Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подчеркивая недопустимость появления в финансовой системе страны заметного бюджетного дефицита, неоклассики с гораздо большей симпатией относятся к противоположному типу бюджетного неравновесия — профициту государственного бюджета. Отстаивая безусловную целесообразность его появления в сфере общегосударственных финансов даже в обстановке неполной занятости и кризисных потрясений национальной экономики, они склонны к использованию этого бюджетного излишка вовсе не на Централизованные инвестиции в реальный сектор, а либо на досрочное погашение внешней задолженности государства, либо на формирование стратегического резерва финансовых ресурсов (в антиинфляционных целях и на случай внезапного ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры), либо, наконец, на сокращение налоговых ставок. В последнем случае налоговая реформа, нацеленная на снижение налогового пресса прежде всего на высокодоходные слои населения, расценивается в качестве не только мощного рычага ускоренного роста ВВП, но и радикального способа восстановления пошатнувшегося равновесия в бюджетной сфере.
Типичным представителем данной модели фискальной политики можно считать
США. Ситуация в налоговой сфере этой страны до налоговой реформы 1980-х гг. была во многом похожа на шведскую. Налоговая система не способствовала наращиванию сбережений и инвестиций, а также заинтересованности в высокопроизводительном труде.
В 1981 году из каждого рабочего дня на выплаты государству уходило 2 часа 45 минут, тогда как в 1929 г. — менее часа. Это привело к массовому недовольству населения проводимой политикой и нарастающему стремлению уклониться от налогов. Несогласие с реализуемой налоговой доктриной подтолкнуло ряд штатов к принятию законов, ограничивающих право правительства увеличивать налоги. Целое политическое движение выступало за внесение поправок в Конституцию США, призванных ограничить налоговую нагрузку, и за обеспечение сбалансированного бюджета. Все это косвенно свидетельствовало о достижении в США (как, впрочем, и в большинстве других экономически развитых стран) некоего предельно допустимого, максимального уровня перераспределения ВВП через бюджетную систему. В таких условиях дальнейшее наращивание доходов бюджета (хотя бы пропорционально росту национального продукта) становилось возможным лишь при условии кардинальных перемен в структуре
налоговых изъятий, нацеленных на восстановление пошатнувшегося баланса экономической эффективности и социальной справедливости. В 1980-е годы правительство США заменило кейнсианскую концепцию "вводи налоги и расходуй средства" на неоклассическую концепцию "снижай налоги, занимай деньги и расходуй средства". Однако реализация последней не привела к сокращению избыточной поляризации общества. Ярко выраженная несправедливость рассматриваемой модели проявляется, в частности, в том, что 10% наиболее обеспеченного населения Соединенных
Штатов располагают сегодня 73% суммарного национального богатства, в то время как остальные 90% — лишь 27%.
Резюмируя разговор о финансовой политике в целом, следует отметить три положения:
1. Успех финансовой политики в определенной степени зависит от того, какую институциональную структуру имеет государство. В условиях федерации состав субъектов, участвующих в принимаемых решениях, достаточно велик. Он предопределен наличием нескольких уровней управления (федерального, регионального, местного). Это обусловливает различные целевые устремления субъектов экономики Проводимые на уровне федерации меры по антициклической политике могут наталкиваться на противодействие региональных или местных органов власти, каждый из которых действует согласно собственным финансовым планам. Общефедеральные меры но сдерживанию спроса или его стимуляции не всегда корреспондируют с текущими проектами отдельных регионов.
2. Использование государственных финансовых рычагов требует временных затрат.
Оперативность принятия финансовых решений на уровне правительства невелика. Это ставит задачу своевременного прогнозирования опасных ситуаций в экономике.
3. Финансовые методы регулирования порождают мультиплицирующий эффект в действиях частных субъектов. Однако отсутствие точной методологии определения, в какой мере частный сектор реагирует на бюджетные меры государства, создает определенную сложность для финансовою регулирования экономики.


1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

Дискреционная финансовая политика
Обращаясь к вопросу о функционировании данного инструмента, отметим: в рассматриваемом механизме заложены различные алгоритмы регулирования. Одни из них
реализуются в результате целенаправленных действий правительства. Другие алгоритмы
проявляют себя как автоматически действующий механизм (который изначально также был заложен соответствующими решениями, но который действует по принципу: возникает проблема — автоматически срабатывает механизм). Наиболее ярко обозначенные автоматические регулирующие элементы прогрессивная ставка налогов и социальные выплаты по безработице. Наличие двух алгоритмов регулирования дало основание выделить в финансовой политике два ее вида (таблица 6.5.).
Таблица 6.5.
Виды финансовой политики
Экономическое содержание классифицируемого явления
Терминология, используемая в американской литературе
Терминология используемая в немецкой литературе
1
Осознанное и целенаправленное манипулирование системой налогов и расходов с целью воздействия на уровень экономической активности.
Реализуется через совокупность мер, конкретно принимаемых в связи с реальной проблемой
Дискреционная фискальная политика
Финансовая политика без учета "автоматического стабилизатора"
2 Процесс, автоматического воздействия финансовых рычагов на уровень экономической активности.
Действие встроенных стабилизаторов.
Недискреционная фискальная политика
Финансовая политика основанная на действии "автоматического стабилизатора"
Говоря об автоматизме финансовой политики, отметим позицию известного специалиста в области финансовой теории, немецкого экономиста Ф. Ноймарка.
"Автоматический стабилизатор" (или "встроенная гибкость" финансовой системы) представляет, но его мнению, антициклическую приспособляемость государственного бюджета к экономической ситуации, проявляющуюся автоматически, без каких-либо мер,
и обусловленную природой определенных доходов или расходов.
Высокая степень "встроенной гибкости" финансовой системы желательна для экономики. Финансовые стабилизаторы имеют свои плюсы, они снижают потребность в точном диагнозе и прогнозе конъюнктурного положения. Поскольку встроенные стабилизаторы действуют в направлении, желательном для проведения антициклической политики, они создают определенный лаг времени для налоговой политики. Этот дополнительный временной отрезок позволяет установить, какова природа экономических колебаний, нужны ли еще дополнительные меры финансовой политики. Вместе с тем финансовая теория отмечает, что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить к переоценке их возможностей. Данный стабилизатор, как правило, смягчает конъюнктурные колебания, но не может им полностью помешать.
Начнем с анализа дискреционной финансовой политики государства.
Дискреционная фискальная политика (от лат. discrecio — "действующий по своему усмотрению") рассматривается кейнсианцами как способ нейтрализации рыночного фиаско посредством сознательного манипулирования налогами, государственными расходами и сальдо государственного бюджета. Цель такой правительственной политики заключается в приближении объема ВВП к его потенциальному уровню и обеспечении тем самым стабилизации национальной экономики.
Основные правила дискреционной фискальной политики, требующей неустанного принятия кабинетом министров ряда специальных решений, таковы:
1. если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью экспансионистской бюджетно - налоговой политики;
2. если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами рестриктивной фискальной политики;
3. если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и совокупного предложения (конъюнктурно- нейтральная фискальная политика).
Фискальная экспансия в краткосрочной перспективе обеспечивает преодоление экономического спада, а в долгосрочной — служит инструментом расширения предложения факторов производства и роста экономического потенциала общества. Так,

состоявшееся в декабре 1997 г. решение правительства Японии снизить ставки подоходного налога, повлекшее за собой сокращение доходов государственного бюджета на 2 трлн. иен, было направлено в первую очередь на преодоление затянувшейся депрессии. Но целенаправленно стимулируя расширение совокупного спроса, такой шаг кабинета министров был, несомненно, нацелен и на долгосрочное наращивание совокупного предложения в этой стране.
Фискальная рестрикция в краткосрочном периоде является орудием ограничения инфляционных процессов в национальном хозяйстве, а вот в долгосрочном аспекте она через повышение налоговой нагрузки на национальную экономику, хотя и выталкивает из сферы производства слабые, нежизнеспособные предприятия (содействуя тем самым росту экономической эффективности), вполне может спровоцировать развертывание в ней механизма стагфляции. Вероятность подобного развития события, влекущего за собой разрушение производственного потенциала страны, особенно возрастает в случае, если повышение налогов сочетается с пропорциональным сокращением расходов по всем статьям бюджета без четкого определения приоритетов такого секвестирования, скажем, в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда, на котором в этом случае неминуемо нарастает напряженность.
В настоящее время в мире реализуются сотни программ так называемых налоговых расходов бюджета, обычно расширяющихся в условиях экономического спада и с трудом сокращающихся при наступлении подъема. При этом важнейшими инструментами стимулирования депрессивной национальной экономики в рамках экспансионистского варианта осуществления дискреционной фискальной политики являются следующие налоговые льготы:
- налоговые изъятия и скидки;
- налоговые кредиты;
- ускоренная амортизация.
Налоговые изъятия и скидки предполагают полное или частичное освобождение от налогообложения (как прямого, так и косвенного) тех предприятий, которые участвуют в реализации целей государства и функционируют в приоритетных сферах деятельности.
Например, в Великобритании льготы в свое время получили компании, осваивающие
нефтяные месторождения в Северном море, во Франции — предприятия аэрокосмического комплекса. Преференции в виде беспошлинного импорта на безвозвратной основе предоставляются компаниям, которые завозят в страну высокопроизводительное оборудование и способствуют тем самым обновлению основного капитала как условие выхода страны из экономического кризиса. Если же правительство желает стимулировать экспорт, что крайне важно, например, в условиях кризисного перепроизводства, то оно, учитывая опыт Германии и Японии, предоставляет налоговые скидки на доход предприятий, выходящих со своей продукцией на мировой рынок. Недавно в КНР налоговые льготы получили экспортеры высокотехнологичной продукции. В современной Франции акционерные общества в течение первых двух лет своей деятельности полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль, на третий год налогом облагается только четверть их чистого дохода, и лишь с шестого года вся прибыль компании включается в сферу подоходного налогообложения. Стремление к форсированному развитию малого бизнеса (и преодолению тем самым вынужденной безработицы) может выразиться в объявлении для его начинающих представителей "налоговых каникул" на определенный срок, скажем, до момента смены фазы оживления фазой подъема. Обычно продолжительность подобных "каникул" составляет три-пять лет.
Однако, всемерно стимулируя приток средств иностранных инвесторов, правительство
Ирландии предоставляет им эти налоговые льготы на срок до 11 лет, Италии и
Саудовской Аравии — десять лет, Узбекистана — до семи лет.
"Налоговые каникулы" могут стать фактически и бессрочными, если речь идет о принципиальном отказе властей от обложения капиталов, вложенных в производство и остающихся в нем.
Налоговые кредиты означают предоставление на возвратной основе отсрочки налоговых платежей под определенные цели. Использование налогового кредита тождественно направлению части средств налогоплательщиков через государственный бюджет на инвестирование частного сектора экономики. Наибольшее распространение в мировой практике получил инвестиционный налоговый кредит. Его основная разновидность — регулярный налоговый кредит, т.е. вычет из налоговых обязательств корпораций, осуществляющих инвестиции в новое оборудование, в процентном

отношении к сумме данных вложений. Размер подобных вычетов зависит от степени приоритетности той или иной отрасли, срока службы оборудования, размера вложенных инвестиций. Наиболее существенное влияние такой кредит оказал на производство компьютеров, в котором благодаря этой льготе возросла инвестиционная активность. В хозяйственной практике получили распространение также налоговый кредит на реставрацию исторических ценностей; энергетический налоговый кредит, который поощряет сокращение потребления электроэнергии или изменение типа используемых энергетических источников (солнечных, земных, океанских и др.); налоговый кредит предпринимателям, принимающим на работу молодежь, ветеранов войн, инвалидов, лиц после заключения и т.п. Во времена президентства Б. Клинтона в США был резко расширен (до 3 тыс. дол. в год) налоговый кредит работающим малоимущим, что позволило улучшить материальное положение примерно 15 млн. семей. В странах ЕС налоговый кредит используется, в частности, в качестве инструмента региональной политики. Например, во Франции он сглаживает относительную социально- экономическую отсталость северных регионов страны, а в Италии — южных. Легко заметить, что при существующих ныне процентных ставках по кредитам отсрочка уплаты налога на семь-десять лет для предприятия фактически тождественна его полному освобождению от налогов.
Ускоренная амортизация. Политика ускоренной амортизации впервые была введена в 1942 г. в США. Ее антикризисный эффект состоит в следующем: в фазе экономического спада государство в законодательном порядке увеличивает нормы списания основного капитала в размерах, значительно превышающих его действительный износ. Как следствие, возрастает спрос на современное оборудование, расширяется емкость рынка продукции машиностроения, происходит развитие всех связанных с ним отраслей экономики. Политика ускоренной амортизации относится сегодня к числу мощных инструментов стимулирования инвестиционной активности и наращивания занятости населения в наиболее приоритетных отраслях национальной экономики в условиях нисходящей и низкой экономической конъюнктуры. Используя ускоренное амортизационное списание основного капитала в качестве средства антикризисного регулирования воспроизводства, правительство фактически законодательно разрешает