Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
посредством авторитета, насилия, права, принуждения и других средств.
Власть-это волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти,способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет,механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.
В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Существуют различные трактовки и подходы к определению природы власти.
Сторонники 'первого подхода' (поведенческого)' характеризуют ее как особенную сущность,' носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) ее рассматривают как божественный дар и наделяют такими ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека — ее носителя.
С позиций 'второго подхода' (социологического)'' власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого- нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом
М. Вебером. Он 'понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению '''''другого'''''.' В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом' властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом' властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
10. Понятие политической власти и ее особенности
Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством,

или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.
С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.
Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.
Что касается понятий «легальность» и «легитимность», то хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и
«legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами.
Первое понятие
(легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.
11. Функции и ресурсы власти


Функцией власти является - формирование и организация политической жизни общества; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
12. Органы государственного управления Казахстана
Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики
Казахстан. Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом. Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.
Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом
Республики, осуществляющим законодательные функции.
Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики
Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом
Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в
Сенате национально культурных и иных значимых интересов общества.
Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат. Срок полномочий депутатов Сената
- шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.


Законодательная власть фактически контролируется президентом.
Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов. Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом.
13. Взаимодействие политики с другими сферами жизни общества:
Политика и экономика
Политика и экономика — взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообусловленные системы во внутригосударственных и международных отношениях.
Обе сферы настолько важны для нормального функционирования и развития стран, что кризис в одной ведет к негативным последствиям во второй. И наоборот, прогресс, и подъем благотворно влияют на процессы, протекающие в другой системе.
Необходимо отметить, что политическая система отличается все-таки большей самостоятельностью в принятии решений по сравнению с экономической. Но есть один нюанс — политический курс во многом зависит именно от внутригосударственных экономических отношений.
Есть три аспекта взаимодействия:

политика тормозит развитие экономики, тогда будет недовольство среди населения в связи с упадком уровня жизни;

политика может служить катализатором для отдельных экономических процессов, что может привести как к позитивным, так и к негативным последствиям;

политическая властная «верхушка» имеет возможность влиять
(приостанавливать и перенаправлять) ресурсы в соответствии со своими интересами в той или иной сегмент экономики
Влияние экономики на политическую систему очевидно, ведь она является ее материальной составляющей. Экономика любой страны и в любом отраслевом сегменте всегда максимально старается подстроиться, учесть и удовлетворить экономические потребности граждан. Политической же системе приходится учитывать данные тенденции и подкреплять их на законодательном и правотворческом уровне:
 если для стабильной экономической ситуации в стране необходимо поддержать и помочь развиться малому и среднему бизнесу, то политика государства должна прямо этому способствовать. К примеру, снижать ставки по кредитам для ИП;
 когда в стране наступает кризис ввиду упадка производства и нехватки финансовых ресурсов, то власть должна вести активную политику, направленную на привлечение иностранных инвесторов.


1   2   3   4   5   6   7