Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Педагогический процесс как целостное явление в профессиональном образовании Практическое занятие 3.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
29 6. При составлении таблицы надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
14.3. Алгоритм составления схемы
1. Прочитайте предложенный текст и запишите его название
2. Подберите факты для составления схемы.
3. Выделите среди них основные, обще понятия.
4. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
5. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
6. Дайте название выделенным группам.
7. Заполните схему данными.
14.4. Критерии оценивания таблиц и схем
Таблица/схема соответствует теме задания
1 балл
Материал отражен в полном объеме
2 балла
Формулировки лаконичны, использованы ключевые слова
1 балл
Грамотность, отсутствие грамматических ошибок
1 балл
Максимальный балл - «5»
15.
Методические рекомендации по составлению анкеты
15.1.
Структура анкеты
Структура анкеты представлена на рисунке.
Рисунок 2. Структура анкеты (схема)
30
15.1.1. Вступительная часть
Формулировки преамбулы анкеты должны включать следующие позиции
(табл. 1).
Таблица 1
Формулировки преамбулы анкеты
Содержание
Пример
Название
Анкета пациента клиники «Медицина»
Приветствие
Уважаемый пациент!
Описание, кто и зачем проводит анкетирование
Администрация клиники «Медицина» проводит изучение мнения пациентов по вопросам повышения качества обслуживания
Правила заполнения анкеты Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий Вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой в отведенное для этого место
Подчеркивание значимости мнения респондента
Пожалуйста, ответьте на все вопросы. Ваше мнение очень важно для нас
15.1.2. Рекомендации по составлению основной части анкеты
При составлении анкеты следует соблюдать правило пяти НЕ.
- Не перегружать анкету большим количеством вопросов (во-первых, трудно отвечать, пациент будет раздражаться; во-вторых, она потребует много времени для обработки). Оптимальное количество - 10 - 15 вопросов. Из них большинство должно быть закрытыми (с готовыми ответами).
- Не использовать в анкете перекликающиеся вопросы, связанные с одним и тем же аспектом изучаемого признака.
- Не заставлять отвечающего постоянно оценивать самого себя. Лучше, если он выступает в роли эксперта, анализирующего проблему (косвенные вопросы). Это правило действует в случае составления анкет для подростков, по социально значимым проблемам. Чем старше пациент, тем труднее ему отвечать на косвенные вопросы.
- Не использовать в анкете термины, которые могут быть непонятны респондентам.
- Не забывать об ответственности за формулировку вопросов анкеты
(этичность, конфиденциальность).
15.1.3. Виды вопросов анкеты:
Закрытый дихотомический (варианты ответов «да», «нет»).
Пример: Проходили ли Вы диспансеризацию в 20 году:
- да;
- нет.
Закрытый альтернативный (надо выбрать один ответ).
Пример: Как часто Вы посещаете участкового терапевта:
- не реже 1 раза в месяц;
- не реже 1 раза в 6 мес; -0-1 раз в год;
- реже, чем 1 раз в год.
Поливариативный (можно выбрать несколько вариантов ответа)
31
Пример: Из каких источников Вы предпочитаете получать информацию о профилактике заболеваний:
- врач-стоматолог;
- родственники;
- друзья и коллеги;
- телевизионные программы и реклама;
- иное.
Ранговый (необходимо указать степень важности чего-либо).
Пример: Что препятствует посещению Вами стоматолога с профилактической целью (оцените степень важности для Вас каждого утверждения по 5-балльной шкале, где 5 - наибольшая важность (табл. 2))
Таблица 2
Степень важности утверждения
Фактор
Оценка значимости
Страх боли
-
Низкое качество услуг
-
Нехватка времени
-
Не вижу необходимости
-
Открытый (респондент должен самостоятельно сформулировать и записать ответ).
Пример: Какие проблемы Вы хотели бы обсудить с врачом?
Открытые вопросы требуют определенного умственного напряжения респондента, значительно повышают затраты времени на опрос и обработку результатов анкетирования. Однако на такие вопросы человек отвечает соответственно тому, как он видит и чувствует проблему, пользуясь своими средствами выражения, т.е. на него не оказывают влияния формулировки ответов.
15.1.4. Общие правила оформления анкеты
- Шрифт анкеты должен быть достаточно крупным (не менее 12 пт).
- Текст вопроса печатают жирным шрифтом, а варианты ответов - без выделения.
- Вопросы должны быть отделены друг от друга пробелами.
- Вопросы должны быть заданы в вежливой форме, этичны и грамматически верны.
- Вопросы должны быть простыми, ясными, без оборотов и специальных терминов.
- Ответы должны давать конкретный результат.
- Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
- Если вопрос открытый, необходимо оставлять достаточно места, чтобы можно было вписать ответ от руки.
- Для фиксации ответов на закрытый вопрос желательно делать пометки в квадрате, соответствующем каждому варианту ответа или обводить номер ответа, а не зачеркивать (подчеркивать).
15.1.5. Рекомендации по составлению заключительной части анкеты
Заключительная часть анкеты обычно включает следующее.
• Открытый вопрос о пожеланиях и предложениях, чтобы пациенты имели
32 возможность высказать любое свое мнение, даже если оно не вписывается в формат анкеты (например, Ваши пожелания и предложения клинике). Можно поинтересоваться у опрашиваемых, насколько полезным или своевременным считают они опрос («Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?»).
• Информация о респонденте. В этот раздел должны попасть те данные о пациенте, которые необходимы для качественного анализа полученных результатов, т.е. социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, принадлежность к тому или иному социальному классу, семейное положение, количество детей и др.). Это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие ее нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет.
• Целесообразным и более вежливым будет вставить после основных вопросов перед заключительной частью преамбулу, например: «Для того чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы пациентов, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе».
Полученный в ходе анкетирования материал необходимо обработать, т.е. систематизировать содержание ответов в соответствии с программой исследования.
В таблице 3представлен вариант матрицы.
Таблица 3
Вариант матрицы
Вопрос
Варианты ответа
Женщины Мужчины
Распределение по возрасту
Итого
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Для вариантов ответов можно выделять столько строк, сколько нужно.
Количество столбцов для распределения по возрасту также зависит от того, сколько возрастных групп выделено в анкете. При сложении всех данных в процентах в столбце «Итого» должно получиться по одному отдельному вопросу -100% (табл. 4).
33
Таблица 4
Пример заполнения матрицы по анкетированию
В
оп рос
В
ар иа нт ы
отве та
Ж
ен щ
ин ы
20
(66,7
%
)
М
уж чи ны
10
(33,3
%
)
Распределение по возрасту,
лет
Итого
18-25
26-35
36-45
Устраивает ли Вас график работы нашей поликли- ники?
Да, полностью
5 (16,7%)
2 (6,7%) 4 (13,3%) 2 (6,7%) 1 (3,3%) 7 (23,3%)
Скорее да, чем нет
8 (26,7%)
0
5 (16,7%)
0
3 (10%) 8 (26,7%)
Скорее нет, чем да
2 (6,7%)
0
0
2 (6,7%)
0
2 (6,7%)
Нет, полностью не устраивает
5 (16,7%) 8 (26,7%) 2 (6,7%) 6 (20%) 3 (10%) 13 (43,3%)
Надо обязательно указывать, сколько человек опрошено и как распределились ответы (в процентах к числу опрошенных) по каждому вопросу.