ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 611
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
всем этом рассказали, что, на мой взгляд, было очень полезно».
Эрнест Шеклтон оказал огромное влияние на Брайана в детстве. «Он известен, прежде всего, своей стойкостью и твердостью характера, которые помогли ему преодолеть все препятствия во время его антарктических экспедиций. Он – мой кумир. Я применяю так называемый «тест Шеклтона» ко всему в своей жизни. <...> Я размышляю так: соответствует ли этот проект, которым я собираюсь заняться, уровню амбиций Шеклтона? Действительно ли это самый амбициозный проект из всех возможных? Как бы поступил Шеклтон?»
ТФ: Джо де Сена (стр. 64) поступает так же, используя Шеклтона в качестве лакмусовой бумажки. «Этот чувак – и его кумир тоже», как сказал наш общий друг.
* Которое из ваших убеждений может показаться безумным другим людям? «Наше существование поддается программированию».
* У вас есть в жизни девиз или какая‑нибудь цитата, которую вы часто вспоминаете?
«Смысл жизни не в том, чтобы ждать, пока пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем». [Перефразированная цитата Вивьен Грин.]
Это относится к состоянию выученной беспомощности, которая зачастую оказывается мнимой и поддерживается окружающими вас «доброжелателями»:
«В компании Braintree я постоянно напоминал всем об одном принципе: “Сомневайтесь во всех предположениях”. И приводил в пример такую историю. В вольере сидят пять обезьян. Здесь же стоит стремянка, а на ее верхней площадке – корзина с бананами. Разумеется, обезьяны хотят залезть на стремянку и достать бананы, но каждый раз, когда одна из них пытается это сделать, ее поливают холодной водой из шланга. После нескольких попыток обезьяны понимают, что на лестницу за бананами лучше не залезать. <...> Затем из вольера убирают одну обезьяну и запускают туда новую, и новая обезьяна замечает корзину с бананами. Новая обезьяна думает: “А возьму‑ка я банан”, но как только она направляется в сторону стремянки, другие обезьяны оттаскивают ее назад. <...> Раз за разом ученые по очереди заменяют всех обезьян до тех пор, пока в вольере не останутся пять новых обезьян. Каждый раз, когда в вольере появляется очередная новая обезьяна, она пытается залезть на лестницу, но остальные оттаскивают ее. При этом ни одну из этих пяти обезьян ни разу не поливали холодной водой».
ТФ: Это напомнило мне историю, которую мне рассказала Тара Брак (стр. 549) и которую я часто вспоминаю:
Это история о тигрице по кличке Мохини, которую из приюта для животных перевели в зоопарк. Там Мохини 5 или 10 лет держали в клетке размером 3 на 3 метра с бетонным полом. Наконец, ее выпустили в просторный вольер с большой лужайкой для прогулок. Это был новый, просторный и благоустроенный вольер, и работники зоопарка с нетерпением предвкушали радость животного. Однако было уже слишком поздно. Оказавшись в огромном новом вольере, тигрица тут же забилась в угол, где и провела остаток своей жизни. Она ходила взад‑вперед в этом углу, пока не вытоптала всю траву на площади размером ЗнаЗ метра. <...> Пожалуй, самая большая трагедия нашей жизни в том, что, имея возможность стать свободными, мы проводим наши годы в ловушке старых привычных стереотипов поведения.
Какие ограничения из прошлого – реальные или мнимые – вы до сих пор тащите с собой в будущее? В какой области вашей жизни вы забились в угол размером 3 на 3 метра? В каком месте вы боитесь получить холодный душ, хотя ничего подобного с вами никогда раньше не случалось? Зачастую достаточно всего на пару сантиметров выйти из своей зоны комфорта. Попробуйте.
Брайан Коппельман (TW: @briankoppelman, briankoppelman.com) – сценарист, писатель, режиссер и продюсер. Он также соавтор и исполнительный продюсер популярнейшего сериала «Миллиарды» (а также автор сценария некоторых серий). Другие его известные работы – «Шулера» и «Тринадцать друзей Оушена» (автор сценария), а также «Иллюзионист» и «Счастливчики» (продюсер). Он выступил в качестве режиссера картины «Сексоголик» с Майклом Дугласом в главной роли. Брайан также ведет подкаст «Момент» (The Moment). В одном из моих выпусков участвует Джон Гамбург, автор сценария и режиссер фильма «Люблю тебя, чувак», автор сценария фильма «Знакомство с родителями» и многих других лент. Казалось, в один разговор уложились сразу несколько курсов киношколы и курс магистратуры по сценарному искусству.
Тотемное создание: Пенн Джиллетт (близкий друг)
«Мне было 30 лет. Я был недоволен своей жизнью. И вот однажды я оказался в покерном клубе в Нью‑Йорке, услышал, как люди разговаривают, увидел, как они выглядят, и понял: “Это же сюжет для фильма [«Шулера»]...” Я рассказал о своей задумке жене, Эми, и моему лучшему другу Дэйву. Мы решили и дальше продолжать работать как обычно, но по утрам писать сценарий для фильма. Эми расчистила кладовку на первом этаже нашего дома. У нас с Дэйвом тогда не было никаких связей в кинобизнесе. Мы работали по 2 часа каждое утро. Если я правильно помню, по воскресеньям мы брали выходной, но помимо этого не пропустили ни одного дня. Мы работали над сценарием по 2 часа в день. Дэйв тогда работал барменом, а я ходил на свою работу [Брайан только что закончил вечернее обучение на юридическом и работал на одну из звукозаписывающих компаний].
Каждое утро по 2 часа... В кладовке была мойка. Места хватало на один стул. Я сидел на полу, а Дэйв почти все время сидел за печатной машинкой. Вокруг лежали стопки книг по покеру и игровой терминологии. Мы сидели в этой кладовке и писали, а по вечерам ходили в покерные клубы и пытались собирать информацию. Словечки и фразочки, которыми обменивались игроки; байки, которые они рассказывали; черты характера... Мы не задумывались, насколько реалистичными они кажутся. Мы ничего такого не просчитывали. Мы просто хотели написать сценарий для фильма, который мог бы стать для людей тем же, чем для нас была комедия “Забегаловка” – фильма» который зрители – на тот момент я, пожалуй, представлял их двадцатилетними ребятами, – растащат на цитаты. Фильма, который станет их фишкой, их маленькой тайной, их секретом. Вот
если бы мы такого добились, это можно было бы считать успехом».
ТФ: Халед Хоссейни писал свой роман «Бегущий за ветром» по утрам, когда работал врачом. Пол Левек (стр. 132) часто тренируется по ночам. Если что‑то для вас действительно важно, запланируйте это и внесите в свое расписание. Или спросите себя, как спросил бы Пол: «Это мечта или цель?» То, чего нет в вашем календаре, никогда не произойдет.
«[Каждое утро] я выполняю упражнение, которое основано на идее утренних страниц из книги “Путь художника” Джулии Кэмерон. Я пишу о чем угодно, заполняя три страницы и не особо задумываясь о характере и содержании написанного. Никакой внутренней цензуры, никакого редактирования написанного. Это настоящее волшебство. Если дисциплинированно делать это каждый день, в подсознании что‑то происходит, и тебе удается добраться до сокровенного источника творческих сил. Я бы сказал – и я знаю, что у тебя было так же с другими книгами, которые ты дарил людям, – я эту книгу раздал сотне знакомых со словами: “Поверь мне, тебе нужно это сделать”. <...> Из сотни людей, которым я дал книгу, может быть, человек десять действительно открыли ее и попробовали выполнять упражнения. Из этих десяти семеро написали книги, сняли фильмы или телешоу, которые стали успешными. Это невероятно. Эта книга изменила мою жизнь, хотя она по сути своей о духовном, а я атеист».
* Какие книги и подкасты вы рекомендуете?
«Война за креатив» Стивена Прессфилда.
«От чего бежит Сэмми?» (What Makes Sammy Run) Бадда Шулберга о том, как люди добивались успеха в Голливуде.
Подкаст «Заметки на полях» (Scriptnotes) Крэйга Мазина и Джона Огаста. «Они создали 20 кинохитов на двоих. Эти двое хорошо знают то, о чем говорят. Они трудятся на переднем крае современного кинематографа, каждый день снимая фильмы».
В этой главе я буду говорить о самоубийстве и о том, почему я все еще здесь. Возможно, она покажется вам мрачноватой, но моя цель – дать надежду и инструменты тем, кто в них нуждается. А таких людей гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Многие годы я скрывал эту историю от своей семьи, от подружек и близких друзей. Но недавно со мной произошел один случай, который потряс меня до глубины души. Я как будто очнулся от сна и решил, что пришло время обо всем рассказать.
Итак, несмотря на острое чувство стыда, несмотря на страх, от которого вспотели мои ладони, пока я набираю эти строки на компьютере, я начинаю.
Поехали...
– Вы могли бы подписать это для моего брата? Это бы очень много для него значило.
Вокруг меня собралось, наверное, человек десять, и все задавали вопросы, а один из них молча ждал своей очереди. Наконец, очередь дошла и до него, но он попросил только автограф.
Была пятница, около 7 вечера, только что закончилась запись подкаста TwiST. Воздух словно наэлектризован. Джейсон Калаканис, ведущий, знает свое дело. Он завел зрителей и более двух часов держал их в напряжении, задавая мне все мыслимые и немыслимые вопросы. Зал был набит до отказа. А теперь более 200 человек остались пообщаться, пили вино и обсуждали планы на выходные.
Небольшая группа собралась возле микрофонов, чтобы поболтать со мной.
– Хотите, чтобы я написал для него что‑то конкретное? Вашему брату? – спросил я этого господина, одетого в безупречный костюм. Его звали Сайлас.
Он как будто оцепенел на несколько секунд. Я заметил его растерянный взгляд. Было что‑то странное в его взгляде, но я не мог понять, в чем дело.
Я решил разрядить ситуацию:
– Давайте, я сам что‑нибудь придумаю. Хорошо?
Сайлас кивнул.
Я написал пару строк, добавил смайлик, поставил подпись и отдал ему книгу. Он поблагодарил меня и стал выбираться из толпы. Я махнул ему рукой на прощание и продолжил беседовать с остальными.
Примерно через полчаса мне нужно было убегать. Самолет моей девушки только что приземлился, и я должен был встретиться с ней, чтобы вместе поужинать. Я направился к лифтам.
– Извините, Тим... – это был Сайлас. Он ждал меня. – Можно вас на пару секунд?
Тест Шеклтона
Эрнест Шеклтон оказал огромное влияние на Брайана в детстве. «Он известен, прежде всего, своей стойкостью и твердостью характера, которые помогли ему преодолеть все препятствия во время его антарктических экспедиций. Он – мой кумир. Я применяю так называемый «тест Шеклтона» ко всему в своей жизни. <...> Я размышляю так: соответствует ли этот проект, которым я собираюсь заняться, уровню амбиций Шеклтона? Действительно ли это самый амбициозный проект из всех возможных? Как бы поступил Шеклтон?»
ТФ: Джо де Сена (стр. 64) поступает так же, используя Шеклтона в качестве лакмусовой бумажки. «Этот чувак – и его кумир тоже», как сказал наш общий друг.
* Которое из ваших убеждений может показаться безумным другим людям? «Наше существование поддается программированию».
* У вас есть в жизни девиз или какая‑нибудь цитата, которую вы часто вспоминаете?
«Смысл жизни не в том, чтобы ждать, пока пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем». [Перефразированная цитата Вивьен Грин.]
Эксперимент с пятью обезьянами
Это относится к состоянию выученной беспомощности, которая зачастую оказывается мнимой и поддерживается окружающими вас «доброжелателями»:
«В компании Braintree я постоянно напоминал всем об одном принципе: “Сомневайтесь во всех предположениях”. И приводил в пример такую историю. В вольере сидят пять обезьян. Здесь же стоит стремянка, а на ее верхней площадке – корзина с бананами. Разумеется, обезьяны хотят залезть на стремянку и достать бананы, но каждый раз, когда одна из них пытается это сделать, ее поливают холодной водой из шланга. После нескольких попыток обезьяны понимают, что на лестницу за бананами лучше не залезать. <...> Затем из вольера убирают одну обезьяну и запускают туда новую, и новая обезьяна замечает корзину с бананами. Новая обезьяна думает: “А возьму‑ка я банан”, но как только она направляется в сторону стремянки, другие обезьяны оттаскивают ее назад. <...> Раз за разом ученые по очереди заменяют всех обезьян до тех пор, пока в вольере не останутся пять новых обезьян. Каждый раз, когда в вольере появляется очередная новая обезьяна, она пытается залезть на лестницу, но остальные оттаскивают ее. При этом ни одну из этих пяти обезьян ни разу не поливали холодной водой».
ТФ: Это напомнило мне историю, которую мне рассказала Тара Брак (стр. 549) и которую я часто вспоминаю:
Это история о тигрице по кличке Мохини, которую из приюта для животных перевели в зоопарк. Там Мохини 5 или 10 лет держали в клетке размером 3 на 3 метра с бетонным полом. Наконец, ее выпустили в просторный вольер с большой лужайкой для прогулок. Это был новый, просторный и благоустроенный вольер, и работники зоопарка с нетерпением предвкушали радость животного. Однако было уже слишком поздно. Оказавшись в огромном новом вольере, тигрица тут же забилась в угол, где и провела остаток своей жизни. Она ходила взад‑вперед в этом углу, пока не вытоптала всю траву на площади размером ЗнаЗ метра. <...> Пожалуй, самая большая трагедия нашей жизни в том, что, имея возможность стать свободными, мы проводим наши годы в ловушке старых привычных стереотипов поведения.
Какие ограничения из прошлого – реальные или мнимые – вы до сих пор тащите с собой в будущее? В какой области вашей жизни вы забились в угол размером 3 на 3 метра? В каком месте вы боитесь получить холодный душ, хотя ничего подобного с вами никогда раньше не случалось? Зачастую достаточно всего на пару сантиметров выйти из своей зоны комфорта. Попробуйте.
Брайан Коппельман
Брайан Коппельман (TW: @briankoppelman, briankoppelman.com) – сценарист, писатель, режиссер и продюсер. Он также соавтор и исполнительный продюсер популярнейшего сериала «Миллиарды» (а также автор сценария некоторых серий). Другие его известные работы – «Шулера» и «Тринадцать друзей Оушена» (автор сценария), а также «Иллюзионист» и «Счастливчики» (продюсер). Он выступил в качестве режиссера картины «Сексоголик» с Майклом Дугласом в главной роли. Брайан также ведет подкаст «Момент» (The Moment). В одном из моих выпусков участвует Джон Гамбург, автор сценария и режиссер фильма «Люблю тебя, чувак», автор сценария фильма «Знакомство с родителями» и многих других лент. Казалось, в один разговор уложились сразу несколько курсов киношколы и курс магистратуры по сценарному искусству.
Тотемное создание: Пенн Джиллетт (близкий друг)
Если не можете найти время, создайте время
«Мне было 30 лет. Я был недоволен своей жизнью. И вот однажды я оказался в покерном клубе в Нью‑Йорке, услышал, как люди разговаривают, увидел, как они выглядят, и понял: “Это же сюжет для фильма [«Шулера»]...” Я рассказал о своей задумке жене, Эми, и моему лучшему другу Дэйву. Мы решили и дальше продолжать работать как обычно, но по утрам писать сценарий для фильма. Эми расчистила кладовку на первом этаже нашего дома. У нас с Дэйвом тогда не было никаких связей в кинобизнесе. Мы работали по 2 часа каждое утро. Если я правильно помню, по воскресеньям мы брали выходной, но помимо этого не пропустили ни одного дня. Мы работали над сценарием по 2 часа в день. Дэйв тогда работал барменом, а я ходил на свою работу [Брайан только что закончил вечернее обучение на юридическом и работал на одну из звукозаписывающих компаний].
Каждое утро по 2 часа... В кладовке была мойка. Места хватало на один стул. Я сидел на полу, а Дэйв почти все время сидел за печатной машинкой. Вокруг лежали стопки книг по покеру и игровой терминологии. Мы сидели в этой кладовке и писали, а по вечерам ходили в покерные клубы и пытались собирать информацию. Словечки и фразочки, которыми обменивались игроки; байки, которые они рассказывали; черты характера... Мы не задумывались, насколько реалистичными они кажутся. Мы ничего такого не просчитывали. Мы просто хотели написать сценарий для фильма, который мог бы стать для людей тем же, чем для нас была комедия “Забегаловка” – фильма» который зрители – на тот момент я, пожалуй, представлял их двадцатилетними ребятами, – растащат на цитаты. Фильма, который станет их фишкой, их маленькой тайной, их секретом. Вот
если бы мы такого добились, это можно было бы считать успехом».
ТФ: Халед Хоссейни писал свой роман «Бегущий за ветром» по утрам, когда работал врачом. Пол Левек (стр. 132) часто тренируется по ночам. Если что‑то для вас действительно важно, запланируйте это и внесите в свое расписание. Или спросите себя, как спросил бы Пол: «Это мечта или цель?» То, чего нет в вашем календаре, никогда не произойдет.
Об утренних страницах, с которыми меня познакомил Брайан
«[Каждое утро] я выполняю упражнение, которое основано на идее утренних страниц из книги “Путь художника” Джулии Кэмерон. Я пишу о чем угодно, заполняя три страницы и не особо задумываясь о характере и содержании написанного. Никакой внутренней цензуры, никакого редактирования написанного. Это настоящее волшебство. Если дисциплинированно делать это каждый день, в подсознании что‑то происходит, и тебе удается добраться до сокровенного источника творческих сил. Я бы сказал – и я знаю, что у тебя было так же с другими книгами, которые ты дарил людям, – я эту книгу раздал сотне знакомых со словами: “Поверь мне, тебе нужно это сделать”. <...> Из сотни людей, которым я дал книгу, может быть, человек десять действительно открыли ее и попробовали выполнять упражнения. Из этих десяти семеро написали книги, сняли фильмы или телешоу, которые стали успешными. Это невероятно. Эта книга изменила мою жизнь, хотя она по сути своей о духовном, а я атеист».
* Какие книги и подкасты вы рекомендуете?
«Война за креатив» Стивена Прессфилда.
«От чего бежит Сэмми?» (What Makes Sammy Run) Бадда Шулберга о том, как люди добивались успеха в Голливуде.
Подкаст «Заметки на полях» (Scriptnotes) Крэйга Мазина и Джона Огаста. «Они создали 20 кинохитов на двоих. Эти двое хорошо знают то, о чем говорят. Они трудятся на переднем крае современного кинематографа, каждый день снимая фильмы».
Размышления о самоубийстве
В этой главе я буду говорить о самоубийстве и о том, почему я все еще здесь. Возможно, она покажется вам мрачноватой, но моя цель – дать надежду и инструменты тем, кто в них нуждается. А таких людей гораздо больше, чем вы можете себе представить.
Многие годы я скрывал эту историю от своей семьи, от подружек и близких друзей. Но недавно со мной произошел один случай, который потряс меня до глубины души. Я как будто очнулся от сна и решил, что пришло время обо всем рассказать.
Итак, несмотря на острое чувство стыда, несмотря на страх, от которого вспотели мои ладони, пока я набираю эти строки на компьютере, я начинаю.
Поехали...
Волею судьбы
– Вы могли бы подписать это для моего брата? Это бы очень много для него значило.
Вокруг меня собралось, наверное, человек десять, и все задавали вопросы, а один из них молча ждал своей очереди. Наконец, очередь дошла и до него, но он попросил только автограф.
Была пятница, около 7 вечера, только что закончилась запись подкаста TwiST. Воздух словно наэлектризован. Джейсон Калаканис, ведущий, знает свое дело. Он завел зрителей и более двух часов держал их в напряжении, задавая мне все мыслимые и немыслимые вопросы. Зал был набит до отказа. А теперь более 200 человек остались пообщаться, пили вино и обсуждали планы на выходные.
Небольшая группа собралась возле микрофонов, чтобы поболтать со мной.
– Хотите, чтобы я написал для него что‑то конкретное? Вашему брату? – спросил я этого господина, одетого в безупречный костюм. Его звали Сайлас.
Он как будто оцепенел на несколько секунд. Я заметил его растерянный взгляд. Было что‑то странное в его взгляде, но я не мог понять, в чем дело.
Я решил разрядить ситуацию:
– Давайте, я сам что‑нибудь придумаю. Хорошо?
Сайлас кивнул.
Я написал пару строк, добавил смайлик, поставил подпись и отдал ему книгу. Он поблагодарил меня и стал выбираться из толпы. Я махнул ему рукой на прощание и продолжил беседовать с остальными.
Примерно через полчаса мне нужно было убегать. Самолет моей девушки только что приземлился, и я должен был встретиться с ней, чтобы вместе поужинать. Я направился к лифтам.
– Извините, Тим... – это был Сайлас. Он ждал меня. – Можно вас на пару секунд?