ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 616
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Проверка «невозможного»:
17 вопросов, которые изменили мою жизнь
Всякий раз, когда ты понимаешь, что оказался на стороне большинства, остановись и задумайся.
Марк Твен
реальностью можно поторговаться и прогнуть ее во многих местах.
Если вы протестируете ограничения, на которые привыкли ориентироваться, и поэкспериментируете с тем, что считаете «невозможным», то довольно скоро обнаружите, что большинство ограничений – всего лишь свод хрупких правил, которых поддерживается большинство и которые можно нарушить по собственному желанию в любой момент.
Ниже я привожу 17 вопросов, которые кардинальным образом изменили мою жизнь. Я перечислю их в том порядке, в котором они вставали передо мной в определенные моменты моей жизни.
№1: А если в следующие 48 часов я всё буду делать наоборот?
В 2000 году я продавал запоминающие устройства большой емкости генеральным и техническим директорам компаний. Это была моя первая работа после колледжа. Каждый день я ездил в доставшемся мне от мамы минивэне на работу в Сан‑Хосе (Калифорния), где занимался тем, что делал «холодные звонки» и писал электронные письма незнакомым мне людям, пытаясь продать свой товар. Это была тяжелая работа: улыбайся и звони, улыбайся и звони. Первые несколько месяцев я работал на износ без каких‑либо видимых результатов (от того, что мой стол был втиснут в пожарный выход, легче не становилось). Но в один прекрасный день я кое‑что понял: все торговые агенты совершали звонки с 9 утра до 5 вечера. Очевидно, правда? Но это лишь первая часть. Часть вторая: я осознал, что все, кто стоял между мной и лицами, принимающими решение – генеральными и техническими директорами – тоже работают с 9 до 5. А если в ближайшие 48 часов я попробую поступать не так, как все остальные менеджеры по продажам, а прямо противоположным образом? Я решил, что в четверг и пятницу буду делать звонки исключительно с 7:00 до 8:30 утра и с 6:00 до 7:30 вечера. В оставшееся время я занимался перепиской по электронной почте. Результат превзошел все ожидания. Директора компаний часто сами брали трубку, и я продолжил экспериментировать, поступая вразрез с общепринятым сценарием поведения. А если я буду задавать вопросы вместо того, чтобы просто «толкать» свой товар? А если я изучу технические детали моей продукции, чтобы больше походить на инженера, а не на продавца? А если в конце электронного письма вместо обычной ерунды «С нетерпением жду Вашего ответа» я напишу следующее: «Я понимаю, что Вы, возможно, слишком заняты, чтобы мне ответить, и благодарю за то, что прочитали мое письмо». Эти эксперименты окупились. За последние три месяца работы я продал больше, чем весь лос‑анджелесский офис нашего самого крупного конкурента, компании ЕМС.
№2: На что я трачу деньги не задумываясь?
Как я могу удовлетворить свои потребности?
В конце 2000 и начале 2001 года я понял, что будущее не сулит мне ничего хорошего: стартап, на который я работал, был на грани краха. Начались сокращения, и им не было видно конца. Я не знал, что делать, но к тому времени уже заразился любовью к стартапам, и мое сердце принадлежало Кремниевой долине. Изучая перспективы бизнеса здесь, я не стал заниматься глубоким исследованием рынка. Я начал с изучения выписок операций по собственному счету и кредитной карте и спросил себя: «На что я трачу деньги, не задумываясь?» На что уходит непропорционально большая доля моего дохода? В каких покупках я был нечувствителен к цене? Ответ: спортивные добавки. На тот момент я зарабатывал меньше 40 тысяч долларов в год и более 500 долларов в месяц тратил на добавки. Это был явный перебор, но этим страдали многие мои друзья‑мужчины. Я уже знал, какая реклама заставила меня их покупать, в каких магазинах и на каких сайтах я совершал покупки, какие онлайн‑фору‑мы посещал и так далее. Мог ли я создать продукт, который удовлетворит мои потребности? Что из того, что я уже готовил сам в домашних условиях (я был достаточно подкованным, чтобы так рисковать), я не мог найти в магазинах? В результате на свет появился усилитель когнитивных функций под названием BrainQUICKEN. Прежде чем всех уволили, я уговорил коллег, чтобы каждый заплатил мне авансом за один флакон. Так я собрал достаточно средств, чтобы нанять химиков, юрисконсульта и выпустить небольшую партию этого продукта. Так все и завертелось.
№3: Чем бы я занимался/кем был/что имел, будь у меня 10 миллионов долларов? Каков мой реальный ЦМД?
В 2004 году мое финансовое положение было лучше, чем когда‑либо. Продажи BrainQUICKEN шли полным ходом в десятке стран. Так в чем проблема? Я жил исключительно на кофеине, работал по 15 часов в день и постоянно находился на грани нервного срыва. Девушка, на которой я собирался жениться, ушла от меня из‑за моего трудоголизма. На протяжении следующих 6 месяцев я ощущал себя в ловушке и словно толок воду в ступе. В конце концов я понял, что должен либо полностью реструктурировать бизнес, либо закрыть его, потому что он буквально убивал меня. И тогда я начал записывать в дневнике ответы на некоторые вопросы, в том числе на следующие: «Чем бы я занимался/кем был/что имел, будь у меня 10 миллионов долларов?» и «Каков мой целевой месячный доход (ЦМД) на самом деле?» Последний вопрос можно перефразировать так: во сколько будет обходиться мне в месяц жизнь моей мечты, то есть всё то, что я откладываю до «выхода на пенсию»? (См. fourhourworkweek.com/ tmi.) Я подсчитал, и оказалось, что большинство моих фантазий были намного доступнее по стоимости, чем я ожидал. Возможно, не было никакой необходимости продолжать терпеть и копить? Возможно, мне не хватало времени и мобильности, а не дополнительного дохода? И тогда я подумал, что, вероятно, могу позволить себе быть счастливым, а не просто «успешным». Я решил устроить себе продолжительное путешествие за границу.
№4: Что самое ужасное может со мной произойти?
Смогу ли я вернуться к тому, что было?
Эти вопросы, тоже возникшие у меня в 2004 году, пожалуй, стали самыми важными из всех, поэтому я посвятил им отдельную главу. (См. главу «Мое любимое мысленное упражнение: как не поддаваться страху» на стр. 458.)
№5: Если бы я мог работать над своим бизнесом всего 2 часа в неделю, чем бы я занимался?
Избавившись от тревожности, связанной с предстоящей поездкой, с помощью моей методики рассеивания страхов, я решил, что пора освободиться от самого узкого места в моем бизнесе – самого себя. К сожалению, «Как мне перестать быть узким местом в своем бизнесе?» – вопрос неудачный. Прочитав книги «Малый бизнес. От иллюзий к успеху» Майкла Гербера и «Принцип 80/20» Ричарда Коха, я решил, что меня могут подтолкнуть именно экстремальные вопросы. Самым полезным для меня оказался вопрос «Если бы я мог работать над своим бизнесом всего 2 часа в неделю, чем бы я занимался?» Честно говоря, я сформулировал его так: «Да, я знаю, что это невозможно, но если бы мне к виску приставили пистолет или я подхватил жуткое заболевание, и пришлось бы ограничиваться всего 2 часами в неделю, что бы я сделал, чтобы удержаться на плаву?» Принцип 80/20, известный также как принцип Парето – основной инструмент в данном случае. Он гласит, что 20% (или менее) усилий и поступков дают 80% (или более) желаемых результатов. Два примера дополнительных вопросов, которые я использовал: «Какие 20% клиентов (продуктов, регионов) приносят мне 80% прибыли? Какие факторы или общие характеристики их объединяют?» Задав себе множество таких вопросов, я начал внедрять перемены: «увольнять» клиентов, обслуживание которых стоило слишком дорого; переводить 90% розничных покупателей «на автопилот», упрощая и стандартизируя процесс размещения и обработки заказов, развивать отношения (и увеличивать объем заказов) с 3‑5 самыми прибыльными и беспроблемными клиентами. Все это привело к...
№6: А если я позволю кому‑то другому принимать решения стоимостью до 100 долларов? 500 долларов?
1000 долларов?
Этот вопрос позволил мне снизить количество рабочих часов на обслуживание клиентов с 40‑60 часов в неделю до менее чем 2 часов в неделю. До середины 2004 года все решения я принимал в одиночку. Например, если профессиональному спортсмену за границей требовалась наша продукция с доставкой в на следующий день, включая таможенное оформление, мне звонили из одного из моих пунктов приема заказов с вопросами: «Что нам делать? Сколько это будет стоить?» Подобные «пограничные случаи» могут показаться редкими исключениями, но мне приходилось сталкиваться с ними каждый день. Я разбирался с десятками таких случаев в неделю, и это не считая всего остального. Решение: я отправил электронное письмо всем своим подчиненным, в котором сообщил примерно следующее: «С этого момента, пожалуйста, не обращайтесь ко мне с вопросами по поводу А, Б или В. Я вам доверяю. Если речь идет о сумме в пределах 100 долларов, пожалуйста, примите решение самостоятельно и внесите примечание (с описанием ситуации, стоимости и вашего решения) в один документ, который мы вместе будем рассматривать каждую неделю.
Просто сделайте так, чтобы клиенты были довольны». Я ожидал самого худшего, но знаете что? Все получилось, если не считать парочки ожидаемых загвоздок то тут, то там. Позже я увеличил порог до 500 долларов, а затем до 1000 долларов, а «обзор» принятых решений из еженедельного превратился в ежемесячный, затем в ежеквартальный, а после того, как люди приобрели достаточный опыт, в таких обзорах и вовсе отпала необходимость. Из этого опыта я извлек два урока:
1. Чтобы достигать серьезных, важных целей, необходимо научиться допускать небольшие неприятности.
2. Создается ощущение, будто коэффициент интеллекта людей удваивается, как только вы наделяете их ответственностью и даете им понять, что вы им доверяете.
№7: Какой канал самый свободный?
Теперь перенесемся в 26 декабря 2006 года. Я только что закончил писать «Как работать по 4 часа в неделю», и, отпраздновав чудесное Рождество, размышлял о предстоящем выходе книги в апреле. Что мне теперь делать? Я не имел ни малейшего понятия и поэтому связался с десятком авторов бестселлеров. Каждому из них я задал примерно такие вопросы: «На что вы зря потратили массу времени и денег, продвигая вашу последнюю книгу? Что вы никогда больше не повторите? Чему в следующий раз уделите больше внимания? Если выбирать что‑то одно, на что можно будет выделить 10 тысяч долларов, что бы вы выбрали?»
Одно слово я услышал в ответ несколько раз: блоги. Судя по всему, они обладали значительным влиянием и сильно недооценивались. Мой первый вопрос был таким: «Что такое блог, черт возьми?» За ним последовали такие вопросы: «Как сейчас можно достучаться до блогеров?» и «Какой из каналов коммуникаций самый свободный?» Предложения блогерам поступали в первую очередь по электронной почте, во вторую – по телефону. И хотя и в том, и в другом у меня был значительный опыт, я решил поэкспериментировать с личными встречами на конференциях. Почему? Потому что считал, что мои шансы на успех будут выше, так как я буду одним из пяти людей в комнате, а не автором одного письма из 500 в переполненной папке «Входящие». Я собрал чемоданы и отправился в Лас‑Вегас, на январскую международную выставку потребительской электроники Consumer Electronics Show, которую в 2005 году посетило более 150 тысяч человек. Это своего рода Суперкубок технологических инноваций, на котором все ботаны могут поиграть с новыми игрушками. Но я не стал входить на выставку через парадный вход. Я обосновался в отдельном зале BlogHaus (спонсором которого была компания Seagate), где блогеры, освещавшие выставку, могли отдохнуть, зарядить ноутбуки и насладиться бесплатной выпивкой. Я потягивал спиртное, задавал огромное количество тупых вопросов и ни разу открыто не презентовал свою книгу. Я упоминал о ней только в том случае, если меня спрашивали, почему я здесь (мой ответ был таким: «Я только что закончил свою первую книгу и очень переживаю из‑за ее выхода и рекламной кампании. Поэтому хочу узнать больше о блогах и технологиях продвижения в сети»). Позднее известный техноблогер Роберт Скобл назовет мой хитроумный маркетинговый план «пьянкой с блогерами». План оказался на удивление удачным.
№8: А если я не смогу напрямую предлагать свой продукт?
Во время рекламной кампании книги в 2007 году я быстро выяснил, что большинство СМИ совершенно обоснованно плевать хотели на любые события, связанные с выходом в свет новых книг. Им важнее были сюжеты, а не объявления. Поэтому я спросил себя: «А если я не смогу напрямую предлагать свой продукт? Если мне придется продавать то, что связано с продуктом?» Что ж, можно было бы начать с историй героев моей книги, которые полностью изменили свою жизнь (человеческий интерес); можно было бы писать о безумных экспериментах, совершенно не связанных с книгой, но привлекать людей к моему сайту, посвященному книге (погуглите Geek to Freak [англ. «От фаната к фрику». – Прим, пер.], чтобы увидеть результат; это был мой самый первый вирусный пост в блоге); можно было бы попробовать популяризовать новый термин, целясь на поп‑культуру (см. «жизненный дизайн» на стр. 274); можно было бы сделать сам выход книги событием, достойным новостей (то же самое я проделал со своим промо‑роликом (буктрейлером) для книги «Совершенное тело за 4 часа», а также с партнерством с BitTorrent для книги «Шеф‑повар за 4 часа». Никому не нравится, когда ему навязывают продукт, зато всем нравятся новые истории. Работайте над вторым.
№9: А что если мне разработать собственный практический курс MBA?
Это началось в 2007‑2008 году. Подробную информацию об этом вы найдете на стр. 248.
№10: Неужели мне необходимо зарабатывать деньги тем же способом, которым я их теряю?
В 2008 году у меня был дом в Сан‑Хосе (Калифорния), и его цена резко упала. Точнее, дом принадлежал банку, а на мне висела плохо продуманная ипотека с плавающей ставкой. Вдобавок ко всему, я как раз собирался переехать в Сан‑Франциско. Продать дом означало получить убыток в 150 тысяч долларов. В результате я собрал вещи и все равно переехал в Сан‑Франциско, оставив свой дом в Сан‑Хосе пустовать.
Месяцами друзья уговаривали меня сдать его в аренду, настаивая на том, что я просто‑напросто теряю деньги. В конце концов я сдался и последовал их совету. Несмотря на то, что я сдавал дом через агентство по управлению недвижимостью, это принесло мне постоянную головную боль и кучу бумажной работы. Я начал жалеть о содеянном. Однажды вечером я выпил вина и спросил себя: «Неужели мне действительно необходимо зарабатывать деньги тем же способом, которым я их теряю?» Если вы проиграете 1000 долларов в блэкджек, разве вы постараетесь отыграться там же? Скорее всего, нет. Если я «теряю» деньги, выплачивая ипотеку за пустующий дом, неужели мне действительно необходимо компенсировать их, сдавая этот дом в аренду? Нет, решил я. Мне было бы гораздо проще создать другой источник дохода (например, читать лекции, стать консультантом и так далее), чтобы выйти в плюс. Человек очень уязвим перед когнитивной ловушкой под названием «якорение», будь то недвижимость, торговля акциями или любая другая область. Я не был исключением. Я начал изучать этот вопрос (в том числе по книгам многих успешных инвесторов, таким как «Думай дважды» (Think Twice) Майкла Мобуссена) и вскоре продал свой дом в Сан‑Хосе с большим убытком. Но как только я освободил свое внимание и время, я быстро восполнил потери.