Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тем здесь возможно возникновение конфликта между моральными и правовыми позициями, что инициирует переход к шестой стадии универсальных этических принципов, признающей право преступить закон ради спасения жизни другого человека.
Шестая стадия — стадия универсальных этических принципов (равенства человеческих прав и уважения достоинства человека как личности) — исходит из права личности следовать избранным этическим принципам и признавать те законы и социальные соглашения, которые основаны на универсальных моральных нормах. Несоответствие закона этим принципам даёт право личности преступить закон и действовать в соответствии со своими этическими убеждениями. Однако исследования морального развития в различных возрастах показали, что стадия универсальных этических принципов достигается лишь в немногих случаях, что поставило вопрос о признании её нормативной.
Сегодня считается, что стадии развития морального сознания, описанные Кольбергом, определяют не столько принятие решения в моральных дилеммах, сколько уровень моральной компетентности.
Необходимо помнить, что уровень морального мышления изменяется в зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода Ж. Пиаже моральное мышление рассматривается как процесс координации различных познавательных перспектив участников моральной дилеммы, а процесс принятия ролей — как важнейшее условие её решения. В этом случае решение моральной дилеммы личностью выступает как применение усвоенного морального принципа или правила. Различие в решении моральных дилемм может быть объяснено тем, что разные социальные контексты задают свои правила морали, которые и определяют поведение и суждения личности в моральных дилеммах.
Существуют различные программы морального развития в школьном обучении. Можно выделить по крайней мере три подхода к решению вопроса о моральном развитии и воспитании учащихся.
Первый подход может быть обозначен как подход к формированию характера. Его цель — развитие в ученике таких личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе. Такими личностными особенностями могут выступать честность, доброта, ориентация на других, ответственность, дружелюбие, мораль
ное мужество, самоконтроль и т. д. Однако вопрос о том, насколько наличие этих или иных черт будет определять моральное поведение человека, остаётся открытым. Другим важным и спорным вопросом является вопрос операционализа-ции данных качеств. Как развивать доброжелательность или мужество у человека? Пик популярности подобных программ в США пришёлся на 80-е гг. прошлого века.
Второй подход — программа ценностного самоопределения, направленная на определение людьми ценностей, значимых для их жизни. Цель данной программы: активизация и инициирование процесса самоопределения в области приоритетных ценностей. В свободном обществе должны быть представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. В мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения со стороны. Программа не ставит цели обучать ценностным установкам. Задачи, решаемые в рамках программы, носят более общий и фундаментальный характер. Во-первых, это осознание своих ценностей и того, насколько они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям. Во-вторых, выделяя значимые ценности, человек должен убедиться, что значимость и иерархия его ценностей носит стабильный характер. В-третьих, осознание того, что существуют различия между людьми в ценностной структуре их сознания. В-четвёртых, развитие толерантности к различиям в ценностях между людьми. Однако самостоятельный выбор в неблагополучных условиях может привести к присвоению асоциальных ценностей Программа по ценностному самоопределению активно внедрялась в 60—70-е гг. XX в.
Третий подход к программам морального обучения был сформулирован в работах Л. Кольберга и получил своё развитие в концепции программы «Справедливое сообщество». Цель образования, с точки зрения Д. Дьюи и Л. Кольберга, — не только интеллектуальное, но и моральное развитие человека. Соответственно важной задачей образовательной среды является создание условий для личностного развития учащихся. Большое значение для программы Л. Кольберга «Справедливое сообщество» имеют идеи Э. Дюркгейма, который выделял три цели образования: развитие дисциплины (выражается в наличии группы и соблюдении норм группы), развитие чувства привязанности к группе (идея сообщества и
его эмоциональной значимости для каждого из его членов), развитие автономии личности (признание права каждого человека на выработку собственных норм и правил). Решение этих вопросов будет способствовать формированию моральной культуры школы и сообщества.
Основываясь на работах Э. Дюркгейма и Д. Дьюи, Л. Кольберг определял три основные цели программы «Справедливое сообщество»:
Программа «Справедливое сообщество» включает в себя два основных этапа. Первый ориентировочный этап — знакомство учеников с принятой в школе системой обучения, другими учениками, построением дискуссий и взаимоотношений, присутствие на моральных дискуссиях. Второй этап — активное участие учеников в жизни сообщества. Встречи учеников на уровне класса в малых группах происходят еженедельно, а также существует ежемесячная обязательная встреча всех учеников в большой группе. Продолжительность одной встречи — полтора-два часа. Заседание управляется несколькими учениками и учителем. Каждая встреча имеет программу, которая включает решение и публичное обсуждение моральных вопросов и дилемм как предлагаемых извне, так и являющихся актуальными для школьного сообщества. Программа формулируется самими учениками на основании решений в малых группах во время встреч класса. Актуальные проблемы и вопросы выносятся на обсуждение большой группы. Решения принимаются путём демократического голосования, где каждый ученик и учитель имеет право одного голоса. Принятые решения об оценке происшествий и поступков в школе, сформулированных правилах и нормах поведения, а также поощрениях и наказаниях являются обязательными для выполнения учениками школы. Задачи встреч сообщества — решение актуальных вопросов в честной и доверительной атмосфере
, создание когнитивного конфликта среди участников, развитие эмпатического принятия ролей и обсуждение общих норм. На основании частных случаев происходит выделение общего содержания и общих норм поведения в отношении другого.
Выделяются несколько органов управления: ведущие встреч в малых и больших группах; школьный комитет, утверждающий программу обсуждения на большой группе; дисциплинарный комитет, осуществляющий контроль за выполнением норм и правил. В состав данных структур входят ученики и учителя на равных основаниях. Дисциплинарный комитет принимает решения о наказании за нарушения правил с учётом обстоятельств и последствий, которые эти нарушения повлекли за собой. Важно, чтобы проблемы обсуждали и выбирали наказание сами ученики, а не учителя. Это способствует развитию у них чувства ответственности. Все принятые решения могут стать предметом апелляции на собраниях общества.
Роль учителей в моральном воспитании в программе «Справедливое сообщество» велика. Они наравне с учениками участвуют в дискуссиях, где выполняют функцию не только посредников, но и людей, обладающих своей позицией и умеющих отстаивать её. Мнение учителя равноценно мнению любого учащегося. Большое значение имеет предварительная работа с учителями с целью исключить давление авторитетом на мнение учащихся.
Л. Кольберг считал, что в рамках программы «Справедливое сообщество» необходимо выполнять несколько условий, которые будут стимулировать как моральное мышление, так и моральное поведение:
Большое значение имеет создание атмосферы доверия и принятия в групповой работе. Она позволяет открыто рассуждать об актуальных вопросах и высказывать собственную точ
ку зрения. Выражение различных точек зрения и их обсуждение в дискуссии способствует развитию морального мышления. В ходе групповых обсуждений происходит обмен аргументами. Дискуссия способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся.
Оценка эффективности различных программ «Справедливого сообщества» позволяет расширить перечень условий морального развития учащихся. Во-первых, должна быть содержательная направленность дискуссий на моральную проблематику. Обсуждаемые вопросы должны касаться сферы взаимоотношений людей, быть актуальными и важными. Необходимо, чтобы содержание обсуждаемых моральных дилемм было значимо для учащихся. Наличие заинтересованности позволяет выражать своё собственное мнение, а не выдавать социально желательные установки. Во-вторых, необходимо в процессе обсуждения и дискуссиях объективировать моральный конфликт. Моральный конфликт предполагает отсутствие однозначно правильного решения. Возможные решения имеют аргументы как «за», так и «против». Моральный конфликт позволяет сориентироваться в условиях моральной дилеммы и принять взвешенное осознанное решение. В-третьих, необходим достаточно высокий уровень развития способности к рефлексии и морального мышления (соответствующий третьей и четвёртой стадии развития морального сознания по Л. Кольбергу). В-четвёртых, надо организовать возможность принятия каждым участником дискуссии всех возможных ролей и позиций в моральной дилемме. В-пятых, должна быть учтена не только позиция учителей, но и позиция сверстников. Принципиальное значение имеет требование безусловного выполнения принимаемых решений всеми членами школьного сообщества. Данное условие требует специального обсуждения и принятия ответственности за соблюдение этого важнейшего принципа организации «Справедливого сообщества».
Оценка эффективности подобных программ основывается на анализе изменений поведения её участников и самоотчёте членов сообщества. Самоотчёт может включать оценку значимости для себя моральной дискуссии, оценку эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения, оценку и степень принятия ответственности за результаты, анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно, и, наконец, оценку изменений собственных установок и позиции.
Шестая стадия — стадия универсальных этических принципов (равенства человеческих прав и уважения достоинства человека как личности) — исходит из права личности следовать избранным этическим принципам и признавать те законы и социальные соглашения, которые основаны на универсальных моральных нормах. Несоответствие закона этим принципам даёт право личности преступить закон и действовать в соответствии со своими этическими убеждениями. Однако исследования морального развития в различных возрастах показали, что стадия универсальных этических принципов достигается лишь в немногих случаях, что поставило вопрос о признании её нормативной.
Сегодня считается, что стадии развития морального сознания, описанные Кольбергом, определяют не столько принятие решения в моральных дилеммах, сколько уровень моральной компетентности.
Необходимо помнить, что уровень морального мышления изменяется в зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода Ж. Пиаже моральное мышление рассматривается как процесс координации различных познавательных перспектив участников моральной дилеммы, а процесс принятия ролей — как важнейшее условие её решения. В этом случае решение моральной дилеммы личностью выступает как применение усвоенного морального принципа или правила. Различие в решении моральных дилемм может быть объяснено тем, что разные социальные контексты задают свои правила морали, которые и определяют поведение и суждения личности в моральных дилеммах.
Существуют различные программы морального развития в школьном обучении. Можно выделить по крайней мере три подхода к решению вопроса о моральном развитии и воспитании учащихся.
Первый подход может быть обозначен как подход к формированию характера. Его цель — развитие в ученике таких личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе. Такими личностными особенностями могут выступать честность, доброта, ориентация на других, ответственность, дружелюбие, мораль
ное мужество, самоконтроль и т. д. Однако вопрос о том, насколько наличие этих или иных черт будет определять моральное поведение человека, остаётся открытым. Другим важным и спорным вопросом является вопрос операционализа-ции данных качеств. Как развивать доброжелательность или мужество у человека? Пик популярности подобных программ в США пришёлся на 80-е гг. прошлого века.
Второй подход — программа ценностного самоопределения, направленная на определение людьми ценностей, значимых для их жизни. Цель данной программы: активизация и инициирование процесса самоопределения в области приоритетных ценностей. В свободном обществе должны быть представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. В мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения со стороны. Программа не ставит цели обучать ценностным установкам. Задачи, решаемые в рамках программы, носят более общий и фундаментальный характер. Во-первых, это осознание своих ценностей и того, насколько они соответствуют принимаемым личностью жизненным решениям. Во-вторых, выделяя значимые ценности, человек должен убедиться, что значимость и иерархия его ценностей носит стабильный характер. В-третьих, осознание того, что существуют различия между людьми в ценностной структуре их сознания. В-четвёртых, развитие толерантности к различиям в ценностях между людьми. Однако самостоятельный выбор в неблагополучных условиях может привести к присвоению асоциальных ценностей Программа по ценностному самоопределению активно внедрялась в 60—70-е гг. XX в.
Третий подход к программам морального обучения был сформулирован в работах Л. Кольберга и получил своё развитие в концепции программы «Справедливое сообщество». Цель образования, с точки зрения Д. Дьюи и Л. Кольберга, — не только интеллектуальное, но и моральное развитие человека. Соответственно важной задачей образовательной среды является создание условий для личностного развития учащихся. Большое значение для программы Л. Кольберга «Справедливое сообщество» имеют идеи Э. Дюркгейма, который выделял три цели образования: развитие дисциплины (выражается в наличии группы и соблюдении норм группы), развитие чувства привязанности к группе (идея сообщества и
его эмоциональной значимости для каждого из его членов), развитие автономии личности (признание права каждого человека на выработку собственных норм и правил). Решение этих вопросов будет способствовать формированию моральной культуры школы и сообщества.
Основываясь на работах Э. Дюркгейма и Д. Дьюи, Л. Кольберг определял три основные цели программы «Справедливое сообщество»:
-
развитие морального мышления учеников посредством участия в моральных дискуссиях и в решении моральных дилемм; -
развитие культуры моральных норм и ценностей через демократический выбор норм и построение групповой солидарности; -
создание контекста взаимодействия и сотрудничества, где и ученики, и учителя могут действовать в соответствии со своей моральной интуицией и внутренними решениями.
Программа «Справедливое сообщество» включает в себя два основных этапа. Первый ориентировочный этап — знакомство учеников с принятой в школе системой обучения, другими учениками, построением дискуссий и взаимоотношений, присутствие на моральных дискуссиях. Второй этап — активное участие учеников в жизни сообщества. Встречи учеников на уровне класса в малых группах происходят еженедельно, а также существует ежемесячная обязательная встреча всех учеников в большой группе. Продолжительность одной встречи — полтора-два часа. Заседание управляется несколькими учениками и учителем. Каждая встреча имеет программу, которая включает решение и публичное обсуждение моральных вопросов и дилемм как предлагаемых извне, так и являющихся актуальными для школьного сообщества. Программа формулируется самими учениками на основании решений в малых группах во время встреч класса. Актуальные проблемы и вопросы выносятся на обсуждение большой группы. Решения принимаются путём демократического голосования, где каждый ученик и учитель имеет право одного голоса. Принятые решения об оценке происшествий и поступков в школе, сформулированных правилах и нормах поведения, а также поощрениях и наказаниях являются обязательными для выполнения учениками школы. Задачи встреч сообщества — решение актуальных вопросов в честной и доверительной атмосфере
, создание когнитивного конфликта среди участников, развитие эмпатического принятия ролей и обсуждение общих норм. На основании частных случаев происходит выделение общего содержания и общих норм поведения в отношении другого.
Выделяются несколько органов управления: ведущие встреч в малых и больших группах; школьный комитет, утверждающий программу обсуждения на большой группе; дисциплинарный комитет, осуществляющий контроль за выполнением норм и правил. В состав данных структур входят ученики и учителя на равных основаниях. Дисциплинарный комитет принимает решения о наказании за нарушения правил с учётом обстоятельств и последствий, которые эти нарушения повлекли за собой. Важно, чтобы проблемы обсуждали и выбирали наказание сами ученики, а не учителя. Это способствует развитию у них чувства ответственности. Все принятые решения могут стать предметом апелляции на собраниях общества.
Роль учителей в моральном воспитании в программе «Справедливое сообщество» велика. Они наравне с учениками участвуют в дискуссиях, где выполняют функцию не только посредников, но и людей, обладающих своей позицией и умеющих отстаивать её. Мнение учителя равноценно мнению любого учащегося. Большое значение имеет предварительная работа с учителями с целью исключить давление авторитетом на мнение учащихся.
Л. Кольберг считал, что в рамках программы «Справедливое сообщество» необходимо выполнять несколько условий, которые будут стимулировать как моральное мышление, так и моральное поведение:
-
наличие открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали; -
создание когнитивного конфликта, вызываемого столкновением разных точек зрения, что, в соответствии со взглядами Ж. Пиаже, приводит к принятию новой позиции; -
участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки; -
развитие школьного сообщества и групповой солидарности через развитие эмоциональной привязанности к группе и идентификации с ней.
Большое значение имеет создание атмосферы доверия и принятия в групповой работе. Она позволяет открыто рассуждать об актуальных вопросах и высказывать собственную точ
ку зрения. Выражение различных точек зрения и их обсуждение в дискуссии способствует развитию морального мышления. В ходе групповых обсуждений происходит обмен аргументами. Дискуссия способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся.
Оценка эффективности различных программ «Справедливого сообщества» позволяет расширить перечень условий морального развития учащихся. Во-первых, должна быть содержательная направленность дискуссий на моральную проблематику. Обсуждаемые вопросы должны касаться сферы взаимоотношений людей, быть актуальными и важными. Необходимо, чтобы содержание обсуждаемых моральных дилемм было значимо для учащихся. Наличие заинтересованности позволяет выражать своё собственное мнение, а не выдавать социально желательные установки. Во-вторых, необходимо в процессе обсуждения и дискуссиях объективировать моральный конфликт. Моральный конфликт предполагает отсутствие однозначно правильного решения. Возможные решения имеют аргументы как «за», так и «против». Моральный конфликт позволяет сориентироваться в условиях моральной дилеммы и принять взвешенное осознанное решение. В-третьих, необходим достаточно высокий уровень развития способности к рефлексии и морального мышления (соответствующий третьей и четвёртой стадии развития морального сознания по Л. Кольбергу). В-четвёртых, надо организовать возможность принятия каждым участником дискуссии всех возможных ролей и позиций в моральной дилемме. В-пятых, должна быть учтена не только позиция учителей, но и позиция сверстников. Принципиальное значение имеет требование безусловного выполнения принимаемых решений всеми членами школьного сообщества. Данное условие требует специального обсуждения и принятия ответственности за соблюдение этого важнейшего принципа организации «Справедливого сообщества».
Оценка эффективности подобных программ основывается на анализе изменений поведения её участников и самоотчёте членов сообщества. Самоотчёт может включать оценку значимости для себя моральной дискуссии, оценку эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения, оценку и степень принятия ответственности за результаты, анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно, и, наконец, оценку изменений собственных установок и позиции.