Файл: Программа для детскоюношеских спортивных школ (дюсш) по борьбе джиуджитсу составлена в соответствии с Законом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 31
ется использование контрольных соревнований в виде контрольно- педагогических экзаменов на сдачу ступеней «кю». На этих этапах подготовки юные спортсмены должны начать соревноваться и на татами. Так как учащиеся не выступают в официальных соревнова- ниях, поэтому первый опыт соревновательной практики формирует- ся при сдаче обязательной программы.
Программа соревнований, их периодичность, возраст участни ков должны строго соответствовать действующим правилам сорев нований и доступным нормам нагрузок.
Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на де- монстрацию социально-ценных качеств личности, мужества, ини- циативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к товарищам и уважения к ним, стойкости в поединке с противником.
Учебно-тренировочный этап
Основная цель.
Углубленное овладение технико-тактическим арсеналом борьбы джиу-джитсу.
Основные задачи.
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие под- ростков; улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду; воспитание бы- строты движений в упражнениях, не требующих проявления боль- шой силы; обучение и совершенствование техники; постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной борьбе пу- тем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
- функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;
- диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;
- неравномерность в росте и развитии силы.

32
Основные средства тренировки:
- общеразвивающие упражнения;
- комплексы специально подготовленных упражнений;
- всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
- комплексы специальных упражнений своего вида;
- упражнение со штангой (вес штанги 50-70% от собственного веса);
- подвижные и спортивные игры;
- упражнения локального воздействия
(на тренировочных устройствах и тренажерах);
- изометрические упражнения.
Методы выполнения упражнений.
Повторный; переменный; повторно-переменный; круговой; игро- вой; контрольный; соревновательный.
Основные направления тренировки.
Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Данный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсив- ности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде. В этом случае средства тренировки имеет сходство по форме и характеру выполнения с основными упражнением. Значи- тельно увеличивается удельный вес специальной физической, техни- ческой и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобре- тает черты углубленной спортивной специализации.
К специальной подготовке целесообразно приступать с 13-15 лет.
Специальная подготовка в избранном виде должна проводиться по- степенно. В этом возрасте спортсмену нужно чаще выступать в кон- трольных прикидках и соревнованиях.
На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать си- ловые и скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тре- нировочном процессе тренажерные устройства. Последние позволя-


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 33
ют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершен- ствования спортивной техники. Кроме того упражнения на тренаже- рах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдель- ные мышцы и мышечные группы.
Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют сле- дующие преимущества перед традиционными средствами (штанга, гири, гантели):
позволяют учитывать индивидуальные особенности спортсмена;
по сравнению с упражнениями со штангой исключают отрицатель- ные воздействия на опорно-двигательный аппарат;
локально воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе тренировки имеют меньшие возможности для совершенствования;
способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;
позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;
помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.
Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество по- вторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Обучение и совершенствование техники джиу-джитсу.
При планировании учебных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, т.к. длительные перерывы в занятиях нежелательны.
При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдель- ными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостно- го действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять.
Методика контроля. Как и на всех этапах подготовки контроль дол- жен быть комплексным. Система контроля на учебно-тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки юных спортсменов. Она включает основные виды контро-

34
ля: текущий; этапный; в условиях соревнований.
В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: са- моконтроль юных спортсменов за частотой пульса в покое, качество сна, аппе- тит, вес тела, общее самочувствие.
Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность тех- нической, физической, тактической и интегральной подготовлен- ности юных спортсменов. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно- переводных нормативов и обязательных программ.
Медицинский контроль применяется для профилактики заболева- ний и лечения спортсменов.
Участие в соревнованиях.
Зависит от уровня подготовленности юного спортсмена, ка- лендаря соревнований, выполнение разрядных требований и.д. В соревновательных поединках необходимо вырабатывать у юных спортсменов оптимизм к трудностям соревновательных условий и умения не преувеличивать эти трудности. Основной задачей со- ревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства.
Этап спортивного совершенствования
Основная цель.
Подготовка к соревнованиям по джиу-джитсу и успешное уча- стие в них.
Основные задачи.
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; со- вершенствование технико-тактического мастерства; постепенное и обязательное повышение тренировочных нагрузок; воспитание спе- циальной выносливости.
Основные средства тренировки.
- общеразвивающие упражнения;
- комплексы специально подготовленных упражнений;


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 35
- комплексы специальных упражнений своего вида;
- упражнение со штангой (вес штанги 70-90% от собственного веса);
- подвижные и спортивные игры;
- упражнения локального воздействия
(на тренировочных устройствах и тренажерах);
- изометрические упражнения.
Методы выполнения упражнений.
Повторный; переменный; повторно-переменный; круговой; игро- вой; контрольный; соревновательный.
Основные направления тренировки.
По сравнению с предшествующими этапами тренировка приоб- ретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и органи- зационных форм тренировки, чтобы достичь наивысших результатов в соревнованиях. Данный этап характеризуется неуклонным повы- шением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с основными упражнениями. Значительно увеличивает- ся удельный вес специальной физической, технико – тактической и соревновательной подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.
На данном этапе еще в большей степени увеличивается объем средств силовой подготовки и специальной выносливости. Разви- вать силовые и скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и со- вершенствования спортивной техники. Кроме того упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.
Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество по- вторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.

36
Обучение и совершенствование техники джиу-джитсу.
На этапе спортивного совершенствования тренировочный про- цесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенно- стей соревновательной деятельности спортсмена. Все чаще исполь- зуются тренировки с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Продолжается со- вершенствование в спортивной технике джиу-джитсу, при этом осо- бое внимание уделяется ее индивидуализации и повышению надеж- ности в экстремальных условиях. В тактической подготовке спор- тсмен должен овладеть всем арсеналом средств и методов ведения состязательной борьбы.
Методика контроля. Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на этапе спортивного совершенствования должна быть тесно связана с системой плани- рования процесса подготовки спортсменов. Она включает основные виды контроля: текущий; этапный; в условиях соревнований.
В процессе тренировок рекомендуются следующие формы кон- троля: самоконтроль спортсменов за частотой пульса в покое, каче- ство сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие.
Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность тех- нической, физической, тактической и интегральной подготовлен- ности юных спортсменов. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе обязательных программ.
В группах спортивного совершенствования в годичном цикле проводят углубленные медицинские обследования, как у взрослых спортсменов.
Участие в соревнованиях.
Одним из факторов рациональной организации подготовки юного спортсмена на данном этапе становится периодичность проведений соревнований различного уровня, участие в них и достижение наи- высших результатов. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои индивидуальные двига- тельные навыки, функциональные возможности в сложных услови- ях соревновательного противоборства.


Программа джиу-джитсу (ВНИИФК) - 2008 37
2.4 План-схема годичного цикла подготовки
Современное представление о планировании годичных циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выде- ляют: микроциклы; мезоциклы и макроциклы.
Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными дня- ми составляют относительно законченный повторяющийся фраг- мент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю.
В спортивных единоборствах, по направленности тренировочных воздействий, принято выделять шесть блоков построения недельных микроциклов: развивающий физический (РФ); развивающий техни- ческий (РТ); контрольный (К); подводящий (П); соревновательный
(С) и восстановительный (В).
Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включаю- щих относительно законченный ряд микроциклов. Строительными блоками мезоцикла служат микроциклы различного типа. В практи- ке, средний цикл тренировки содержит от 2-х до 6 микроциклов.
Макроцикл тренировки предполагает три последовательных фазы
- приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и неко- торой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основы- вается на периодизации круглогодичной тренировки. В этом случае выделяются три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Причем, следует отметить тот факт, что с ростом спор- тивной квалификации количество макроциклов подготовки уменьша- ется (на этапах ВСМ), так как уменьшается количество основных или главных соревнований. Это связано с тем, что на этапах спортивно- оздоровительной и начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уде- ляется разносторонней, физической и функциональной подготовке.
На этих этапах подготовки, исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений.
Формирование двигательных навыков и умений создаст необходи- мую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигатель-

38
ного анализатора. Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники целостных упражне- ний, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двига- тельным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению технического-тактического арсенала джиу-джитсу.