Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования сибирский государственный университет водного транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
| |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» (ФГБОУ ВО «СГУВТ») |
Кафедра | Судовождения | ||
| (полное наименование кафедры) | ||
Дисциплина | штурманская практика | ||
| (полное наименование дисциплины в соответствии с учебным планом) | ||
| | ||
Направление подготовки/ специальность | 25.05.05 | | Судовождение |
| (код направления подготовки/ специальности) | | (полное наименование направления подготовки/специальности) |
| | | |
Профиль | Судовождение на морских и внутренних водных путях | ||
| (полное наименование профиля/специализации) | ||
| | | |
Отчёт о штурманской практике
ВЫПОЛНИЛ: | | | | |
Студент группы | СВ 182 | |||
| (группа) | |||
Бобин А.А. | | | ||
(Фамилия И.О.) | | (подпись) | ||
РУКОВОДИТЕЛЬ: | профессор, к.т.н. | |||
| (должность, ученая степень, ученое звание) | |||
Черепанов Ю.Н. | ||||
(Фамилия И.О.) |
| | | | |
| | | | |
(оценка) | | (дата) | | (подпись руководителя) |
Новосибирск | 2023 |
Оглавление
2. МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ 5
2.1. Служба времени на судне. Ведение журнала поправок хронометра 5
2.3. Определение места судна по небесным светилам с оценкой точности 6
3. ПЛАВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЗЕМНЫХ ОРЕИНТИРОВ. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА 8
3.1. Passage Plan 8
3.2. Подбор карт для рейса. 9
4. ПЛАВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЗЕМНЫХ ОРИЕНТИРОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА СУДНА 12
4.1. Определение места судна 12
17
5. РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА 18
5.1. Средства автоматической радиолокационной прокладки 18
Дисплей JRC JMA 18
5.2. Инструкция по использованию аварийного радиобуя системы каспас-сарсат 19
6. МЕТЕОРОЛОГИЯ 20
6.1. Судовые гидрометео наблюдения. Ведение судового метеорологического журнала 20
6.2. Организация гидрометеослужбы 21
6.3. «Нуль глубины» и «Поправка глубины» 24
7.1. Маневренные характеристики судна 26
7.2. Инерционные характеристики 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ т/х «Капитан Коншин» .
Основные тактико-технические характеристики судна:
Название судна: «Капитан Коншин»,
Позывной: UHDB
Год постройки: 1978 г.
Порт приписки: Ванино
Архитектурно конструктивный тип: Сормовский
Тип судна - Сухогруз
Назначение судна: Перевозка генеральных грузов
Класс Регистра: М-ПР 2,5
Длина наибольшая: м 114,02
Ширина: м 13
Высота борта: м 5,5
Осадка по ЛГВЛ: м 3,81
Водоизмещение по ЛГВЛ: т 3000
Дедвейт:2800 р.т.
Скорость судна, уз в грузу: 10,5
Тип винта | ВФШ |
Материал | Сталь нержавеющая |
Число гребных винтов | 2 |
Число лопастей | 3 |
Диаметр винта, мм | 1,6 |
Частота вращения, об/мин. | 330 |
2. МОРЕХОДНАЯ АСТРОНОМИЯ
2.1. Служба времени на судне. Ведение журнала поправок хронометра
Судовая служба времени находится введении младшего помощника капитана.
Основными задачами службы времени являются:
– хранение точного гринвичского времени;
– проверка показаний и согласование судовых часов;
– перевод стрелок судовых часов по указанию капитана;
– проверка секундомеров;
–выполнение эксплуатационных расчетов времени.
Хранение точного гринвичского времени обеспечивается кварцевым или механическим хронометром. Хронометр должен быть поставлен по Тгр (UTC) и идти непрерывно. Ежедневно штурман должен определять поправку, суточный ход и вариацию механического хронометра по точным радиосигналам времени.
Для кварцевого хронометра суточный ход определяют за интервалы 10–30 суток, так как их суточный ход менее 0,01с.
Проверка показаний и согласование судовых часов. Проверку судовых часов производят ежедневно с помощью хороших часов с секундной стрелкой показывающих время с точностью до 5с. Показания судовых часов сравнивают с «контрольными часами» и результаты проверки записывают в журнал судовых часов с указанием поправки, хода и положения регулятора. При расхождении времени бытовых часов с «контрольными часами» более 30с производят их согласование. Вместо часов можно использовать хороший секундомер.
За показания судовых часов в рулевой и штурманской рубке должен следить вахтенный помощник. Расхождение этих часов с точным временем не более 10с. Кроме этого вахтенный помощник по телефону должен согласовать время судовых часов в машинном отделении, показания которых аналогичны показаниям судовых часов штурманской рубки. Такое согласование так же производят перед отходом, приходом, проходом узкостей, входом в туман и в конце каждой вахты.
Перевод стрелок судовых часов по указанию капитана. На ходу судна по указанию капитана переставляют судовые часы на один час вперед при движении в Е–ом направлении или назад при движении в W–ом направлении. Обычно перестановку часов выполняют на вечерней вахте около 23
ч.
Проверка секундомеров. Проверку выполняют пуском секундомера по хронометру на 00с любой минуты и остановкой его через 15–20м также на 00с. Расхождение не должно превышать 0,5с
На судне имелся хронометр модели «6МХ», однако его точность оставляла желать лучшего, по причине износившейся пружины, его заряда хватало меньше чем на сутки, что вызывало необходимость заводить его 2 раза в сутки, в связи с чем страдала точность хронометра и это приводило к довольно значительным поправкам.
2.2. Определение поправки компаса по небесным светилам
, где А – азимут светила в круговом счете (для определения А пользуются таблицами Ⅲ.Е Мореходных таблиц МТ-2000);
КП – компасный пеленг на светило.
Способ определения поправки компаса путем пеленгования верхнего края Солнца в момент его восхода или захода является приближенным, особенно в высоких широтах, вследствие неустойчивой астрономической рефракции при малых высотах Солнца.
При пеленговании светил с высотой более 300 ошибки быстро возрастают. Для устранения промахов следует пеленговать светило сериями из трех-пяти измерений пеленгов и моментов с последующем осреднением результатов.
Для вычислений пользуются таблицами ВАС или ТВА.
Порядок действий:
- измеряем три-пять пеленгов светила, замечая моменты Тхр с точностью до 10 с;
- замечаем судовое время Тс , отсчет лага ол и КК, снимаем с карты φс и λс;
- рассчитываем средний Тхр;
- определяем tгр и находим по МАЕ (или МТ-2000) tм и δ светила;
- по φс , δ, и tм рассчитываем по таблицам азимут светила;
- рассчитываем средний КП и находим ΔК.
В частном случае поправку компаса ΔК определяют по пеленгу на Полярную звезду.
2.3. Определение места судна по небесным светилам с оценкой точности
Порядок выполнения астрономических определений:
- планирование наблюдений, подбор светил и предварительный расчет судового времени выхода на наблюдения;
- выверка приборов, определение поправки i индекса секстана, проверка хода хронометра и секундомеров;