программа для предприятия, может быть эффективна в условиях кризисной ситуации.

Целью исследования является анализ использования PR-технологий в кризисных ситуациях, с помощью инструментов, методик, средств антикризисных PR, и выработка на примере конкретной организации практических рекомендаций по использованию PR-технологий антикризисного менеджмента.

Исходя из цели исследования, ставятся следующие задачи:

  1. Проанализировать кризис и антикризисные действия как категории связей с общественностью.

  2. Охарактеризовать основные принципы и методики антикризисных PR в коммерческих организациях.

  3. Представить используемые сегодня инструменты и средства разработки антикризисных PR-программ для коммерческих организаций.

  4. Дать краткую характеристику организационно-хозяйственной и коммуникационной деятельности книжного магазина «Читай-Город».

  5. Проанализировать антикризисную PR-деятельность компании и дать оценку ее эффективности.

  6. Разработать PR-программу по управлению кризисными ситуациями компании и оценить ее эффективность.

  7. Предложить на этой основе практические рекомендации по эффективному использованию PR-технологий в кризисных ситуациях.

Теоретико-методологической базой исследования служат научные работы в области теории и практики связей с общественностью, научные изыскания более узкого спектра – именно в области кризисного менеджмента, а также исследования в области управления организацией.


Диагностике кризиса посвящен ряд публикаций отечественных и зарубежных ученых. Значительное количество работ посвящено прогнозированию кризисного состояния и организации антикризисного управления на предприятии. Но следует заметить, что систематизация основных подходов к обеспечению финансовой, моральной, организационной стабильности предприятия, не всегда дает возможность предусмотреть и нейтрализовать его кризисное состояние.

Теоретической базой послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в области рекламы, маркетинга и связей с общественностью, таких как Алешина И.В., Бернандская Ю.С., Голубков Е.П., Захаров С.В., Котлер Ф., Маккарти Д., Росситер Дж.Р. и другие.

Для определения специфики области связей с общественностью, как инструмента антикризисного управления были использованы труды таких авторов, как В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин, Ю.А. Арутюнов, Л. В. Згонник, К.В. Балдин, А.А. Беляев, Э.М. Коротков, В. Г. Горчакова и другие. Для решения поставленных задач также был использован ряд современных научных наработок в области антикризисного менеджмента (Гореликов, К.А., А. Т. Зуб, А.Н., Бочарова М.П., Самойленко С.А., Чумиков А.Н, Круглова, Н.Ю и др.).

Особую группу используемых исследовательских материалов составляют источники, тематика которых связана с анализом процессов кризис-менеджмента в разных странах (И. Адизес, Р. Масленников, Дж. Эйкен, В. Таничев, С. Долан, М. Райх, Л. Герстнер и др.).

Несмотря на наличие ряда публикаций, как уже было отмечено, наблюдается недостаточность специальных исследований по заявленной проблеме в работах теоретического и прикладного характера. В связи с этим, мы взяли на себя смелость восполнить этот пробел разработать на основе изученной литературы и собственного практического опыта, комплексные рекомендации по процессу использования PR-технологий в управлении организацией в условиях кризиса.

Методы научного исследования. В работе использованы методы теоретического и эмпирического уровней научного исследования. А именно, теоретического: анализ литературных первоисточников, обобщение, сравнительный анализ, моделирование; эмпирического: самостоятельный контент-анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ, методы математической статистики для обработки данных исследования.

В первой главе
исследования на основе анализа научной и учебно-методической литературы, а также ряда публикаций по проблеме исследования, раскрываются причины и инструменты кризисных явлений, исследуются и оцениваются технологии, применяемые в управлении организацией в условиях кризиса, сделан акцент на методиках управления.

Во второй главе на основе выводов, сделанных в первой главе исследования, а также на основе результатов проведенного эмпирического исследования дан анализ основных характеристик антикризисного PR на практике. Критически проанализированы составляющие процесса управления организацией в условиях кризиса с использованием PR-технологий и предложены конкретные практические рекомендации по улучшению управления компанией в условиях кризиса средствами связей с общественностью.

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в:

  • представлении результатов анализа теоретической научно-методической литературы по проблеме исследования, что позволило сделать самостоятельные, новые теоретические заключения в первой части исследования;

  • возможности использования данных выпускной квалификационной работы и ее основных выводов для дальнейшей научной разработки проблемы кризисного управления организацией.

Практическая значимость исследования заключается в:

  • применимости полученных выводов и практических рекомендаций в работе специалиста по PR, маркетингу и рекламе в процессе возможного кризиса;

  • разработке типовой PR-программы, которая может быть использована в антикризисных мероприятиях любой коммерческой компании;

  • выработке практических рекомендаций и путей оптимизации PR-технологий в кризисных ситуациях не только для «Читай-Город», но и для других аналогичных предприятий;

  • возможности использования, полученных данных в преподавании профильных дисциплин в учреждениях высшего образования для подготовки кадров в области связей с общественностью.

Научная новизна исследования состоит в систематизации имеющихся данных по проблеме исследования и предложении на этой основе практических рекомендаций по использованию различных методик PR-технологий в кризисных ситуациях, что особенно важно в связи с указанной недостаточностью подобных исследований в современной науке и практике.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из двух глав