Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
или наказания, создающий отрицательный эмоциональный фон учебной деятельности. Такая иерархия мотивов является индикатором низкой или двойственной самооценки, неуве­ренности в себе, низкого самопринятия. Если же у слабоус­певающих детей столь же сильно выражена мотивация дости­жения успеха, то, как правило, она бывает сопряжена с неа­декватно завышенной самооценкой, провоцирующей развитие аффекта неадекватности (М. С. Неймарк) и дезадаптивного поведения учащегося. Но к началу подросткового возраста мо­тивация достижения успеха у слабоуспевающих учеников, как правило, снижается, а мотивация избегания неудачи усилива­ется (И. Ю. Кулагина, 2007).

Однако мотивы лишь создают потенциальную возмож­ность успешности учебной деятельности, поскольку мера реализации мотивов зависит от процессов целеполагания — постановки конечных и промежуточных целей учебной дея­тельности. Механизмом обусловливания целенаправленности поведения учащихся выступает смыслообразование как уста­новление связи мотива и цели деятельности. Поведенческими индикаторами смыслообразования являются такие особеннос­ти поведения учащихся, как доведение работы до конца или постоянное её откладывание, стремление к завершённости учебных действий или их незавершённость, преодоление пре­пятствий или срыв работы при их возникновении, концентра­ция и сосредоточение на работе или постоянные отвлечения.

Рекомендации по развитию мотивации учебной деятельности

В рамках системно-деятельностного подхода (А. Н. Ле­онтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) установлена прин­ципиальная возможность формирования мотивации учения посредством организации деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организацию ори­ентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудниче­ства. Следует раскрыть учащимся личностный смысл самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Таким образом, нужна организация как предметности учебной деятельности учащих­ся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Необходимым условием также выступает спе­циально организованная рефлексия учащимся своего отноше­ния к учению, его результатам, самому себе как сущностно­му «продукту» преобразующей учебной деятельности.

Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося, задающих новые уровни мотивации, — это стратегия формирования мотивации учения.

Развитие познавательных интересов в подростковом воз­расте является важной задачей. В связи с тем что для значи­тельного числа младших подростков по-прежнему характерна высокая откликаемость на новые стимулы и впечатления, а это является препятствием в развитии любознательности, необходимо следовать ряду психологических рекомендаций в организации учебной деятельности:

не следует использовать чрезмерную стимуляцию по­знавательной потребности посредством привлечения интереса с помощью обильной наглядности, музыкального и художест­
венного оформления учебного процесса. Попытка усилить познавательные интересы на элементарном стимульном уров­не может привести к прямо противоположному результату.
Напомним, что В. А. Сухомлинский предупреждал о недопус­тимости устраивать «концерты» на уроках литературы, считая это «педагогическим невежеством» (В. С. Юркевич, 1980);



— оптимальным способом развития познавательной потребности является пересмотр содержания обучения и представление его в виде системы теоретических понятий.

Методы обучения обусловливают развитие мотивации учебной деятельности. Организация обучения по системе, разработанной Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, а также организация обучения по третьему типу, описанная П. Я. Галь­периным в его работе о трёх типах учения и соответствующих им трёх типах ориентировки в задании, способствуют разви­тию познавательной мотивации учащихся.
Развитие морального действия. Ориентация в морально-нравственных основах поведения

Подростковый возраст имеет особое значение для мораль­ного развития человека. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в этом возрасте подчёркивает зна­чение общения и взаимодействия с другими людьми, где главная роль отводится сверстникам. В процессе общения со сверстниками происходит познание себя, развивается само­сознание, формируется чувство взрослости, в том числе и социоморальной взрослости (Д. Б. Эльконин). Процесс мораль­ного развития и формирование ценностной сферы личности становится одной из главных задач развития в подростковом возрасте (Д. Б. Эльконин, Р. Хевигхерст). Уровень когнитив­ных способностей, возможность рефлексии, развитие эмоцио­нальной сферы, растущее стремление к самостоятельности и чувство взрослости развивает активную позицию подростка. Подросток становится активным субъектом морального пове­дения, осуществляя собственные моральные выборы. Таким образом, программы морального развития подростков должны, с одной стороны, учитывать психологическую специфику этого возраста, а с другой — опираться на современные подходы к моральному развитию.

Рассмотрим теорию морального развития, предложенную Л. Кольбергом. Данный подход является одним из наиболее авторитетных в современной психологии (Ь. КоЫЬег§, 1984). Л. Кольберг считал, что моральное мышление развивается в связи с изменением когнитивных способностей человека, с развитием структур операционального интеллекта и его соци­ального опыта. Он выделил три основных уровня развития морального сознания личности, каждый из которых включа­ет по две стадии: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Стадии развития морального со­знания позволяют оценить установки, лежащие в основе морального выбора.


Преконвенциональный уровень включает стадию гетеро­номной морали и стадию инструментального индивидуализма, равноценного обмена. На первой стадии стадии гетеро­номной морали — подчинение нормам основано на подчине­нии власти авторитетов и желании избежать наказания, фи­зического насилия или нанесения ущерба своей собственности. С точки зрения социальной перспективы у субъекта, дейст­вующего в рамках гетерономной морали, ярко выражен эгоцентризм, нет учёта интересов других, не дифференциру­ются собственные интересы и интересы других. Учитываются физические, объективные последствия поступков, а не их психологическое значение для других людей. Эта стадия при­суща детям старшего дошкольного и начала младшего школь­ного возраста.

Вторая стадия преконвенционального уровня — стадия инструментального индивидуализма и равноценного обмена.

Выполнение норм и правил регулируется интересами и нуж­дами в пределах равноценного обмена, сделки, соглашения. С точки зрения социальной перспективы превалирует позиция индивидуализма и убеждение в том, что, поскольку все люди пытаются реализовать собственные интересы и их интересы сталкиваются, право и закон — относительны. Справедли­вость рассматривается как система обмена «ты — мне, я — те­бе» с равенством обмениваемых благ. Кольберг называет мо­ральное мышление этой стадии инструментальной моралью, поскольку признаётся абсолютно нормальным использование других для удовлетворения своих собственных интересов. На стадии инструментального индивидуализма и равноценного обмена дети переходят к самостоятельному принятию реше­ния без участия взрослого.

Конвенциональный уровень морали включает стадию взаимных ожиданий и межличностной конформности и стадию ориентации на социальный закон и порядок. Третья стадия стадия взаимных ожиданий, соглашений и меж­личностной конформности — регулируется принятием субъ­ектом той социальной роли, которая ему предписывается группой. Приоритетным является принцип «быть хорошим», стремление даже в своих мотивах и чувствах соответствовать социальным ожиданиям, чтобы сохранить доверие, расположе­
ние и уважение группы. Действует «золотое правило»: не делай другому того, что бы ты не пожелал, чтобы сделали тебе. С точки зрения социальной перспективы поведение опреде­ляется взаимоотношениями с другими людьми. Возникает убеждение в том, что взаимные чувства, отношения и ожида­ния становятся важнее индивидуальных интересов, особенно в отношениях с близкими и значимыми людьми, где их интересы оказываются выше собственных.

Четвёртая стадия конвенционального уровня — стадия социального закона и порядка — основывается на признании справедливости общественной системы, построенной на обя­зательном всеобщем выполнении правил («закон есть закон»). Законы и правила должны выполняться, кроме тех неординар­ных случаев, когда они вступают в противоречие с другими социальными обязанностями. Право человека соотносится с со­циальным, групповым и институциональным правом. Мораль­ное сознание императивно. С точки зрения социальной пер­спективы эта стадия характеризуется различением социальной позиции и взаимного соглашения на основе удовлетворения мотивов сторон. Взаимоотношения складываются в соответ­ствии с местом партнёров в социальной системе и их ролями.

Постконвенционалъный уровень морали включает стадию социального контракта и стадию универсальных этических принципов. Пятая стадия стадия социального контрак­та — основывается на положении о том, что социальные группы имеют различные ценностные приоритеты и придер­живаются разных правил, поэтому в интересах справедливос­ти необходимо заключение социального контракта, обеспечи­вающего права каждой группы и человека. Существуют все­общие ценности и права, такие, как жизнь, свобода, которые необходимо чтить в любом обществе вне зависимости от мне­ния большинства. Отношения регулируются ответственностью перед законом, защищающим права людей и интересы про­цветания общества. Чувство ответственности распространяется на взаимоотношения в семье, дружбе, межличностных связях, на работе. В основе морального мышления лежит убеждение в том, что законы и обязанности строятся на утверждении: большее благо для большего числа людей. Приоритет отдаётся социальной перспективе, основанной на уважении рацио­нально понимаемых прав и ценностей личности. Вместе с