Файл: Ветераны, инвалиды, чернобыльцы ваши льготы и привилегии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации".

В целях реализации инвалидами права на образование в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривается, в частности, следующее.

Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды войны включены в число лиц, имеющих право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а также в соответствии с ИПРА инвалида.

Студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, назначается государственная социальная стипендия.

Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков является расходным обязательством РФ.

Несмотря на то что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида - право на труд.


На создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью направлены Закон о социальной защите инвалидов и Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В частности, в ст. 20 Закона о социальной защите инвалидов закреплено:

"Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) утратил силу;

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Порядок проведения специальных мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

В ст. 21 данного Закона регламентируется установление квоты для приема на работу инвалидов:

"Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов".



Также в Законе предусматривается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 22):

"Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов".

В свою очередь, в соответствии со ст. 7.1-1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения, в частности, относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

Согласно ст. 13 этого Закона государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

На основании ст. 22 указанного Закона Правительство РФ вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных в том числе на оказание содействия в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.


В ст. 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляется право признанных в установленном порядке безработными инвалидов, родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-инвалидов, в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.

Помимо этого согласно ст. 25 рассматриваемого Закона работодатель обязан содействовать обеспечению занятости населения, соблюдать установленную квоту при трудоустройстве для инвалидов.

Обратите внимание: работодатель не вправе отказать в приеме на работу инвалидам, направляемым для трудоустройства в счет квоты.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

10 мая 2017 г. распоряжением Правительства РФ N 893-р был утвержден План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы. В этом Плане предусматривается, помимо прочего:

- подготовка предложений о внесении изменений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части оптимизации сроков и упрощения для инвалидов процедур:

содействия в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы (предусматривающих возможность обращения инвалидов в целях трудоустройства без обязательной личной явки);

постановки на учет в службах занятости в качестве безработных;

получения государственных услуг в области содействия занятости населения (предусматривающих возможность получения услуг без обязательной личной явки);

- организация мониторинга занятости инвалидов, включая инвалидов молодого возраста, впервые выходящих на рынок труда, и инвалидов, занятых в организациях бюджетной сферы, предоставления инвалидам государственных услуг в сфере занятости населения, а также исполнения законодательства РФ в части квотирования рабочих мест для инвалидов.
6. Особенности регулирования труда инвалидов
Трудовым законодательством предусмотрена система льгот для работающих инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет. Установление этих льгот и преимуществ направлено на создание условий для реализации инвалидами в полной мере своего конституционного права на труд, на создание оптимальных условий для продуктивной и безопасной работы инвалидов, на недопущение дискриминации инвалидов при приеме на работу и увольнении с работы.


Особенности условий труда работников-инвалидов регулируются Трудовым кодексом РФ, Законом о социальной защите инвалидов и некоторыми другими нормативными актами.

Нормы трудового законодательства, регулирующие труд инвалидов, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся нормы, регулирующие порядок заключения и расторжения трудового договора с инвалидами.

Ко второй группе относятся нормы, регулирующие особенности условий труда для работников-инвалидов, - установление особого режима рабочего времени и времени отдыха; общие принципы труда инвалидов.

В третью группу можно включить нормы, устанавливающие условия труда работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет.

К первой группе норм, регулирующих вопросы заключения и расторжения трудового договора, относятся следующие.

Согласно ст. 65 ТК РФ при трудоустройстве работник обязан представить определенный перечень документов:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

- справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

- справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.