Файл: Курс лекций для самоподготовки студентов 2 курса специальности 34. 02. 01 Сестринское дело.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным физическим фактором является температура. Действием разных температур определяется сезонность ряда инфекционных заболеваний. Подъем воздушно-капельных инфекций (острой респираторной вирусной инфекции — ОРВИ, гриппа) имеет место в холодное время года (зимой), так как снижение в этот период температуры тела человека (простудный фактор) приводит к ослаблению естественной резистентности. Подъем кишечных инфекций регистрируется в летне-осенний период, когда в условиях высокой температуры возбудители кишечных инфекций (дизентерии, холеры, гепатита А, брюшного тифа) интенсивно размножаются во внешней среде, а также распространяются с пищевыми продуктами и водой.

Особенности питания, наличие витаминов в пище существенно влияют на врожденную резистентность. В весенний период в связи с авитаминозом обостряются хронические инфекционные заболевания (туберкулез, ревматизм и др.).

Социальный фактор является мощным фактором внешней среды, влияющим на устойчивость организма к инфекции. Вакцинопрофилактика приводит к формированию коллективного иммунитета, что позволяет управлять инфекционным процессом. Заболеваемость такими заболеваниями, как корь, дифтерия, полиомиелит, управляется коллективным иммунитетом. Инфекционной заболеваемости способствует техногенное загрязнение окружающей среды, приводящее к возникновению иммунодефицитов у человека.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятиям «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание».

  2. Какие формы инфекционного процесса вы знаете?

  3. Назовите и охарактеризуйте периоды инфекционной болезни.

  4. Какова роль возбудителя инфекционного процесса?

  5. Дайте характеристику стадий инфекционного процесса?

  6. Какова роль макроорганизма в развитии инфекционного процесса?

  7. Какова роль внешней среды?



Тема 6. Учение об эпидемическом процессе
План:

  1. Понятия «эпидемический процесс».

  2. Источник инфекции.

  3. Механизм и факторы передачи инфекции.




  1. Понятия «эпидемический процесс»


Эпидемический процесс – процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.

Эпидемический процесс обусловливает непрерывность взаимодействия трех его элементов:

  1. Источника инфекции

  2. Механизмов, путей и факторов передачи

  3. Восприимчивого индивидуума.

Выключение любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. На развитие эпидемического процесса влияют социальные факторы окружающей среды.

Пусковым элементом эпидемического процесса является источник инфекции.

Источник инфекции – экологическая система, в которой возбудитель нашел естественную среду обитания, где он размножается и выделяется в окружающую среду в жизнеспособном состоянии.

В зависимости от источников заражения человека различают антропонозные, зоонозные и сапронозные инфекции.

При антропонозных инфекциях единственным источником заражения является человек (ВИЧ-инфекции, сифилисе, брюшном тифе).

При зоонозных инфекциях основным источником заражения являются животные (бешенстве, бруцеллезе).

Возбудителями сапронозных инфекций являются микроорганизмы, обитающие во внешней среде (столбняк, возбудитель холеры). Источниками заражения сапронозами являются объекты внешней среды: почва (столбняк, газовая гангрена), вода.

Следующими элементами эпидемического процесса являются механизм, пути и факторы передачи.

Механизм передачи – способ перемещения возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм.

Механизм передачи включает три этапа:

  1. Выведение возбудителя из источника инфекции в окружающую среду;

  2. Пребывание возбудителя в объектах окружающей среды, которые называются факторами передачи;

  3. Проникновение возбудителя в чувствительный макроорганизм.

Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной, контактный и вертикальный (трансплацентарный) механизмы передачи. 



Факторы передачи обеспечивают перенос возбудителя из источника инфекции в чувствительный организм. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, предметы быта, членистоногие.

Факторы передачи обеспечивают путь передачи возбудителя в чувствительный организм, т.е. 3-й этап механизма передачи.

Для фекально-орального механизма возможны водный, пищевой (алиментарный) и контактно-бытовой (через предметы обихода) пути передачи;

для аэрогенного - воздушно-капельный и воздушно-пылевой;

для кровяного - через укусы кровососущих членистоногих (трансмиссивный), парентеральный, посттрансфузионный и трансплантационный;

для контактного - контактно-бытовой и контактно-половой;

для вертикального - трансплацентарный.

В соответствии с механизмом передачи все инфекционные болезни подразделяются на инфекции:

  1. С фекально-оральным механизмом передачи;

  2. Дыхательных путей;

  3. С кровяным механизмом передачи;

  4. Наружных покровов;

  5. Передаваемые половым путем.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости на 10000 или 100000 населения в год.

Особенности эпидемиологии инфекционного процесса позволяют классифицировать несколько форм инфекций.

Спорадические инфекции - единичные случаи на 100000 населения в год.

При эпидемической инфекции заболевает население больших территорий (одной или нескольких стран); например, при гриппе, холере.

Под пандемией понимается такой уровень заболеваемости данной инфекционной болезнью, который резко превышает уровень обычных эпидемий.

Эндемическая инфекция локализуется в определенной географической местности, где возбудитель циркулирует между определенными видами животных на данной территории (чума, бруцеллез, туляремия), или обусловлена комплексом климатогеографических или социально-экономических факторов (например, холера в Индии).

Конвенционные (старое название — «карантинные»; от итал. са rente — «сорок») инфекции - характеризуются тяжелым течением, высокой летальностью, быстрым распространением с широким охватом населения. Они попадают под действие международных медико-санитарных правил и подлежат международному санитарно-эпидемиологическому надзору. Правила обязывают национальные органы здравоохранения немедленно уведомлять Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) о возникновении конвенционных болезней и регулярно сообщать об эпидемической ситуации в стране.


Основная цель правил заключается в обеспечении противоэпидемической защиты государств от завоза инфекций.

К конвенционным болезням относятся чума, желтая лихорадка, холера и натуральная оспа.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Понятие «эпидемический процесс».

  2. Что является пусковым элементом эпидемического процесса?

  3. Что такое «источник инфекции»? Назовите источники антропонозных, зоонозных и сапронозных инфекций

  4. Назовите и дайте характеристику факторам передачи инфекции.

  5. Механизм передачи инфекции: понятие и этапы.

2. Что такое фактор передачи инфекции?

3. Что такое спорадические, эндемические, конвенционные инфекции?

Тема 7. Учение об иммунитете
План:

  1. Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества.

  2. Виды иммунитета.

  3. Неспецифические и специфические факторы защиты, их взаимосвязь. Основные формы иммунного реагирования.

  4. Иммунологические исследования.

  5. Серологические исследования.

  6. Понятие о молекулярно-биологических методах диагностики: полимеразная цепная реакция, секвенирование ДНК, гибридизация нуклеиновых кислот, их механизм и применение.




  1. Понятие об иммунитете, его значение для человека и общества


Иммунитет в переводе с латинского (immunitas) - «освобождение, избавление от чего-либо».

В современной биологии и медицине:

Иммунитет – защита организма от генетически чужеродных агентов экзогенного и эндогенного происхождения в целях сохранения и поддержания его структурной и функциональной целостности, биологической индивидуальности, а также видовых различий.

Иммунитет играет исключительно важную роль в жизнедеятельности организма, так как обеспечивает его нормальное функционирование, предохраняет от многочисленных болезней инфекционной и неинфекционной природы.

Изучением механизмов формирования и реализации иммунитета на различных уровнях организации живой материи, а также разработкой средств и методов иммунологической диагностики, профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных болезней занимается иммунология.


  1. Виды иммунитета


Различают врожденный и приобретенный иммунитет.

Врожденным (видовым) иммунитетом
называют присущую данному виду животных или человека генетически закрепленную невосприимчивость (нечувствительность) к определенным возбудителям болезней или другим чужеродным агентам. Этот вид иммунитета передается из поколения в поколение и обусловлен биологическими особенностями вида. Механизм видового иммунитета не связан с распознаванием «свой-чужой», поэтому его можно отнести к неспецифической резистентности. Он может быть абсолютным и относительным. Например, человек нечувствителен к некоторым возбудителям инфекционных болезней животных (чуме крупного рогатого скота; вирусным инфекциям, поражающим птиц, и др.), а животные - к болезням человека (кори, скарлатине, дифтерии и др.).

Приобретенный иммунитет формируется в процессе жизни индивидуума.

Он может возникать:

естественным путем (естественно приобретенный иммунитет) как результат перенесенного инфекционного заболевания (постинфекционный иммунитет) или вакцинации (поствакцинальный иммунитет)

искусственным путем после вакцинации серотерапии и других манипуляций (искусственно приобретённый иммунитет).

Иммунитет по своему механизму бывает активным и пассивным.

Активный иммунитет формируется в результате активного вовлечения в процесс иммунной системы под влиянием конкретного агента, например, при вакцинации или инфекции.

Пассивный иммунитет обеспечивается введением в организм извне уже готовых, специфически настроенных к определённому АГ факторов иммунитета, например, ig иммунных сывороток, сенсибилизированных лимфоцитов, а также путем пассивной передачи АТ от матери к плоду через плаценту при внутриутробном развитии или при грудном вскармливании.

Как активный, так и пассивный виды иммунитета могут быть гуморальными (обусловленными преимущественно АТ), клеточными (обусловленными преимущественно иммунными клетками) и гуморально-клеточными (смешанной формы реагирования).

Если активный иммунитет может быть напряженным и длительным, то пассивный обычно бывает менее выраженным и кратковременным. Создание пассивного иммунитета используют для экстренной профилактики, а также для лечения инфекционных болезней, особенно при токсикоинфекциях (столбняке, ботулизме).

Различают также иммунитет стерильный и нестерильный.

Стерильный иммунитет предполагает освобождение организма от чужеродного агента, а нестерильный существует только при его наличии в организме (например, при туберкулезе).