Файл: Диф зачет Предмет политологии, его специфика и функции Этапы развития политической науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей.
Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затрат с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального
(индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
2. Пропорциональная избирательная система
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Избиратель фактически голосует за политическую партию
(предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.
Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.
Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места
(мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.
В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных,
Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затрат с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального
(индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
2. Пропорциональная избирательная система
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Избиратель фактически голосует за политическую партию
(предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.
Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.
Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места
(мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти.
В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных,
невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются
(также пропорционально) между партиями- победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:
- пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
- пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты,
«разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.
3. Смешанная избирательная система
Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов
(чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
- смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов
(также пропорционально) между партиями- победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:
- пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны;
- пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты,
«разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.
3. Смешанная избирательная система
Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов
(чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.
Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:
- смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов
по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);
- смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.
- смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.
1 2 3 4 5 6 7
34. Современные концепции избирательных систем
· концепция географии выборов, территориальная концепция.
Основатель данной концепции А. Зигфрид, анализируя различные избирательные кампании во Франции, обратил внимание на существование таких регионов страны, где достаточно длительный период характер политических взглядов избирателей оставался неизменным. При этом структуры политических партий и политических систем, а также политическая ситуация в стране в целом претерпевали существенные изменения. Вывод, который сделал А. Зигфрид, состоит в том, что стабильность политических взглядов избирателей в этих районах объясняется своеобразием их природных и социальных условий, региональной спецификой. На основе данной концепции легко объясним феномен «красного пояса», когда в ряде регионов и областей РФ большинство избирателей постоянно голосуют за коммунистов;
· концепция многофакторной, многоаспектной оценки результатов выборов. Данная концепция разработана политтехнологами Нэффилдского колледжа (США). Суть ее заключается в том, что на ряду со статистическими данными о результатах выборов, при анализе необходимо учитывать роль текущей политики, особенно социальной, до выборов, и что немаловажно, в период выборной компании, отбор кандидатов, изменение статуса некоторых политических партий и др. Так, например, в период подготовки и в ходе избирательной кампании выборов Государственной думы пятого созыва произошла смена Председателя правительства, непопулярных в народе министров, увеличение размера базовой части пенсии по старости, пособий во время беременности и уходу за детьми, достигнута индексация
«материнского капитала» и др.;
· концепция подхода к анализу избирательного процесса на основе специальных опросов. Данная концепция означает переход от анализа общих показателей об итогах голосования к исследованию индивидуальных данных, полученных при изучении общественного мнения, то есть при проведении разного рода опросов. В основе данной концепции лежит социально- психологическое направление исследований, предпринятых учеными
Мичиганского университета под руководством профессора В. Шляпентоха.
Данный подход получает весьма широкое распространение. Разновидностью
этого метода является использование exit poll – опрос избирателей на избирательных участках на выходе после процедуры голосования.
35. Политические партии: понятие, сущность, признаки и функции.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии – явление объективное, они возникают на таком этапе развития общества, когда все его структуры дифференцированы. В то же время их появление связано с активной деятельностью субъектов политики по реализации своих интересов.
Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений
(первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею
(группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства;
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев;
разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
создание возможностей для политической социализации личности;
подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
организация избирательных кампаний и участие в них;
борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
36. Партийные системы и общественно политические движения.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
35. Политические партии: понятие, сущность, признаки и функции.
Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.
Партии – явление объективное, они возникают на таком этапе развития общества, когда все его структуры дифференцированы. В то же время их появление связано с активной деятельностью субъектов политики по реализации своих интересов.
Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений
(первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею
(группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства;
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев;
разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
создание возможностей для политической социализации личности;
подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
организация избирательных кампаний и участие в них;
борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
36. Партийные системы и общественно политические движения.
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Типы партийных систем:
Однопартийная система - в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов
(например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах.
Двухпартийная система - в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти (например, Республиканская и
Демократическая партии в США). Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти.
Многопартийная система - в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.
Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Отличительные признаки политического движения:
1) Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.
2) Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.
3) Не имеет строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
4) В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.
Классификация политических движений
Идеологическая направленность: социально-политические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, антиядерные
Количество участников : массовые, элитарные
Шкала политического спектра: левые, центристские, правые
Способ деятельности: революционные, контрреволюционные, реформаторские, консервативные.
37. Понятие и функции политической культуры
Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в середине XX в. американскими политологами X. Файнером при изучении систем правления европейских государств и Г. Алмондом, который первым предложил научную концепцию политической культуры. В настоящее время понятие «политическая культура» в политической науке используется в различных смыслах и значениях.
Политическая культура — это:
совокупность типичных для конкретного общества форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и
закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества;
уровень, характер и содержание политических знаний и навыков граждан, влияющих на их политическое поведение и участие в общественно-политической жизни;
совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса;
совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политического поведения, свидетельствующих о степени усвоения общепризнанных норм и традиций государственной жизни.
К функциям политической культуры относятся:
политическая идентификация, состоящая в понимании индивидом своей групповой принадлежности и определении приемлемых способов политической деятельности;
политическая интеграция, благодаря которой происходит сплочение социальных групп, обеспечивающее возможность их сосуществования в рамках определенной политической системы;
политическая адаптация, позволяющая индивидам и социальным группам приспособляться к изменяющимся условиям политической жизни общества;
политическая трансляция, делающая возможной передачу политических традиций и опыта от поколения к поколению;
политическая коммуникация, обеспечивающая взаимодействие и взаимопонимание политических субъектов на основе общей знаковой системы общения.
38. Политическое поведение и политическое участие
Политическое поведение – индивидуальное или коллективное участие, или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием и уровнем политического развития общества в целом. В своем политическом поведении человек может реализовать три возможности:
1) во-первых, выражать и защищать свои интересы;
2) во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает;
3) в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение.
На политическое поведение существенное влияние оказывают различные факторы. К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции
уровень, характер и содержание политических знаний и навыков граждан, влияющих на их политическое поведение и участие в общественно-политической жизни;
совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса;
совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политического поведения, свидетельствующих о степени усвоения общепризнанных норм и традиций государственной жизни.
К функциям политической культуры относятся:
политическая идентификация, состоящая в понимании индивидом своей групповой принадлежности и определении приемлемых способов политической деятельности;
политическая интеграция, благодаря которой происходит сплочение социальных групп, обеспечивающее возможность их сосуществования в рамках определенной политической системы;
политическая адаптация, позволяющая индивидам и социальным группам приспособляться к изменяющимся условиям политической жизни общества;
политическая трансляция, делающая возможной передачу политических традиций и опыта от поколения к поколению;
политическая коммуникация, обеспечивающая взаимодействие и взаимопонимание политических субъектов на основе общей знаковой системы общения.
38. Политическое поведение и политическое участие
Политическое поведение – индивидуальное или коллективное участие, или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием и уровнем политического развития общества в целом. В своем политическом поведении человек может реализовать три возможности:
1) во-первых, выражать и защищать свои интересы;
2) во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает;
3) в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение.
На политическое поведение существенное влияние оказывают различные факторы. К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции