Файл: Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 481

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение:

Клиент: Марина, 12 лет

Психологическая характеристика: клиент, мотивированный на работу и решение проблемы, неуверенный в себе

Причина обращения: у Марины наблюдается постоянное беспокойство по любому поводу, неуверенность в себе

Прогнозированное поведение: активное решение проблемы с использованием рекомендаций психолога-консультанта

Подтвердившаяся гипотеза: неуверенность Марины связана с тем, что мама ставит завышенные требования перед девочкой, которые не соответствуют её реальным возможностям. В связи с этим сформировалась хроническая неуспешность и теперь девочка беспокоится по любому поводу и испытывает неверие в свои силы. В следствии чего возникает чувство тревожности.


2.2.2 Консультационный сценарий №2


Клиент: Ангелина, 15 лет

Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу

Задачи:

1. Установление раппорта, обсуждение моментов работы, ориентирование и мотивирование клиента на работу, заключение контракта через принятие запроса.

2. Расспрос клиента по проблеме, выяснение причин жизненной ситуации. Психолог-консультант изучает личность клиента и суть проблемы.

3. Проверка консультационных гипотез. Психолог консультант излагает гипотезы клиенту исходя из интерпретации и проводит уточняющий диалог для корректировки гипотез, если это требуется.

4. Оказание психокоррекционного воздействия. Обсуждение с клиентом практических рекомендаций по разрешению ситуации, коррекция установок и поведения клиента

5. Завершение консультационного интервью. Подведение итогов; обсуждение вопросов, касающихся дальнейшего отношения клиента с консультантом или другими специалистами, прощание с клиентом.

От Ангелины:

Запрос: просьба о снятии симптома (страха перед экзаменами).

Проблема: не справляюсь сама, хочу изменить ситуацию

Субъективный локус жалобы: на самого себя

Объективный локус жалобы: индивидуальные психологические особенности

Самодиагноз: неуверенность в своих силах.

Время работы на данном этапе

Содержание работы консультанта

Содержание работы клиента

Примечание

Начало работы (1 стадия)

10 минут

Добрый день! Проходите! Я Вас ждала! Здесь вы можете раздеться и оставить свои вещи. Отключите, пожалуйста, свой телефон, чтобы он нам не мешал при работе.

Здравствуйте! Окай.

С первых минут встаём и встречаем клиента у двери. Демонстрируем доброжелательность. Жестом показываем на место, где можно оставить вещи.

Проходите пожалуйста!




Разворачиваемся к посадочным местам и указываем жестом. Начинаем двигаться вместе с клиентов, но на пол корпуса впереди. Одну руку кладём на своё кресло, другой показываем на место клиента. Клиент садится первым. Садимся в официально-деловую позу: спина прямая, но не касается спинки; ноги на полу под углом 90 градусов; руки на коленях, пальцы в шпилеобразной форме. Смотрим на верхнюю зону. Ждём пока клиент поднимет голову.

Вам комфортно? Удобно?

Да.

Получение доверие клиента (приём 3 да).

Здесь мы будем проводить нашу с Вами работу

( Одобрительный кивок головой)

Обводим взглядом кабинет, затем смотрим на клиента, киваем головой.

Давайте начнём?

Ну давайте.

Переводим взгляд на часы. Клиент за нами тоже. Далее мы переводим взгляд на клиента.

Как мне лучше к Вам обращаться?

Геля.

Начало ритуала знакомства. Используем принцип равенства имён.

Очень приятно, Геля. Меня зовут Карина. Я психолог-консультант. Я окончила Череповецкий государственный университет и получила высшее психологическое образование. Я консультирую по проблемам межличностного общения уже около 2 лет.

И мне приятно с Вами познакомиться!

Представляем клиенту свою профессиональную визитную карточку.

Я должна сказать Вам, Геля, что психологи советов не дают. Мы не прописываем никаких рецептов. Моя работа с Вами будет заключаться в том, что мы обсудим Вашу жизненную ситуацию, постараемся посмотреть на неё с разных точек зрения и на основании этого поменяем к ней своё отношение и если есть необходимость, то и своё поведение.

(Одобрительный кивок головой)

Выстраиваем для клиента границы психологического консультирования.

Кроме того, Геля, я хотела бы отметить, что то, что вы расскажете не выйдет за пределы этой комнаты.

Угу.

Принцип конфиденциальности.

Геля, чтобы лучше разобраться в Вашей жизненной ситуации, я хотела бы у Вас спросить разрешение на то, чтобы делать некоторые записи?

Да, конечно. Я не против.

Делаем паузу. 2 секунды, для того, чтобы клиент мог задать интересующие вопросы.

Теперь, Геля, расскажите о себе.

Мне 15 лет. Я учусь в школе. Заканчиваю 8 класс. Очень люблю рисовать

Получаем анкетный данные о клиенте.

Что Вас ко мне привело?

Нуу… У нас в следующем году экзамены будут. Выпускной класс, все дела. Так вот, я очень очень боюсь сдавать эти экзамены, я думаю, что я не справлюсь с ними. Хочу учусь я вроде нормально. Но очень боюсь, даже маме говорю, что не пойду на них. Ещё начиталась всяких новостей в интернете, что на экзамене девочке одной плохо стало и она умерла… Жуть.. Вот и пришла к Вам, чтобы как-то решить проблему с моим этим страхом.

Жалоба клиента

Из того, что Вы мне сказали, если я Вас правильно поняла, то Вы хотели бы обсудить со мной Ваш страх перед предстоящими экзаменами?

Да-да. Именно так.

Запрос

Расспрос клиента по проблеме ( 2 стадия)

15-20 минут.

Выстраиваем раппорт на вербальном и невербальном уровнях. (Присоединение по дыханию, тембру и темпу речи)




Разблокировка клиента, поддержка контакта ( «я» и «ты»- одно целое)

История возникновения проблемы




Геля, вспомните, а когда у Вас появился этот страх предстоящих экзаменов?

Ну…Наверное в начале 8 класса. Когда нас стали пугать учителя предстоящими экзаменами и попросили выбрать какие экзамены мы примерно будем сдавать.

Директива

Скажите, Геля, был ли до этого момента у Вас страх перед экзаменами?

Был, небольшой.

Закрытый вопрос

А почему Вы решили обратиться ко мне именно сейчас?

Ну блин, потому что экзамены то не за горами. Я хочу морально быть к ним готова. А то из-за своей неуверенности я точно не сдам ничего….

Открытый вопрос

Геля, скажите, в настоящий момент как часто Вы испытываете этот страх?

Ой… Чем ближе конец 8 класса, тем чаще. Мне даже сняться уже эти экзамены.

Директива

А что конкретно Вам сниться?

Ну мне сниться сама эта процедура экзамена и то, что попадается задача, которую я не могу решить. Потом быстро время экзамена подходит к концу и мне объявляют, что я не сдаю экзамен….

Уточнение

Как думаете, а с чем может быть связан такой сон?

Ой, даже не знаю… Может с моей неуверенностью или с тем, что учителя нас пугают или может потому что я новостей страшных перечиталась.

Открытый вопрос

Вспомните, Геля, а как именно Вас пугают Ваши учителя?

Ну, наши учителя некоторые говорят, что мы ничего не сдадим. Мы самый слабый класс.


Директива

Всегда ли Ваш класс считали слабым?

Нет

Закрытый вопрос

Вспомните, Геля, а когда Ваши учителя стали говорить о том, что Вы слабый класс?

Ну… Вот училка по математике начала в начале 8 класса говорить, когда мы начали прорешивать некоторые задания из ОГЭ.

Директива

То есть, всё это началось в начале 8 класса?

Ну да.

Уточнение

А до этого момента как относились к Вашему классу?

Да всё норм было. Но вот по матану училка всегда наш класс не любила.

Открытый вопрос

Как думаете, почему она не любит Ваш класс?

Если честно, то понятия не имею. Она просто злая!

Открытый вопрос

А остальные учителя как относятся к Вашему классу?

Хорошо. Ну вот только Евгения Николаевна- это наша училка по химии. Она говорит, чтобы мы химию не выбирали точно, потому что не сдадим её. А остальные норм.

Открытый вопрос

А почему она так говорит?

Да блин. Ну я думаю, потому что мы эту химию проходим кое как. Она у нас директор и часто уходит с уроков. Поэтому и говорит так.

Открытый вопрос

А что Вы испытываете, когда Ваша учительница так говорит про Ваш класс?

Блин… Ну у меня страх сразу возникает. Я в шоке полном сижу. Не зная что дальше делать. Боюсь не сдать. Руки трясутся просто….

Открытый вопрос

Расскажите, Геля, а как она относится именно к Вам?

Эммм. Она злая пипец всегда. Голос повышает, когда я стою у доски у туплю.

Директива

Что конкретно она Вам говорит?

Геляя, если ты так на экзамене будешь тормозить, то ничего не сдашь в итоге. Правила надо учить! Потом просит нашу отличницу подсказать мне.

Уточнение

Она абсолютно всегда так с Вами разговаривает?

Да.

Абсолютизация

Что Вы испытываете, когда она так говорит?

Мне так стыдно становится. Хочется под землю провалиться. Я краснею сразу. А когда ухожу на место, то даже слезы на глаза появляются…И в следующий раз мне даже к доске стрёмно и страшно выходить, потому что я уже знаю, что не решу ничего по этой дурацкой геометрии.

Открытый вопрос

Вспомните, Геля, а был ли ещё инцидент у Вас с этим учителем?

Да. Было начало 8 класса. Мы писали проверочную. Я сдала почти самая первая. Она начала проверять мою тетрадку и перед всеми меня начала отчитывать, что я слишком спешу, так не надо. Какая я невнимательная и все дела…. Тогда она мне всё настроение испортила и мне хотелось просто из класса выйти.

Директива

Геля, мы обсудили с Вами, что Вы решили обратиться за помощью к психологу, потому что приближаются ОГЭ, а Ваши учителя запугивают Вас и Вам становится страшно, что вы не сдадите предстоящие экзамены. Теперь я хотела бы обсудить Ваши взаимоотношения с одноклассниками, родителями и учителями.




Пересказ+ реплика связка

Отношение клиента со всеми действующими лицами

Скажите, Геля, какие у Вас взаимоотношения с одноклассниками?

Да нормальные вроде. Не со всеми правда я общаюсь. Но в целом нормальные.

Открытый вопрос

Как думаете, что они могут про Вас сказать как о своей однокласснице?

Ну, наверное что я очень добрая девочка. Я всегда всем помогаю.

Открытый вопрос

А есть ли в классе друзья?

Да, есть.

Закрытый вопрос

Геля, расскажите о них. Какие у вас с ними взаимоотношения?

Ой, они у меня самые самые. Это Маришка, Наташка, Ксю и Егорка. Мы с ними на одной волне. Они всегда во всем за меня.

Директива+ Открытый вопрос

Скажите, Геля, а они поддерживали Вас тогда, когда случились этот неприятный инцидент с учителем математики?

Даа, они говорили мне, чтобы я не расстраивалась. Что она по жизни злюка. Они меня обнимали, говорили, что я всё равно умная девочка.

Директива

А если ли в Вашем классе те ребята, с которыми в нехороших отношениях?

Есть. Это наша отличница Настя. Она постоянно смеётся над всеми, потому что она умнее всех. И Борька, он у нас 3-ик. Но тоже смеялся надо мной, когда я стояла у доски. Было ужас как неприятно…

Открытый вопрос

Геля, а расскажите какие отношения у Вас с учителями?

Так. Начну с хороших. С классной руководительницей у меня самые лучшие отношения. Она мне какк вторая мама. Мы можем с ней посидеть поговорить о моих удачах, неудачах и она всегда меня поддержит. Ещё хорошие отношения с учительницей по английскому и по физкультуре. Остальные так, средне ко мне относятся, ну нормально в общем. А вот училку по математике я вообще терпеть не могу, видимо как и она меня.

Директива

Скажите, Геля, а как ведут себя другие учителя, когда находясь у доски вы что-то забываете?

Ну, вот например Светлана Геннадьевна (учительница по русскому), она говорит смелее, ты всё знаешь. Не переживай, даёт подсказки.

Директива+ открытый вопрос

То есть на её уроках Вы не чувствуете сильной тревоги?

Ну прям сильной нет. Но бывает, что возникает.

Обратная связь

А при подготовке к экзамену по русскому Вы испытываете страх?

Ну, у меня есть конечно страх небольшой, но не такой как перед экзаменом по математике.

Открытый вопрос

Рассказываете ли Вы, Геля, о своих переживаниях родителям?

Да.

Закрытый вопрос

Вспомните, что они говорили Вам, когда Вы рассказали им о своём страхе?

Мама говорит, чтобы я не переживала. Это не так страшно, как кажется на первый взгляд. Говорит, что если хорошо подготовиться, то всё будет супер. Она говорит, чтобы я не переживала по поводу учителя, что она найдёт мне репетитора. Папа говорит, что я преувеличиваю. Он вообще почти не готовился и сдал.

Директива

Итак, Геля, мы с Вами рассмотрели Ваши взаимоотношения с действующими лицами, которые связаны с в вашей жизненной ситуацией. Теперь мне бы хотелось рассмотреть причины вашей проблемы.




Резюме+ реплика связка


Гипотеза 1: В ходе насмешек одноклассников у Ангелины сложилась неуверенность в себе, которая может выступать как причина страха перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 2: Запугивания учителей может как причина страха Ангелины перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 3: Плохие взаимоотношения с учителем по математике как причина появления у Ангелины страха перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 4: Несоответствие ожиданиям родителей и учителей как причина возникновения у Ангелины страха перед предстоящими экзаменами.

Представление о причинах возникновения проблемы




Как вы считаете, Геля, с чем связана Ваш страх перед экзаменами?

Ну…я боюсь не решить задачи по матану.

Открытый вопрос

То есть вы боитесь экзамена по математике?

По матану.

Обратная связь

Почему Вы боитесь не решить задачи?

Ну потому что в классе я не могу их решить. У меня трудности возникают

Открытый вопрос

Вы абсолютно всегда не можете решить задачи?

Ну нет, не всегда. Иногда у меня это получается

Абсолютизация

Почему же тогда Вы боитесь?

Ну потому что Антонина Семёновна говорит постоянно, что я ничего не решу, что я постоянно ошибаюсь из-за того, что спешу. И критикует меня при всех.

Открытый вопрос

Абсолютно всегда она Вас критикует?

Ну, в последнее время да.

Абсолютизация

То есть, если я Вас правильно поняла, Геля, то страх перед экзаменом по математике у Вас возник из-за того, что Ваша учительница по математике критикует Вас и говорит о том, что Вы ничего не сможете?

Наверное да

Пересказ

Как правило, Геля, причиной Вашего страха перед экзаменами (то есть школьной тревожности) могут быть неблагоприятные взаимоотношения с педагогом. А именно некорректое взаимодействие с его стороны, а также оскорбления и создание ситуации неуспешности. Приобретая этот опыт неуспешности мы в будущем формируем у себя установку «не могу, не получится». Негативные мысли вызывают у нас отрицательные эмоции, приближенные к страху. В результате формируется четкая связь наших установок с нашими эмоциями и появляется страх, что и в следующий раз я не справлюсь.

Ничего себе… Теперь всё понятно.

Информирование

Итак, таким образом, Геля, мы с Вами обсудили Ваш взгляд на причины проблемы. И пришли к выводу, что ваш страх перед экзаменом связан с неблагоприятными взаимоотношениями с Вашим учителем по математике, которая создаёт ситуацию неуспеха. А сейчас я хотела бы узнать про улучшения и ухудшения в Вашей ситуации.

Да. Давайте.

Резюме+ реплика связка

Динамика проблемы




Геля, в чём именно проявляется Ваш страх перед предстоящими экзаменами?

Ну… Например, когда я думаю об экзамене по математике, то у меня начинает быстро колотиться сердце, начинается паника, перехватывает дыхание.

Открытый вопрос




А почему Вы так волнуетесь?

Ну потому, что я боюсь не решить эти задачи по математике.

Открытый вопрос

А часто ли бывает такое, что Вы не можете решить задачи?

Ну бывает, но не часто.

Закрытый вопрос

А что Вы чувствуете, когда не можете решить задачу?

Ну.. у меня паника сразу начинается. Сердце быстро бьётся. Как было тогда, у доски. Но я ещё и стыд испытывала.

Открытый вопрос

А почему Вы испытывали стыд?

Ну потому что учительница моя меня при все критиковала, мне было очень некомфортно находиться там. Ещё и одноклассники некоторые смеялись.

Открытый вопрос

А как повели себя в этой ситуации Ваши друзья?

Ну он сразу утешать начали меня. Егорка дак чуть с Борей не подрался.

Открытый вопрос




А родители Ваши что сказали после этой ситуации?

Мама сказала, что учительница неправа. Она не должна была так грубо себя вести. А папа просто сказал, что нужно было лучше подготовиться к уроку.

Открытый вопрос




Когда Вы рассказали об этом инциденте своим близким и друзьям, то как Вы, Геля, себя стали чувствовать?

Ну, мне легче стало. Я была очень благодарна им, что они меня поддержали. Создалось впечатление, что я не одна.

Открытый вопрос




Итак, Геля, я хотела бы обсудить с Вами причину Вашего обращения.

Окей.

Реплика-связка.

Причины обращения




Скажите, почему Вы обратились ко мне именно сейчас?

Ну потому что мой страх перед экзаменами только усиливается каждый день. А экзамены уже не за горами…. Я хочу морально быть к ним готова. А то из-за своей неуверенности я точно не сдам ничего….

Директива

Гипотеза 1: В ходе насмешек одноклассников у Ангелины сложилась неуверенность в себе, которая может выступать как причина страха перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 2: Запугивания учителей как причина страха Ангелины перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 3: Плохие взаимоотношения с учителем по математике как причина появления у Ангелины страха перед предстоящими экзаменами.

Гипотеза 4: Несоответствие ожиданиям родителей и учителей как причина возникновения у Ангелины страха перед предстоящими экзаменами

Проверка консультативных гипотез (3 стадия)

Когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация?

20 минут

Расскажите, Геля, в чём именно проявляется Ваш страх перед экзаменами?

Ну, я боюсь так же не решить задачу как у доски тогда. Иногда у меня возникает чувство, что я вообще не решу никакие задачи по этой математике в экзамене.


Директива

Почему у Вас возникает чувство, что вы не решите задачу?

Потому что я боюсь, что будет неправильно. Не уверена в своём ответе.

Открытый вопрос

Почему же Вы так думаете?

Потому что так всегда бывает на уроках математики. Моя учительница всегда говорит, что я неправильно решаю, тороплюсь и из-за этого ошибаюсь. И из-за этого при всех меня выставляет глупой.

Открытый вопрос

Вспомните, Геля, а что другие учителя как реагируют на то, что Вы иногда торопитесь и неправильно отвечаете?

Ну, они точно не ругают меня так как это делает учительница по математике. Они наоборот говорят мне: подумай ещё раз. Или вообще подсказывают.

Директива

Как Вы думаете, Геля, то, что Ваша учительница по математике постоянно критикует Вас и создаёт у Вас ситуацию неуспеха может ли повлиять на то, что Вы боитесь сдавать экзамен?

Хм, думаю что может

Закрытый вопрос

Кто принимал участие прямо или косвенно?




Геля, Вы говорили, что Ваши друзья поддерживают вас и считают умной девочкой. Считаете ли Вы эту информацию правдой?

Ну, наверное…

Пересказ+ закрытый вопрос

Вы упоминали, что мама и папа верят в то, что Вы сдадите экзамен. Так?

Да, это так.

Закрытый вопрос

Скажите, Геля, а другие учителя публично при всех Вас так ругают, как делает это учительница по математике?

Нет.

Закрытый вопрос

Думали ли Вы, Геля, что стоит решить проблему Ваших взаимоотношений с учителем по математике и тогда вы перестанете так бояться экзамена?

После того, как Вы сказали об этом, то да.

Закрытый вопрос

Что в это время делали и чувствовали другие участники (с точки зрения клиента)




Как вы думаете, Геля, испытывает ли Ваш классный руководитель к Вам негативные эмоции?

Думаю, что нет

Закрытый вопрос

Как Вы думаете, другие учителя испытывают к Вам негативные эмоции?

Нет

Закрытый вопрос

Геля, а учительница по математике испытывает ли к Вам негативные эмоции, когда у Вас что-то не получается?

Ну…я думаю, что да.

Закрытый вопрос

Скажите, Геля, а как вы думаете, Ваша учительница только к Вам испытывает негативные эмоции?

Нет. Она злая ко всем.

Закрытый вопрос

Геля, а мама с папой будут ли ругать Вас если Вы плохо сдадите экзамен по математике?

Ну, я думаю, что нет. Они меня всегда поддерживают.

Закрытый вопрос

Геля, а Ваши друзья будут к Вам относиться по-другому если Вы плохо сдадите экзамен?

Нет, конечно.

Закрытый вопрос

Скажите, Геля, почему тогда Вы испытываете такие отрицательные эмоции перед экзаменами?

Уже даже не знаю…. Наверное я просто всегда настраиваю себя на плохое….

Директива

Чем эта ситуация окончена, какие она имела последствия, на что оказала влияние?




Геля, скажите, связаны ли Ваши взаимоотношения с учительницей по математике с тем, что Вы стали испытывать страх перед экзаменом и чувствуете неуверенность в своих силах?

Теперь думаю, что да.

Директива + закрытый вопрос

Хотите ли Вы научиться справляться с чувством страха перед предстоящим экзаменом и обрести уверенность в себе?

Да, очень хочу.

Закрытый вопрос

Таким образом, мы обсудили Вашу ситуацию, связанную со страхом перед экзаменом. И пришли к выводу, что Ваш страх напрямую связан с взаимоотношениями с Вашей учительницей по математике, которая создаёт ситуацию неуспеха и критикует Вас. Сейчас мы с Вами перейдём к психокоррекционной работе.

Окей

Резюме+ реплика-связка

Подтвердилась гипотеза о том, что страх перед предстоящими экзаменами у Ангелины связан с плохими взаимоотношениями с учителем по математике, которая создаёт перед ней ситуацию неуспешности и критикует её.


Отрицательные чувства из-за неуверенности в себе


Неадекватное средство: принижение собственного «Я», негативная установка


Неадекватная реакция:

Критика учительницы по математике






Оказание психокоррекционного воздействия (4 стадия)

1. Коррекция установок



Компонент

Техника

1. Чувства-потребности

Акцентирование противоречий в рассказе Гели, помещение в ситуацию, которая помогла бы получить новый, значимый опыт.



2. Неадекватные средства

Переформулирование и переконструирование окружающей реальности.

3. Реакции других людей

Постановка клиента в рефлексивную позицию; помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы получить новый значимый опыт; анализ эмоциональной стороны происходящего.

2. Коррекция поведения




«Принятие себя»

Написать на листочке свои недостатки и достоинства. Обсудить их. Взглянуть на свои достоинства под новым углом.




«Спокойно взглянуть на ситуацию»

Когда подросток неуверен, он прячется за свои чувства. Он предают очень большое значение своим переживанием, и поэтому ему трудно спокойно оценить ситуацию и часто он преувеличивает ее последствия. Необходимо вместе с Гелей поговорить о том, что случится, если ситуация, которой она боится, все-таки произойдет. Это поможет прояснить, чем же он все-таки рискует. Может быть, риск не так уж велик? Методичные вопросы, что же за этим последует, обычно приводят к выводу: что все останется на своих местах.




Аутотренинг ( поможет побороть страх перед экзаменом)

 Свое самочувствие и результат на экзамене можно улучшить, если создать в своем воображении образ успеха и поверить в него. Самый лучший момент для этого — переход от сна к бодрствованию, это промежуточное состояние, когда вы уже вынырнули из сна, но еще не открыли глаза. Ангелине необходимо задержаться в нем на пару минут и постараться ярко представить себе картину: Она уверенно и прекрасно отвечает, чувствуете себя замечательно, у неё ясная голова, прямая осанка, ровная, правильная речь, она сами себе нравится и получает удовольствие от своего ответа.

Важно не просто увидеть картинку "со стороны", а прочувствовать состояние радостной уверенности и успеха. Тогда мозг и тело запомнят его и в реальной ситуации экзамена воспроизведут.





Провести консультацию с учительницей по математике.

Обсудить с ней, почему она так реагирует на Ангелину. Просветить её в том, какую роль негативные взаимоотношения играют в образовании подростковой тревожности.




«Дневник побед»

Клиентом вспоминаются и записываются все достижения ежедневно. Акцентирую внимания на правильно решённые задачки по математике.




«Сила речи»

Нужно сесть лицом к зеркалу. И сказать 3 фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен». Дальше нужно сказать эти же заявления, но начинаться они должны со слов «Я решил». Необходимо отследить свои чувства. Тоже самое делается с другими парами фраз:

o «Я не могу» - «Я не хочу»;

o «Мне нужно» - «Я хочу»;

o «Я боюсь» - «Мне хотелось бы».

Выражения «Я обязан», «Я не могу», «Мне нужно» и «Я боюсь» лишают Вас сил, способности действовать и ответственности. Если много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как надо. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства и действия.




«Дыхательная техника 444»

Для того, чтобы пережить стресс перед экзаменом, я бы порекомендовала Ангелине следующую технику.

На 4 счета делаем вдох;

На 4 счета задерживаем дыхание;

На 4 счета делаем выдох.

Делаем необходимое число повторений. Дыхание замедлится, общее состояние нормализуется. Считать можно и до трех, и до шести — кому как удобно.

Это упражнение поможет расслабить мышцы и нормализовать дыхание.




«Реактивация негативных ресурсов»

Ангелине будет необходимо разделить лист на 3 части. N 1 -написать три воспоминания об успешном обучении. В пункт 2 - поместить три истории, которые ассоциируются у с успехом и безмятежностью. N 3 -написать три улучшающих сообщения («я лучший», «я справляюсь лучше всех» «у меня отлично получается» ). Перед решением новой задачки переходить из одного пространства в другое. Если Ангелина не может воспринимать «я лучше всех», то можно написать «я сегодня лучше чем вчера» или «я становлюсь лучше каждый день».

Результат выполнения упражнения: оптимальное восстановление чувства успешности и уверенности.




«Что мне в тебе нравиться»

Прислушиваться к тому, что говорят об Ангелине родные, друзья, люди, другие преподаватели. Постараться принять похвалу, а не считать это преувеличением.




******

Прислушаться к маме по поводу репетитора. Возможно он сможет помочь Ангелине в тех трудностях, которые возникают у неё при решении некоторых задач.




«Образ уверенности» (так как Ангелина любит рисовать)

Ангелине необходимо представить, как выглядит её уверенность, в виде какого образа. Это может быть неодушевленный предмет, животное, растение, человек, волшебное существо… Словом, все, что угодно! Теперь необходимо перенести образ уверенности на бумагу. Нарисоватьего, как можно подробнее, детальнее. Ограничений здесь нет. Главное, рисовать то, что чувствуешь, видишь. Анализировать рисунок не надо. Цель упражнения – в самом процессе. Потом можно полюбоваться на свое творение, понаблюдать за своими эмоциями и физическими ощущениями.

Прощание (5 стадия)

6 минут

Наша сегодняшняя работа, Геля, была посвящена Вашему страху перед экзаменом. Мы с Вами выяснили, что это напрямую связано с взаимоотношениями с Вашей учительницей по математике, которая создаёт перед Вами ситуацию неуспеха и критикует Вас. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что Вам стоит больше внимания уделять и тому, что говорят о Ваших знаниях другие учителя, а также близкие Вам люди. А также пришли к осознанию того, что в экзамене нет ничего страшного, как Вы предполагали. Вы замечательный человек, у Вас все получится! Верьте в себя! Я уверена в том, что Вы хорошо напишите экзамены!




Подведение итогов работы




На этом наша сегодняшняя работа окончена.

Спасибо, Вам, большое!

Мне было так приятно с Вами поработать. Я реально перестала так сильно бояться экзамена! Спасибо ещё раз!!!!

Консультант встаёт первым, что сигнализирует о конце встрече.




Если у Вас появится необходимость обсудить данную ситуацию ещё раз или любую другую, то Вы можете снова ко мне обратиться. Я работаю с понедельника по четверг с 13:00 до 18:00. В случае повторной консультации Вам будет предоставлена скидка.

Ооо,хорошо

Приглашение клиента на следующую консультацию, система бонусов и напоминание о режиме работы.




Мне было приятно с Вами поработать. Всего хорошего, до свидания!

До свидания!

Провожаем клиента до дверей.


Заключение:

Клиент: Ангелина, 15 лет

Психологическая характеристика: клиент, мотивированный на работу и решение проблемы, неуверенный в себе, рефлексивный

Причина обращения: у Ангелины сильный страх перед предстоящими экзаменами.

Прогнозированное поведение: активное решение проблемы с использованием рекомендаций психолога-консультанта

Подтвердившаяся гипотеза: страх перед предстоящими экзаменами у Ангелины связан с плохими взаимоотношениями с учителем по математике, которая создаёт перед ней ситуацию неуспешности и критикует её. В связи с чем у девочки образовалось чувство неуверенности в себе.

2.2.3 Консультационный сценарий №3


Клиент: София, 11 лет.

Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу

Задачи:

1. Установление раппорта, обсуждение моментов работы, ориентирование и мотивирование клиента на работу, заключение контракта через принятие запроса.

2. Расспрос клиента по проблеме, выяснение причин жизненной ситуации. Психолог-консультант изучает личность клиента и суть проблемы.

3. Проверка консультационных гипотез. Психолог консультант излагает гипотезы клиенту исходя из интерпретации и проводит уточняющий диалог для корректировки гипотез, если это требуется.

4. Оказание психокоррекционного воздействия. Обсуждение с клиентом практических рекомендаций по разрешению ситуации, коррекция установок и поведения клиента

5. Завершение консультационного интервью. Подведение итогов; обсуждение вопросов, касающихся дальнейшего отношения клиента с консультантом или другими специалистами, прощание с клиентом.

От Софии:

Запрос: просьба о снятии симптома ( Боюсь знакомиться. Испытываю стеснение и беспокойство)

Проблема: не справляюсь сама, хочу изменить ситуацию

Субъективный локус жалобы: на самого себя

Объективный локус жалобы: индивидуальные психологические особенности

Самодиагноз: слишком стеснительная

Время работы на данном этапе

Содержание работы консультанта

Содержание работы клиента

Примечание

Начало работы (1 стадия)

10 минут

Добрый день! Проходите! Я Вас ждала! Здесь вы можете раздеться и оставить свои вещи. Отключите, пожалуйста, свой телефон, чтобы он нам не мешал при работе.

Здравствуйте. Да-да, хорошо.

С первых минут встаём и встречаем клиента у двери. Демонстрируем доброжелательность. Жестом показываем на место, где можно оставить вещи.

Проходите пожалуйста!




Разворачиваемся к посадочным местам и указываем жестом. Начинаем двигаться вместе с клиентов, но на пол корпуса впереди. Одну руку кладём на своё кресло, другой показываем на место клиента. Клиент садится первым. Садимся в официально-деловую позу: спина прямая, но не касается спинки; ноги на полу под углом 90 градусов; руки на коленях, пальцы в шпилеобразной форме. Смотрим на верхнюю зону. Ждём пока клиент поднимет голову.

Вам комфортно? Удобно?

Ну.. да.

Получение доверие клиента (приём 3 да).

Здесь мы будем проводить нашу с Вами работу

( Одобрительный кивок головой)

Обводим взглядом кабинет, затем смотрим на клиента, киваем головой.

Давайте начнём?

Ну давайте.

Переводим взгляд на часы. Клиент за нами тоже. Далее мы переводим взгляд на клиента.

Как мне лучше к Вам обращаться?

Ну….меня Соня зовут.

Начало ритуала знакомства. Используем принцип равенства имён.

Очень приятно, Соня. Меня зовут Карина. Я психолог-консультант. Я окончила Череповецкий государственный университет и получила высшее психологическое образование. Я консультирую по проблемам межличностного общения уже около 2 лет.




Представляем клиенту свою профессиональную визитную карточку.

Я должна сказать Вам, Соня, что психологи советов не дают. Мы не прописываем никаких рецептов. Моя работа с Вами будет заключаться в том, что мы обсудим Вашу жизненную ситуацию, постараемся посмотреть на неё с разных точек зрения и на основании этого поменяем к ней своё отношение и если есть необходимость, то и своё поведение.

(Одобрительный кивок головой)

Выстраиваем для клиента границы психологического консультирования.

Кроме того, Соня, я хотела бы отметить, что то, что вы расскажете не выйдет за пределы этой комнаты.

Угу.

Принцип конфиденциальности.

Соня, чтобы лучше разобраться в Вашей жизненной ситуации, я хотела бы у Вас спросить разрешение на то, чтобы делать некоторые записи?

Ой, да, хорошо.

Делаем паузу. 2 секунды, для того, чтобы клиент мог задать интересующие вопросы.

Теперь, Соня, расскажите о себе.

Меня зовут Соня. Мне 11 лет. Я учусь в 5 классе. Хожу в бассейн.

Получаем анкетный данные о клиенте.

Что Вас ко мне привело?

Нуу… Я очень стеснительная. И мне трудно знакомиться. Я постоянно краснею и чувствую себя некомфортно…. А при встрече с новыми людьми у меня возникает страх, что я им не понравлюсь и они не захотят со мной общаться.

Жалоба клиента

Из того, что Вы мне сказали, если я Вас правильно поняла, то Вы хотели бы обсудить со мной Вашу стеснительность, которая мешает Вам заводить знакомства и сам страх перед новыми знакомствами?

Угу.

Запрос

Расспрос клиента по проблеме ( 2 стадия)

15-20 минут.

Выстраиваем раппорт на вербальном и невербальном уровнях. (Присоединение по дыханию, тембру и темпу речи)




Разблокировка клиента, поддержка контакта ( «я» и «ты»- одно целое)

История возникновения проблемы




Соня, вспомните, а когда у Вас появилась эта стеснительность?

Хм… Ну наверное где-то в конце 4 класса появилась эта стеснительность. Я даже перестала с друзьями почти гулять. Всё дома сижу. Потому что они приводя своих друзей других, а я их стесняюсь и некомфортно себя среди них ощущаю, поэтому всегда говорю им, что занята.

Директива

А вот эти трудности при знакомстве когда они начали у Вас проявляться?

На самом деле я недавно заметила их. Вот например типа я когда в инете с мальчиком познакомилась, мы с ним переписывались и он предложил встретиться. Дак вот. Я жуть как вся перенервничала. Мне страшно идти на встречу было, потому что вдруг я ему не понравлюсь. У меня страх возникает.




Соня, скажите, а в чём проявляется этот Ваш страх?

Ну, у меня сердце начинает быстро колотиться. Сомнения возникают перед встречей. Сразу мыли в голову лезут, что я опозорюсь или он не захочет со мной потом общаться.




Соня, а до этого Вы наблюдали за собой страх перед знакомствами?

Да вроде нет.

Закрытый вопрос

А раньше возникало ли у Вас такое яркое проявление стеснения перед людьми?

Ну если только немного.

Закрытый вопрос

А почему Вы решили обратиться ко мне именно сейчас?

Потому что мне трудно так жить. Я не понимаю откуда это взялось почему я резко стала такой зажатой и стеснительной. Почему я так боюсь и трясусь перед встречами. У меня будто паника начинается.Хочу как все нормально общаться с другими! И жить без этого беспокойства!

Открытый вопрос

Соня, скажите, в настоящий момент как часто Вы испытываете стеснительность?

Ой… очень часто. И на уроках, и дома, и в компании друзей.

Директива

А в чём именно проявляется Ваша стеснительность?

Ну на уроках я жуть как стесняюсь при всех стихи рассказывать, у меня ладошки потеют и сердцебиение учащается. Дома я стесняюсь в какой-то открытой одежде ходить, в шортах там. А в компании друзей у меня такое чувство странное возникает, будто бы все вокруг такие клёвые, а я ужасна…

Уточнение

Почему Вы так о себе думаете?

Да потому что все такие красивые. Девочки из нашего класса они так красиво одеваются, красятся, стройненькие. А я…..

Открытый вопрос

Давно Вы начали так думать про себя?

Ну да. Я поэтому в бассейн и хожу, чтобы как-то постройнее стать. Ещё тайком от мамы крашусь в школу и смываю косметику перед тем как домой пойти.

Открытый вопрос

Скажите, Соня, а в бассейне к Вам как относятся ребята, с которыми Вы туда ходите?

В бассейне хорошо, мы все там дружим.

Директива

А как Вы там себя ощущаете, находясь в окружении этих людей?

Да норм вроде. Мы с ними дурачимся всяко.

Открытый вопрос

А в классе как Вы себя ощущаете?

Не совсем комфортно мне там…

Открытый вопрос

А почему Вам там некомфортно?

Потому что там есть одни дураки, которые мне не нравятся.

Открытый вопрос

Соня, кого Вы конкретно имеете ввиду?

Вадика и Лёшу.

Уточнение

Скажите, Соня, почему Вы к ним так относитесь? Была ли какая-то ситуация с ними?

Ну да, была…

Директива+ Закрытый вопрос

Соня, расскажите поподробнее об этой ситуации.

Ну, у нас в школе всегда летний лагерь был. Так вот. Мы туда ходили всем классом. А они постоянно надо мной издевались там…… При всех высмеивали, говорили: «Смотрите какая жируха идёт». Все смеялись…Подговаривали других против меня. Поэтому у меня там было мало друзей.

Директива

А когда именно это было?

В 3 классе. Ну тоесть перед 4.

Уточнение

А до этого момента какие у Вас с ними взаимоотношения были?

Ну вот с Лёшей нормальные. А вот Вадик новенький к нам пришёл. Он сразу ко мне плохо относиться стал. И Лёша за ним….

Открытый вопрос

А сейчас в каких Вы с ними взаимоотношениях?

В плохих. Они всё так же хихикают. Крутыми себя считают. Терпеть их не могу!

Открытый вопрос

А как они относятся к остальным в классе?

Нормально. Юльку нашу дак вообще обожают.

Открытый вопрос

Кто такая Юля? Расскажите.

Это самая красивая девочка в нашем классе. Она очень красиво одевается. Она такая стройная. Хочу как она быть.

Открытый вопрос+ Директива

А какие взаимоотношения у Вас, Соня, с ней?

Никакие. Она общается только со своими подружками. А я бы очень хотела быть как она и как её подружки и общаться с ними

Открытый вопрос

Соня, давайте вернёмся к той ситуации, которая произошла у Вас с Вадиком и Лёшей. Вспомните, как Вы себя в тот момент ощущали?

Ой, жуть.. Мне было так стыдно за себя. Мне хотелось провалиться под землю. Я ещё в коротких шортах была. Я помню как вся раскраснелась.

Директива

Схожи ли Ваши ощущения в той ситуации, с тему ощущениями, когда Вы испытываете стеснение?

Хм… Не знаю даже… Ну наверное да.

Открытый вопрос

Скажите, Соня, а был ли какой-то инцидент, связанный с неудачным знакомством?

Да был. Я хотела познакомиться с Юлей – это та девочка, про которую я Вам рассказывала. Так вот, она не захотела со мой знакомиться. Сказала, что я неинтересная и ей со мной не о чём говорить.

Директива + закрытый вопрос

Скажите, Соня, а что Вы чувствовали в этот момент?

Мне было очень грустно и обидно….

Директива

А когда именно это было?

Это было вот в детском лагере. Когда я закончила 3 класс.

Уточнение

А после этого Вы заводили новые знакомства?

Ну, только если в инете

Открытый вопрос

Соня, мы обсудили с Вами, что Вы решили обратиться за помощью к психологу, потому что Вы часто стали испытывать стеснение и страх перед новыми знакомствами. Теперь я хотела бы обсудить Ваши взаимоотношения с одноклассниками, родителями и друзьями.

Окей

Пересказ+ реплика связка

Отношение клиента со всеми действующими лицами

Скажите, Соня, какие у Вас взаимоотношения с одноклассниками?

Да нормальные вроде.

Открытый вопрос

Как думаете, что Ваши одноклассники могут про Вас сказать как о своей однокласснице?

Ну, вот Лёша и Вадик скажут точно, что я жирная, уродина. Юля как и её подруги скажут, что я скучная. А остальные.. Не знаю даже…. Может быть скажут, что я закрытая, я почти не общаюсь ни с кем в классе, кроме моих подруг.

Открытый вопрос

Соня, а есть ли в классе друзья?

Да, есть.

Закрытый вопрос

Соня, расскажите о них. Какие у вас с ними взаимоотношения?

Мои друзья- это Алёнка, Лиза и Катюшка. Они очень хорошие, поддерживают меня всегда. При них я могу быть собой, не стесняюсь.

Директива+ Открытый вопрос

Скажите, Соня, а они поддерживали Вас тогда, когда случился этот неприятный случай с Владом и Лёшей?

Ещё как поддерживали! Успокаивали меня, и говорили, что я самая лучшая. Говорили, что вот я вырасту и потом посмотрим, кто над кем смеяться будет.

Директива

А, вспомните, Соня, как они отреагировали на то, что Вы так хотели подружиться с Юлей? Они с ней в каких взаимоотношениях?

Ой… Они не любят Юлю и её шайку. Потому что считают её слишком лицемерной. Они на меня обиделись помню…Мы разругались. Но потом помирились. Я осознала, что лучше их друзей нет.

Директива+ открытый вопрос

А что говорят Вам ваши друзья, когда у Вас возникает страх перед встречей?

Они говорят мне, чтобы я не стеснялась, что я красивая девочка и мне нечего бояться. Говорят быть собой.

Открытый вопрос

И как Вы относитесь к их словам?

Ну сначала я начинаю так же думать, а потом страх всё равно возвращается…

Открытый вопрос

Соня, а расскажите какие отношения с родителями? Как они к Вам относятся?

Да нормально. С мамой хорошие отношения, она всегда говорит мне, что я красивая. Только вот краситься не разрешает в школу. Говорит, что ещё рано. С папой тоже хорошие, но я пару раз замечала, что он говорил мне, что у меня ноги толстые….

Директива

Давно ли он начал так говорить?

Ну… Так-то нет. Когда я была классе в 4 начал.

Абсолютизация

Скажите, Соня, а Ваши знакомые с бассейна как к Вам относятся?

Ой, очень хорошо. Потому что часть из них мои подружки. Да и там все девочки. Они никогда мне обидного ничего не говорят.

Директива+ открытый вопрос

То есть в бассейне Вы не чувствуете стеснения?

Ну, нет.

Обратная связь

Скажите, Соня, а с учителями у Вас какие взаимоотношения? Говорили ли они Вам что-то обидное?

Ну, с учителями норм. Я вот когда с ними один на один общаюсь, то вообще не стесняюсь. А вот при всём классе стесняюсь. Нет, никто из них ничего такого не упоминал. Они хорош ко мне относятся.

Директива+ закрытый вопрос

А как учителя отреагировали на тот случай с Вадиком и Лёшей?

Они их наругали, а потом побеседовали с ними.

Открытый вопрос

Скажите, Соня, а какие взаимоотношения сейчас у Вас с Юлей?

Вообще никаких. Я с ней не общаюсь. Я просто молча завидую её фигуре….

Директива

Скажите, а вот с этими мальчиками какие сейчас отношения?

Ужасные. Я их терпеть не могу…

Директива

Почему?

Да потому что они противные, только издеваться и умеют.

Открытый вопрос

Итак, Соня, мы с Вами рассмотрели Ваши взаимоотношения с действующими лицами, которые связаны с в вашей жизненной ситуацией. Теперь мне бы хотелось рассмотреть причины вашей проблемы.




Резюме+ реплика связка