Файл: Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-Переживания

-Биологический компонент

- Поведенческий компонент

У тревожности есть свои определённые функции и О.Х. Маурер отмечал одну из важных функций тревожности- сигнализирующую, потому что именно она ведет к тому, что подкрепляются реакции, формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх. Существует большое количество видов тревожности. Одним из самых первых, кто классифицировал её был З. Фрейд. Он выделил три основных вида тревожности: объективную, вызванную реальной внешней опасностью; невротическую, вызванную опасностью не известной и не определенной; моральную, определяемую им как «тревожность совести». Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», которую тревожный человек носит всегда с собой, и которая готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, - боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью [13].

Ч.Д. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).Реактивная тревожность (состояние) - характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в конкретный момент или интервал времени. Личная тревожность (черта характера) свидетельствует об устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [22]. В свою очередь А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

  • с процессом обучения - учебная тревожность;

  • с представлениями о себе - самооценочная тревожность;

  • с общением - межличностная тревожность.

В своих исследованиях А.М. Прихожан [10] так же показала, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.


  1. Открытая тревожность – сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

  • как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;

  • регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;

  • культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

  1. Скрытая тревожность – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т.д.):

  • неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается);

  • уход от ситуации.


Очень важно отметить, что помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение. Так И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме [21]. Однако Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный [6].

Как и у любого процесса у тревожности есть источники возникновения. И сейчас выделяется как правило 2 таких источника:

  • длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги;

  • внутренние – психологические и/или психофизиологические причины.

На психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС). Существует точка зрения на детерминацию тревожности врожденными психодинамическими особенностями, особенностями конституции, рассогласованием в деятельности отделов ЦНС, слабостью или неуравновешенностью нервных процессов, различными заболеваниями, например гипертонией, наличием очага патологии в коре головного мозга. Тревожность часто сопровождается физиологическими симптомами, такими, как сердцебиение, учащенное дыхание и т.д. В ряде работ раскрывается связь с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.



В свою очередь З. Фрейд считал, что тревожность порождает столкновение биологических влечений с социальными запретами. З. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими.

Таким образом, тревожность довольна коварная вещь, потому что она не всегда осознаётся человеком и может регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Проследить её проявление у человека бывает очень трудно, ведь она словно маска может скрываться под поведенческим проявлением других проблем.

1.2 Специфика проявления тревожности в подростковом возрасте


Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные пики тревожности" детерминированы возрастными задачами развития [12]. Для того чтобы определить специфику тревожности в подростковом возрасте для начала необходимо обратиться к понятию подросткового возраста и его особенностям.

Подростковый возраст – это возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности. Границы этого возраста считаются размытыми, поэтому разными психологами в качестве подросткового возраста выделяются периоды от 10-11 до 15 или от 11-12 до 16-17 лет. После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным [15]. С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, в особенности большое количество изменений наблюдается в плане формирования личности. И, наверное, значимая изюминка подросткового возраста — личностная нестабильность. Противоположные черты, тенденции, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. [9]. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения — лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой — они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны»[цит. : по 7, с 136].


Подростковый возраст характеризуется « подростковым кризисом», который наступает как переломный момент в 12-14 лет. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т.д. Подростковый кризис – пик подросткового периода от детства к взрослости. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая  фаза – открытие идеальной формы  следующего возраста; собственно критическая  фаза – мифологизация новой идеальной  формы, конфликт между желанным и  возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития [3].

По мнению А.М. Прихожан, наиболее остро проблема тревожности как раз-таки возникает в подростковом возрасте, именно поэтому его зачастую называют «возрастом тревог». Подростков тревожит многое, внешность, школьные неурядицы и проблемы, беспокоят изменения во взаимоотношениях с родителями, учителями и сверстниками. Постоянные беспокойства приводят к снижению работоспособности и продуктивности деятельности, возникают трудности во взаимоотношениях с окружающими. «В состоянии тревоги подросток переживает не одну эмоцию, а целую комбинацию различных эмоций, каждая из которых влияет на его социальные взаимоотношения, на соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение» [13]. И.В. Дубровина считает, что в подростковом возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности вплоть до 9-го – 10-го класса, и достаточно большое увеличение количества тревожных учащихся в 10-м – 11-м классе. Однако эта тревожность неоднородна. Если до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает преобладать самооценочная тревожность, определенная необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути [4].

Причиной тревоги в подростковом возрасте можно назвать внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка. Внутренний конфликт, преимущественно конфликт, связанный с отношением к себе, самооценкой, Я - концепцией, является важнейшим источником тревожности. Внутренне противоречивое состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми, неадекватными и негативными требованиями, которые не соответствуют возможностям ребенка, ставят его в униженное положение. Чувствуя это, подросток теряет опору и уверенность в окружающем мире. В подростковом возрасте ведущий страх – «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Иными словами, подросток боится не соответствовать социальным требованиям школы, сверстников, семьи. Если говорить о конкретных формах данного страха, то это боязнь не успеть, опоздать, сделать что-то не так как нужно, быть осужденным или наказанным. Это свидетельствует о нарастающей социальной активности, об упрочнении чувства долга и ответственности. А.М. Прихожан, А.И. Захаров отмечают, что ведущей причиной тревожности старших подростков (в особенности мальчиков) является возможность несчастного случая, в результате физической травмы или увечья. Старшие подростки несколько чаще, чем младшие, тревожатся за родителей [11]. Как пишет А.С. Тимохина, описывая причины своего беспокойства, девочки чаще называют собственные слова и поступки, а последствием, которое их тревожит, часто оказывается чувство вины или стыда. Это показывает их возрастающую ответственность за себя, упрочнение моральных норм. Мальчики, старшие подростки, редко связывают тревогу с внутренними причинами. Внешние санкции (замечания, наказания) в этом возрасте также утрачивают свою силу: девятиклассники реже, чем младшие подростки опасаются взрослых – родителей или учителей [19]. Подростки,