Файл: Программа для детскоюношеских спортивных школ (дюсш) по борьбе джиуджитсу составлена в соответствии с Законом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
13 15 17 19 21
девочки
Виды упражнений
Минимально удовлетво- рительный результат
Очки
1
2
3
4
5

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 13
Челночный бег 30 м
(3 х 10 м), сек.
10,5
10,2 10,0 9,8 9,6 9,4
Прыжок в длину с места, м
0,9
1,1 1,3 1,5 1,7 1,9
Подтягивание на перекладине за 10 сек., раз
1
2 3
4 5
6
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 сек., раз
10
11 13 15 17 19
Таблица 6
Контрольно-переводные нормативы по общей физической под- готовке на начальном подготовительном этапе:
мальчики
Виды упражнений
Минимально удовлетво- рительный результат
Очки
1
2
3
4
5
Челночный бег 30 м
(3 х 10 м), сек.
9,0 8,8 8,6 8,4 8,2 8,0
Прыжок в длину с места, м.
1,3 1,5 1,7 1,9 2,1 2,3
Подтягивание на перекладине за 10 сек., раз
3 4
5 6
7 8
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 сек., раз
15 17 19 21 23 25
девочки
Виды упражнений
Минимально удовлетво- рительный результат
Очки
1
2
3
4
5
Челночный бег 30 м
(3 х 10 м), сек.
9,2 9,0 8,8 8,6 8,4 8,2
Прыжок в длину с места, м
1,1 1,3 1,5 1,7 1,9 2,1
Подтягивание на перекладине за 10 сек., раз
1 2
3 4
5 6
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 сек., раз
10 13 15 17 19 21

14
Таблица 7
Контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке на учебно-тренировочном этапе:
юноши
Виды упражнений
Минимально удовлетво- рительный результат
Очки
1
2
3
4
5
Челночный бег 30 м
(3 х 10 м), сек.
8,0 7,8 7,6 7,4 7,2 7,0
Прыжок в длину с места, м.
1,7 1,8 2,0 2,4 2,5 2,7
Подтягивание на перекладине за 10 сек., раз
4 6
6 7
8 9
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 сек., раз
18 22 24 26 28 30
девушки
Виды упражнений
Минимально удовлетво- рительный результат
Очки
1
2
3
4
5
Челночный бег 30 м
(3 х 10 м), сек.
8,2 8,0 7,8 7,6 7,4 7,2
Прыжок в длину с места, м
1,6 1,7 1,8 2,0 2,2 2,4
Подтягивание на перекладине за 10 сек., раз
2 3
4 5
6 7
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 сек., раз
10 15 18 20 22 24
Таблица 8
Критерии оценки контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке
Виды
подготовки
СО группы группы НП
УТ группы
Весь период 7-кю
1 год,
6-кю
2 год,
5-кю
1 год,
4-кю
2 год,
3-кю
3 год,
2-кю
4 год,
1-кю
Общая физическая подготовка (набрать кол-во баллов не менее)
4 6
8 10 12 14 16


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 15
Таблица 9
Контрольно-переводные нормативы по специальной физической и технико-тактический подготовке на начальном подготовительном этапе
Контрольные
упражнения
Группы начальной подготовки
1 год
2 год
Специальная физи- ческая подготовка
Забегания на борцовском мосту – пед. оценка; Вход в захват с ударом - пед. оцен- ка; Поочередное нанесение
4 прямых ударов руками и ногами. Суммарное время: девочки- 2.3 с.; мальчики-
2.1 с.
Забегания на борцовском мосту – пед. оценка; Вход в захват с ударом - пед. оцен- ка; Поочередное нанесение
4 прямых ударов руками и ногами. Суммарное время: девочки- 2.2 с.; мальчики-
2.0 с.
Технико-тактическая подготовка
Сдача нормативов по технико-тактической под- готовке на 6 кю (белый пояс)
Сдача нормативов по технико-тактической подго- товке на 5 кю (желтый пояс)
Таблица 10
Контрольно-переводные нормативы по специальной физической и технико-тактический подготовке на учебно-тренировочном этапе
Контрольные
упражнения
Учебно-тренировочные группы
1 год
2 год
3 год
4 год
Специальная физическая подготовка
Забегания на борцовском мо- сту – пед. оцен- ка; Вход в захват с ударом - пед. оценка; Пооче- редное нанесе- ние 8 прямых и боковых ударов руками и нога- ми; Суммарное время: девуш- ки- 3.7 с. юно- ши- 3.5 с.
Забегания на б о р ц о в с к о м мосту – пед. оценка;
Вход в захват - пед. оценка; Пооче- редное нанесе- ние 8 прямых и боковых ударов руками и нога- ми; Суммарное время: девуш- ки- 3.6 с. юно- ши- 3.4 с.
Забегания на борцовском мо- сту – пед. оцен- ка; Вход в захват с ударом - пед. оценка; Пооче- редное нанесе- ние 8 прямых и боковых ударов руками и нога- ми; Суммарное время: девуш- ки- 3.5 с. юно- ши- 3.3 с.
Забегания на борцовском мо- сту – пед. оцен- ка; Вход в захват с ударом - пед. оценка; Пооче- редное нанесе- ние 8 прямых и боковых ударов руками и нога- ми; Суммарное время: девуш- ки- 3.4 с юно- ши- 3.2 с.
Технико- тактическая подготовка
Сдача нормати- вов по технико- т а к т и ч е с ко й подготовке на
4 кю (оранж. пояс)
Сдача нормати- вов по технико- т а к т и ч е с ко й подготовке на
3 кю (зеленый пояс)
Сдача нормати- вов по технико- т а к т и ч е с ко й подготовке на
2 кю (синий пояс)
Сдача нормати- вов по технико- т а к т и ч е с ко й подготовке на
1 кю (корич. пояс)


16
Таблица11
Показатели соревновательной деятельности в группах НП, УТ и СС
Виды
деятель-
ности
Этапы подготовки
НП
УТ
СС
1 год
2 год
1 год
2 год
3 год
4 год
1 год и
более
Соревно- вательная деятель- ность
У ч а с т в о - вать в 1-2 конт роль- ных сорев- н о в а н и я х или пока- зательных выступле- ниях.
У ч а с т в о - вать не менее чем в 2-3 кон- т р о л ь н ы х соревнова- ниях или показатель- ных высту- плениях.
У ч а с т в о - вать не менее чем в 3-4 кон- трольных и о с н о в н ы х соревнова- ниях или показатель- ных высту- плениях.
П р и н я т ь участие в
4-5 кон- трольных и о с н о в н ы х соревнова- ниях в тече- ние года.
П р и н я т ь участие в
5-6 кон- трольных и о с н о в н ы х соревнова- ниях в тече- ние года.
П р и н я т ь участие в
6-7 кон- трольных и о с н о в н ы х соревнова- ниях в тече- ние года.
П р и н я т ь участие в
7-8 кон- трольных и о с н о в н ы х соревнова- ниях в тече- ние года.
Таблица 12
Индивидуальная карта спортсмена
Ф.И.О.
Дата и место рождения
Год, месяц начала занятия спортом избранным видом спорта
Спортивная школа
Спортивное общество
Город
Учебные группы, год обучения
Да та обсле дов ания
Физическое развитие
Ро ст
Масс а тела
Длина ст опы см.
Сила сгиба те
- лей кисти кг
ЖЕ
Л
МПК
Заклю чение вра ча
Мл/мин
Мл/мин/ кг
Исходные данные при зачислении в ДЮСШ
(СО группы)
Группы НП
1-й год
2-й год
УТ группы
1-й год
2-й год

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 17 3-й год
4-й год
Группы СС
1-й год и более
Этапы и годы обучения
Да та обсле дов ания
Физическая подготовленность
Тренировоч- ная и сорев- новательная деятельность
Лучшие спор тивные ре зу ль та ты
Общая
Специальная Количество
Челно чный б ег 30 м
(3 х 10 м), с ек.
Прыж ок в длину с ме ст а, м
По дт ягив ание на пере
- кладине за 10 с ек., раз
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, за 20 с ек., раз
Конт ро льно-перев одные нор ма тивы
Трениров очных дней/
занятий
Сревнов ательных дней
Исходные данныепри зачиснии в ДЮСШ
(СО группы)
Группы НП
1-й год
2-й год
УТ группы
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
Группы СС
1-й год и более

18
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные принципы спортивной подготовки в джиу-
джитсу
Обучение джиу-джитсу происходит посредством постоянной многолетней тренировки под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка – сложный, многосторонний процесс, в котором дей- ствуют закономерности как общего, так и специального характера.
Этот процесс осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Соблюдение нижеиз- ложенных принципов является основополагающим моментом всей спортивной подготовки.
Принцип сознательности: определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке, ясное и отчетливое понимание цели, задач, средств, методов тренировки. Предусматривает воспи- тание и особенно самовоспитание способности концентрировать, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые и физические действия, на выполнение спортивных упражнений.
Принцип активности: определяет важнейшую роль самостоятель- ности спортсмена в практической реализации системы подготовки.
Принцип специализации: этот принцип указывает, что объек- тивно необходимым условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на избранном предмете спортив- ных занятий. Специализированная направленность должна при- даваться овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, приобретению общего физического развития и т.д. Одна- ко спортивная специализация является односторонней только по цели, путь к которой проходит через применение многих разноо- бразных упражнений и воздействий, через реализацию принципа всесторонности.
Принцип всесторонности: определяет необходимость всесторон- него развития спортсмена, включая высокий моральный и культур- ный уровень, разносторонние волевые качества, физическое совер- шенство в целом. Специфика джиу-джитсу заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники, но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 19
Принцип системности: определяет системный подход к спор- тивной подготовке - последовательность освоения базовой техни- ки, теоретических и практических знаний, соответствующие этапу подготовки, возрасту, квалификации спортсмена методы и способы тренировки, многоуровневый и оперативный контроль результатов и т.д.
Принцип возрастающих нагрузок: правильное использование на- грузок и воздействий в процессе подготовки спортсменов основыва- ется на принципе их возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузок, которые используются в зависимости от этапа подготовки, возраста и квалификации спортсмена: постепен- ный; скачкообразный; ступенчатый; волнообразный.
Принцип повторности и постоянности: определяет, что все много- образные задачи спортивной подготовки решаются через повторное выполнение упражнений, технических действий, заданий, трениро- вочных работ и занятий, соревновательных стартов и т.д. Повторение тренировочных и соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и с восстановительными процес- сами в организме спортсмена. При этом число повторений и нагру- зок в них, цель, характер и продолжительность интервалов зависят от задач, средств и методов подготовки, а также связаны с этапом подготовки, возрастом и квалификацией спортсмена. Рост мастерства зависит от многолетнего и постоянного участия в тренировках.
Принцип разнообразия и новизны: определяет включение в под- готовку спортсменов отличающихся от обычных по форме и содер- жанию упражнений, сохраняющих вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной подготовки применительно к джиу-джитсу. Это также дает отдых для психической сферы, устаю- щей от привычного фона занятий, усиливает воздействие всех при- меняемых средств и методов.
Принцип наглядности: этот принцип не должен пониматься упро- щенно, только как показ. Он предусматривает создание точного и полного представления о движении, тактике, манере поведения и соответствия выполнения этих действий представленной модели.
Наглядное представление создается на разной основе и зависит от возрастных особенностей восприятия, квалификации и индивиду- альных особенностей спортсмена. Например, в детском возрасте


20
преобладает восприятие посредством зрения и двигательного копи- рования. Позже большее значение приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип индивидуализации: предусматривает индивидуальный подход к каждому спортсмену и реализует педагогический принцип доступности. На тренировке перед спортсменом необходимо ста- вить посильную задачу, учитывая его возраст, квалификацию, этап подготовки. Выполнение такой задачи вызывает уверенность в сво- их силах и стремление к выполнению более сложных задач.
2.2 Основные методы спортивной подготовки в джиу-джитсу
В спортивной подготовке используются различные методы вос- питания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы, приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требо- ваний. Цель любого метода – обеспечивать наибольшую эффектив- ность используемых средств, для достижения поставленных задач.
Один из основных методов - это упражнение, реализуемое тремя его разновидностями: повторным методом, игровым и соревнователь- ным.
Повторный метод. Основная цель повторного метода – выпол- нять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и добиваясь совершенствования их выполнения. В зависимости от целей и задач этапа подготовки можно использовать повторный метод в разных вариантах, различа- ющихся по характеру и величине проявляемых усилий (максималь- ный, умеренного воздействия и т.д.), по характеру повторности (по- вторный, интервальный и т.д.), по составу упражнения (целостный, расчлененный и т.д.).
Повторный метод широко используется в спортивной подготовке борцов джиу-джитсу. Основными являются два вида упражнений
(учикоми и ката).
Многократное повторение приема или отдельных элементов при- ема (учикоми), как с партнером (учикоми гейко), так и без партнера
(тандеку реншу). Если многократное повторение приема или от- дельных элементов приема выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название (бутсукари).
Для выполнения (учикоми гейко) необходимо не только отрабатывать

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 21
отдельные фазы приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения технических действий для отработки техники передви- жений, поворотов, защит, бросков и ударов, а также для разминки реко- мендуется выполнять упражнения без партнера (тандеку реншу). Выпол- нять упражнение следует как в правую, так и в левую сторону.
Ката - формализованное выполнение приемов в заранее извест- ных условиях. Выполнение и разучивание ката можно проводить как полностью (выполнение последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальной стадии предпочтение от- дается второй форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки правильности позиций и передвижений, поворотов и за- хватов. Скорость выполнения ката при показательных выступлениях строго регламентируется.
При обучении технике джиу-джитсу повторным методом необхо- димо соблюдать следующие основные требования:
- во время упражнения строго контролировать правильность по- зиции ученика. Только выполняя это требование можно добиться эффективного выполнения техники и устойчивого равновесия;
- добиваться достижения учеником концентрации в нужный момент времени и в нужной точке пространства, что дает возможность полного контроля своих действий;
- добиваться при выполнении упражнений и технических дей- ствий правильного дыхания (каждой фазе технического действия должна соответствовать определенная фаза дыхания).
Игровой метод. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочными целями в форме игры позволяют сохранить интерес в процессе занятия, особенно у юных спортсменов. В спортивной подготовке борцов джиу-джитсу можно использовать выполнение отдельных заданий в подвижных играх, элементы спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах.
Соревновательный метод. Упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возмож- ностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психо- логическую подготовленность. Соревновательные методы незаме- нимы при необходимости выбрать наилучшие из нескольких вари- антов решения одной и той же задачи (разные способы подготовки