Файл: Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гипотеза 1: Причиной стеснительности является неприятная ситуация со сверстниками, в ходе которой у девочки сформировалась низкая самооценка и страх перед новыми знакомствами.
Гипотеза 2: Причиной стеснительности являются высказывания папы, исходя из которых у девочки возник страх перед новыми знакомствами, проявляющийся в том, что она боится показаться не такой.
Гипотеза 3: Причиной стеснительности и следствием страха перед новыми знакомствами является негативный опыт знакомства.
Представление о причинах возникновения проблемы | |||||
| Как вы считаете, Соня, с чем связана Ваша стеснительность? | Ну… Не знаю даже… Может быть с тем, что я считаю себя не такой как все. | Открытый вопрос | ||
Что Вы имеет ввиду? | Ну блин, я типа себя не такой красивой и стройной как другие девочки…Да ещё и увлечений у меня никаких нет. Я скучная | Уточнение | |||
Почему Вы считаете себя такой? | Ну потому что я слышу это от других. | Открытый вопрос | |||
От кого именно Вы слышите такие слова? | От этих 2 дураков. Ну и Юля мне сказала, что я скучная | Уточнение | |||
Часто ли Вы слышите такие высказывания? | Ну… Сейчас уже не так часто. Но вот в тогда в лагере очень часто слышала. | Открытый вопрос | |||
Скажите, Соня, а почему вы боитесь знакомиться с новыми людьми? | Ну потому что вдруг они меня не примут. Вдруг они тоже подумают, что я толстая и не захотят со мной общаться. И ещё потому что я думаю, что я скучная. | Открытый вопрос | |||
Почему Вы считаете, что Вы скучная? | Потому что я ничем не увлекаюсь. | Открытый вопрос | |||
Разве Вы абсолютно ничем не увлекаетесь? | Ой.. Увлекаюсь. Плаваньем. | Абсолютизация | |||
Тогда почему же вы боитесь показаться скучной? | Не знаю….. Выходит, что я просто себя стесняюсь… | Открытый вопрос | |||
То есть, если я Вас правильно поняла, Соня, то ваша стеснительность, а следствием чего является и страх перед новыми знакомствами, возникла она из-за того, что Ваши одноклассники издевались над Вами тогда, в летнем лагере,? | Наверное да | Пересказ | |||
Как правило, Соня, причиной Вашей высокой стеснительности, что является следствием низкой самооценки, могут быть неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и страх быть не такой, какую они будут уважать и ценить. Отсюда следствием и возникает Ваш страх перед новыми знакомствами, который проявляется в том, что вы боитесь быть непринятой. Приобретая этот негативный опыт в прошлом, мы в будущем формируем у себя установку «я не такая как все», «я некрасивая», «со мной никто не захочет общаться». Негативные мысли вызывают у нас отрицательные эмоции, приближенные к страху. В результате формируется четкая связь наших установок с нашими эмоциями и появляется страх, что и в следующий раз всё будет точно так же. | Ничего себе… Теперь всё понятно. | Информирование | |||
Итак, таким образом, Соня, мы с Вами обсудили Ваш взгляд на причины проблемы. И пришли к выводу, что ваша стеснительность, а следствием чего является страх и беспокойство перед новыми знакомствами связан с неблагоприятными взаимоотношениями со сверстниками и страхом быть не такой, какую они примут. А сейчас я хотела бы узнать про улучшения и ухудшения в Вашей ситуации. | Да. Давайте. | Резюме+ реплика связка | |||
Динамика проблемы | |||||
| Соня, в чём именно проявляется Ваш стеснительность? | Ну… Я начинаю краснеть и смущаться и хочется провалиться под пол. | Открытый вопрос | ||
| Вы чувствовали себя так же, когда произошла та неприятная ситуация с мальчиками из Вашего класса в летнем лагере? | Да, ещё стыдно очень было….. | Открытый вопрос | ||
Соня, а почему Вам было стыдно? | Не знаю… Наверное из-за того, что я слишком толстая такая, а все девочки худенькие. Мне за себя стыдно было очень. Ещё и кругом все смеялись… | Открытый вопрос | |||
А как повели себя в этой ситуации Ваши друзья? | Ну.. Их как раз в этот момент не было рядом со мной. А потом они начали меня утешать. Сказали, чтобы я не обращала внимания на их шутки. Посмотрим потом ещё кто над кем смеяться будет. | Открытый вопрос | |||
| А родители Ваши что сказали после этой ситуации? | Мама с папой позвонили сразу же их родителям и сказали, чтобы они разобрались со своими сыновьями, что так не делается. А мне сказали, что я самая лучшая у них и чтобы я не обращала на них внимания! | Открытый вопрос | ||
| Соня, Вы говорили, что папа говорил Вам по поводу Вашего лишнего веса. Вы с ним разговаривали по этому поводу? Говорит ли Он так сейчас? | Да, у нас при разговоре всплыла эта тема и мы поговорили. Он извинился. Сейчас я от него такого не слышу. | Открытый вопрос+ закрытый вопрос | ||
| Когда Вы рассказали об этом инциденте своим близким и друзьям, то как Вы, Соня, себя стали чувствовать? | Ну, мне легче стало. Я была очень благодарна им, что они меня поддержали. | Открытый вопрос | ||
| Итак, Соня, я хотела бы обсудить с Вами причину Вашего обращения. | Окей. | Реплика-связка. | ||
Причины обращения | |||||
| Скажите, почему Вы обратились ко мне именно сейчас? | Потому что мне трудно так жить. Я не понимаю откуда это взялось почему я резко стала такой зажатой и стеснительной. Почему я так боюсь и трясусь перед встречами. У меня будто паника начинается. Хочу как все нормально общаться с другими! И жить без этого беспокойства | Директива | ||
Гипотеза 1: Причиной стеснительности является неприятная ситуация со сверстниками, в ходе которой у девочки сформировалась низкая самооценка и страх перед новыми знакомствами. Гипотеза 2: Причиной стеснительности являются высказывания папы, исходя из которых у девочки возник страх перед новыми знакомствами, проявляющийся в том, что она боится показаться не такой. Гипотеза 3: Причиной стеснительности и следствием страха перед новыми знакомствами является негативный опыт знакомства. | |||||
Проверка консультативных гипотез (3 стадия) Когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация? | |||||
20 минут | Расскажите, Соня, в чём именно проявляется Ваша стеснительность? | Ну вот тот случай, про который я вам рассказывала в летнем лагере. Что я краснею и хочется исчезнуть…. Ну и в том, что я боюсь с новыми людьми знакомиться…Боюсь, что они не захотят со мной общаться | Директива | ||
Почему Вы думаете, что они не захотят с Вами общаться? | Д блин. Не знаю. Вдруг подумают что воот, она такая толстая, фууу. Начнут смеяться или вообще я скучная окажусь… | Открытый вопрос | |||
Почему же Вы так думаете? | Да потому что. Такое уже было с людьми из моего окружения… | Открытый вопрос | |||
Кого конкретно Вы имеете ввиду? | Вадика, Лёшу и Юлю. | Уточнение | |||
Вспомните, Соня, а как другие к Вам относятся? Например Ваши подруги, учителя, одноклассники, родители. Разве они считают Вас такой? | Ну, все хорошо относятся так то. Ну вот в лагере только мальчики других на свою сторону переманивали, много кто смеялся тогда надо мной. Хотя сейчас такого нет. И родители с подругами говорят, что я красивая и интересная, что со мной весело время проводить | Директива+ закрытый вопрос | |||
Как Вы думаете, Соня, то, что Ваши одноклассники смеялись над Вами тогда, может ли это повлиять на то, что сейчас Вы часто стали испытывать стеснение и страх пере знакомствами? | Наверное да. | Закрытый вопрос | |||
Кто принимал участие прямо или косвенно? | |||||
| Соня, Вы говорили, что Ваши подруги поддерживают вас и считают, что Вы красивая и интересная. Считаете ли Вы эту информацию правдой? | Ну… Хотелось бы в это верить. | Пересказ+ закрытый вопрос | ||
Вы упоминали, что мама и папа тоже считают Вас красивой и интересной. Говорят, что Вы самая лучшая. Так? | Да, это так. | Закрытый вопрос | |||
Скажите, Соня, а учителя когда-нибудь говорили Вам что-то обидное? | Нет. | Закрытый вопрос | |||
То есть обидные слова в свою сторону Вы слышали только от Вадика, Лёши и Юли? | Ну да. | Уточнение | |||
Думали ли Вы, Соня, что стоит решить проблему Ваших взаимоотношений одноклассниками, а именно с Вадиком, Лёшей и Юлей и тогда Вы перестанете быть такой стеснительной и тем самым перестанете испытывать страх перед новыми знакомствами? | После того, как Вы сказали об этом, то да. | Закрытый вопрос | |||
Что в это время делали и чувствовали другие участники (с точки зрения клиента) | |||||
| Как вы думаете, Соня, испытывают ли к Вам негативные эмоции Ваши друзья? | Думаю, что нет | Закрытый вопрос | ||
Как вы думаете, Соня, Ваши друзья в момент инцидента с мальчиками как-то плохо о Вас думали? | Нет! | Закрытый вопрос | |||
А считали ли они Вас толстой и неинтересной? | Нет | Закрытый вопрос | |||
Как Вы думаете, а мама с папой испытывают к Вам негативные эмоции? | Нет конечно! | Закрытый вопрос | |||
Думаете они считают Вас какой-то не такой, скучной, неинтересной? | Нет | Закрытый вопрос | |||
Соня, а учителя испытывают к Вам негативные эмоции? Считают ли они Вас глупой, неинтересной? | Нет наверное | Закрытый вопрос | |||
Скажите, Соня, а как Вы думаете, Леша и Вадик испытывают к Вам негативные эмоции? | Думаю, что да… | Закрытый вопрос | |||
Соня, а другие одноклассники как-то к Вам плохо относятся? Считают ли они Вас некрасивой, скучной? | Нет… | Закрытый вопрос | |||
Скажите, Соня, почему тогда Вы испытываете такие отрицательные эмоции по поводу себя? | Уже даже не знаю…. Наверное просто боюсь, что повториться ситуация. Или я просто слишком чувствительная | Директива | |||
Чем эта ситуация окончена, какие она имела последствия, на что оказала влияние? | |||||
| Соня, скажите, связаны ли Ваши взаимоотношения со сверстниками с тем, что Вы стали часто испытывать стеснительность и страх перед новыми знакомствами? | Теперь думаю, что да. | Директива + закрытый вопрос | ||
Хотите ли Вы научиться справляться с чувством страха перед знакомствами и побороть свою стеснительность, т.е стать более уверенной в себе? | Да-да. Очень очень хочу!!!!! | Закрытый вопрос | |||
Таким образом, Соня, мы обсудили Вашу ситуацию, связанную с постоянной стеснительностью и страхом перед знакомствами, и пришли к выводу, что Ваш страх и стеснительность напрямую связаны с взаимоотношениями с Вашими сверстниками. А именно с тем, что они ставят перед Вами свои социальные требования, а Вы боитесь не соответствовать их социальным требованиям и боитесь быть не такой, какую они будут уважать и ценить. Сейчас мы с Вами перейдём к психокоррекционной работе. | Окей | Резюме+ реплика-связка | |||
Подтвердилась гипотеза о том, что причиной стеснительности является неприятная ситуация со сверстниками, в ходе которой у девочки сформировалась низкая самооценка и страх перед новыми знакомствами. | |||||
Отрицательные чувства из-за стеснительности Неадекватная реакция: Неприятная ситуация со сверстникми (непринятие девочки сверстниками) Неадекватное средство: принижение собственного «Я», негативная установка | |||||
Оказание психокоррекционного воздействия ( 4 стадия) | |||||
1. Коррекция установок | |||||
| Компонент | Техника | |||
1. Чувства-потребности | Акцентирование противоречий в рассказе Сони, помещение в ситуацию, которая помогла бы получить новый, значимый опыт. | ||||
| 2. Неадекватные средства | Переформулирование и переконструирование окружающей реальности. | |||
3. Реакции других людей | Постановка клиента в рефлексивную позицию; помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы получить новый значимый опыт; анализ эмоциональной стороны происходящего. | ||||
2. Коррекция поведения | |||||
«Правильное дыхание» | Правильное дыхание поможет Соне расслабиться и перестать нервничать. Для этого в момент неприятной и волнительной ситуации нужно глубоко вдыхать и медленно выдыхать через нос. Не нужно торопиться, во время упражнений дыхание должно быть ровным и спокойным. Вдох-выдох важно проделать 10 раз, чтобы полностью снять нервное напряжение и прийти в себя. | ||||
«Абстрагирование» | Во время сильной стеснительности можно мысленно уйти от ситуации, спрятавшись в безопасном месте. Для этого Соне нужно представить себя там, где она чувствует защищенность: дом или любимое место отдыха. Другой способ – игровой. Нужно мысленно оставаться рядом с потенциальной угрозой, но вообразить себя под волшебным плащом, который укроет от опасности. Это поможет успокоиться, почувствовать уверенность. | ||||
«Переключение внимания» | В момент волнения перед знакомством Соне необходимо думать не об объекте, вызывающего панику, а о тех деталях, которые помогут снизить тревожность. Если беспокойство вызывает человек, то стоит переключить внимание на детали его одежды, аксессуары. Можно начать разглядывать окружающую обстановку. При концентрировании внимания на отвлеченные предметы, напряжение спадет, дыхание выровняется, руки перестанут дрожать. Так же можно использовать данную технику при рассказе стихотворения в классе. Или при любом другом случае стеснительности. | ||||
«Анализ прошлых ситуаций» | Постараться проанализировать свою неудачную попытку при знакомстве, а также ситуацию с мальчиками. Сделать из неё выводы. | ||||
«Поднятие самооценки» | Для этого Соне я бы порекомендовала найти какое-то хобби по душе. При получении положительного результата будет приобретаться уверенность в себе, а стеснительность уйдёт. | ||||
«Аутотренинг» | Для этого Соне необходимо:
| ||||
«Черное и белое кресло» | Выбираются 2 кресла Одно будет «белым», а другое «черным». На белом кресле Соня озвучивает желаемое поведение при встрече с новыми людьми, а на «черном», то какие трудности у неё могут возникнуть. Далее идёт обсуждение с психологом, и он помогает Соне разобраться в этом и взглянуть на встречу с новыми людьми с новой стороны. | ||||
**** | Провести беседу с мальчиками и узнать, почему они так относятся к Соне. | ||||
«За живое общение» | Больше общаться со сверстниками в живую, нежели в виртуальной реальности. При общении постараться быть открытой. | ||||
«Зеркало» | Так как у Сони наблюдается страх перед встречей с новыми людьми, то можно попробовать разыграть разговор с этим человеком перед зеркалом. | ||||
«Мне в тебе нравится» | Прислушиваться к тому, что говорят о Соне родные, друзья, люди, другие преподаватели. Постараться принять похвалу, а не считать это преувеличением. | ||||
«Принятие себя» | Написать на листочке свои недостатки и достоинства. Обсудить их. Взглянуть на свои достоинства под новым углом. | ||||
«Письмо страхов» | Соне написать письмо, в котором будет отражать чего она боится перед встречей с новыми людьми, проговорить это с психологом и разорвать это письмо. | ||||
Прощание (5 стадия) | |||||
6 минут | Наша сегодняшняя работа, Соня, была посвящена Вашей стеснительности и страху перед новыми знакомствами. Мы с Вами выяснили, что это напрямую связано с взаимоотношениями с Вашими сверстниками. А именно с тем, что они ставят перед Вами свои социальные требования, а Вы боитесь не соответствовать их социальным требованиям и боитесь быть не такой, какую они будут уважать и ценить. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что Вам стоит больше внимания уделять и тому, что говорят о Вас Ваши друзья, родные. А также пробовать знакомиться и верить в себя! Мы с Вами пришли к осознанию того, что в встрече с новыми людьми нет ничего страшного, и Вас абсолютно нет того, чего бы вызывало стеснение. Вы замечательный человек, Соня! Очень красивая, умная и интересная девочка! Вам не стоит стесняться себя! Вы уникальны! | | Подведение итогов работы | ||
| На этом наша сегодняшняя работа окончена. | Спасибо, Вам, большое! Я реально поняла почему я так стеснялась. И можно даже сказать чуть увереннее стала. | Консультант встаёт первым, что сигнализирует о конце встрече. | ||
| Если у Вас появится необходимость обсудить данную ситуацию ещё раз или любую другую, то Вы можете снова ко мне обратиться. Я работаю с понедельника по четверг с 13:00 до 18:00. В случае повторной консультации Вам будет предоставлена скидка. | Окей | Приглашение клиента на следующую консультацию, система бонусов и напоминание о режиме работы. | ||
| Мне было приятно с Вами поработать. Всего хорошего, до свидания! | До свидания! | Провожаем клиента до дверей. |
Заключение:
Клиент: София, 11 лет.
Психологическая характеристика: клиент, мотивированный на работу и решение проблемы, неуверенный в себе, рефлексивный, скованный
Причина обращения: у Сони наблюдается постоянная стеснительность и страх, беспокойство перед знакомством.
Прогнозированное поведение: активное решение проблемы с использованием рекомендаций психолога-консультанта
Подтвердившаяся гипотеза: Причиной стеснительности является неприятная ситуация со сверстниками (несоответствие их социальным требованиям), в ходе которой у девочки сформировалась низкая самооценка и страх перед новыми знакомствами. Что говорит нам о наличии тревожности.
Список литературы:
-
Андреева, С.Н. Возрастная психология. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений/С.Н. Андреева.- Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. – 188с. -
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками./ Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с. -
Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694с. -
Дубровина, И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / И.В. Дубровина, Б.С. Круглова. – М.: Педагогика, 1998. – 190 с. -
Ермолаева, М.В. Психология развития/М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 336 с. -
Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова - М.: Знание, 2009. – 80 с -
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю Кулагина. - М.: Урао, 1999 – 176 с. -
Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие/ А.В Микляева, П.В Румянцева. - СПб.: Речь, 2004-247 с. -
Мухина, В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов./Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 624 с -
Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн./Р.С. Немов. Т.3.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 640 с. – -
Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 11-17. -
Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А.М. Прихожан. – Спб.: Питер, 2009 – 191с. -
Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2000. – 304 с. -
Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. А.М. Прихожан, В.М. Астапова. – СПб – 2001 -
Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. -
Слепичева, О.А. Тревожность и ее последствия / О.А. Слепичева. – СПб.: Меридиан, 2003. – 315 с. -
Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика. Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. – 2012. – N 6 (17). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 24.04.2022). -
Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов.- М. : Эксмо, 2003.- 640 с. -
Тимохина, А.С. Гендерные особенности проявления тревожности у подростков / А.С. Тимохина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 [Электронный ресурс]. – Т. 10. – С. 11-15. – URL: http://ekoncept.ru/2015/95046.htm (дата обращения: 25.04.2022). -
Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда: психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999- 440 с. -
Узнадзе, Д.Н. Общая психология/ под ред. И.В. Имедадзе. -М.:Смысл,2004-412 с. -
Ханин, Ю.Л. Стресс и тревога в спорте : междунар. сб. науч. ст. / Ю.Л. Ханин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 287 с. -
Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений./ О.В. Хухлаева – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
Список литературы для клиента:
-
Борн Эдмунд Дж. Тревожность. 10 шагов, которые помогут избавиться от беспокойства. / Дж. Эдмунт Борн., Лорна Гарано. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2021. -128с. -
Галанти, Реджин. Ты сильнее тревоги!: твой полный гид по борьбе с волнением и стрессом. /под ред. А. Кожара. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2021. -286с. -
Землеруб, Т. Дыши. Как стать спокойнее./ Т. Землеруб.-М.:Манн, Иванов и Фербер, 2021. -128с. -
Лихи Роберт. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. / Роберт Лихи. - Питер, 2021 г.- 512 с. -
МакДонах, Т. Спокойно! Ты справишься /Т. МакДонах., Хэтчер Д. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2016. -256с. -
Мак-Катчен Меган. Прокачай самооценку. Как победить неуверенность в себе и жить свободно. / Меган Мак-Катчен.- М.:Манн, Иванов и Фербер, 2022. -160с. -
Шенон Дженнифер. Руководство по выживанию для подростков. Как избавиться от тревожности. / Дженнифер Шенон. –ИГ «Весь», 2015. – 200с.
Череповец, 2021-2022 уч.г.