Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
саторная мотивация в поддержании высокой самооценки и позитивной Я-концепции, которая может быть реализована как по сценарию благополучия (самореализация подростка в социально одобряемой деятельности), так и по сценарию не­благополучия в дезадаптивном поведении (нарушения школь­ной дисциплины, прогулах, демонстративном поведении, не­гативизме и т. п.). Адекватная компенсация может быть осу­ществлена только при условии, что успехи и достижения подростка являются значимыми для него и референтной груп­пы в сфере и системе ценностей.

Однако современные подростки не связывают напрямую свои ожидания в отношении будущего (прогностическую само­оценку) с уровнем школьных достижений. Это свидетельствует о том, что фактор уровня успеваемости утратил свою веду­щую роль в определении самооценки и самосознания младших подростков. Причины такого положения кроются в измене­нии общественного ценностного сознания — снижении прес­тижа и ценности образования и повышении значимости ма­териального достатка и благополучия (И. Ю. Кулагина, 2007).

Целенаправленное формирование самооценки способству­ет развитию критичности мышления. Важным условием раз­вития самооценки является создание учебных ситуаций, тре­бующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников. Однако неудовлетворённость собой, традицион­но рассматриваемая как одна из основных предпосылок са­моразвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивно­го принятия себя и отношения к себе учащегося. Отрицатель­ное отношение к себе является препятствием для развития личности и деструктивно влияет на него.
Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения

В подростковом возрасте происходит существенная пере­стройка мотивационной сферы личности.

Основой развития этой сферы являются социально выра­ботанные эталоны общественного и индивидуального созна­ния — «значения» и «смыслы» (А. Н. Леонтьев) — идеалы,

ценностные ориентации и установки. Потребность как общая направленность активности учащегося, обусловленная приня­тием «значений» и образованием «смыслов», опредмечивается в мотиве. Цель характеризует направленность ученика на полу­
чение промежуточных результатов в достижении предмета потребности. Соотнесение мотивов и цели учебной деятель­ности определяет её подлинный смысл для учащегося. Только на основе целеобразования возможна реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности. Интерес — форма проявления и выражения потребностей и мотивов уча­щегося. Мотивацию учения можно рассматривать как предпо­сылку, условие и как результат учебной деятельности.

Потребности, мотивы и цели (интересы как их проявление) определяют векторы становления мотивации как новообразо­вания учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной де­ятельности и определяет её развитие (А. К. Маркова).

Мотивационная сфера может быть рассмотрена как сис­темный объект, имеющий ряд содержательных и динамичес­ких характеристик:

Содержательные характеристики мотивов:

  • характер направленности активности ребёнка на раз­личное содержание учебной деятельности или на разные ком­поненты учебной деятельности (на способ или на результат деятельности);

  • личностная значимость (смыслообразующие мотивы и мотивы-побудители);

  • место в мотивационной системе (ведущий доминирую­щий мотив или подчинённый, второстепенный);

  • степень действенности мотива («только знаемый» или «реально действующий») (А. Н. Леонтьев);

  • уровень осознания (осознаваемый — адекватно или не­адекватно, сознательно маскируемый, неосознаваемый, вытес­ненный);

  • особенности генезиса в совместной деятельности со взрослым («внутренний», возникающий самостоятельно, и «внешний», возникающий с помощью взрослого).

Динамические характеристики мотивов:

  • устойчивость, независимость от ситуации;

  • степень удовлетворённости, неудовлетворённости;

  • эмоциональная окраска, модальность (позитивная — мотив достижения, негативная — мотив избегания неудачи);

  • быстрота возникновения;

  • сила, интенсивность, выраженность.

Существует два типа мотивации деятельности — мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания не­

удачи. Мотивация достижения — это стремление к успеху в соревновании, конкуренции, с ориентацией на стандарт вы­сокого качества исполнения. Эти два типа мотивации форми­руются в дошкольном и младшем школьном возрасте и при­обретают известную стабильность. Мотив стремления к успеху включается в мотивацию достижения наряду с мотивом избе­гания неудачи (стремление избежать чувства стыда и дис­комфорта при неуспехе) (Мак-Клеланд). Вместе с тем мотив достижения может рассматриваться и как стремление к возна­граждению, в том числе и социальному, и как самоутверж­дение.

Опосредствующим звеном любой деятельности является смысл (система смыслов) (А. Н. Леонтьев).

Общепризнанно, что учебная деятельность полимотиви-рована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Традиционно выделяют следующие составляющие мотивационной системы:

  1. Учебные и познавательные мотивы. Учебный мотив — это направленность на освоение новых знаний и способов действий. Познавательные мотивы отвечают познавательной потребности в деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема.

  2. Социальные мотивы:




  • широкий социальный мотив как стремление быть по­лезным обществу; мотив долга и ответственности перед об­ществом (М. В. Матюхина, 1984), направленность на идеалы и социальные ценности (А. К. Маркова, 1983);

  • узкий социальный, позиционный мотив — стремле­ние добиться одобрения и признания окружающими; направ­ленность на способы взаимодействия с другими людьми (А. К. Маркова, 1983), социальную идентификацию как стремление к одобрению родителей, учителей, сверстников (Р. Р. Бибрих, 1987, Н. В. Елфимова, 1991);

  • мотивы аффилиации — стремление к сохранению, со­зданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми;

  • мотив социального сотрудничества — направленность на способы взаимодействия, кооперации своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности;

  • мотивы саморазвития и самообразования — направ­ленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями (А. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. Ф. Фридман, 1983).

3. Побудительную и смыслообразующую функцию могут
выполнять внешние мотивы:

  • мотив материального вознаграждения, мотив отметки;

  • мотив стремления к безопасности и стабильности (уче­ба как вынужденное поведение или как привычное функци­онирование);

  • престижные и статусные мотивы (учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания);

  • мотив избегания неудачи.

Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.

Особое место в системе мотивов принадлежит познава­тельной мотивации, без которой усвоение системы теорети­ческих научных понятий из конечной цели (мотива-цели) мо­жет превратиться в условия достижения других целей. Иначе говоря, деятельность учащегося не приобретает учебного ха­рактера или утрачивает его (В. В. Давыдов). Возможности и условия актуализации познавательных мотивов в учебной деятельности определяются:

  1. наличием и направленностью познавательного интере­са учащихся на результаты или на способы познания (только в последнем случае можно говорить о познавательной моти­вации);

  2. уровнем развития познавательных интересов — ситуа­ционного или устойчивого личностного.

Существенную роль в развитии учебной мотивации в под­ростковом возрасте имеют познавательные и учебные интересы (ориентация на содержание и процесс учебной деятельности). Возникают относительно устойчивые личностные интересы, которые в отличие от ситуативных характеризуются своей ненасыщаемостью — чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными они становятся (Л. И. Божович, 1995). Любознательность как уровень развития познавательной потребности, отвечающей подростковому воз­расту, предполагает личностный отбор информации в соответ­ствии с уже сформировавшимися интересами и личностным отношением к знаниям. Удовлетворение познавательных интересов вызывает у подростков желание искать новые пред­меты их удовлетворения, ставить новые цели. Однако у сред­не- и особенно у слабоуспевающих учеников интерес обычно связан с новизной материала, форм и способов деятельности. Несформированность учебной деятельности и низкий уровень учебных успехов и достижений крайне неблагоприятно ска­зывается на мотивации учения.

Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно, три стадии развития её мо­
тивации:

1: Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.

  1. Объединение учебных действий в целостный акт учеб­ной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

  2. Система учебной деятельности, обобщённость, устойчи­вость и избирательность познавательных интересов, домини­рование познавательных интересов в иерархии мотивацион-ной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В. В. Давыдов).

Различные виды мотивов по-разному проявляются в пове­дении в учебном процессе. Так, познавательная мотивация проявляется в принятии решения задач, в обращениях к учи­телю за дополнительными сведениями; учебно-познаватель­ная — в самостоятельных действиях по поиску разных спо­собов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках ин­формации. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответ­ственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получению их оценок, в помощи товари­щам. При доминировании мотивов одной из перечисленных групп наблюдается характерное поведение учащихся. Было показано, что мотивы саморазвития и самосовершенствова­ния в младшем подростковом возрасте, как правило, сочета­ются с мотивом достижения. Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата (И. И. Вартанова, 2000).

Развитие учебных мотивов тесно связано с уровнем акаде­мических успехов учащихся. У слабоуспевающих учащихся круг учебных мотивов более узок, чем у хорошо успевающих учеников. У первых часто отсутствуют широкие социальные мотивы, слабо выражены познавательные и учебные мотивы. Среди социальных мотивов наиболее выражен мотив обще­ния с одноклассниками, неадекватный целям учения при традиционной форме организации учебной деятельности.

Такая организация игнорирует необходимость учебного со­трудничества и зачастую отвлекает подростков от учения. В значительном количестве случаев у слабоуспевающих детей доминирует (либо сильно выражен) мотив избегания неудачи