Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 319

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тем здесь возможно возникновение конфликта между мораль­ными и правовыми позициями, что инициирует переход к шестой стадии универсальных этических принципов, признаю­щей право преступить закон ради спасения жизни другого человека.

Шестая стадия стадия универсальных этических принципов (равенства человеческих прав и уважения достои­нства человека как личности) — исходит из права личности следовать избранным этическим принципам и признавать те законы и социальные соглашения, которые основаны на уни­версальных моральных нормах. Несоответствие закона этим принципам даёт право личности преступить закон и действо­вать в соответствии со своими этическими убеждениями. Однако исследования морального развития в различных воз­растах показали, что стадия универсальных этических прин­ципов достигается лишь в немногих случаях, что поставило вопрос о признании её нормативной.

Сегодня считается, что стадии развития морального созна­ния, описанные Кольбергом, определяют не столько приня­тие решения в моральных дилеммах, сколько уровень мораль­ной компетентности.

Необходимо помнить, что уровень морального мышления изменяется в зависимости от целей и других обстоятельств. В рамках когнитивного подхода Ж. Пиаже моральное мыш­ление рассматривается как процесс координации различных познавательных перспектив участников моральной дилеммы, а процесс принятия ролей — как важнейшее условие её решения. В этом случае решение моральной дилеммы лич­ностью выступает как применение усвоенного морального принципа или правила. Различие в решении моральных ди­лемм может быть объяснено тем, что разные социальные кон­тексты задают свои правила морали, которые и определяют поведение и суждения личности в моральных дилеммах.

Существуют различные программы морального развития в школьном обучении. Можно выделить по крайней мере три подхода к решению вопроса о моральном развитии и вос­питании учащихся.

Первый подход может быть обозначен как подход к фор­мированию характера. Его цель — развитие в ученике таких личностных особенностей, которые соответствуют правилам и нормам морали, существующей в обществе. Такими личност­ными особенностями могут выступать честность, доброта, ориентация на других, ответственность, дружелюбие, мораль­
ное мужество, самоконтроль и т. д. Однако вопрос о том, насколько наличие этих или иных черт будет определять мо­ральное поведение человека, остаётся открытым. Другим важ­ным и спорным вопросом является вопрос операционализа-ции данных качеств. Как развивать доброжелательность или мужество у человека? Пик популярности подобных программ в США пришёлся на 80-е гг. прошлого века.

Второй подход программа ценностного самоопреде­ления, направленная на определение людьми ценностей, зна­чимых для их жизни. Цель данной программы: активизация и инициирование процесса самоопределения в области прио­ритетных ценностей. В свободном обществе должны быть представлены люди с разными ценностями и ценностными ориентациями. В мире нет правильных или неправильных ценностей. Каждый человек сам решает, что для него значимо, поэтому важно оградить его от воздействия и внушения со стороны. Программа не ставит цели обучать ценностным установкам. Задачи, решаемые в рамках программы, носят более общий и фундаментальный характер. Во-первых, это осознание своих ценностей и того, насколько они соответ­ствуют принимаемым личностью жизненным решениям. Во-вторых, выделяя значимые ценности, человек должен убедиться, что значимость и иерархия его ценностей носит стабильный характер. В-третьих, осознание того, что сущест­вуют различия между людьми в ценностной структуре их со­знания. В-четвёртых, развитие толерантности к различиям в ценностях между людьми. Однако самостоятельный выбор в неблагополучных условиях может привести к присвоению асоциальных ценностей Программа по ценностному самооп­ределению активно внедрялась в 60—70-е гг. XX в.

Третий подход к программам морального обучения был сформулирован в работах Л. Кольберга и получил своё раз­витие в концепции программы «Справедливое сообщество». Цель образования, с точки зрения Д. Дьюи и Л. Кольберга, — не только интеллектуальное, но и моральное развитие человека. Соответственно важной задачей образовательной среды является создание условий для личностного развития учащихся. Большое значение для программы Л. Кольберга «Справедливое сообщество» имеют идеи Э. Дюркгейма, кото­рый выделял три цели образования: развитие дисциплины (выражается в наличии группы и соблюдении норм группы), развитие чувства привязанности к группе (идея сообщества и

его эмоциональной значимости для каждого из его членов), развитие автономии личности (признание права каждого чело­века на выработку собственных норм и правил). Решение этих вопросов будет способствовать формированию моральной культуры школы и сообщества.

Основываясь на работах Э. Дюркгейма и Д. Дьюи, Л. Кольберг определял три основные цели программы «Спра­ведливое сообщество»:

  1. развитие морального мышления учеников посредством участия в моральных дискуссиях и в решении моральных ди­лемм;

  2. развитие культуры моральных норм и ценностей через демократический выбор норм и построение групповой соли­дарности;

  3. создание контекста взаимодействия и сотрудничества, где и ученики, и учителя могут действовать в соответствии со своей моральной интуицией и внутренними решениями.

Программа «Справедливое сообщество» включает в себя два основных этапа. Первый ориентировочный этап — знаком­ство учеников с принятой в школе системой обучения, дру­гими учениками, построением дискуссий и взаимоотношений, присутствие на моральных дискуссиях. Второй этап — актив­ное участие учеников в жизни сообщества. Встречи учеников на уровне класса в малых группах происходят еженедельно, а также существует ежемесячная обязательная встреча всех уче­ников в большой группе. Продолжительность одной встречи — полтора-два часа. Заседание управляется несколькими учени­ками и учителем. Каждая встреча имеет программу, которая включает решение и публичное обсуждение моральных во­просов и дилемм как предлагаемых извне, так и являющихся актуальными для школьного сообщества. Программа форму­лируется самими учениками на основании решений в малых группах во время встреч класса. Актуальные проблемы и во­просы выносятся на обсуждение большой группы. Решения принимаются путём демократического голосования, где каждый ученик и учитель имеет право одного голоса. Принятые ре­шения об оценке происшествий и поступков в школе, сфор­мулированных правилах и нормах поведения, а также поощ­рениях и наказаниях являются обязательными для выполнения учениками школы. Задачи встреч сообщества — решение ак­туальных вопросов в честной и доверительной атмосфере
, создание когнитивного конфликта среди участников, развитие эмпатического принятия ролей и обсуждение общих норм. На основании частных случаев происходит выделение общего со­держания и общих норм поведения в отношении другого.

Выделяются несколько органов управления: ведущие встреч в малых и больших группах; школьный комитет, утверждающий программу обсуждения на большой группе; дисциплинарный комитет, осуществляющий контроль за вы­полнением норм и правил. В состав данных структур входят ученики и учителя на равных основаниях. Дисциплинарный комитет принимает решения о наказании за нарушения пра­вил с учётом обстоятельств и последствий, которые эти на­рушения повлекли за собой. Важно, чтобы проблемы обсуж­дали и выбирали наказание сами ученики, а не учителя. Это способствует развитию у них чувства ответственности. Все принятые решения могут стать предметом апелляции на соб­раниях общества.

Роль учителей в моральном воспитании в программе «Справедливое сообщество» велика. Они наравне с учениками участвуют в дискуссиях, где выполняют функцию не только посредников, но и людей, обладающих своей позицией и уме­ющих отстаивать её. Мнение учителя равноценно мнению любого учащегося. Большое значение имеет предварительная работа с учителями с целью исключить давление авторитетом на мнение учащихся.

Л. Кольберг считал, что в рамках программы «Справедли­вое сообщество» необходимо выполнять несколько условий, которые будут стимулировать как моральное мышление, так и моральное поведение:

  • наличие открытых дискуссий, затрагивающих проблемы честности, правил и норм жизни сообщества и морали;

  • создание когнитивного конфликта, вызываемого столк­новением разных точек зрения, что, в соответствии со взгля­дами Ж. Пиаже, приводит к принятию новой позиции;

  • участие всех учеников в создании правил, выполнение которых в дальнейшем становится обязательным для всех, и принятие ответственности за свои решения и поступки;

  • развитие школьного сообщества и групповой солидар­ности через развитие эмоциональной привязанности к груп­пе и идентификации с ней.

Большое значение имеет создание атмосферы доверия и принятия в групповой работе. Она позволяет открыто рассуж­дать об актуальных вопросах и высказывать собственную точ­
ку зрения. Выражение различных точек зрения и их обсуж­дение в дискуссии способствует развитию морального мыш­ления. В ходе групповых обсуждений происходит обмен аргументами. Дискуссия способствует изменению моральных ценностей и норм учащихся.

Оценка эффективности различных программ «Справедли­вого сообщества» позволяет расширить перечень условий мо­рального развития учащихся. Во-первых, должна быть содер­жательная направленность дискуссий на моральную пробле­матику. Обсуждаемые вопросы должны касаться сферы взаимоотношений людей, быть актуальными и важными. Необходимо, чтобы содержание обсуждаемых моральных дилемм было значимо для учащихся. Наличие заинтересован­ности позволяет выражать своё собственное мнение, а не выдавать социально желательные установки. Во-вторых, необ­ходимо в процессе обсуждения и дискуссиях объективировать моральный конфликт. Моральный конфликт предполагает от­сутствие однозначно правильного решения. Возможные реше­ния имеют аргументы как «за», так и «против». Моральный конфликт позволяет сориентироваться в условиях моральной дилеммы и принять взвешенное осознанное решение. В-третьих, необходим достаточно высокий уровень развития способности к рефлексии и морального мышления (соответ­ствующий третьей и четвёртой стадии развития морального сознания по Л. Кольбергу). В-четвёртых, надо организовать возможность принятия каждым участником дискуссии всех возможных ролей и позиций в моральной дилемме. В-пятых, должна быть учтена не только позиция учителей, но и пози­ция сверстников. Принципиальное значение имеет требование безусловного выполнения принимаемых решений всеми члена­ми школьного сообщества. Данное условие требует специаль­ного обсуждения и принятия ответственности за соблюдение этого важнейшего принципа организации «Справедливого сообщества».

Оценка эффективности подобных программ основывается на анализе изменений поведения её участников и самоотчёте членов сообщества. Самоотчёт может включать оценку значи­мости для себя моральной дискуссии, оценку эффективности обсуждения, анализ позиций и возражений против принятого решения, оценку и степень принятия ответственности за результаты, анализ того, насколько принятое решение справед­ливо и правильно, и, наконец, оценку изменений собствен­ных установок и позиции.