ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 685
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ТФ: Нил, я и многие другие писатели используют сокращение «ТК» в качестве пометки вопросов, которые позднее надо уточнить (например, «на тот момент ему было ТК лет»). Это достаточно распространенный прием. Дело в том, что в английском языке практически отсутствуют слова, включающие такое буквенное сочетание (за исключением фамилии Аткинс). Поэтому, когда наступает пора перейти к исследованиям сразу всех тем и проверке всех фактов, можно воспользоваться поиском по тексту.
Редактируйте тексты сначала для себя, затем своих поклонников, а потом для своих недоброжелателей
Нил редактирует свои тексты в три этапа. Перефразирую:
Во‑первых, Я редактирую ДЛЯ себя. (Что мне нравится?)
Во‑вторых, Я редактирую ДЛЯ СВОИХ ПОКЛОННИКОВ. (Что могло бы понравиться или принести пользу моим поклонникам?)
В‑третьих, я редактирую для своих недоброжелателей. (Что мои злопыхатели будут критиковать, дискредитировать и высмеивать?)
Нил объясняет последний пункт: «В качестве примера я всегда привожу Эминема. Критиковать Эминема не получится, потому что [в своих песнях] он изображает критиков, а затем им отвечает. <.. .> Все, что люди могут о нем сказать, уже в том или ином виде присутствует в его же текстах. И я стараюсь остроумно ответить злопыхателям на их вопросы и критику. [В этом] и заключается смысл “защиты от недоброжелателей”».
ТФ: «Защищаться от недоброжелателей» можно самыми разными способами: смеяться над самим собой («Я понимаю, что до нелепости часто сам себе противоречу, но...») или стараться предугадать возможную критику и сразу на нее отвечать («Разумеется, кто‑то на это скажет... [критика]»). Прекрасный пример второго можно найти в «Нравственных письмах к Луцилию» Сенеки. Скотт Адамс (стр. 258) использовал подобный прием в своем романе «Осколки Бога».
66 На самом деле, творческих кризисов
не бывает. <...> Творческий кризис – практически эквивалент импотенции.
Вы сами задаете себе слишком высокую планку, и это давление мешает вам делать то, что обычно вы делаете естественным образом. п
Творческий кризис подобен импотенции
С этим согласны многие маститые журналисты. Будь то идеи (см. главу о Джеймсе Альтушере на стр. 244) или написание текстов, суть заключается во временном снижении собственных стандартов.
Один из лучших советов, что мне давали о том, как писать, – это мантра: «Две паршивые страницы в день». Один опытный писатель провел аналогию с компанией IBM, которая несколько десятилетий назад была мастодонтом сразу в нескольких разных отраслях. Ее менеджеры по продажам
были известны своей невероятной эффективностью, бьющей все рекорды. Как IBM такого добилась? Во многом благодаря стратегии, прямо противоположной той, которую можно было бы ожидать. Например, IBM установила очень низкие плановые показатели и квоты. В компании не хотели, чтобы менеджеры по продажам боялись брать трубку. Наоборот, менеджеры получили возможность постепенно наращивать темпы, в результате превышая квоты и планы. В конечном итоге именно так и произошло. В переводе на писательский язык, как мне сказали, моей целью должны быть «две паршивые страницы в день». Вот и все. Написав две паршивые страницы, даже если они никогда не войдут в книгу, сразу чувствуешь, будто «добился успеха» и потратил день не зря. Порой даже две страницы даются со скрипом, а текст выходит действительно кошмарным. Но зато, как минимум, в половине случаев написать удается 5, 10 или – в редкий чудесный день – 20 страниц. Черновики позволительно делать страшными, а красоту можно навести на этапе редактуры.
Будьте уязвимыми, чтобы раскрыть уязвимость в другом человеке
У Нила большой опыт проведения интервью, и он научил меня золотому правилу: раскрыться и продемонстрировать собственную уязвимость человеку, у которого хочешь взять интервью, перед тем, как приступать к записи. Совет очень действенный. Перед тем, как нажимать кнопку записи, я минут 5‑10 посвящаю разминке, обмену любезностями, саундчеку и так далее. И в определенный момент я раскрываю о себе личную или уязвимую информацию (например, как мне самому не нравится, когда мои цитаты вырывают из контекста, или как мне тяжело укладываться в жесткие сроки, и так далее). Это повышает шансы того, что позже человек ответит мне тем же. Иногда я вместо этого искренне прошу совета. Например, так: «Вы специалист по А, а у меня большие проблемы с Б. Разумеется, я уважаю ваше время и хочу провести это интервью, но когда‑нибудь мне бы очень хотелось выслушать ваш совет на эту тему».
Слушатели часто меня спрашивают: «Как вам удается так быстро наладить контакт с интервьюируемым?» Описанное выше – часть ответа на этот вопрос.
Часть вторая: в течение этих 5‑10 минут я стараюсь развеять самые распространенные опасения. В прошлом меня самого травили в прессе, и я хочу, чтобы мои гости знали, что А) я знаю, как это ужасно, и Б) мое интервью – это безопасное место, в котором можно раскрыться и экспериментировать. Кроме того, я прохожусь по следующим пунктам:
► Это не шоу приколов, и моя цель – выставить гостя в наилучшем свете.
► Я спрашиваю: «Представим, что после публикации этого интервью прошла неделя или месяц. Какие вопросы помогли бы вам добиться успеха? И как выглядит этот успех?»
► Я спрашиваю: «Какие темы вы бы предпочли не затрагивать?»
► Как и в сериале «В студии актерского мастерства» (я нанял их старшего консультанта, чтобы он читал мои стенограммы и помогал мне совершенствоваться), последнее слово за гостем. Интервью не выходит в прямом эфире (в 99% случаев), и мы можем вырезать все, что он пожелает удалить. Скажем, если гость вспомнил о неловком моменте на следующее утро, мы просто вырежем этот фрагмент.
► Я говорю: «Я всегда предлагаю вести себя максимально открыто и естественно. Мои слушатели обожают подробности и истории. Мы всегда можем что‑то вырезать, а вот добавить интересные моменты потом уже не получится».
* Три человека, от которых вы узнали что‑то новое
или за работой которых внимательно следили в прошлом году
Рик Рубин, Лэрд Гамильтон, Габриэль Рис и Элмо (последний попал в этот список из‑за того, что Нил смотрел «Улицу Сезам» со своим маленьким сыном).
ТФ: Нил познакомил меня с Риком, который позднее познакомил меня с Лэрдом и Габриэль. Элмо на мои звонки не отвечает.
* У вас есть в жизни девиз или какая‑нибудь цитата, которую вы часто вспоминаете?
«Будь открыт всему, что бы ни случилось завтра» (Джон Кейдж).
«Что бы ни случилось, найти правильный путь всегда помогут сострадание и любовь» (перефразированный совет одного из его учителей, Барбары МакНэлли).
a Теперь я даю интервью только по электронной почте. Некоторые слишком любят искажать слова, выставляя меня полным идиотом. 99
Слова из песни «Get Me Gone» проекта Fort Minor
Майк Шинода
Майк Шинода (TW: @mikeshinoda, mikeshinoda.com) больше всего известен как рэппер, автор песен, клавишник, ритм‑гитарист и один из двух вокалистов (да, все это сразу) группы Linkin Park, которая продала более 60 миллионов экземпляров своих альбомов по всему миру и завоевала две премии «Грэмми». Майк сотрудничал с самыми разными музыкантами, от Jay Z до Depeche Mode, а также создал свой сольный проект Fort Minor, в котором он читает рэп. И, словно этого мало, он занимался графическим оформлением, продюсированием и микшированием для всех упомянутых выше проектов. Я познакомился с Майком в 2008 году, когда брал у него интервью для конференции BlogWorld & New Media Expo.
Тотемное животное: снежный барс
Я большой поклонник Fort Minor, и слова из эпиграфа на предыдущей странице приобретают особое значение после того, как я сам побывал в такой ситуации. Почти каждый герой этой книги знает, что это такое, когда твои слова перевирают в прессе. Как правило, это случается после телефонных интервью, и последствия могут быть катастрофическими. Для журналиста это всего лишь очередная статья, которая должна набрать как можно больше просмотров и перепостов. Для вас это может превратиться в бардак, который будет до скончания времен портить вашу страницу в Википедии.
Майк объяснил в нашем с ним разговоре: «Я не считаю, что люди намеренно хотят совершить подлость. Просто каждый преследует собственные цели. Даже музыкальный журнал берет интервью вовсе не из любви к музыке, правильно? Их прежде всего беспокоят выполнение плана по продаже рекламы и показатели цитируемости. <...> Если предложение из 40 слов можно сократить до 7, [и] получается привлекающая внимание фраза, то [становится совершенно не важно, что] она не имеет никакого отношения к действительно сказанному. Это просто кликбейт, и издания делают выбор в пользу него, потому что на этом основан весь их бизнес».
ТФ: Мораль истории в том, что при любой возможности надо стараться давать печатные, текстовые интервью по электронной почте. Это позволит создать доказательства и даст возможность защитить ваши права, если кто‑то решит что‑то изменить. Но что делать, если электронная почта – неподходящий для вас вариант? Если вы не можете (или не хотите) избегать телефонных звонков? С годами я выработал собственный подход, который годится для меня по двум причинам: помогает избегать напрасных потерь времени и не позволяет журналистам перевирать мои слова или вырывать их из контекста.
Проблема в том, что на письменное интервью уходит от 1 до 3 часов, а в результате в печать зачастую попадает лишь одно предложение в качестве цитаты. Оставшиеся 99% вопросов и ответов до публикации так и не доходят. Даже если журналисты записывают звонок (шаг в правильном направлении), я ни разу не смог добиться от них самой записи, потому что требуется разрешение начальника, у которого есть другой начальник, у которого другой начальник, и так далее. Это приводит к напрасной трате времени и нервов. Так как же исправить ситуацию?
Все просто: делайте запись на своей стороне. Так вы и задницу свою прикроете, и получите способ противостоять злому умыслу. Достаточно сказать: «Спасибо за звонок! Как правило, я записываю для личного архива все свои звонки [по Skype – с помощью Ecamm Call Recorder; другой неплохой вариант – Zencastr]. Я отправлю вам по электронной почте ссылку на запись в Dropbox. Вы не против?» Если человек соглашается, то, записывая звонок, вы не нарушите закон, и все будет чики‑поки. Если же человек возражает, это плохой знак, и вам стоит отказаться от интервью. Одна упущенная возможность появиться в прессе вас не убьет, а вот перевранная цитата может привязаться, словно неизлечимая инфекция.
Сейчас, перед тем как соглашаться на интервью, я, как правило, говорю: «После выхода вашей статьи я могу выложить полную версию записи в свой подкаст. Вы не против?» В противном случае 2 часа моего времени (включая переписку по электронной почте, проверку фактов и так далее) в обмен на одно потенциальное упоминание в СМИ того не стоят. Но когда такой обмен удается, результаты могут быть превосходными. Один из моих самых популярных «промежуточных» выпусков подкаста – интервью с журналистом и великолепным сатириком Джоэлом Стейном (TW: @thejoelstein) из журнала Time, который убивает своими шутками наповал. Мы оба отлично провели время и извлекли из этого огромную пользу.
Что ими движет?
Перед тем как соглашаться на любое сотрудничество, стоит спросить себя: «Что ими движет? Какие сроки у их стимулов? В чем они измеряют “успех”? Мы движемся в одном направлении?» Не делайте краткосрочные ставки из серии «все или ничего» на рекламные трюки, если стремитесь к долгосрочной выгоде. Как правило, такие предложения исходят от людей,