Файл: Учебное пособие для самостоятельной работы обучающихся по специальностям лечебное дело ипедиатрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ПСИХИАТРИЯ,
МЕДИЦИНСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Учебное пособие
для самостоятельной работы обучающихся
по специальностям «лечебное дело»
и «педиатрия»
Барнаул – 2023

УДК 159.9.616 – 053 (057.8)
ББК 88.46
Ш 49
Публикуется по решению учебно-методической комиссии ученого совета
Алтайского государственного медицинского университета
Протокол № 4 от 20.12.2022
Кафедра психиатрии, медицинской психологии и наркологии
с курсом ДПО
Составители:
И. И. Шереметьева, д. м. н., профессор, заведующий кафедрой
А. Е. Строганов, д. м. н., профессор кафедры
Л. В. Лещенко, к. м. н., доцент кафедры
В. И. Курышкин, к. м. н., доцент кафедры
А. В. Плотников, к. м. н., доцент кафедры
Е. О. Кулешова, к. м. н., ассистент кафедры
Рецензент:
В. Д. Нарожнов, к. м .н., главный врач КГБУЗ «Алтайская краевая клиническая психиатрическая больница имени Эрдмана Юрия Кар- ловича»
Психиатрия, медицинская психология : учебное пособие для само- стоятельной работы обучающихся по специальностям «лечебное де- ло» и «педиатрия» / И. И. Шереметьева, А. Е. Строганов, Л. В. Ле- щенко и др. – Барнаул : Изд-во ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава
России, 2023. – 120 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по психиатрии и медицинской психологии учебное пособие для самостоятель- ной работы обучающихся по специальностям «лечебное дело» и «педиат- рия». Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в освоении психиатрии и медицинской психологии на этапе додипломной подготовки специалиста.
© ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 2023
© Коллектив авторов, 2023

3
Оглавление
Введение ................................................................................................... 4
Часть I. Психиатрия в схемах и таблицах ............................................. 5
Часть II. Обследование и курация психически больных ................... 57
Дополнительные методы исследования .......................................... 65
Академическая история болезни (схема) ........................................ 69
Часть III. Общая психопатология, частная психиатрия и медицинская психология ................................................................... 78
Занятие 1 ........................................................................................ 78
Занятие 2 ........................................................................................ 80
Занятие 3 ........................................................................................ 81
Занятие 4 ........................................................................................ 84
Занятие 5 ........................................................................................ 85
Занятие 6 ........................................................................................ 87
Занятие 7 ........................................................................................ 89
Занятие 8 ........................................................................................ 91
Занятие 9 ........................................................................................ 95
Занятие 10 ...................................................................................... 97
Занятие 11 ...................................................................................... 98
Занятие 12 .................................................................................... 101
Занятие 13 .................................................................................... 103
Занятие 14 .................................................................................... 105
Часть IV. Вопросы тестового контроля ............................................. 108
Рекомендуемая литература ................................................................. 120


4
Введение
В подготовке специалистов важную роль играет самостоя- тельная работа обучающихся. Настоящие методические материалы составлены для того, чтобы способствовать проведению этой работы при изучении психиатрии, медицинской психологии и наркологии.
Их использование поможет обучающимся оптимизировать учебный процесс и систематизировать знания, получаемые из учебных руко- водств, при прослушивании лекций и обсуждении тем практических занятий.
Материалы включают взаимосвязанные части.
В части I «Психиатрия в схемах и таблицах» дается своеоб- разный остов базовых знаний и основных положений в области пси- хиатрии, медицинской психологии и наркологии, которые в соответствии с программой обучения должны освоить студенты.
Часть II «Обследование и курация психически больных» по- могает студентам освоить методологию и методы исследования пси- хически больных, а также содержит подробные указания по написа- нию академической истории болезни больных, курируемых студен- тами во время учебного цикла. История болезни является отчетом о полученных студентами теоретических знаниях и практических навыках. Собеседование по ее содержанию и оформлению – обяза- тельная часть экзамена по предмету «Психиатрия, медицинская пси- хология».
Часть III «Общая психопатология, частная психиатрия и ме- дицинская психология» нацеливает студентов на самостоятельное изучение материалов, предусмотренных программой по психиатрии и медицинской психологии, входящих в план практических занятий.
В этой части дается тематика практических занятий, обозначается их цель, приводится перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на занятиях, дается перечень контрольных вопросов, ответы на которые могут помогать оценивать качество знаний, приобретаемых студен- тами.
Часть IV «Вопросы тестового контроля» содержит пример- ные вопросы тестового контроля.

5
Часть I
Психиатрия в схемах и таблицах
Схема № 1
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ В РФ
Лечебно-профилактические
учреждения
(психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические дис- пансеры, кабинеты).
Учреждения
социального
обеспечения
(психоневрологиче- ские интернаты, МСЭК (медико- социально-экспертные комиссии)).
Учреждения Министерства об-
разования (специальные школы, школы-интернаты, санатории и са- наторно-лесные школы, специаль- ные детские сады).


6
Схема № 2
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
В ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ СТАЦИОНАР
Проведение экс- пертизы (судебно- психиатрической, трудовой, военной)
Добровольная госпита- лизация (наличие пси- хического расстройства и решение врача о необ- ходимости стационар- ного лечения при согла- сии больного)
Принудительные ме- ры медицинского ха- рактера в условиях стационара (по реше- нию суда)
Недобровольная госпитализация

7
Схема № 3
ПОКАЗАНИЯ К НЕДОБРОВОЛЬНОЙ
ГОСПИТАЛИЗАЦИИ
Лицо, страдающее психическим расстрой-
ством, может быть госпитализировано в пси-
хиатрический стационар без его согласия или
без согласия его законного представителя до
постановления суда, если его обследование или
лечение возможны только в стационарных
условиях, а психическое расстройство являет-
ся тяжелым и обусловливает:
А. Опасность для себя и для окружаю-
щих: психомоторное возбуждение при склон- ности к агрессивным и аутоагрессивным дей- ствиям, систематизированные бредовые син- дромы, если они определяют общественно опасное поведение больного.
Б. Беспомощность, т. е. неспособность удо- влетворять свои основные жизненные потреб- ности.
В. Существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи.

8
Схема № 4
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ
В ПСИХИАТРИИ
Основные
Дополнительные
Лабораторные
Наблюдение
КТ
МРТ
ЭЭГ
ЭхоЭГ
РЭГ
Исследование глазного дна
Экспериментально- психологическое исследование
Консультации узких специалистов
Клиническая беседа
Инструмен- тальные

9
Схема № 5
ПСИХИЧЕСКИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
Сочетанные
формы
Олигофрении
(умственная отсталость)
Психопатии
(расстройства личности)
Эндогенные
Экзогенные
Собственно экзогенные
Соматогенные
Психогенные
Патогенные факторы
Заболевания внутренних органов и систем
Психотрав- мирующие ситуации
Психические травмы
Травмы головы
Интокси- кации
Инфекции
Физическое воздействие

10
Схема № 6
ПСИХИЧЕСКИЕ
ЗАБОЛЕВАНИЯ
Непсихотический уровень
Психотический уровень
Сохранена критика, не нарушено поведение
Нарушение критики, поведения

11
Схема № 7
РАССТРОЙСТВА
ВОСПРИЯТИЯ
Количественные
Качественные
гипостезия гиперстезия анестезия парестезия сенесто- патия психосен- сорные расстройства галлюцинации иллюзии дереализация деперсо- нализация


12
Схема № 8
Иллюзии
функциональные гипнопомпические гипнагогические
Галлюцинации
истинные псевдогаллюцинации слуховые зрительные обонятельные вкусовые тактильные

13
Схема № 9
ПСИХОСЕНСОРНЫЕ
РАССТРОЙСТВА
Метаморфопсии
Расстройства «схемы тела»
Аутометаморфопсии
Макросомия
Микросомия
Полиопсия
Макропсия
Микропсия
Дисмегалопсия

14
Таблица № 1
КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ
ИСТИННЫХ И ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЙ

Критерий
Истинные
галлюцинации
Псевдо-
галлюцинации
1
Критерий объективной реальности
Есть
Нет
2
Проекция
Внешняя, в объективном пространстве
Внутренняя, за пре- делами чувственного горизонта
3
Социальная уверенность
Есть
Нет
4
Ощущение сделанности
Нет
Есть
5
Направленность
На физическое
«я»
На психическое «я»
6
Опосредованность
Нет
Есть
7
Зависимость от времени суток
Усиливаются в вечернее и ночное время
Не зависят от времени суток

15
Схема № 10 конградная антероретроградная
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
(количественные – дисмнезии)
Гипермнезии
Гипомнезии
Амнезии
фиксационная прогрессирующая
(закон Рибо) ретроградная антероградная истерическая

16
Схема № 11
НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ
(качественные – парамнезии)
Пароксизмальные
расстройства памяти
(déjà vu, jamais vu)
Псевдореми- нисценции
Конфабуляции
Криптомнезии
Эхомнезии

17
Схема № 12
КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ
(амнестический)
1. Фиксационная амнезия.
2. Ретро- и антероградная ам- незия.
3. Амнестическая дезориента- ция (нарушение ориентиров- ки во времени и в месте).
4. Парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции).
5.
Сохранность логического мышления.

18
Схема № 13
НАРУШЕНИЯ
МЫШЛЕНИЯ
Патологическая
продукция
мышления
Нарушение темпа
ускорение
замедление
скачка идей ментизм закупорка
(шперрунг) вербигерация персеверация
Нарушение целенаправленности
р е
з о
н е
р с
т в
о ф
о р
м а
л и
з м а
у т
и с
т и
ч е
с к
о е п
а р
а л
о г
и ч
е с
к о
е р
а з
н о
п л
а н
о в
о е с
и м
в о
л и
з м н
е о
л о
г и
з м
ы обстоятельность
Нарушение стройности
бессвязность разорванность тугоподвижность абстрактность

19
Таблица № 2
Патологическая продукция мышления
Признак
Сверхценные
идеи
Навязчивые
идеи
Бредовые идеи
Наличие
реальной
почвы
Возникают на реальной почве
Может быть без реальной почвы
(например, в случае навязчивых стра- хов) либо иметь реальную основу
(навязчивые воспо- минания)
Не имеют реаль- ной основы, лож- ные умозаключе- ния, противореча- щие с действи- тельностью
Поведение
Определяют поведение
Поведение относи- тельно упорядочен- ное
Нарушение пове- дения
Критика
Нет достаточ- ной критики, но психологически понятны
Есть, ощущаются больными как чуж- дые
Нет,
непоколеби- мая убежденность
Коррекция
Доступны
Доступны
Не корригируются
Заболевания Паранойяльное расстройство личности. Со- матическая па- тология.
Психогении
Невроз навязчивых состояний.
Психастеническое расстройство лич- ности.
Шизофрения.
Экзогенно- органические забо- левания головного мозга
Шизофрения.
Экзогенно- органические за- болевания голов- ного мозга. Инво- люционные психо- зы. Алкогольные психозы. Реактив- ный параноид


20
Схема № 14
БРЕДОВЫЕ
ИДЕИ
(по содержанию)
Величия
Богатства
Особых способностей
Высокого происхождения
Любовный, эротический бред
Изобретательства
Реформаторства
Преследования
Преследования (в узком смысле)
Воздействия
Отравления
Инсценировки
Ущерба
Ревности
Отношения
Сутяжничества
Депрессивный бред
Виновности
Самоуничижения
Обнищания, разорения
Дисморфомания
Ипохондрический бред

21
Схема № 15
БРЕДОВЫЕ
СИНДРОМЫ
Паранойяльный
Параноидный
Парафренный
Явления психического автоматизма
Бред
Бред, галлюцинации
Бред величия, фантастический бред, псевдогаллюцинации, явления психического автоматизма, эйфоричность

22
Схема № 16
С положительным фоном настроения
С отрицательным фоном настроения
РАССТРОЙСТВА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
СФЕРЫ
Гипертимия
(эйфория, мория)
Неадекватность
Парадоксаль- ность
Амбивалент- ность
Эмоциональная лабильность
Монотон- ность
Апатия
Тупость
Огрубение
Гипотимия
Дисфория
Вязкость
Страх
Тревога
Эксплозивность

23
Схема № 17
НАРУШЕНИЯ
ВОЛЕВОЙ
АКТИВНОСТИ
Гипобулия
Гипербулия
Парабулия
Абулия
Импульсивные влечения – силь- ное влечение к запретной цели, реализуемое без обдумываний и попыток противо- стоять
Компульсивные влечения – возни- кают в связи с необходимостью снять тревогу, реа- лизуемые после обдумывания, борьбы с ними
Навязчивые влече- ния (обсессии) – влечения с критической их оценкой и попыт- кой борьбы с ними, которые не реализуются
Клептомания
Дромомания
Пиромания
Дипсомания
Сексуальные извращения
Булимия
Поедание несъедобного и др.

24
Схема № 18
Расстройства двигательной сферы
Возбуждение
Ступор
Депрессивн.
Кататонич.
Психогенн.
Галлюцин. – бредов.
Апатический
Эпилептическое
Гебефреническое
Маниакальн.
Истери- ческ.

25
Схема № 19

ПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
Олигофрения (врожденное или приобретенное в первые три года жизни слабоумие)
Деменция
(приобретенное слабоумие)
Дебильность
Имбецильность
Идиотия
Тотальная
Неадекватный тяже- лый интеллектуаль- ный дефект с неспо- собностью оценки, анализа, осмысления окружающего: неадекватность по- ведения; нивелировка инди- видуальных лич- ностных свойств; грубые расстройства критики
Лакунарная
Неравномерность психи- ческих нарушений
(с преобладанием мнестических); сохранность «ядра лич- ности»; критическое осознание имеющихся проблем со здоровьем (пользуются записной книжкой и т. д.)