Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диф. зачет
1. Предмет политологии, его специфика и функции.
2. Этапы развития политической науки.
3. Место политологии в системе общественных наук.
4. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон,
Аристотель)
5. Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-
Фараби)
6. Политические взгляды казахских просветителей. (Ж.Баласағұни,
Қожа Ахмет Йассауи, Ш.Уәлиханов, Ы.Алтынсарин, А.Құнанбаев)
7. Понятие политики. Основные подходы к определению политики.
8. Функции политики. Структура политики и ее классификация.
9. Понятие власти. Концепции власти, ее особенности.
10. Понятие политической власти и ее особенности
11. Функции и ресурсы власти
12. Органы государственного управления Казахстана
13. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и экономика
14. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и право
15. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
политика, мораль и религия
16. Понятие политической элиты.
17. Основные теории элит: классические теории элит Г.Моски и
В.Парето, концепции демократического элитизма (М.Вебер) и
плюрализма элит (Г.Лейпхарт, Р.Даль).
18. Роль и значение элиты
19. Понятие и сущность политического лидерства
20. Специфика западного и восточного типов лидерства.
21. Типология политического лидера
22. Особенности становления политической системы Казахстана
23. Эффективность политической системы
24. Функции политической системы
25. Понятия мировой политики, внешней политики и геополитики
26. Политическая наука в Казахстане: этапы развития
27. Государство как основной институт политической системы общества.
28.
Признаки
и
структура
государства.
Формы
правления
государственного устройства.
29. Гражданское общество: понятие, структура, функции
30. Понятие политического режима. Виды политических режимов.
31. Политические режимы современности: западные полиархии, новые
демократии, восточноазиатские режимы, исламский режим, военные
режимы
32. Избирательные системы и выборы.

33. Сущность избирательной системы и основные типы избирательных
систем.
34. Современные концепции избирательных систем.
35. Политические партии: понятие, сущность, признаки и функции.
36. Партийные системы и общественно политические движения.
37. Понятие и функции политической культуры
38. Политическое поведение и политическое участие.
39. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни.
40. Происхождение, место и роль идеологии в обществе и политике.
41. Политическое развитие и его критерии.
42. Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие устойчивое
развитие Республики Казахстан
43. Политические конфликты и кризисы.
44. Виды и способы разрешения политических конфликтов.
45. Мировая политика и мировой политический процесс.
46. Понятие и основные субъекты международных отношений.
47. Казахстан в системе современных международных отношений
48. Рухани жаңғыру стратегия новой модели сознания и мышления в
Республике Казахстан.
49. Понятие и сущность суверенитета государства
50. Политика Республики Казахстан на этапе модернизации общества.
1. Предмет политологии, его специфика и функции.
Политология— наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Термин «политология» образован сочетанием двух греческих слов: politike – государственные дела и logos – знание. Предметами политологии являются:

Социально-философские и идейно-теоретические основания политики, теория политики, политическое мировоззрение того или иного исторического периода, история политических учений и традиций.

Политические системы, политическая культура, политические режимы.

Политические институты, политический процесс, политические отношения, политическое поведение.
Специфика и относительная самостоятельность политологии заклю
чается в том, что политика является для неё специальным объектом изу
чения. Наряду с политологией выделяют как относительно самостоятельные дисциплины: политическую философию, политическую социологию,

политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию, политическую историю и др., для которых политика и отражающие её идеи являются специальным объектом изучения и которые тоже производят политологические знания.
Функции
1.
Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах.
2.
Методологическая – использование знаний в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3.
Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством.
4.
Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5.
Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
2. Этапы развития политической науки.
В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:
1. Первый этап начинается во II тыс. до н. э. и длится до первой половины XIX в. Это период господства мифологических (Древний мир), а позже философско-этических (Античность) и теологических (Средневековье) объяснений политических явлений и постепенной их замены рациональными трактовками (эпоха Реформации и Возрождения). Политические теории, приобретая светский характер, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития (Новое время). Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий.
2. Второй этап начинается во второй половине XIX в. и продолжается до
1945 г. В этот период в развитых странах, на основе накопленных знаний, происходит становление политологии как самостоятельной академической дисциплины. Этот процесс имел свои временные и содержательные особенности в странах Европы и США. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В
Германии этот процесс связан с «правовой школой». В Великобритании

формирование политологии связано с основанием в конце XIX в.
Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Наибольшие успехи складывающаяся наука имела в США. В
1857 г. в Колумбийском колледже была создана кафедра истории и политической науки, в 1880 г. в этом же колледже (позже переименован в
Колумбийский университет), была организована школа политической науки, а в 1903 г. – Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе.
3. Третий этап начался после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Этот этап отличается оформлением политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины, критическим переосмыслением эмпирических знаний, накопленных за предыдущий период, их дальнейшим углублением. В 1948 г. политология обретает официально статус науки, что было оформлено решением международного коллоквиума политологов, организованного ЮНЕСКО в Париже.
3. Место политологии в системе общественных наук.
Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но предмет изучения различен.
В век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимовлияния общественных
(гуманитарных) наук. В связи с этим существует традиционная связь политологии с экономикой, исторической наукой, юридической наукой, социальной психологией, философией, политической социологией и т. д.
Так, политология тесно связана с экономикой. Без знаний последней, сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе.
Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. Не случайно В. Ленин определял: «Политика есть концентрированное выражение экономики».
Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие. На заре формирования политологии как самостоятельной дисциплины английский историк Э. Фримэн говорил:
«История – это прошлая политика, политика – это сегодняшняя история».
Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников

политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.
Специфично отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Философия закладывает категориальный аппарат политологии.
Позитивное значение политологии как научной дисциплины также состоит в том, что она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Именно в этом состоит познавательная ценность, конструктивная роль и аксиологическая ценность политического знания в системе общественных наук и в жизни общества в целом.
4. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон,
Аристотель)
История политической мысли уходит в древность, но политические знания первоначально носили отрывочный характер.

Со 2-1 тыс.до н.э. до нас дошли великие памятники человеческой мысли с др. Египта, Индии, Китая – это законы Ману, Айвесто, философские системы конфуциазма.

Со второй половины 1-ого тысячелетия до нас дошли труды, мысли из др. Греции (Геродот, Платон)
Аристотель назвал политику королевой наук. Ученья древности делят на:
1) политические учения древности
2) политические учения средневековья
3) политические учения нового времени
4) политические учения 20 века.
- Платон (427-347 до н.э.). Основные труды: государство, политика, законы. Его взгляды имеют философско-религиозный характер. Государство-
Полис Платон рассматривает как высшее благо разума, справедливости, и лучшие формы государства служат общему благу и счастью. Государство и общество – синонимы. Государство творение природы, воплощение человеческих потребностей и задача политиков – найти наилучшею форму этого государства. Анализируя различные формы государства, создает модель идеальной формы государства. Это такое идеальная форма, включает в себя 3 слоя населения (1. философы, мудрецы, правители. 2. войны, стражи.
3. земледельцы, ремесленники и т.д.). 1 и 2 не должны иметь частной собственности, семьи – все должно быть общее. В таком благополучном государстве все будут счастливы. Идеальная модель напоминающая реально существующую форму – аристократия. И более подобна – Спарта. Он критиковал тимократию, олигархию (власть богатых), демократию (власть народа), а самое худшее – тирания. Однако взгляды Платона к концу его

жизни несколько изменились, и наилучшая форма государства та, которая сочетает монархию и демократию.
- Его ученик Аристотель во многом развивает мысли Платона, по некоторым взглядам значительно отличается. Аристотель рассматривает формы государства, выделяет 6 форм – 3 правильные и 3 неправильные.
Правильные: монархия (правление одного), аристократия (нескольких умных), полития (правление большинства). Цель – правление общее благо.
Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Они правят в интересах личной выгоды.
Самая лучшая – полития. Реально существующие идеалы – Спарта и
Крит. В отличие от Платона, который считал что в благополучном государстве все счастливы, Аристотель считает, что в благополучным государством будет, если все люди в нем счастливы.
- Конфуций(551-479 до н. э.). Китай при его жизни уже пришел в состояние упадка. Законы бездействовали, богатые и сильные притесняли бедных и слабых, по дорогам бродили бесчисленные толпы нищих и разбойников.
В произведениях Конфуция ("Суждения и беседы") политическая наука понималась как учение о высшем благе человека и государства, о лучшем государственном устройстве. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства.
Взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй", составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных
— семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально- политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.
5. Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-
Фараби)
В средние века (V - XV века н. э.) господствовало религиозное
мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Она исходило из того, что все сущее возникло по воле Бога; изменения же в обществе вызываются Богом для. того, чтобы покарать или вознаградить людей.
Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения». Общественная жизнь, по Августину,
— это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и