Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отечественной психологии наиболее интересной пред­ставляется попытка использовать основные принципы теории планомерно-поэтапного формирования П. Я. Гальперина для формирования морального поведения.

Типовые задачи

Личностное самоопределение. Развитие Я-концепции

Задание «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?»

Цель: формирование и оценивание уровня сформирован­ное™ личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, жела­ний и побуждений.

Возраст: 10—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.

Материал: тетради, ручки, карандаши, разноцветная короб­ка с прорезями, обклеенная полосками шести разных цветов.

1. Настройка на занятие.

Упражнение «Цвет настроения». Каждый участник вы­бирает цвет своего настроения в данный момент и опускает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, ко­торая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем вы­ясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение «Я рад общаться с тобой». Каждый участ­ник протягивает руку стоящему рядом с ним ученику со словами: «Я рад общаться с тобой». А тот, в свою очередь, протягивает руку следующему однокласснику с этими же сло­вами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют крут.

2. Обсуждение домашнего задания.

Психолог: «Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»? (Называет максимальный балл.) Как вы считаете, можно ли изменить мнение одно­классников? Как это сделать? Вы замечали, что с разными людьми вы ведёте себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем вы отличаетесь от других? Нужно ли знать себя?

3. Работа по теме «Самоанализ. Кто Я? Какой Я?».
Продолжите письменно предложения:

Я думаю, что я...

Другие считают, что я...

Мне хочется быть...

Для каждого предложения подберите 5—10 определений из списка слов на плакате (психолог вывешивает список слов, которые помогут учащимся продолжить предложения):


симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприят­ный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюб­ный.
Упражнение «Горячий стул»

Инструкция: упражнение даёт возможность каждому уче­нику проверить, насколько представление о нём одноклассни­ков совпадает с его собственным представлением о себе. Каждый ученик (по очереди) будет занимать место на стуле в центре комнаты, а одноклассники, отвечая на вопрос: «Какой он?» — называют одно или несколько определений из списка слов, помещённых на плакате (см. выше). Сидящий в цент­ре записывает те слова, которые совпадают с его мнением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.

Анализ занятия. Психолог предлагает учащимся оценить занятие: на счёт «три» поднять руку с таким количеством пальцев, которое соответствует оценке. Затем учащиеся отве­чают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали труд­ности? Кого труднее оценивать — себя или других?

Домашнее задание. Выполнить дома рисунок под назва­нием «Я в лучах солнца». Нарисовать крут, в центре написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи. Их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в определе­нии черт характера. Лучи с совпадениями положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицатель­ных — синим.

Игровое задание «Чемодан»

Цель: формирование личностной и коммуникативной реф­лексии, осознание подростками своих качеств и мотивов. В игре проявляется внимание, наблюдательность, такт по отно­шению к своим одноклассникам. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать, быть терпимее друг к другу.

Возраст: 10—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством психолога.

Материал: конверты.

Описание задания: один из участников игры выходит из класса, а другие начинают ему собирать «чемодан». Они на­зывают те качества, которые помогают этому человеку в общении с другими людьми, и отрицательные качества, кото­рые мешают ему строить дружеские отношения, над которы­ми ему надо работать, чтобы от них избавиться.



Затем каждое качество обсуждают и большинством голосов выбирают 5—7 качеств. После этого их зачитывают тому, кто выходил из класса. Этот ученик имеет право задать только один вопрос, если ему что-то непонятно. Игра продолжается до тех пор, пока есть желающие узнать о себе мнение одно­классников.

В конце игры тот, кто узнал информацию о себе, отвечает на вопросы:

  1. Что нового ты узнал о себе во время занятий группы?

  2. Что нового ты узнал о других людях?

  3. Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе?

  4. Каким образом ты собираешься это сделать?

Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверт подписывается и будет отправлен адресату через месяц.
Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

(О. А. Карабанова)

Цель: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, лично­стного действия, самоопределения в отношении эталона со­циальной роли «хороший ученик».

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: любые гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагают в свободной форме письменно ответить на вопросы:

  1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учени­ком? Назови качества хорошего ученика.

  2. Считаешь ли ты себя хорошим учеником?

  3. Если нет, то чем ты отличаешься от хорошего ученика?

  4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания: адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учи­телем, интерес к учению).

Уровни рефлексивной самооценки:

  1. Называет только одну сферу школьной жизни.

  2. Называет две сферы школьной жизни.

  3. Называет более двух сфер школьной жизни.

  1. Даёт адекватное определение отличий Я от хорошего ученика.

Уровни оценивания:

  1. Называет только успеваемость.

  2. Называет успеваемость и поведение.

  1. Даёт характеристику по нескольким сферам; даёт аде­кватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»;





  1. — нет ответа;

  2. — называет достижения;

  1. — указывает на необходимость самоизменения и само­развития.

Смыслообразование. Мотивация

Игровое задание «Моя Вселенная»

Цель: формирование личностной рефлексии, направлен­ной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история, изобразитель­ное искусство, музыка и др.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.

Материалы: альбомные листы, цветные карандаши.

Описание задания: учащимся предлагают на альбом­ном листе нарисовать окружности — одну в центре, а восемь вокруг неё. Затем соединить линиями-лучами центральную окружность с остальными окружностями-планетами. В цент­ральной окружности написать букву «Я», а в других — окон­чания следующих предложений:

  1. Моё любимое занятие...

  2. Мой любимый цвет...

  3. Мой лучший друг...

  4. Моё любимое животное...

  5. Моё любимое время года...

  6. Мой любимый литературный герой...

  7. Моё любимое музыкальное произведение...

  8. Мой любимый фильм...

Дети сравнивают свои ответы, проводится групповое обсуждение.

Психолог задаёт вопросы для обсуждения: что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегод­ня знания?

Формирование схемы ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания

Задание «Моральные дилеммы»

Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нрав­ственно-этического оценивания как базы для анализа мораль­ных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литера­тура, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

Материалы: текст моральной дилеммы, список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нрав­ственно-этического оценивания, для учащихся и учителя.

Описание задания:
класс делится на группы по три чело­века, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнением и обсуждают все аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются по две группы до тех пор, пока класс не будет поделён на две боль­шие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов — какие аргументы более убедительны и почему.

Вариант: проведение дискуссии. Учащимся в группах за­ранее предлагается встать на позицию поддержки или осуж­дения героя ситуации и обсуждать свои аргументы.

Для структурирования позиции учащихся предлагается схема ориентировочной основы действия нравственно-этичес­кого оценивания для анализа ситуации (А. И. Подольский, О. А. Карабанова, 2000). В схеме представлены вопросы, от­веты на которые помогут проанализировать предложенную ситуацию: 1. Что происходит в данной ситуации? 2. Кто участники ситуации? 3. Каковы интересы и цели участников ситуации? Совпадают или противоречат друг другу цели и ин­тересы участников ситуации? 4. Нарушают ли действия участ­ников моральную норму (нормы)? Если да, то какую именно норму? (Назовите норму.) 5. Кто может пострадать от нару­шения нормы? (Если нарушаются разные нормы, то кто по­страдает при нарушении одной нормы, кто — от нарушения другой?) 6. Кто является нарушителем нормы? (Если наруша­ется несколько норм, то кто является нарушителем каждой из них?) 7. Как могут поступить участники в сложившейся си­туации? (Укажите несколько вариантов поведения.) 8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант по­ведения) для участников? 9. Какие чувства (вины, стыда, гор­дости, сострадания, обиды и т. п.) испытывают действующие лица? 10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каж­дому из её участников? Как поступил бы ты на их месте?

Инструкция: занятие посвящено ситуациям морального выбора. Такие ситуации называются моральными дилеммами. Их особенность состоит в том, что учащимся необходимо сделать выбор в такой ситуации, когда нет ни одного одно­значно правильного решения, а есть разные решения, кото­рые учитывают различные интересы. Учитель зачитывает текст и предлагает учащимся ответить на вопросы.

Учителю в том случае, если ответы учеников будут пред­ставлены в письменном виде, необходимо обратить внимание