Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы; уровень информированности участников; политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия; политизация деятельности различных общественных организаций; увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения; усиление влияния партий на ход политических процессов и др.
Политическое участие определяется как регулярное и инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.
Политическое участие может быть:
ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы -протестное поведение);
автономным
(добровольным) и
мобилизационным
(принудительным).
39. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни.
Политическое сознание — это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства.
Функции:
1. Регулятивная. Регулирует социальное поведение людей. Сознание широких слоев общества и установки власти в совокупности определяют эффективность политической системы.
2. Познавательно-информационная. Помогает людям усвоить необходимую информацию, ориентироваться в политике, определить свое место в общественно-политической жизни. Это необходимо, поскольку в современности невозможно не сталкиваться с политикой: она присутствует в каждой сфере жизни, от экономической до бытовой.
3. Оценочная. Формирует нравственные оценки, выводы людей относительно явлений и проблем в политике. На основе этой оценки формируются взгляды и убеждения.
4. Мобилизующая. Способствует формированию гражданственности — осознанию не только обязанностей перед государством, но и своих прав, свобод и интересов. Это мобилизует перейти от пассивности к активному конкретному участию в общественно-политической жизни.
Политическое участие определяется как регулярное и инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.
Политическое участие может быть:
ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы -протестное поведение);
автономным
(добровольным) и
мобилизационным
(принудительным).
39. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни.
Политическое сознание — это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства.
Функции:
1. Регулятивная. Регулирует социальное поведение людей. Сознание широких слоев общества и установки власти в совокупности определяют эффективность политической системы.
2. Познавательно-информационная. Помогает людям усвоить необходимую информацию, ориентироваться в политике, определить свое место в общественно-политической жизни. Это необходимо, поскольку в современности невозможно не сталкиваться с политикой: она присутствует в каждой сфере жизни, от экономической до бытовой.
3. Оценочная. Формирует нравственные оценки, выводы людей относительно явлений и проблем в политике. На основе этой оценки формируются взгляды и убеждения.
4. Мобилизующая. Способствует формированию гражданственности — осознанию не только обязанностей перед государством, но и своих прав, свобод и интересов. Это мобилизует перейти от пассивности к активному конкретному участию в общественно-политической жизни.
5. Интегрирующая.Способствует тому, что социальные группы объединяются на основе общих ценностей, взглядов и мнений.
6. Прогностическая. Прогнозирует развитие политики и отношений между ее субъектами.
Формы политического сознания
Существуют классификации по разным признакам. Основным критерием является субъект политики.
Классификация по субъекту политики:
1. Индивидуальное
— информация, мотивация и ценности, обеспечивающие познание политики личностью и ее участие.
2. Групповое — установки и мотивы конкретных классов, слоев, групп, партий.
3. Массовое — общественное мнение, настроения и действия широких групп населения.
У индивидуального политического сознания несколько источников:
1. Семья: воспитание, социально-психологический багаж.
2. Информация: через общение и средства массовой коммуникации.
3. Личный опыт.
Уровни политического сознания
В современной науке выделяют 4 основных уровня, на которых существуют представления о политике.
1.
Государственный. На этом уровне разрабатывается и обосновывается официальная политика страны. Правящие силы стремятся выразить общие интересы через нормативные и правовые документы.
Политическая действительность воспринимается позитивно-прагматически: ориентирована на достижение выгоды в процессе управления.
Проявления: законопроекты, программы, решения, конституции, поправки к статьям и т. д.
2.
Теоретический. Тесно связан с наукой и идеологией.
Представляет собой теории и концепции, исследующие проблемы в политике и принципы ее построения. Проявления: идеи, концепты, точки зрения, взгляды, политические программы, декларации, доктрины.
3.
Эмпирический. Отражает политическую действительность на практике. Характеризует практический опыт конкретного субъекта.
Проявления: ощущения, представления, переживания.
4.
Обыденный.Является совокупностью идей и взглядов, возникающих из будничной жизни. Имеет идеологические и теоретические элементы. Этот уровень нестабилен и зависит от эмоций, когнитивного фактора и личного опыта субъекта. Проявления: чувства, настроения, эмоции.
40. Происхождение, место и роль идеологии в обществе и политике.
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных
отношений. Термин «идеология» ввел французский философ Антуан де
Траси (1754--1836), который представил ее как учение об идеях, которые помогают определить фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях,
Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология представляет собой способ социально-группового мышления. Поэтому идеология не является наукой, так как не занимается поиском объективной истины. Идеология выражает интересы определенных социальных слоев, она всегда ангажирована.
Идеология – это не только теоретическое оформление каким-либо социальным слоем своих представлений о закономерностях развития общества, она включает в себя также систему ценностей и норм, задающих ориентиры к действию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения, представляющие собой веру человека в правильность своих идей.
Убеждения мобилизуют людей на активные действия. В то же время убеждения не всегда основываются только на объективных знаниях, на их формирование могут оказать влияние элементы утопии, политических мифов. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные идеалы на практике.
Процесс формирования и развития идеологических доктрин происходит в самом обществе. Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоретически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения. В процессе популяризации идеология стремится воздействовать на людей через различные проекты и программы политических партий, общественных организаций и движений. Любые идеологические концепции содержат готовые шаблоны решения социально- политических проблем общества, в силу чего идеология влияет через сознание на поведение людей.
41. Политическое развитие и его критерии.
Политическое развитие — это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между государством и обществом.
Важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л. Пай в работе «Понятие политического развития» выделил три критерия: структурная
дифференциация,
«способности» системы
и
тенденция к равноправию.
Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие
Траси (1754--1836), который представил ее как учение об идеях, которые помогают определить фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях,
Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология представляет собой способ социально-группового мышления. Поэтому идеология не является наукой, так как не занимается поиском объективной истины. Идеология выражает интересы определенных социальных слоев, она всегда ангажирована.
Идеология – это не только теоретическое оформление каким-либо социальным слоем своих представлений о закономерностях развития общества, она включает в себя также систему ценностей и норм, задающих ориентиры к действию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения, представляющие собой веру человека в правильность своих идей.
Убеждения мобилизуют людей на активные действия. В то же время убеждения не всегда основываются только на объективных знаниях, на их формирование могут оказать влияние элементы утопии, политических мифов. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные идеалы на практике.
Процесс формирования и развития идеологических доктрин происходит в самом обществе. Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоретически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения. В процессе популяризации идеология стремится воздействовать на людей через различные проекты и программы политических партий, общественных организаций и движений. Любые идеологические концепции содержат готовые шаблоны решения социально- политических проблем общества, в силу чего идеология влияет через сознание на поведение людей.
41. Политическое развитие и его критерии.
Политическое развитие — это возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между государством и обществом.
Важен вопрос о критериях политического развития. Американский политолог Л. Пай в работе «Понятие политического развития» выделил три критерия: структурная
дифференциация,
«способности» системы
и
тенденция к равноправию.
Структурная дифференциация институтов политической системы отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие
реализации закона возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп интересов. Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований, а для этого она должна быть действенной, с сильной структурной дифференциацией и высокой специализацией функций политических институтов.
Второй критерий — возрастание способности системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновациям — это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.
Третий критерий политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она характеризуется участием народа в политической деятельности, универсальным характером законов, «рекрутированием» на государственные посты претендентов на основе их образования, компетентности, способностей.
42. Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие
устойчивое развитие Республики Казахстан
Устойчивое развитие страны – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является насущной необходимостью. Рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы.
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании
Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Этапы перехода к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе.
Для этого определяются установочные параметры устойчивого развития для каждого этапа:
Подготовительный этап (2007-2009 годы) – подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
Первый этап (2010–2012 годы) – обеспечение вхождения
Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Второй этап (2013–2018 годы) – укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
Второй критерий — возрастание способности системы к инновациям, к мобилизации и выживанию. Способность к инновациям — это способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации.
Третий критерий политического развития обусловлен тенденцией к равноправию. Она характеризуется участием народа в политической деятельности, универсальным характером законов, «рекрутированием» на государственные посты претендентов на основе их образования, компетентности, способностей.
42. Стратегии и программы модернизации, обеспечивающие
устойчивое развитие Республики Казахстан
Устойчивое развитие страны – это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является насущной необходимостью. Рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы.
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании
Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Этапы перехода к устойчивому развитию. Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе.
Для этого определяются установочные параметры устойчивого развития для каждого этапа:
Подготовительный этап (2007-2009 годы) – подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
Первый этап (2010–2012 годы) – обеспечение вхождения
Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Второй этап (2013–2018 годы) – укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
Третий этап (2019–2024 годы) – достижение принятых международных критериев устойчивого развития.
1 2 3 4 5 6 7