Файл: 2. Коммерческий цикл в электронной коммерции Вопрос Изменение направления бизнес деятельности с переходом к электронной коммерции. Традиционный и электронный коммерческий цикл.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. Сектора электронной коммерции и формы предпринимательской деятельности в них
Содержание темы:
·
Модели ведения деятельности в электронной коммерции.
·
Характеристика сектора B2B.
·
Характеристика сектора B2C.
·
Характеристика секторов B2A, B2G, C2A, C2G.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
характеристики секторов B2B, B2C, C2C, B2A, B2G, C2A, C2G;
·
примеры деятельности в рамках различных секторов ЭК;
·
модели ведения бизнеса в рамках различных секторов ЭК;
·
участников и их интересы в рамках различных секторов ЭК;
приобрести навыки:
·
формулирования концептуальных характеристик деятельности в рамках различных секторов ЭК;
·
выделения факторов, влияющих на успех той или иной модели ведения бизнеса в рамках различных секторов ЭК;
·
определения рисков проектов ЭК в различных секторах ЭК.
Вопросы темы:
1.
Характеристика сектора Бизнес-Бизнес. В2В.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 28/95 2.
Виртуальные предприятия-основы электронного бизнеса.
3.
Портал: понятие, виды и типы.
4.
Виртуальные торговые площадки (e-marketplace).
5.
Характеристика сектора бизнес-потребитель. В2С.
6.
Классификация и способы реализации систем торговли через Интернет.
Теоретический материал по теме
Существуют различные приложения, которые обеспечивают новые бизнес решения, которые позволяют улучшить качество товаров и предоставляемых услуг, повышают скорость обслуживания, снижают операционные издержки.
Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения:
·
Между различными видами бизнеса, так называемая, сфера В2В, (business -to-business).
·
Между бизнесом и потребителем, или В2С, (business-to-consumer).
·
Между потребителями, или С2С (consumer-to-consumer).
·
Между бизнесом и государственными органами, B2A/B2G, (business-to-administration/government).
·
Между государством и потребителями – А2C, или G2C(administration/government-to-consumer).
·
В рамках отдельного бизнеса, или Intra-business.
В2С или «бизнес – потребитель» – категория электронной коммерции, которая является эквивалентом розничной торговли и представлена различными видами электронных магазинов с полным предложением любых потребительских товаров.
В2В или «бизнес – бизнес» – категория электронной коммерции, когда компании, осуществляют свою деятельность,
начиная от выбора поставщика, или продукта, процесса заказа товаров у поставщиков, получения счетов-фактур, до проведения платежей и других операций на основе использования электронной сети.
В2А - или «бизнес – администрация» – категория электронной коммерции, которая охватывает все виды трансакций между компаниями и государственными организациями. Пока этот вид электронной коммерции находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.
С2А - или «потребители – администрация». Такая категория существует пока только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.
В основном, электронная коммерция ассоциируется с покупкой и продажей информации, продуктов и услуг через интернет, но также используется для передачи информации внутри организации через интранет, чтобы улучшить процесс
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 29/95
принятия решений и устранить дублирование на различных этапах его выработки.
Вопрос 1. Характеристика сектора Бизнес-Бизнес. В2В.
Исторически первым и наиболее крупным является сектор business to business (B2B). Ранее именно он и назывался электронной коммерцией. По оценкам экспертов доля этого сектора в общем объеме ЭК составляет более 85 %. Этот сектор представляет собой взаимодействие бизнес-организаци: производитель, продающий свой товар через поставщиков или дистрибьюторов, которые в свою очередь работают через дилеров.
Интернет может соединить всех предпринимателей друг с другом, независимо от их месторасположения или их места в цепочке поставок. Такая возможность представляет огромную угрозу для традиционных посредников, таких как оптовики и брокеры.
Интернет-соединения облегчают возможности производителей заключать прямые сделки с поставщиками, минуя посредников. Тем самым, устраняется сама потребность в наличии таких посредников.
Проблемы электронной коммерции по типу «business-to-business»:
·
Интеграция с уже сложившимися системами, как у поставщика, так и у покупателя.
·
Реорганизация внутренних процессов.
·
Высокий риск.
·
Затраты по установке.
·
Интеграция с другими информационными технологиями, например по поддержке онлайнового проведения платежа.
Кроме того, существуют и проблемы безопасности. К электронной коммерции по типу «business-to-
business» предъявляются следующие требования по безопасности:
·
Подлинность.
·
Честность.
·
Невозможность отказа (источник происхождения заказа и расписка в получении).
·
Конфиденциальность.
Существуют проблемы, связанные с управлением. Это:
·
Обеспечение работы в режиме 7х24х365.
·
Управление запасами.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 30/95
·
Система мониторинга.
·
Сигнальная информация.
·
Возможность восстановления.
·
Управление работами в сети.
Благодаря тому, что применение интернет-технологий позволяет улучшить экономические и деловые отношения,
многие компании уже адаптировали и применяют в своей повседневной работе стратегии электронной коммерции.
Вопрос 2. Виртуальные предприятия-основы электронного бизнеса.
«Сетевая организация» или «виртуальное предприятие» является основной организационной формой
присутствия предприятия в сети.
Несмотря на то, что, в любом случае, все процессы на этих предприятиях координируются электронными средствами по таким сетям, как Интернет, на сегодняшний день существует два подхода к пониманию сущности виртуального предприятия:
1)
Первый характеризует внутриорганизационные сетевые взаимодействия.
2)
Второй - межорганизационные сетевые взаимодействия.
Согласно первому подходу, виртуальное предприятие - это сообщество территориально разобщенных сотрудников,
которые обмениваются продуктами своего труда и общаются исключительно электронными средствами при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте.
Второй подход видит виртуальное предприятие как предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия.
В общем случае, под виртуальным предприятием понимают межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
В случае если компании объединяются в единое виртуальное предприятие, занимающееся всем, начиная от производства товаров и услуг, и заканчивая их распространением и продажами, то можно ожидать, что произойдет сильное изменение в структуре индустрии, вовлеченной в такой процесс, а традиционные границы между секторами производства и распределения станут менее значимыми.
Обобщая два вышеизложенных подхода, можно сделать вывод, что виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц),
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 31/95
обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.
Классификация организационных форм виртуальных предприятий включает:
Децентрализованное виртуальное предприятие, созданное для выполнения отдельного проекта.
Данная форма характерна для уникальных, нетипичных, сложных проектов, в которых задействуются ресурсы предприятий различных отраслей. Ни одно из таких предприятий в отдельности не имеет необходимых ресурсов для выполнения данного проекта. В таком виртуальном предприятии лидерство не однозначно, и оно может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Характер связей при этом горизонтальный,
организационная структура достаточно гибка, а спектр участников широк, причем все они могут быть заменены на любом этапе проекта без особого ущерба. Вхождение новых участников в такое виртуальное предприятие и выход из него осуществляется по мере необходимости выполнения проекта. Это происходит только в рамках данного проекта, по окончании которого функционирование виртуального предприятия останавливается.
Централизованное виртуальное предприятие, созданное для выполнения отдельного проекта.
Характерно для выполнения нетипичных проектов для предприятия (ведущего предприятия), не имеющего для его осуществления необходимых трудовых, технических, исследовательских ресурсов. В этом случае оно обращается к ряду предприятий (подключаемых предприятий), которые данными ресурсами располагают. Те, в свою очередь, выполняют оговоренные работы, что делает возможным дальнейшее выполнение бизнес процессов. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным.
Данному типу присущи как горизонтальные, так и вертикальные связи с доминированием последних. Оргструктура определяется ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых предприятий при сохранении ведущего. Такие изменения осуществляются ведущим предприятием,
руководствуясь производственной необходимостью. По завершении проекта, виртуальное предприятие прекращает свое существование.
Виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ).
Состоит, как правило, из ряда торговых, промышленных и финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.д.). Такая виртуальная ФПГ имеет достаточно жесткую структуру, служащую осуществлению общих интересов. В такой виртуальной организации достаточно сложные финансовые связи. Гибкость при смене партнеров более высокая по сравнению с традиционными ФПГ. Срок функционирования данной организации не ограничен рамками каких-либо проектов.
Виртуальное совместное предприятие (виртуальный альянс).
Организуется стратегическими партнерами в целях закрепления в определенном экономическом секторе и реализации возможности выполнения совместных проектов. Задачей виртуального альянса является совместное
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 32/95
использование знаний, производственных и финансовых ресурсов. Связи имеет горизонтальный характер, существует достаточно низкая гибкость при смене партнеров.
Время функционирования данного виртуального предприятия не ограничено рамками каких-либо проектов.
Сетевой пул.
Создается группой небольших однотипных предприятий для возможности выполнения крупных и средних проектов.
Такая виртуальная организация имеет достаточно четкую ориентацию на заказ. Для небольшого предприятия присутствие в сетевом пуле означает возможность получать заказы и снижать издержки. Для данного типа виртуального предприятия характерны горизонтальные связи и высокая гибкость при смене партнеров. Функционирование сетевого пула отчасти связано с выполнением общих проектов, но не вхождения какого-либо предприятия пула в данный проект не означает выход из виртуального предприятия.
Все эти типы виртуальных предприятий можно еще классифицировать по признаку географической распределенности. В этом аспекте, виртуальное предприятие может быть региональным (если все его участники функционируют в рамках одного региона), национальным (если задействованы предприятия и организации одного государства) и международным (если участники функционируют в разных странах).
Использование механизмов виртуальных предприятий в любых экономических секторах позволяет добиваться существенных конкурентных преимуществ оптимальным путем, что определяет их перспективность и значимость для построения сетевой экономики как одного из ключевых факторов дальнейшего прогресса.
Вопрос 3. Портал: понятие, виды и типы.
Наиболее мощным средством присутствия в сети является портал. Портал – это сайт, организованный как системное многоуровневое объединение ресурсов и сервисов. Назначение: организация сетевого взаимодействия бизнес-партнеров.
Виды порталов:
·
потребительские порталы;
·
торговые;
·
корпоративные порталы.
Классификация порталов:
·
вертикальные, предоставляющие широкий спектр продуктов и услуг в одной отрасли;
·
горизонтальные, которые носят общий характер, освещают различные тематики, предлагающие определенный набор услуг в различных отраслях.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 33/95
Наиболее распространенным является корпоративный информационный портал. Существуют различные
определения Корпоративного информационного портала (КИП).
Компания Merril Lynch дает следующее определение: Корпоративный информационный портал (КИП)
(Enterprise Information Portal) - пакет программного обеспечения, дающий компании возможность обеспечивать при помощи WEB - броузера доступ к информации внутренних и внешних сетей.
Также различается понятие КИП с различных точек зрения. Так:
·
С точки зрения основной деятельности КИП – это интегрированная система управления информационными ресурсами.
·
С точки зрения организации управления КИП – это новая концепция построения рабочих мест сотрудников с единой точки доступа ко всей информации, необходимой для выполнения соответствующих ролевых функций.
·
С технической точки зрения КИП – это информационная система, интегрирующая различные источники данных и отдельные функциональные системы с единой точкой входа и унифицированными правилами представления и обработки информации.
Требования к корпоративному информационному порталу:
·
Масштабируемость. Добавление новых участников или приложений не должно влиять на функционирование системы в целом.
·
Интегрированность информации - обеспечение возможности взаимодействия сотрудников компании со всеми приложениями и информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый интерфейс.
·
Поддержка основных сетевых форматов.
·
Персонализация.
·
Возможность поиска. Реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, используя в качестве источников различные информационные ресурсы (структурированные, неструктурированные, метаданные) и оценка достоверности и полноты полученных данных.
·
Оценка достоверности и полноты данных.
·
Защита информации, используя программные и физические способы обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т.д.).
·
Единый интерфейс.
·
Категоризация, т.е. автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
·
Интеллектуальный анализ (Business Intelligence Portal) (т.н. системы управления знаниями).
·
Обеспечение отказоустойчивости и резервирования.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 34/95
Вопрос 4. Виртуальные торговые площадки (e-marketplace).
При переходе от традиционной формы к электронной коммерции происходит изменение бизнес-процессов и появляется новый тип посредников, которые серьезно влияют на развитие межфирменной онлайновой торговли. Они играют роль электронных узлов, каждый из которых специализируется либо на определенной продукции, либо на определенном бизнес - процессе. Электронные коммерческие узлы в процессе проведения сделок концентрируют,
маршрутизируют и коммутируют информационные потоки. Они поддерживают информационный обмен между ними покупателями и продавцами.
Появляется новый тип посредника - инфопосредник.
Розничная онлайновая торговая площадка фактически представляет собой сеть односторонней связи, которая создает продавцу гораздо больше преимуществ, чем покупателю. Узлы же межфирменной электронной торговли (или виртуальные торговые площадки e-marketplace) являются скорее сетью двустороннего обмена между продавцами и покупателями, и создают преимущества для обеих сторон. В результате, ценность узла розничной торговли возрастает примерно линейно с числом пользователей, тогда как в межфирменной торговле она растет как квадрат роста числа пользователей.
Преимущество e-marketplace состоит в сокращении времени и финансовых расходов на поиск и подбор лучших вариантов, а также на проведение сделки, как для продавцов, так и для покупателей.
У покупателей появляется возможность более широкого выбора.
У продавцов - доступ к более широкому кругу покупателей.
Все эти преимущества растут пропорционально квадрату числа пользователей системы.
E-marketplaces имеют свою специфику. Они должны специализироваться на определенной отрасли или продукции
(вертикальные узлы) или на определенном бизнес - процессе (горизонтальные узлы).
Вертикальные e-marketplaces обслуживают вертикальные рынки. Они предоставляют специфическую для данной отрасли информацию и учитывают специфику взаимоотношений, сложившихся в ней. Обычно вертикальные e- marketplaces начинают с размещения у себя информации о продаже и покупке с системой автоматизации поиска, а затем расширяют спектр услуг, добавляя специфическую для данной области информацию и услуги.
Горизонтальные e-marketplaces сфокусированы на выполнение определенных функций (второе название - функциональные) или автоматизацию определенного процесса для различных отраслей. Их опыт обычно сосредоточен вокруг определенного бизнес - процесса, который является горизонтальным, т.е. легко трансформируемым на различные вертикальные рынки.
Типы e-marketplaces:
Содержание темы:
·
Модели ведения деятельности в электронной коммерции.
·
Характеристика сектора B2B.
·
Характеристика сектора B2C.
·
Характеристика секторов B2A, B2G, C2A, C2G.
В результате изучения темы студенты должны:
освоить:
·
характеристики секторов B2B, B2C, C2C, B2A, B2G, C2A, C2G;
·
примеры деятельности в рамках различных секторов ЭК;
·
модели ведения бизнеса в рамках различных секторов ЭК;
·
участников и их интересы в рамках различных секторов ЭК;
приобрести навыки:
·
формулирования концептуальных характеристик деятельности в рамках различных секторов ЭК;
·
выделения факторов, влияющих на успех той или иной модели ведения бизнеса в рамках различных секторов ЭК;
·
определения рисков проектов ЭК в различных секторах ЭК.
Вопросы темы:
1.
Характеристика сектора Бизнес-Бизнес. В2В.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 28/95 2.
Виртуальные предприятия-основы электронного бизнеса.
3.
Портал: понятие, виды и типы.
4.
Виртуальные торговые площадки (e-marketplace).
5.
Характеристика сектора бизнес-потребитель. В2С.
6.
Классификация и способы реализации систем торговли через Интернет.
Теоретический материал по теме
Существуют различные приложения, которые обеспечивают новые бизнес решения, которые позволяют улучшить качество товаров и предоставляемых услуг, повышают скорость обслуживания, снижают операционные издержки.
Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения:
·
Между различными видами бизнеса, так называемая, сфера В2В, (business -to-business).
·
Между бизнесом и потребителем, или В2С, (business-to-consumer).
·
Между потребителями, или С2С (consumer-to-consumer).
·
Между бизнесом и государственными органами, B2A/B2G, (business-to-administration/government).
·
Между государством и потребителями – А2C, или G2C(administration/government-to-consumer).
·
В рамках отдельного бизнеса, или Intra-business.
В2С или «бизнес – потребитель» – категория электронной коммерции, которая является эквивалентом розничной торговли и представлена различными видами электронных магазинов с полным предложением любых потребительских товаров.
В2В или «бизнес – бизнес» – категория электронной коммерции, когда компании, осуществляют свою деятельность,
начиная от выбора поставщика, или продукта, процесса заказа товаров у поставщиков, получения счетов-фактур, до проведения платежей и других операций на основе использования электронной сети.
В2А - или «бизнес – администрация» – категория электронной коммерции, которая охватывает все виды трансакций между компаниями и государственными организациями. Пока этот вид электронной коммерции находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.
С2А - или «потребители – администрация». Такая категория существует пока только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.
В основном, электронная коммерция ассоциируется с покупкой и продажей информации, продуктов и услуг через интернет, но также используется для передачи информации внутри организации через интранет, чтобы улучшить процесс
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 29/95
принятия решений и устранить дублирование на различных этапах его выработки.
Вопрос 1. Характеристика сектора Бизнес-Бизнес. В2В.
Исторически первым и наиболее крупным является сектор business to business (B2B). Ранее именно он и назывался электронной коммерцией. По оценкам экспертов доля этого сектора в общем объеме ЭК составляет более 85 %. Этот сектор представляет собой взаимодействие бизнес-организаци: производитель, продающий свой товар через поставщиков или дистрибьюторов, которые в свою очередь работают через дилеров.
Интернет может соединить всех предпринимателей друг с другом, независимо от их месторасположения или их места в цепочке поставок. Такая возможность представляет огромную угрозу для традиционных посредников, таких как оптовики и брокеры.
Интернет-соединения облегчают возможности производителей заключать прямые сделки с поставщиками, минуя посредников. Тем самым, устраняется сама потребность в наличии таких посредников.
Проблемы электронной коммерции по типу «business-to-business»:
·
Интеграция с уже сложившимися системами, как у поставщика, так и у покупателя.
·
Реорганизация внутренних процессов.
·
Высокий риск.
·
Затраты по установке.
·
Интеграция с другими информационными технологиями, например по поддержке онлайнового проведения платежа.
Кроме того, существуют и проблемы безопасности. К электронной коммерции по типу «business-to-
business» предъявляются следующие требования по безопасности:
·
Подлинность.
·
Честность.
·
Невозможность отказа (источник происхождения заказа и расписка в получении).
·
Конфиденциальность.
Существуют проблемы, связанные с управлением. Это:
·
Обеспечение работы в режиме 7х24х365.
·
Управление запасами.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 30/95
·
Система мониторинга.
·
Сигнальная информация.
·
Возможность восстановления.
·
Управление работами в сети.
Благодаря тому, что применение интернет-технологий позволяет улучшить экономические и деловые отношения,
многие компании уже адаптировали и применяют в своей повседневной работе стратегии электронной коммерции.
Вопрос 2. Виртуальные предприятия-основы электронного бизнеса.
«Сетевая организация» или «виртуальное предприятие» является основной организационной формой
присутствия предприятия в сети.
Несмотря на то, что, в любом случае, все процессы на этих предприятиях координируются электронными средствами по таким сетям, как Интернет, на сегодняшний день существует два подхода к пониманию сущности виртуального предприятия:
1)
Первый характеризует внутриорганизационные сетевые взаимодействия.
2)
Второй - межорганизационные сетевые взаимодействия.
Согласно первому подходу, виртуальное предприятие - это сообщество территориально разобщенных сотрудников,
которые обмениваются продуктами своего труда и общаются исключительно электронными средствами при минимальном или полностью отсутствующем личном контакте.
Второй подход видит виртуальное предприятие как предприятие, которое создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но обладает единой информационной структурой с целью создания и использования компьютерной поддержки жизненного цикла конкретного изделия.
В общем случае, под виртуальным предприятием понимают межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на время, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
В случае если компании объединяются в единое виртуальное предприятие, занимающееся всем, начиная от производства товаров и услуг, и заканчивая их распространением и продажами, то можно ожидать, что произойдет сильное изменение в структуре индустрии, вовлеченной в такой процесс, а традиционные границы между секторами производства и распределения станут менее значимыми.
Обобщая два вышеизложенных подхода, можно сделать вывод, что виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц),
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 31/95
обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам.
Классификация организационных форм виртуальных предприятий включает:
Децентрализованное виртуальное предприятие, созданное для выполнения отдельного проекта.
Данная форма характерна для уникальных, нетипичных, сложных проектов, в которых задействуются ресурсы предприятий различных отраслей. Ни одно из таких предприятий в отдельности не имеет необходимых ресурсов для выполнения данного проекта. В таком виртуальном предприятии лидерство не однозначно, и оно может переходить от участника к участнику в зависимости от его роли на данном этапе. Характер связей при этом горизонтальный,
организационная структура достаточно гибка, а спектр участников широк, причем все они могут быть заменены на любом этапе проекта без особого ущерба. Вхождение новых участников в такое виртуальное предприятие и выход из него осуществляется по мере необходимости выполнения проекта. Это происходит только в рамках данного проекта, по окончании которого функционирование виртуального предприятия останавливается.
Централизованное виртуальное предприятие, созданное для выполнения отдельного проекта.
Характерно для выполнения нетипичных проектов для предприятия (ведущего предприятия), не имеющего для его осуществления необходимых трудовых, технических, исследовательских ресурсов. В этом случае оно обращается к ряду предприятий (подключаемых предприятий), которые данными ресурсами располагают. Те, в свою очередь, выполняют оговоренные работы, что делает возможным дальнейшее выполнение бизнес процессов. В этом случае лидерство всегда остается за ведущим предприятием, которое выступает в роли заказчика по отношению к остальным.
Данному типу присущи как горизонтальные, так и вертикальные связи с доминированием последних. Оргструктура определяется ведущим предприятием. В рамках данной виртуальной организации возможно изменение состава подключаемых предприятий при сохранении ведущего. Такие изменения осуществляются ведущим предприятием,
руководствуясь производственной необходимостью. По завершении проекта, виртуальное предприятие прекращает свое существование.
Виртуальная финансово-промышленная группа (ФПГ).
Состоит, как правило, из ряда торговых, промышленных и финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.д.). Такая виртуальная ФПГ имеет достаточно жесткую структуру, служащую осуществлению общих интересов. В такой виртуальной организации достаточно сложные финансовые связи. Гибкость при смене партнеров более высокая по сравнению с традиционными ФПГ. Срок функционирования данной организации не ограничен рамками каких-либо проектов.
Виртуальное совместное предприятие (виртуальный альянс).
Организуется стратегическими партнерами в целях закрепления в определенном экономическом секторе и реализации возможности выполнения совместных проектов. Задачей виртуального альянса является совместное
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 32/95
использование знаний, производственных и финансовых ресурсов. Связи имеет горизонтальный характер, существует достаточно низкая гибкость при смене партнеров.
Время функционирования данного виртуального предприятия не ограничено рамками каких-либо проектов.
Сетевой пул.
Создается группой небольших однотипных предприятий для возможности выполнения крупных и средних проектов.
Такая виртуальная организация имеет достаточно четкую ориентацию на заказ. Для небольшого предприятия присутствие в сетевом пуле означает возможность получать заказы и снижать издержки. Для данного типа виртуального предприятия характерны горизонтальные связи и высокая гибкость при смене партнеров. Функционирование сетевого пула отчасти связано с выполнением общих проектов, но не вхождения какого-либо предприятия пула в данный проект не означает выход из виртуального предприятия.
Все эти типы виртуальных предприятий можно еще классифицировать по признаку географической распределенности. В этом аспекте, виртуальное предприятие может быть региональным (если все его участники функционируют в рамках одного региона), национальным (если задействованы предприятия и организации одного государства) и международным (если участники функционируют в разных странах).
Использование механизмов виртуальных предприятий в любых экономических секторах позволяет добиваться существенных конкурентных преимуществ оптимальным путем, что определяет их перспективность и значимость для построения сетевой экономики как одного из ключевых факторов дальнейшего прогресса.
Вопрос 3. Портал: понятие, виды и типы.
Наиболее мощным средством присутствия в сети является портал. Портал – это сайт, организованный как системное многоуровневое объединение ресурсов и сервисов. Назначение: организация сетевого взаимодействия бизнес-партнеров.
Виды порталов:
·
потребительские порталы;
·
торговые;
·
корпоративные порталы.
Классификация порталов:
·
вертикальные, предоставляющие широкий спектр продуктов и услуг в одной отрасли;
·
горизонтальные, которые носят общий характер, освещают различные тематики, предлагающие определенный набор услуг в различных отраслях.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 33/95
Наиболее распространенным является корпоративный информационный портал. Существуют различные
определения Корпоративного информационного портала (КИП).
Компания Merril Lynch дает следующее определение: Корпоративный информационный портал (КИП)
(Enterprise Information Portal) - пакет программного обеспечения, дающий компании возможность обеспечивать при помощи WEB - броузера доступ к информации внутренних и внешних сетей.
Также различается понятие КИП с различных точек зрения. Так:
·
С точки зрения основной деятельности КИП – это интегрированная система управления информационными ресурсами.
·
С точки зрения организации управления КИП – это новая концепция построения рабочих мест сотрудников с единой точки доступа ко всей информации, необходимой для выполнения соответствующих ролевых функций.
·
С технической точки зрения КИП – это информационная система, интегрирующая различные источники данных и отдельные функциональные системы с единой точкой входа и унифицированными правилами представления и обработки информации.
Требования к корпоративному информационному порталу:
·
Масштабируемость. Добавление новых участников или приложений не должно влиять на функционирование системы в целом.
·
Интегрированность информации - обеспечение возможности взаимодействия сотрудников компании со всеми приложениями и информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый интерфейс.
·
Поддержка основных сетевых форматов.
·
Персонализация.
·
Возможность поиска. Реализация удобных и эффективных поисковых механизмов, используя в качестве источников различные информационные ресурсы (структурированные, неструктурированные, метаданные) и оценка достоверности и полноты полученных данных.
·
Оценка достоверности и полноты данных.
·
Защита информации, используя программные и физические способы обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т.д.).
·
Единый интерфейс.
·
Категоризация, т.е. автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.
·
Интеллектуальный анализ (Business Intelligence Portal) (т.н. системы управления знаниями).
·
Обеспечение отказоустойчивости и резервирования.
10.01.2023, 11:35
Московский финансово-промышленный университет«Синергия»
e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/electron_kommerc/sg.html#_Toc336865781 34/95
Вопрос 4. Виртуальные торговые площадки (e-marketplace).
При переходе от традиционной формы к электронной коммерции происходит изменение бизнес-процессов и появляется новый тип посредников, которые серьезно влияют на развитие межфирменной онлайновой торговли. Они играют роль электронных узлов, каждый из которых специализируется либо на определенной продукции, либо на определенном бизнес - процессе. Электронные коммерческие узлы в процессе проведения сделок концентрируют,
маршрутизируют и коммутируют информационные потоки. Они поддерживают информационный обмен между ними покупателями и продавцами.
Появляется новый тип посредника - инфопосредник.
Розничная онлайновая торговая площадка фактически представляет собой сеть односторонней связи, которая создает продавцу гораздо больше преимуществ, чем покупателю. Узлы же межфирменной электронной торговли (или виртуальные торговые площадки e-marketplace) являются скорее сетью двустороннего обмена между продавцами и покупателями, и создают преимущества для обеих сторон. В результате, ценность узла розничной торговли возрастает примерно линейно с числом пользователей, тогда как в межфирменной торговле она растет как квадрат роста числа пользователей.
Преимущество e-marketplace состоит в сокращении времени и финансовых расходов на поиск и подбор лучших вариантов, а также на проведение сделки, как для продавцов, так и для покупателей.
У покупателей появляется возможность более широкого выбора.
У продавцов - доступ к более широкому кругу покупателей.
Все эти преимущества растут пропорционально квадрату числа пользователей системы.
E-marketplaces имеют свою специфику. Они должны специализироваться на определенной отрасли или продукции
(вертикальные узлы) или на определенном бизнес - процессе (горизонтальные узлы).
Вертикальные e-marketplaces обслуживают вертикальные рынки. Они предоставляют специфическую для данной отрасли информацию и учитывают специфику взаимоотношений, сложившихся в ней. Обычно вертикальные e- marketplaces начинают с размещения у себя информации о продаже и покупке с системой автоматизации поиска, а затем расширяют спектр услуг, добавляя специфическую для данной области информацию и услуги.
Горизонтальные e-marketplaces сфокусированы на выполнение определенных функций (второе название - функциональные) или автоматизацию определенного процесса для различных отраслей. Их опыт обычно сосредоточен вокруг определенного бизнес - процесса, который является горизонтальным, т.е. легко трансформируемым на различные вертикальные рынки.
Типы e-marketplaces: