Файл: Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, поведенческий компонент. У тревожности есть и определённая функция, и по мнению О.Х. Маурера это- сигнализирующая. Существует большое количество видов тревожности. Например, выделяют открытую и скрытую тревожность, устойчивую и адекватную тревожность. А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных: с процессом обучения - учебная тревожность; с представлениями о себе - самооценочная тревожность; с общением - межличностная тревожность. Так же в своих исследованиях ей удалось выделить открытую и скрытую тревожность. В свою очередь Ч.Д. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностную и ситуативную(реактивную). У тревожности есть определённые уровни развития и, И. Кочубей и Е.В. Новикова выделяют три уровня: деструктивный, недостаточный и конструктивный. Причиной тревожности З. Фрейд считал столкновение биологических влечений с социальными запретами. Так же отмечается, что на психофизиологическом уровне причины тревожности связывают с особенностями строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).

Большое внимание уделяется тревожности в подростковом возрасте. По словам А.М Прихожан наиболее остро проблема тревожности возникает именно в подростковом возрасте, поэтому его зачастую называют «возрастом тревог». В период тревоги подросток переживает не 1 эмоцию, а целый спектр. Согласно И.В. Дубровиной, до 14-15 лет преобладает межличностная тревожность, а к 16-17 годам начинает преобладать самооценочная тревожность. Причиной тревоги в подростковом возрасте можно назвать внутренний конфликт, противоречивость стремлений подростка. Подросток боится не соответствовать социальным требованиям школы, сверстников, семьи. Важно отметить, что причины тревожности различаются у мальчиков и девочек. А.М. Прихожан, А.И. Захаров отмечают, что ведущей причиной тревожности мальчиков является возможность несчастного случая, в результате физической травмы или увечья (внешние причины). Как пишет А.С. Тимохина, описывая причины своего беспокойства, девочки же чаще называют собственные слова и поступки, а последствием, которое их тревожит, часто оказывается чувство вины или стыда (внутренние причины). Необходимо отметить, что подростки, обладающие высокой тревожностью, зачастую обладают неустойчивой самооценкой и проявляют неуверенность в себе. Именно из-за постоянно присутствующего страха перед предстоящими событиями эти дети редко проявляют инициативу. В развитии тревожности многое зависит от того как родители строят свое общение с ребенком. Например, завышенные требования со стороны родителей могут усиливать тревожность, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие чувство вины. Не только от взаимоотношений с
родителями может образоваться тревожность, так же ей причиной может быть семейная тревога. По мнению О.А. Слепичевой, неблагоприятные отношения с педагогами тоже могут вызвать чувство тревоги у подростка. Чувство тревоги может в последствии перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Важно отметить, что специфика проявления тревожности в подростковом возрасте заключается в страхе «быть не собой», как реакции на угрозу изменения, отторжения и потери "я" часто возникает вследствие попыток родителей, педагогов с гиперсоциальными, а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертами характера односторонне навязать детям и особенно подросткам свой образ мышления, действий и поступков без учета реальных обстоятельств. 

С тревожность можно бороться. И среди способов преодоления тревожности выделяют психологическое просвещение и психологическую коррекцию как с родителями и педагогами- так как они играют большую роль в развитии чувства тревоги; и конечно же непосредственное взаимодействие с самими подростками.

Глава 2. Классификация запросов и консультационные сценарии по проблеме тревожности

2.1 Классификатор проблем

1. В зависимости от пола:


  • Мужчина

  • Женщина

2. По типу мотивации:

  • Мотивированные

  • Немотивированные

3. В зависимости от характеристики клиента:

  • Неуверенный в себе

  • Уверенный в себе

  • Доверяющий только себе

  • Клиент с потребностью выговориться

  • Плачущий клиент

4. По механизму психологической защиты:

  • Вытеснение

  • Проекция

  • Рационализм

  • Оглушение

  • Толкование бессилия

  • Играние ролей

  • Образование симптомов

  • Замещение

  • Сублимация

  • Бегство

  • Окаменение

  • Регрессия

  • Провакационноее поведение

5. В зависимости от проявления тревожности:

  • Ситуационная

  • Личностная

6. В зависимости от отражения тревожности в определённой ситуации:

  • Учебная (с учебной деятельностью)

  • Самооценочная (представление о себе)

  • Межличностная (общение)

7. В зависимости от уровня тревожности:

  • С высоким уровнем тревожности

  • С низким уровнем тревожности

8. В зависимости от причины тревожности:

  • Завышенные требования родителей

  • Страх быть не собой

  • Постоянные упрёки со стороны родителей

  • Неблагоприятные отношения с педагогом

9. По уровню проявления тревожности:

  • Поведенческий

  • Психический

  • Психофизиологический

10.В зависимости от сферы возникновения тревожности:

  • Частная

  • Общая

11. По источнику возникновения:

  • длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги

  • внутренний – психологические или психофизиологические причины

12. По адекватности ситуации:

  • Адекватная

  • Неадекватная

13. В зависимости от вида тревожности ( откуда исходит угроза для Эго):

  • Объективная

  • Невротическая

  • Моральная

14. По форме невротической тревожности:

  • «Свободно плавающая»

  • Фобическая реакция

  • Страх

15. В зависимости от типа нервной системы:

  • Со слабой нервной системой (меланхолики)

  • С сильной нервной системой (сангвиники, флегматики, холерик)


16. В зависимости от симптомов:

  • Нервозность

  • Раздражительность

  • Мышечное напряжение

  • Сильное беспокойство по любому поводу

  • «Взвинченность»

  • Изменения в общении (предпочтение одиночества)

  • Сильное волнение

17. По форме проявления тревожности:

  • Открытая

  • Скрытая



2.2 Разработка консультационных сценариев

2.2.1 Консультационный сценарий №1


Клиент: Марина, 12 лет

Цель: оказать психокоррекционную помощь клиенту по запросу

Задачи:

1. Установление раппорта, обсуждение моментов работы, ориентирование и мотивирование клиента на работу, заключение контракта через принятие запроса.

2. Расспрос клиента по проблеме, выяснение причин жизненной ситуации. Психолог-консультант изучает личность клиента и суть проблемы.

3. Проверка консультационных гипотез. Психолог консультант излагает гипотезы клиенту исходя из интерпретации и проводит уточняющий диалог для корректировки гипотез, если это требуется.

4. Оказание психокоррекционного воздействия. Обсуждение с клиентом практических рекомендаций по разрешению ситуации, коррекция установок и поведения клиента

5. Завершение консультационного интервью. Подведение итогов; обсуждение вопросов, касающихся дальнейшего отношения клиента с консультантом или другими специалистами, прощание с клиентом.

От Марины:

Запрос: просьба о снятии симптома

Проблема: не имею-хочу иметь

Субъективный локус жалобы: на самого себя

Объективный локус жалобы: индивидуальные психологические особенности

Самодиагноз: собственная личностная недостаточность

Время работы на данном этапе

Содержание работы консультанта

Содержание работы клиента

Примечание

Начало работы (1 стадия)

10 минут

Добрый день! Проходите! Я Вас ждала! Здесь вы можете раздеться и оставить свои вещи. Отключите, пожалуйста, свой телефон, чтобы он нам не мешал при работе.

Здравствуйте! Окей.

С первых минут встаём и встречаем клиента у двери. Демонстрируем доброжелательность. Жестом показываем на место, где можно оставить вещи.

Проходите пожалуйста!




Разворачиваемся к посадочным местам и указываем жестом. Начинаем двигаться вместе с клиентов, но на пол корпуса впереди. Одну руку кладём на своё кресло, другой показываем на место клиента. Клиент садится первым. Садимся в официально-деловую позу: спина прямая, но не касается спинки; ноги на полу под углом 90 градусов; руки на коленях, пальцы в шпилеобразной форме. Смотрим на верхнюю зону. Ждём пока клиент поднимет голову.

Вам комфортно? Удобно?

Ну да.

Получение доверие клиента (приём 3 да).

Здесь мы будем проводить нашу с Вами работу

( Одобрительный кивок головой)

Обводим взглядом кабинет, затем смотрим на клиента, киваем головой.

Давайте начнём?

Ага, давайте.

Переводим взгляд на часы. Клиент за нами тоже. Далее мы переводим взгляд на клиента.

Как мне лучше к Вам обращаться?

Марина

Начало ритуала знакомства. Используем принцип равенства имён.

Очень приятно, Марина. Меня зовут Карина. Я психолог-консультант. Я окончила Череповецкий государственный университет и получила высшее психологическое образование. Я консультирую по проблемам межличностного общения уже около 2 лет.

И мне очень приятно!

Представляем клиенту свою профессиональную визитную карточку.

Я должна сказать Вам, Марина, что психологи советов не дают. Мы не прописываем никаких рецептов. Моя работа с Вами будет заключаться в том, что мы обсудим Вашу жизненную ситуацию, постараемся посмотреть на неё с разных точек зрения и на основании этого поменяем к ней своё отношение и если есть необходимость, то и своё поведение.

(Одобрительный кивок головой)

Выстраиваем для клиента границы психологического консультирования.

Кроме того, Марина, я хотела бы отметить, что то, что вы расскажете не выйдет за пределы этой комнаты.

Угу.

Принцип конфиденциальности.

Марина, чтобы лучше разобраться в Вашей жизненной ситуации, я хотела бы у Вас спросить разрешение на то, чтобы делать некоторые записи?

Окей. Можете делать.

Делаем паузу. 2 секунды, для того, чтобы клиент мог задать интересующие вопросы.

Теперь, Марина, расскажите о себе.

Ну, мне 12 лет. Я учусь в школе. Увлекаюсь волейболом.

Получаем анкетный данные о клиенте.

Что Вас ко мне привело?

Нуу… Я постоянно чувствую неуверенность в себе. Я боюсь выступать перед классом. Постоянно краснею и у меня трясутся руки. Ещё я всегда по каждому поводу переживаю. Не понимаю почему со мной это происходит. Что со мной не так?

Жалоба клиента

Из того, что Вы мне сказали, если я Вас правильно поняла, то Вы хотели бы обсудить со мной то почему вы неуверенны в себе и из-за чего возникает беспокойство по любому поводу?

Да!

Запрос

Расспрос клиента по проблеме ( 2 стадия)

15-20 минут.

Выстраиваем раппорт на вербальном и невербальном уровнях. (Присоединение по дыханию, тембру и темпу речи)




Разблокировка клиента, поддержка контакта ( «я» и «ты»- одно целое)

История возникновения проблемы + отношение клиента со всеми действующими лицами




Марина, вспомните, а когда Вы впервые начали замечать, что у Вас появилась неуверенность в себе?

Ой, даже не знаю… Наверное классе в 3 это началось .

Дирекстива

А в чём она проявляется? Ваша неуверенность в себе?

Ну как я и говорила уже, что у меня всегда волнение возникает по любому поводу.

Например, при выступлении в классе бывает так что ладошки очень потеют, и щёки краснеют. Мне некомфортно из-за этого становится.

Открытый вопрос

Марина, а до 3 класса Вы испытывали неуверенность в себе?

Нет. Я была активная. А сейчас вечно одна.

Открытый вопрос

Что Вы имеете ввиду, говоря, что вы вечно одна?

Ну я почти не общаюсь со своими друзьями. Сижу дома.

Уточнение

А почему Вы сидите дома?

Ну блин, потому что они ни сделают я постоянно беспокоюсь за это. Например даже гулять боюсь в тёмное время, переживаю, вдруг какие-то маньяки там будут. Или вот например, они в заброшки всякие типа любят ходить. А вот мне страшно. Мне лучше дома.

Открытый вопрос

Вы абсолютно всегда сидите дома?

Ну нет, я хожу ещё на тренировки по волейболу. И ещё иногда друзья приходят ко мне домой, но когда мамы нет.

Абсолютизация

А почему только когда мамы нет дома?

Потому что мама против моих друзей…..

Открытый вопрос

Как Вы думаете почему она так относится к Вашим друзьям?

Да потому что она ко мне так относится. Постоянно в чём-то меня обвиняет, постоянно мной недовольна. И вот, даже друзей приплела.

Открытый вопрос

В чём проявляется её недовольство?

Ну типа то, что я в комнате своей не прибираюсь, в том что по дому ей мало помогаю. В том что по волейболу многие дети лучше меня играют и мне нужно больше времени уделять тренировкам, а не гулять в друзьями. Вечные упрёки!




Скажите, не мама ли случайно записала Вас на волейбол?

Да, она.

Закрытый вопрос

А нравится ли Вам волейбол?

Если честно, то не очень

Закрытый вопрос

А что Вам нравится? Чем бы Вы хотели заниматься?

Вязанием или рукоделием.

Открытый вопрос

Угу. А почему Вы не скажете про это своей маме и не поменяете своё увлечение?

Ой, да разве же она меня послушает? Думаю нет.

Открытый вопрос

Почему Вы так думаете?

Ну потому что так всегда происходит. Она не слышит совсем что я ей говорю.

Открытый вопрос

Это происходит абсолютно всегда?

Да, в последнее время да.

Абсолютизация.

Вспомните, а какие отношения с мамой у Вас были раньше?

Раньше всё было по-другому. Она очень хорошо ко мне относилась. Называла меня всяко ласково. Мы с ней много времени проводили вместе.

Директива

А что произошло потом? Почему всё так поменялось?

Ну… Они с папой просто развелись и она постоянно начала на работе пропадать.

Открытый вопрос

То есть, вы считаете, что развод мамы с папой повлиял на её отношение к Вам?

Я думаю да.

Обратная связь

Скажите, Марина, а какие взаимоотношения Вас с папой?

Нормальные. Но мы с ним почти не общаемся сейчас. Он звонит мне очень редко.

Открытый вопрос

А давно ли развелись Ваши родители?

Ну.. достаточно.

Закрытый вопрос

А когда именно?

Они развелись, когда мне было лет 9.

Уточнение

А до того момента, когда ваши родители развелись с папой у Вас какие отношения были?

Очень хорошие. Мы с ним гулять часто ходили, в аквапарк ходили. Много времени проводили вместе. Он меня хвалил всегда. Говорил какая я у него умница.

Открытый вопрос

А сейчас Вы получаете похвалу от папы?

Совсем немного. Когда созваниваемся.

Открытый вопрос

А от мамы получаете похвалу?

Нет. Она игнорирует. Я когда ей рассказываю про соревнования, что мы там заняли первое место. Она только угукает и начинает своими делами заниматься.

Открытый вопрос

То есть если я Вас правильно поняла, то вы хотите сказать, что мама совсем не обращает внимание на Ваши победы и совсем Вас не хвалит?

Да, всё верно.

Обратная связь

Итак, мы с Вами рассмотрели историю возникновения и действующих лиц, связанных с в вашей жизненной ситуацией, теперь мне бы хотелось рассмотреть причины вашей проблемы.




Резюме+ реплика связка


Гипотеза 1: Развод родителей как причина появления неуверенности в себе у Марины вследствии это привело к тревожности

Гипотеза 2: Постоянные упрёки матери как причина появления неуверенности в себе у Марины из-за чего последовало беспокойство по любому поводу

Гипотеза 3: Ухудшение взаимоотношений с родителями как причина возникновения неуверенности в себе у Марины и порождение тревожности

Представление о причинах возникновения проблемы




Как вы считаете, Марина, с чем связана Ваша неуверенность в себе?

Ну…я боюсь показаться глупой, какой-то не такой.

Открытый вопрос

Что вы имеете ввиду под словом не такой?

Не такой умной например как Алина.

Уточнение

Кто такая Алина?

Алина- это моя одноклассница. Она у нас отличница. Мама постоянно меня с ней сравнивает.

Открытый вопрос

Абсолютно постоянно?

Да

Абсолютизация.

Мама предъявляет к Вам высокие требования?

Ага. Она хочет, чтобы я во всём была лучшей.

Открытый вопрос

Есть ли у Вас страх не оправдать ожидания своей мамы?

Да.

Закрытый вопрос

То есть, если я Вас правильно поняла, то мама предъявляет к Вам слишком завышенные требования, которые Вы боитесь не оправдать и показаться «не такой»?

Да, всё верно…

Пересказ

Как правило, Марина, именно взаимоотношения с родителями могут повлиять на развитие такой личностной черты как неуверенность в себе. А именно завышенные требования с их стороны, поскольку когда реальные возможности не сходятся с высоким уровнем достижений, которого ждут от ребёнка взрослые ( а в Вашем случае это требования Вашей мамы), ребенок начинает терять уверенность в себе и в своих собственных силах, постоянно боится негативной оценки, беспокоится, что он делает что-либо не так, как нужно. Так возникает личностное образование тревожность. Тревожность – это как раз таки и есть постоянное беспокойство по любому поводу.


Ничего себе, я никогда даже не подумала бы что всё дело в этом..

Информирование

Итак, таким образом, Марина, мы с Вами обсудили Ваш взгляд на причины проблемы. Вы сказали, что это связано с тем, что Вы боитесь показаться не такой, какой требует от Вас ваша мама. А сейчас я хотела бы узнать про улучшения и ухудшения в Вашей ситуации.

Да, окей. Давайте.

Резюме+ реплика связка

Динамика проблемы




Марина, в чём именно проявляется Ваша неуверенность в себе?

Ну… Например, когда я в классе при всех что-то рассказываю, то я начинаю краснеть. У меня сильно начинает биться сердце и ещё ладошки очень сильно потеть начинают.

Открытый вопрос




А почему Вы так волнуетесь? Вы при рассказе говорите что—то не то?

Да нет, всё правильно рассказываю. Просто могу потерять в вопросах, которые мне могут задать классный руководитель и ребята из класса.

Открытый вопрос

А часто ли бывает такое, что Вы не можете ответить на вопросы?

Ну… Редко, но бывает.

Закрытый

Скажите, а как ведёт себя классный руководитель по отношению к Вам?

Ой, Мария Ивановна очень хорошая. Она постоянно хвалит меня. А если я не могу ответить на вопрос, то говорит, чтобы я не расстраивалась и просит ребят мне помочь

Директива

Почему же тогда у Вас возникает это чувство неуверенности в своих силах?

Ну потому что оценку то я получаю на балл ниже. А для мамы я должна учиться только на 5.

Открытый вопрос

Сейчас, Марина, я хотела бы обсудить причину Вашего обращения

Окей

Реплика-связка

Причины обращения




Скажите, почему Вы обратились ко мне именно сейчас?

Потому что эта моя неуверенность мешает мне везде. И в учёбе, и в спорте и в общении с друзьями.

Открытый вопрос

Гипотеза 1: Развод родителей как причина появления неуверенности в себе у Марины вследствии это привело к тревожности

Гипотеза 2: Постоянные упрёки матери как причина появления неуверенности в себе у Марины из-за чего последовало беспокойство по любому поводу

Гипотеза 3: Ухудшение взаимоотношений с родителями как причина возникновения неуверенности в себе у Марины и порождение тревожности


Проверка консультативных гипотез (3 стадия)

Когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация?

20 минут

Расскажите, Марина, что Вы чувствуете, когда случается так, что Вы не оправдываете ожиданий Вашей мамы?

Ну, мне становится очень грустно. Хочется опустить руки и ничего больше не делать. Ещё я начинаю нервничать, и винить себя.

Еще чувствую, что очень подвожу всех.

Директива

Подводили ли Вы классного руководителя или своих одноклассников, когда не могли ответить на вопрос в классе?

Нет

Закрытый вопрос

Подводили ли Вы своего тренера, когда не получалось что-то выполнить на спортивной площадке?

Нет

Закрытый вопрос

Вспомните, а что он обычно Вам говорит, когда у Вас что-то не получается?

В спорте главное терпение. Быстрых результатов никогда не будет. Если не получилось в этот раз, значит получится в следующий раз

Директива

Получается, что Вы не подводите ни своего тренера, ни учителя, ни одноклассников, когда что-то делаете не так. Так ли это?

Не знаю…Выходит, что подвожу только маму

Пересказ + закрытый вопрос

Подумайте теперь, подводите ли Вы всех?

Нет. Выходит, что подвожу маму только.

Закрытый вопрос

Вспомните, что Вы чувствуете, когда Вы рассказываете маме о своих достижениях, но она никак не реагирует?

Мне очень обидно и больно от этого. Я бы очень хотела, чтобы она меня похвалила и сказала какая я у неё молодец.

Директива

Рассказываете ли Вы кому-то ещё о своих достижениях?

Ну да.

Закрыты вопрос

Вспомните, а кому Вы обычно рассказываете?

Бабушке и тёте.

Директива

Они Вас хвалят?

Да. Они очень мной гордятся и называют меня умницей.

Открытый вопрос

Как Вы считаете, Марина, завышенные требования вашей мамы могут повлиять на то, что сейчас вы чувствуете себя неуверенно?

Скорее всего да

Открытый вопрос

Кто принимал участие прямо или косвенно?




Марина, вы говорили, что ваши бабушка и тетя хвалят вас за ваши достижения и называют Вас умницей. Считаете ли Вы эту информацию правдой?

Ну, наверное…

Пересказ+ закрытый вопрос

Вы упоминали, что и папа хвалит Вас, когда Вы с ним созваниваетесь, так ли это?

Да, это так.

Закрытый вопрос

Скажите, Марина, а классный руководитель хвалит Вас за Ваши достижения в учёбе?

Да, хвалит.

Закрытый вопрос

А в спорте, как вы отметили ,Марина, Ваш тренер сказал: «Если не получается в этот раз, то получится в другой». Можно липредположить, что в ошибках нет ничего страшного?

Наверное можно

Закрытый вопрос

Скажите, Марина, что Вы сейчас думаете о своей неуверенности в себе?

Ну, наверное мне нужно прислушиваться к тому, что говорят и другие люди вокруг меня, слышать их похвалу. А я зациклилась только на оценке своей мамы.

Директива

Что в это время делали и чувствовали другие участники (с точки зрения клиента)




Как вы думаете, Марина, испытывает ли Ваш классный руководитель к Вас негативные эмоции?

Думаю, что нет

Закрытый вопрос

Как Вы думаете, а тренер испытывает к Вам негативные эмоции, когда у Вас что-то не получается?

Нет

Закрытый вопрос

Марина, а мама испытывает к Вам негативные эмоции, когда у Вас что-то не получается?

Ну…Она сначала немного позлиться, а потом обнимет меня.

Открытый вопрос

Скажите, Марина, почему тогда Вы так сильно реагируете на то, что окажетесь какой-то не такой в глазах других?

Уже даже не знаю…. Я просто маму боюсь расстроить

Открытый вопрос

Чем эта ситуация окончена, какие она имела последствия, на что оказала влияние?




Марина, скажите, связаны ли завышенные требования Вашей мамы, а также игнорирование ею Ваших достижений с тем, что вы часто стали испытывать неуверенность в себе и беспокойство по любому поводу?

Теперь думаю, что да.

Директива + закрытый вопрос

Хотите ли Вы научиться справляться с чувством неуверенности в себе?

Да, очень хочу.

Закрытый вопрос

Таким образом, Мы обсудили Вашу ситуацию, связанную с неуверенностью в себе. И пришли к выводу, что Ваша неуверенность связана с тем, что Ваша мама ставит перед вами завышенные требования и никаким образом не реагирует на Ваши достижения. Сейчас мы с Вами перейдём к психокоррекционной работе.

Окей

Резюме+ реплика-связка

Подтвердилась гипотеза о том, что неуверенность Марины связана с тем, что мама ставит завышенные требования перед девочкой, которые не соответствуют её реальным возможностям. В связи с этим сформировалась хроническая неуспешность и теперь девочка беспокоится по любому поводу и испытывает неверие в свои силы.


Отрицательные чувства из-за неуверенности в себе





Неадекватное средство: принижение собственного «Я», негативная установка


Неадекватная реакция:

Напряженность и упрёки со стороны мамы






Оказание психокоррекционного воздействия (4 стадия)

1. Коррекция установок



Компонент

Техника

1. Чувства-потребности

Акцентирование противоречий в рассказе клиента, помещение в ситуацию, которая помогла бы получить новый опыт.



Неадекватные средства

Переформулирование и переконструирование окружающей реальности

Реакция партнёра

Постановка клиента в рефлексивную позицию; помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы получить новый значимый опыт; анализ эмоциональной стороны происходящего

2. Коррекция поведения




«Обмен ролями»

Разыграть ситуацию с Мариной, где Марина будет находится в роли матери, а консультант в роли Марины.




«Принятие себя»

Марине нужно написать на листочке свои недостатки и достоинства. Обсудить их. Взглянуть на свои достоинства под новым углом.




«Спокойно взглянуть на ситуацию»

Когда подросток неуверен, он прячется за свои чувства. Он предают очень большое значение своим переживанием, и поэтому ему трудно спокойно оценить ситуацию и часто он преувеличивает ее последствия. Необходимо вместе с Мариной поговорить о том, что случится, если ситуация, которой она боится, все-таки произойдет. Это поможет прояснить, чем же он все-таки рискует. Может быть, риск не так уж велик? Методичные вопросы, что же за этим последует, обычно приводят к выводу: что все останется на своих местах.




«Воображение успеха»

Сядьте удобно, закройте глаза. Почувствуйте свое дыхание - ровное и спокойное, с каждым выдохом уходит напряжение и тело расслабляется.

Представьте себе, что вы присутствуете на церемонии награждения. Оглянитесь вокруг, какие люди вас окружают, как они одеты, что вручают победителям, как оформлен зал. Представьте, за что вручаются награды… как люди выходят на сцену. И вот объявляют, что первое место заняла….. и вы слышите свое имя! Какие чувства у вас возникли? Представьте, что вы легко и уверенно поднимаетесь п ступеням на сцену и получаете долгожданную награду! Рассмотрите ее, за что вам ее вручили? Вам предоставили возможность для ответного слова, что вы скажете?.. Почувствуйте себя победительницей! Запомните это чувство и сохраняйте в себе.




Провести совместную консультацию с мамой девочки.

Постараться донести до мамы, что ей нужно постараться замечать достижения своей дочери и хвалить её. Не сравнивать её с другими.




«Дневник побед»

Мариной вспоминаются и записываются все достижения ежедневно. Включая свои выступления в классе.




«Конкретные пожелания»

Вернуться к прошлой ситуации и проиграть её. Но следует изменить один фрагмент поведения: а именно разговор с мамой по поводу своих возможностей и её требований.




«Сила речи»

Нужно сесть лицом к зеркалу. И сказать 3 фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен». Дальше нужно сказать эти же заявления, но начинаться они должны со слов «Я решил». Необходимо отследить свои чувства. Тоже самое делается с другими парами фраз:

o «Я не могу» - «Я не хочу»;

o «Мне нужно» - «Я хочу»;

o «Я боюсь» - «Мне хотелось бы».

Выражения «Я обязан», «Я не могу», «Мне нужно» и «Я боюсь» лишают Вас сил,

способности действовать и ответственности. Если много возможностей для того, чтобы жить полной жизнью, а мешает этому только ваша уверенность в вашей неспособности жить как надо. Изменив свою манеру говорить, вы сделаете

важный шаг к повышению своей ответственности за собственные мысли, чувства

и действия.




«Уверенное выступление»

Хвалить себя после каждого выступления в классе! Делать некий план своего рассказа перед выступлением.

Прощание (5 стадия)

6 минут

Наша сегодняшняя работа, Марина, была посвящена вашей неуверенности в себе. Мы с Вами выяснили, что это связано с тем, что Ваша мама ставит слишком завышенные требования перед вами, тем самым порождает ситуацию хронического неуспеха. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что Вам стоит больше внимания уделять и тому, что говорят о ваших достижениях другие окружающие Вас люди, а так же организовать разговор с Вашей мамой по этому поводу. Мы замечательный человек, у Вас все получится! Верьте в себя!




Подведение итогов работы




На этом наша сегодняшняя работа окончена.

Спасибо, Вам, большое!

Я обязательно прислушаюсь к тому, о чём мы с Вами поговорили.

Консультант встаёт первым, что сигнализирует о конце встрече.




Если у Вас появится необходимость обсудить данную ситуацию ещё раз или любую другую, то Вы можете снова ко мне обратиться. Я работаю с понедельника по четверг с 13:00 до 18:00. В случае повторной консультации Вам будет предоставлена скидка.




Приглашение клиента на следующую консультацию, система бонусов и напоминание о режиме работы.




Мне было приятно с Вами поработать. Всего хорошего, до свидания!

До свидания!

Провожаем клиента до дверей.