Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
43. Политические конфликты и кризисы.
Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Большинство социальных конфликтов находят продолжение в сфере властных отношений, т.к. для разрешения возникших противоречий часто требуется принятие политических решений.
В конфликте каждая из сторон объявляет свой интерес всеобщим и обязательным для других групп. Именно в этом заложена полярность позиций и действий сторон.
Специфика политического конфликта проявляется в том, что его участники имеют организационную оформленность. Сторонами конфликта выступают политические партии, организованные группы давления, общественные движения, институты государственной власти, парламентские фракции,
СМИ, международные организации и государства. В политике конфликтное противостояние часто приобретает форму противоположности: правящая власть.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических конфликтов.
Конфликты интересов- этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение
(“как это, так и то”).
Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как
“свобода”, “равенство”, “терпимость «труднодостижим, если вообще возможен.
Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты • государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.
44. Виды и способы разрешения политических конфликтов.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
соглашение в результате совпадения мнений всех сторон
Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления. Большинство социальных конфликтов находят продолжение в сфере властных отношений, т.к. для разрешения возникших противоречий часто требуется принятие политических решений.
В конфликте каждая из сторон объявляет свой интерес всеобщим и обязательным для других групп. Именно в этом заложена полярность позиций и действий сторон.
Специфика политического конфликта проявляется в том, что его участники имеют организационную оформленность. Сторонами конфликта выступают политические партии, организованные группы давления, общественные движения, институты государственной власти, парламентские фракции,
СМИ, международные организации и государства. В политике конфликтное противостояние часто приобретает форму противоположности: правящая власть.
Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.
Различают три основных типа политических конфликтов.
Конфликты интересов- этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение
(“как это, так и то”).
Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как
“свобода”, “равенство”, “терпимость «труднодостижим, если вообще возможен.
Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой
(этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты • государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.
44. Виды и способы разрешения политических конфликтов.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
соглашение в результате совпадения мнений всех сторон
соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы
соглашение, навязанное одной из сторон конфликта
застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой
Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.
Компромисс в словарях определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные.
Первые с неизбежностью навязываются сложившимися обстоятельствами.
Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.
Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях
Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);
С учетом трех основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.
Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта.
Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт.
И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
45. Мировая политика и мировой политический процесс.
Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества.
Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами ив надгосударственных рамках.
Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики
обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.
Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:
Во-первых, субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность
ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.
Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
В-третьих, как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.
В-четвертых, все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально- экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой.
46. Понятие и основные субъекты международных отношений.
Международные отношения представляют собой особый тип общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двусторонних отношений. Целью таких взаимодействий и, соответственно, целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Международные отношения характеризуются рядом особенностей, отличающих их от других типов отношений в обществе. К этим характерным особенностям можно отнести следующее.
Стихийность международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений. Возрастающее значение субъективного фактора, выражающего возрастающую роль видных политических лидеров. Освещение всех сфер жизни общества и включение в них самых разных политических субъектов. Отсутствие единого центра
Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами:
Во-первых, субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность
ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами.
Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования.
В-третьих, как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху.
В-четвертых, все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально- экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой.
46. Понятие и основные субъекты международных отношений.
Международные отношения представляют собой особый тип общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двусторонних отношений. Целью таких взаимодействий и, соответственно, целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений).
Международные отношения характеризуются рядом особенностей, отличающих их от других типов отношений в обществе. К этим характерным особенностям можно отнести следующее.
Стихийность международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений. Возрастающее значение субъективного фактора, выражающего возрастающую роль видных политических лидеров. Освещение всех сфер жизни общества и включение в них самых разных политических субъектов. Отсутствие единого центра
власти и наличие множества равных и суверенных центров принятия политических решений.
Главное значение для регулирования международных отношений это не законы, а соглашения и соглашения о сотрудничестве.
Субъектами международных отношений являются социальные сообщества, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбу всего человечества.
Субъектами международных отношений являются:
национальные государства;
международные правительственные и неправительственные
(неправительственные) организации;
транснациональные корпорации;
религиозные объединения;
социальные и политические движения.
47. Казахстан в системе современных международных отношений
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.
Современные международные отношения развиваются также на фоне глобализации проблем и задач, стоящих перед человечеством. Особую опасность представляют региональные конфликты, угрожающие стабильности и прогрессу.
В своей внешнеполитической деятельности Республики Казахстан исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке
Европы и Азии; экономических и военно-политических интересов, существующего потенциала, который определяет место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:
- опора на собственные силы;
- разумная взвешенная дипломатия;
- развитие международных связей на основе справедливости и партнерства;
- урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;
- нерушимость границ;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- сохранение справедливого баланса взаимных интересов;
- гарантии выполнения всех договоров и обязательств;
- свертывание и сокращение военного производства;
Главное значение для регулирования международных отношений это не законы, а соглашения и соглашения о сотрудничестве.
Субъектами международных отношений являются социальные сообщества, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбу всего человечества.
Субъектами международных отношений являются:
национальные государства;
международные правительственные и неправительственные
(неправительственные) организации;
транснациональные корпорации;
религиозные объединения;
социальные и политические движения.
47. Казахстан в системе современных международных отношений
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, идеологических и иных связей и взаимоотношений между государствами, народами, международными и правительственными организациями.
Современные международные отношения развиваются также на фоне глобализации проблем и задач, стоящих перед человечеством. Особую опасность представляют региональные конфликты, угрожающие стабильности и прогрессу.
В своей внешнеполитической деятельности Республики Казахстан исходит из следующих моментов: геополитического положения на стыке
Европы и Азии; экономических и военно-политических интересов, существующего потенциала, который определяет место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании по периметру своих границ зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности.
Исходя из этих ориентиров Республика Казахстан провозгласила следующие принципы своей внешнеполитической деятельности:
- опора на собственные силы;
- разумная взвешенная дипломатия;
- развитие международных связей на основе справедливости и партнерства;
- урегулирование конфликтных ситуаций исключительно мирными средствами;
- нерушимость границ;
- невмешательство во внутренние дела других государств;
- сохранение справедливого баланса взаимных интересов;
- гарантии выполнения всех договоров и обязательств;
- свертывание и сокращение военного производства;
Активно взаимодействует Казахстан с Программой Развития ООН в области составления, координации и реализации программ помощи в особо важных для нашей страны сферах, таких как занятость, управление государством, управление иностранной помощью, консультативные услуги, обучение государственных служащих, энергетика, торговля, промышленность и горнодобывающая отрасль, Аральское море и другие.
Казахстан полностью поддерживает миротворческую деятельность ООН.
Исходя из своего геополитического положения, полиэтноческого состава населения, особенностей экономического развития, Казахстан придает важное значение взаимоотношениям со станами СНГ, проводит политику интеграции с центрально-азиатскими государствами. Особое значение в этой связи придается отношениям с Российской Федерацией,
Беларусью, Кыргызстаном, Узбекистаном
Казахстан выступает за обеспечение мира и стабильности в Азии на основе всестороннего сотрудничества, поэтому активно включился в интеграционные процессы в этом регионе, стремится к сотрудничеству со странами АСЕАН. Важное значение придается сотрудничеству с Китаем и со странами Ближнего Востока - Турцией, Ираном, Саудовской Аравией.
В целом Казахстан проявляет в международных делах разумную активность и является инициатором процессов, отвечающих его национальным интересам.
Это способствует укреплению его международного престижа, придает ему имидж государства, приверженного демократическим ценностям и делу укрепления региональной и глобальной безопасности.
48. Рухани жаңғыру стратегия новой модели сознания и мышления
в Республике Казахстан.
Духовное возрождение- это интеллектуальное поле, которое формируется в жизни государства на основе национальной идентичности. Он не отделяет человека, поколение, нацию, людей от природы, от его собственной природы, а представляет собой концепцию, способствующую ее укреплению, защите, сохранению социально-духовных основ ее характера, национального уровня, истории и будущего государства
«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»- программная статья Главы государства, которая направлена на возрождение духовных ценностей жителей Казахстана с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации. Статья подчеркивает важность модернизации общественного сознания, также развития конкурентоспособности, прагматизма, сохранения национальной идентичности, популяризации культа знания и открытости сознания граждан.
Эти качества должны стать основными ориентирами современного гражданина Казахстана.
Первый президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выделял следующие ключевые направления модернизации общественного сознания:
– культ знания;
– конкурентоспособность;