Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогический процесс как целостное явление в профессиональном образовании Практическое занятие 3.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 т.п. Деятельность студентов при решении таких задач направлена на исключение противоречий, уточнение адекватных состоянию больного данных и, на их основе, нахождению правильного ответа.
5. Задачи, допускающие лишь вероятностное решение, что является достаточно характерным для медицины, которая не относится в полной мере к точным наукам. В этом случае студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью.
6. Задачи с ограниченным временем решения, формулирующие экстремальные медицинские ситуации, решение которых направлено на отработку быстроты постановки диагноза, совершения лечебных мероприятий.
7. Задачи, требующие использования предметов с необычной для них
функцией (ложка при осмотре горла, ветка при наложении шины и т.д.), решение которых помогает сформировать «врачебную смекалку» в нетипичных ситуациях.
7.2. Алгоритм решения ситуационных задач
1. Изучить учебную информацию по теме.
2. Провести анализ содержания темы.
3. Выделить проблему.
4. Дать характеристику условий задачи.
5. Критически осмыслить варианты ответов.
6. Выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она не стандартная).
7.3. Критерии оценки решения ситуационных задач
5 «отлично» комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий
4 «хорошо» комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя
3 «удовлетворительно» затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах преподавателя
8.
Методические рекомендации по составлению кроссвордов
Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности.
Существует множество видов кроссвордов. По форме кроссворды могут быть в виде прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные, диагональные кроссворды. По расположению кроссворды могут быть


18 симметричные, асимметричные или иметь вольное расположение слов. По содержанию выделяют тематические, учебные, числовые, алфавитные кроссворды, кроссворды с фрагментами (рисунками), кроссворды с ключевым словом или фразой.
Целью данного вида самостоятельной работы является:
 расширение кругозора и закрепление знаний;
 развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов;
 формирования способности правильного использования понятийного аппарата;
 приобретение навыков работы с литературой.
Кроссворд составляется индивидуально.
8.1. Алгоритм составления кроссворда
1. Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительный материал по данной теме.
2. Выпишите термины по данной теме.
3. Создайте графическую структуру, вопросы и ответы к ним.
4. Выберите 2-3 самых длинных термина и расположите их по вертикали и горизонтали.
5. Остальные термины расположите по принципу пересечения с предыдущими.
6. Сформулируйте суть каждого термина профессиональным языком, четко и лаконично.
7. Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.
8.
Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.
9. Оформите кроссворд.
8.2. Правила оформления кроссвордов
1. Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.
2. Рисунок кроссворда должен быть четким.
3. Толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
4. В определениях не должно быть однокоренных слов.
5. Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней.
6. Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Оформляются на отдельном листе.
1   2   3   4

Структура оформления кроссворда
1. Сетка кроссворда с заполненными словами.

19 2. Пустая сетка кроссворда только с цифрами позиций.
3. Вопросы без ответов.
4. Ответы.
5. Список использованной литературы.
Критерии оценки кроссворда
Соответствие содержания кроссворда изучаемой теме
1,5 балла
Грамотность в изложении терминов, понятий изучаемой темы
2 балла
Структура оформления кроссворда
1 балл
Качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).
0,5 балла
Максимальный балл - «5»
9.
Методические рекомендации по подготовке устного сообщения, доклада
Доклад – это развернутое устное выступление на заданную тему, с которым выступают на лекции, семинаре, конференции. Основная цель доклада — информирование по определенному вопросу или теме. Доклад может включать в себя рекомендации, предложения, в него могут включаться, таблицы, рисунки, фотографии. Время доклада обычно составляет 5-15 минут.
Сообщение отличается от доклада меньшим объемом информации и ее характером. Сообщаемая информация может носить характер уточнения или обобщения, отражать современный взгляд на заданную тему, дополнять уже известную информацию фактическими или статистическими материалами.
Сообщение может включать элементы наглядности – иллюстрации, схемы.
9.1. Структура устного сообщения, доклада
Построение устного сообщения, доклада включает три части:
 вступление (10-15% общего времени);
 основную часть (60-70%);
 заключение (20-25%).
Во вступлении указывается тема сообщения, доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, сообщается основная идея, кратко перечисляются рассматриваемые вопросы, дается современная оценка предмета изложения.
Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта суть темы сообщения, доклада. План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы по теме доклада, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.


20
9.2. Оформление устного сообщения, доклада
1. Оформление материала должно иметь следующую структуру:
 титульный лист;
 текст сообщения / доклада;
 список использованных источников.
2. Текст сообщения, доклада должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа в текстовом процессоре Word для Windows XP. Формат бумаги А4 (210х297).
3. При оформлении текста необходимо соблюдать следующие параметры:

Поля: верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см, левое 2,0 см, правое – 1,0 см.

Шрифт – Times New Roman.

Размер шрифта – 14.

Выравнивание текста «по ширине».

Абзацный отступ- 1,25 см. (пять знаков).

Размер между строками – полуторный.
4. Титульный лист оформляется в формате Times New Roman, 14 кегль (за исключением темы реферата – 20 кегль) (приложение 3).
9.3. Алгоритм подготовки устного сообщения, доклада
1. Выберите тему из предложенной преподавателем тематики докладов и сообщений. Вы можете самостоятельно предложить тему с учетом изучаемого материала.
2. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы.
3. Повторите лекционный материал по теме сообщения, доклада.
4. Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум-трем рекомендованным источникам.
5. Выделите незнакомые слова и термины. Обратитесь к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.
6. Составьте план сообщения, доклада.
7. Запишите основные положения сообщения или доклада в соответствии с планом, выписывая по каждому пункту несколько предложений.
8. Составьте окончательный текст сообщения, доклада.
9. Оформите материал.
10. Прочитайте текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
11.
Восстановите последовательность изложения текста сообщения, пересказав его устно.
12. Проверьте еще раз свои знания спустя некоторое время, чтобы выяснить прочность усвоения учебного материала.
13. Подготовьте публичное выступление по материалам сообщения или доклада.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям:
 критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам;

21
 критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности;
 критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
14. Регламент устного публичного выступления обычно составляет не более 7 минут.
15. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории по теме Вашего сообщения, доклада.
9.4. Критерии оценки устного сообщения, доклада
Соответствие представленной информации заданной теме – 1,5 балла
Соответствие представленной информации заданной теме
0,5 балла
Тема раскрыта полностью, представлена информация из разных источников
1 балл
Характер и стиль изложения материала сообщения – 3,5 балла
Материал в сообщении излагается логично, по плану, свободное владение материалом
1 балл
Полные развернутые ответы на вопросы и их аргументация.
1 балл
Наличие и качество презентационного материала
1 балл
Правильность оформления
0,5 балла
Максимальный балл - «5»


22
10. Методические рекомендации по составлению глоссария
Составление глоссария – это вид самостоятельной работы студента, выражающийся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Глоссарий необходим для того, что любой человек, читающий научную работу, мог без труда для себя найти объяснение сложных терминов. Глоссарий – это толковый словарь, который охватывает все узкоспециализированные термины, встречающиеся в тексте.
Алгоритм составления глоссария.
1. Прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова.
2. Подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий.
3. Критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений).
4. Оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки глоссария
Соответствие терминов теме
1 балл
Многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины или ПМ
2 балла
Грамотность, отсутствие грамматических ошибок
1 балл
Соответствие оформления требованиям
1 балл
Максимальный балл - «5»
11.
Методические рекомендации по составлению буклетов
Разработка информационного буклета
– это вид внеаудиторной самостоятельной работы, связанный с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников и представленной в виде творчески оформленного продукта.
Буклет – это произведение печати, изготовленное на одном листе, и сложенное при помощи параллельных сгибов один или несколько раз в несколько страниц-полос.
Цель буклета - привлечь внимание аудитории и уложить максимум необходимой информации в минимум печатной площади.

23
Рисунок 1. Варианты сложения буклета
11.1. Общие требования
1. Правильно составленный буклет должен включать в себя 3 основных блока: информативный материал, визуальный ряд, контактную информацию (сведения об авторе).
2. При отборе информации для буклета необходимо помнить о соответствии заданной теме и выбранной целевой аудитории, для которой предназначен буклет.
3. Необходимо правильно определить оптимальный объем информации – ее должно быть достаточно для раскрытия темы, но не должно быть слишком много, что повлечет за собой уменьшение размера шрифта и негативно скажется на
«читаемости» текста.
4. Выбранная информация должна быть достоверна и современна. Если материал вызывает у автора сомнения, а проверить его не представляется возможным, лучше не включайте такие сведения буклет.
5. Информация должна быть изложена точно, ясно и кратко, без излишней терминологии.
6. В качестве ключевых точек используются броские заголовки/подзаголовки.
Длинные тексты не вызывают интереса.
7. Для разработки буклета используется один из программных средств:
Microsoft Word, Microsoft Publisher:
 программа
Microsoft
Publisher наиболее удобна для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания;