Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 316
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
саторная мотивация в поддержании высокой самооценки и позитивной Я-концепции, которая может быть реализована как по сценарию благополучия (самореализация подростка в социально одобряемой деятельности), так и по сценарию неблагополучия в дезадаптивном поведении (нарушения школьной дисциплины, прогулах, демонстративном поведении, негативизме и т. п.). Адекватная компенсация может быть осуществлена только при условии, что успехи и достижения подростка являются значимыми для него и референтной группы в сфере и системе ценностей.
Однако современные подростки не связывают напрямую свои ожидания в отношении будущего (прогностическую самооценку) с уровнем школьных достижений. Это свидетельствует о том, что фактор уровня успеваемости утратил свою ведущую роль в определении самооценки и самосознания младших подростков. Причины такого положения кроются в изменении общественного ценностного сознания — снижении престижа и ценности образования и повышении значимости материального достатка и благополучия (И. Ю. Кулагина, 2007).
Целенаправленное формирование самооценки способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников. Однако неудовлетворённость собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. Отрицательное отношение к себе является препятствием для развития личности и деструктивно влияет на него.
Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивационной сферы личности.
Основой развития этой сферы являются социально выработанные эталоны общественного и индивидуального сознания — «значения» и «смыслы» (А. Н. Леонтьев) — идеалы,
ценностные ориентации и установки. Потребность как общая направленность активности учащегося, обусловленная принятием «значений» и образованием «смыслов», опредмечивается в мотиве. Цель характеризует направленность ученика на полу
чение промежуточных результатов в достижении предмета потребности. Соотнесение мотивов и цели учебной деятельности определяет её подлинный смысл для учащегося. Только на основе целеобразования возможна реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности. Интерес — форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащегося. Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности.
Потребности, мотивы и цели (интересы как их проявление) определяют векторы становления мотивации как новообразования учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной деятельности и определяет её развитие (А. К. Маркова).
Мотивационная сфера может быть рассмотрена как системный объект, имеющий ряд содержательных и динамических характеристик:
Содержательные характеристики мотивов:
Динамические характеристики мотивов:
Существует два типа мотивации деятельности — мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания не
удачи. Мотивация достижения — это стремление к успеху в соревновании, конкуренции, с ориентацией на стандарт высокого качества исполнения. Эти два типа мотивации формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте и приобретают известную стабильность. Мотив стремления к успеху включается в мотивацию достижения наряду с мотивом избегания неудачи (стремление избежать чувства стыда и дискомфорта при неуспехе) (Мак-Клеланд). Вместе с тем мотив достижения может рассматриваться и как стремление к вознаграждению, в том числе и социальному, и как самоутверждение.
Опосредствующим звеном любой деятельности является смысл (система смыслов) (А. Н. Леонтьев).
Общепризнанно, что учебная деятельность полимотиви-рована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Традиционно выделяют следующие составляющие мотивационной системы:
3. Побудительную и смыслообразующую функцию могут
выполнять внешние мотивы:
Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива-цели) может превратиться в условия достижения других целей. Иначе говоря, деятельность учащегося не приобретает учебного характера или утрачивает его (В. В. Давыдов). Возможности и условия актуализации познавательных мотивов в учебной деятельности определяются:
Существенную роль в развитии учебной мотивации в подростковом возрасте имеют познавательные и учебные интересы (ориентация на содержание и процесс учебной деятельности). Возникают относительно устойчивые личностные интересы, которые в отличие от ситуативных характеризуются своей ненасыщаемостью — чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными они становятся (Л. И. Божович, 1995). Любознательность как уровень развития познавательной потребности, отвечающей подростковому возрасту, предполагает личностный отбор информации в соответствии с уже сформировавшимися интересами и личностным отношением к знаниям. Удовлетворение познавательных интересов вызывает у подростков желание искать новые предметы их удовлетворения, ставить новые цели. Однако у средне- и особенно у слабоуспевающих учеников интерес обычно связан с новизной материала, форм и способов деятельности. Несформированность учебной деятельности и низкий уровень учебных успехов и достижений крайне неблагоприятно сказывается на мотивации учения.
Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно, три стадии развития её мо
тивации:
1: Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
Различные виды мотивов по-разному проявляются в поведении в учебном процессе. Так, познавательная мотивация проявляется в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательная — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получению их оценок, в помощи товарищам. При доминировании мотивов одной из перечисленных групп наблюдается характерное поведение учащихся. Было показано, что мотивы саморазвития и самосовершенствования в младшем подростковом возрасте, как правило, сочетаются с мотивом достижения. Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата (И. И. Вартанова, 2000).
Развитие учебных мотивов тесно связано с уровнем академических успехов учащихся. У слабоуспевающих учащихся круг учебных мотивов более узок, чем у хорошо успевающих учеников. У первых часто отсутствуют широкие социальные мотивы, слабо выражены познавательные и учебные мотивы. Среди социальных мотивов наиболее выражен мотив общения с одноклассниками, неадекватный целям учения при традиционной форме организации учебной деятельности.
Такая организация игнорирует необходимость учебного сотрудничества и зачастую отвлекает подростков от учения. В значительном количестве случаев у слабоуспевающих детей доминирует (либо сильно выражен) мотив избегания неудачи
Однако современные подростки не связывают напрямую свои ожидания в отношении будущего (прогностическую самооценку) с уровнем школьных достижений. Это свидетельствует о том, что фактор уровня успеваемости утратил свою ведущую роль в определении самооценки и самосознания младших подростков. Причины такого положения кроются в изменении общественного ценностного сознания — снижении престижа и ценности образования и повышении значимости материального достатка и благополучия (И. Ю. Кулагина, 2007).
Целенаправленное формирование самооценки способствует развитию критичности мышления. Важным условием развития самооценки является создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников. Однако неудовлетворённость собой, традиционно рассматриваемая как одна из основных предпосылок саморазвития и самовоспитания, может выполнять свою конструктивную функцию только на фоне общего позитивного принятия себя и отношения к себе учащегося. Отрицательное отношение к себе является препятствием для развития личности и деструктивно влияет на него.
Смыслопорождение и смыслообразование. Развитие мотивов учения
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка мотивационной сферы личности.
Основой развития этой сферы являются социально выработанные эталоны общественного и индивидуального сознания — «значения» и «смыслы» (А. Н. Леонтьев) — идеалы,
ценностные ориентации и установки. Потребность как общая направленность активности учащегося, обусловленная принятием «значений» и образованием «смыслов», опредмечивается в мотиве. Цель характеризует направленность ученика на полу
чение промежуточных результатов в достижении предмета потребности. Соотнесение мотивов и цели учебной деятельности определяет её подлинный смысл для учащегося. Только на основе целеобразования возможна реализация актуальных и рождение новых мотивов учебной деятельности. Интерес — форма проявления и выражения потребностей и мотивов учащегося. Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности.
Потребности, мотивы и цели (интересы как их проявление) определяют векторы становления мотивации как новообразования учебной деятельности. Психологический механизм сдвига мотива на цель порождает новые смыслы учебной деятельности и определяет её развитие (А. К. Маркова).
Мотивационная сфера может быть рассмотрена как системный объект, имеющий ряд содержательных и динамических характеристик:
Содержательные характеристики мотивов:
-
характер направленности активности ребёнка на различное содержание учебной деятельности или на разные компоненты учебной деятельности (на способ или на результат деятельности); -
личностная значимость (смыслообразующие мотивы и мотивы-побудители); -
место в мотивационной системе (ведущий доминирующий мотив или подчинённый, второстепенный); -
степень действенности мотива («только знаемый» или «реально действующий») (А. Н. Леонтьев); -
уровень осознания (осознаваемый — адекватно или неадекватно, сознательно маскируемый, неосознаваемый, вытесненный); -
особенности генезиса в совместной деятельности со взрослым («внутренний», возникающий самостоятельно, и «внешний», возникающий с помощью взрослого).
Динамические характеристики мотивов:
-
устойчивость, независимость от ситуации; -
степень удовлетворённости, неудовлетворённости; -
эмоциональная окраска, модальность (позитивная — мотив достижения, негативная — мотив избегания неудачи); -
быстрота возникновения; -
сила, интенсивность, выраженность.
Существует два типа мотивации деятельности — мотивация достижения (ориентация на успех) и мотивация избегания не
удачи. Мотивация достижения — это стремление к успеху в соревновании, конкуренции, с ориентацией на стандарт высокого качества исполнения. Эти два типа мотивации формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте и приобретают известную стабильность. Мотив стремления к успеху включается в мотивацию достижения наряду с мотивом избегания неудачи (стремление избежать чувства стыда и дискомфорта при неуспехе) (Мак-Клеланд). Вместе с тем мотив достижения может рассматриваться и как стремление к вознаграждению, в том числе и социальному, и как самоутверждение.
Опосредствующим звеном любой деятельности является смысл (система смыслов) (А. Н. Леонтьев).
Общепризнанно, что учебная деятельность полимотиви-рована и побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Традиционно выделяют следующие составляющие мотивационной системы:
-
Учебные и познавательные мотивы. Учебный мотив — это направленность на освоение новых знаний и способов действий. Познавательные мотивы отвечают познавательной потребности в деятельности, направленной на получение нового знания. Познавательная потребность «бескорыстна», поэтому она практически ненасыщаема. -
Социальные мотивы:
-
широкий социальный мотив как стремление быть полезным обществу; мотив долга и ответственности перед обществом (М. В. Матюхина, 1984), направленность на идеалы и социальные ценности (А. К. Маркова, 1983); -
узкий социальный, позиционный мотив — стремление добиться одобрения и признания окружающими; направленность на способы взаимодействия с другими людьми (А. К. Маркова, 1983), социальную идентификацию как стремление к одобрению родителей, учителей, сверстников (Р. Р. Бибрих, 1987, Н. В. Елфимова, 1991); -
мотивы аффилиации — стремление к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми; -
мотив социального сотрудничества — направленность на способы взаимодействия, кооперации своих усилий с усилиями других людей в ходе учебной деятельности; -
мотивы саморазвития и самообразования — направленность на саморазвитие и постоянное усовершенствование способов овладения знаниями и компетентностями (А. К. Маркова, А. Б. Орлова, Л. Ф. Фридман, 1983).
3. Побудительную и смыслообразующую функцию могут
выполнять внешние мотивы:
-
мотив материального вознаграждения, мотив отметки; -
мотив стремления к безопасности и стабильности (учеба как вынужденное поведение или как привычное функционирование); -
престижные и статусные мотивы (учёба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания); -
мотив избегания неудачи.
Эти мотивы могут оказывать и негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.
Особое место в системе мотивов принадлежит познавательной мотивации, без которой усвоение системы теоретических научных понятий из конечной цели (мотива-цели) может превратиться в условия достижения других целей. Иначе говоря, деятельность учащегося не приобретает учебного характера или утрачивает его (В. В. Давыдов). Возможности и условия актуализации познавательных мотивов в учебной деятельности определяются:
-
наличием и направленностью познавательного интереса учащихся на результаты или на способы познания (только в последнем случае можно говорить о познавательной мотивации); -
уровнем развития познавательных интересов — ситуационного или устойчивого личностного.
Существенную роль в развитии учебной мотивации в подростковом возрасте имеют познавательные и учебные интересы (ориентация на содержание и процесс учебной деятельности). Возникают относительно устойчивые личностные интересы, которые в отличие от ситуативных характеризуются своей ненасыщаемостью — чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряжёнными они становятся (Л. И. Божович, 1995). Любознательность как уровень развития познавательной потребности, отвечающей подростковому возрасту, предполагает личностный отбор информации в соответствии с уже сформировавшимися интересами и личностным отношением к знаниям. Удовлетворение познавательных интересов вызывает у подростков желание искать новые предметы их удовлетворения, ставить новые цели. Однако у средне- и особенно у слабоуспевающих учеников интерес обычно связан с новизной материала, форм и способов деятельности. Несформированность учебной деятельности и низкий уровень учебных успехов и достижений крайне неблагоприятно сказывается на мотивации учения.
Можно выделить три основные стадии развития учебной деятельности и, соответственно, три стадии развития её мо
тивации:
1: Освоение учащимися отдельных учебных действий, ситуационный познавательный интерес и мотивация.
-
Объединение учебных действий в целостный акт учебной деятельности, устойчивость познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. -
Система учебной деятельности, обобщённость, устойчивость и избирательность познавательных интересов, доминирование познавательных интересов в иерархии мотивацион-ной системы, принятие познавательным мотивом функций побуждения и смыслообразования (В. В. Давыдов).
Различные виды мотивов по-разному проявляются в поведении в учебном процессе. Так, познавательная мотивация проявляется в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательная — в самостоятельных действиях по поиску разных способов решения, в вопросах к учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в вопросах о дополнительных источниках информации. Социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; узкие социальные — в стремлении к контактам со сверстниками и получению их оценок, в помощи товарищам. При доминировании мотивов одной из перечисленных групп наблюдается характерное поведение учащихся. Было показано, что мотивы саморазвития и самосовершенствования в младшем подростковом возрасте, как правило, сочетаются с мотивом достижения. Познавательный мотив часто является лишь средством самоутверждения и достижения успешного результата (И. И. Вартанова, 2000).
Развитие учебных мотивов тесно связано с уровнем академических успехов учащихся. У слабоуспевающих учащихся круг учебных мотивов более узок, чем у хорошо успевающих учеников. У первых часто отсутствуют широкие социальные мотивы, слабо выражены познавательные и учебные мотивы. Среди социальных мотивов наиболее выражен мотив общения с одноклассниками, неадекватный целям учения при традиционной форме организации учебной деятельности.
Такая организация игнорирует необходимость учебного сотрудничества и зачастую отвлекает подростков от учения. В значительном количестве случаев у слабоуспевающих детей доминирует (либо сильно выражен) мотив избегания неудачи