Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Бюрократизм и разбухание издержек на содержание управленческого аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль над их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту расходов российского бюджета на управление экономикой.
7. Отвлечение специалистов от участия в производстве товаров и услуг на фирмах.
Наращивание расходов правительства, связанное с активизацией его участия в регулировании экономики, предполагает адекватное расширение аппарата государственного управления, в результате чего высокопрофессиональные кадры покидают сферу производительного труда. Привлекаемые высокой оплатой труда, а также различными льготами и привилегиями квалифицированные работники (юристы, экономисты, инженеры и другие специалисты) охотно "перетекают" в аппарат государственного управления, что приводит к нарушению неких оптимальных пропорций в использовании трудовых ресурсов страны.
8. Коррупция органов власти. Коррупцию условно можно подразделить на бытовую коррупцию, охватывающую сферу рутинных взаимодействий граждан и власти
(здравоохранение, образование, судопроизводство, различного вида регистрации, военный призыв, личная безопасность и т. п.), и деловую коррупцию, распространяющуюся на сферу взаимодействия бизнеса и власти-регулятора. В странах с высоким уровнем коррупции (как в России) особенно существенна первая, в то время как в западных странах коррупция более распространена в сфере деловой активности.
Сферы коррупционного взаимодействия граждан или бизнеса, с одной стороны, и государства — с другой, будут характеризоваться термином "коррупционный рынок". Это обусловлено тем, что коррупционные сделки имеют многие признаки обычного рыночного обмена, особенно в сфере бытовой коррупции. Разные сферы коррупции обладают свойствами, которые можно интерпретировать в традиционных экономических терминах предложения, спроса, цены товара, объема рынка и т. п. Можно использовать и такие термины, как максимальная склонность к коррупционному потреблению для взяткополучателей и коррупционный мультипликатор. Специальные коррупционные рынки могут выделяться как по предложению (уровни и виды органов власти), так и по
спросу (разные сферы государственных услуг, в которых нуждаются клиенты). Также основанием могут выступать отрасли экономики и сферы деловой активности.
Кроме того, мы выделяем различные типы стратегий поведения взяткодателей.
Наиболее распространена, особенно в деловой коррупции, стратегия адаптации: граждане и предприниматели с помощью коррупции активно используют дефекты государственного регулирования, чтобы получить односторонние преимущества. Речь идет об адаптации к среде государственного регулирования. Стратегия уклонения — следующая по распространенности. Она носит пассивный характер. В этом случае стараются минимизировать контакты с государством. Нередко мы сталкиваемся и с типом поведения взяткодателей, который можно назвать безысходностью, когда взятку дают, поскольку нет альтернативных методов решения проблемы, а цена отказа от взятки слишком высока, при этом коррупция воспринимается как данность, как естественная часть социального порядка.
Следующие две стратегии касаются исключительно взаимодействия власти и бизнеса, они универсальные, то есть так или иначе присутствуют всегда. Первая стратегия свойственна представителям бизнеса и называется "захват государства" (state capture).
Этим термином обозначают корпоративные и индивидуальные стратегии поведения бизнеса, направленные на установление теневого контроля над принятием властных решений, имея в виду и разные ветви, и разные уровни власти (центральный, региональный и т. п.).
Другую стратегию можно назвать "захват бизнеса" (business capture). Под этим мы предлагаем понимать совокупность стратегий и практик, с помощью которых власть в лице своих представителей или даже организаций стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и (или) индивидуального извлечения административной ренты. В этом случае рента обеспечивается не получаемыми взятками, а непосредственно бизнесом и доходом от него.
Приведем данные в области коррупции в России по данным специальных социологических опросов, проведенных Фондом ИНДЕМ или при его методическом участии в 2001, 2005 и 2010 гг. В первых двух опросах участвовали граждане и предприниматели, в последнем — граждане.


В таблице 1.2. приведены значения характеристики рынка бытовой коррупции для
2001, 2005 и 2010 гг.
Таблица 1.2.
Сопоставление значений характеристик рынка бытовой коррупции в России в 2001,
2005 и 2010 гг. (в %)
Характеристика
2001
2005
2010
Коррупционный охват
50,4 54,9 51,0
Риск коррупции
25,7 35,0 28,9
Готовность давать взятки
74,7 53,2 47,3
Интенсивность коррупции
1,19 0,882 0,761
Средний размер взятки, руб.
1817 2780 5285
Средний нормированный размер взятки-1*
121 92 93
Средний нормированный размер взятки-2*
59,3 34,3 28,7
Среднегодовой коррупционный взнос, руб.
2162 2452 4022
Нормированный среднегодовой коррупционный взнос-1*
144 81 70
Нормированный среднегодовой коррупционный взнос-2*
70,6 30,0 21,8
Объем рынка "бытовой" коррупции, млн руб. 84 750 129 003 164 221
Нормированный объем рынка "бытовой" коррупции-1*
2,0 1,2 0,75
Нормированный объем рынка "бытовой" коррупции-2**
0,95 0,60 0,42
Поясним основные используемые показатели. Коррупционный охват — доля респондентов, заявивших, что хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию. Риск коррупции — доля респондентов, попавших в коррупционную ситуацию при последнем по времени взаимодействии с представителем государства. Готовность давать взятки — доля респондентов, давших взятку в последней по времени коррупционной ситуации.
Интенсивность коррупции — среднее число взяток в год, приходящихся на одного взяткодателя. Средний размер взятки — значение, получаемое усреднением размеров взяток без учета заданного числа самых больших и самых маленьких взяток; отсечение последних обеспечивает робастность (устойчивость) значений индикатора. Средний нормированный размер взятки-1 — средний размер взятки, отнесенный к величине прожиточного минимума. Средний нормированный размер взятки-2 — средний размер взятки, отнесенный к величине среднегодового месячного подушевого дохода.
Среднегодовой коррупционный взнос — среднегодовые затраты на взятки одного взяткодателя, определяется как произведение интенсивности коррупции на средний размер взятки. Нормированный среднегодовой коррупционный взнос-1 и 2 получаются
как отношение среднегодового коррупционного взноса к величинам прожиточного минимума и среднегодового месячного подушевого дохода соответственно. Объем рынка бытовой коррупции — оценка суммы взяток, выплаченных взяткодателями за год.
Нормированный объем рынка "бытовой" коррупции-1 и 2 получаются как отношение объема рынка "бытовой" коррупции к годовым расходам на конечное потребление домашних хозяйств и к величине ВВП соответственно.
Из таблицы 1.2. видно, что существует устойчивая тенденция бегства граждан от взяток, что выражается в уменьшении готовности платить взятки и снижении интенсивности коррупции. Уменьшение риска коррупции в промежутке с 2005 по 2010 г. объясняется реакцией взяткополучателей на начавшуюся борьбу с коррупцией. Вместе с тем, несколько реже беря взятки, коррупционеры компенсируют это ростом размеров взяток.
Уровень бытовой коррупции для 16 специальных рынков приведен на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Значения обобщенного индикатора "Уровень бытовой коррупции" для
16 специальных рынков бытовой коррупции
Мы видим, что лидирующее положение занимают два рынка: высшее образование и дорожная полиция. Далее с некоторым отрывом идут призыв на военную службу и дошкольные учреждения.
Далее рассмотрим объемы деловой коррупции. Основные показатели деловой коррупции в Российской Федерации по данным исследования 2001 и 2005 года приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3.


Сопоставление значений характеристик рынка деловой коррупции в России в 2001 и
2005 гг.
Основные компоненты оценки рынка
2001
2005
Коррупционный охват, %
81,7 81,2
Интенсивность коррупции
2,25 1,8
Средний размер взятки, 1000 долл.
11,0 137,23
Объем рынка деловой коррупции, млрд долл.
33,8 318,6
Объем рынка деловой коррупции относительно объема ВВП, %
11,2 53,7
Объем рынка деловой коррупции относительно величины оборота, %
6,3 30,8
Все многообразие видов деловой коррупции может быть классифицировано по двум принципиально различным основаниям: кому платят и кто платит. Первое основание порождает классификацию видов коррупции по специальным рынкам: по ветвям власти
(законодательной, исполнительной, судебной) и видам регулирования (нефинансовое контрольное, надзорное; фискальное, налоговое; лицензионное; таможенное; правоохранительное). Второе основание порождает классификацию видов коррупции в соответствии с различными группами взяткодателей. Мы начнем с сопоставления типов взяткополучателей, используя структуру специальных рынков коррупции, то есть долю взяток, приходящихся на каждый рынок (сопоставление средних размеров взяток не выявило значимых различий) (рисунок 1.5.).
Рисунок 1.5. Доля взяток приходящаяся на каждую из ветвей власти, во всей совокупности зафиксированных коррупционных сделок
Мы видим из рисунка 1.5., что наибольшая доля взяток приходится на исполнительную власть (87,4%), что обусловлено тем, что исполнительная власть
осуществляет перераспределение финансовых средств государства и напрямую занимается регулированием экономики. Доля законодательной власти составляет 7,1%, а судебной 5,5%.
9. Утечка инсайдерской информации из государственных ведомств. В деловом обороте под понятием “инсайдер” (от англ. inside – внутри) понимается любое лицо, имеющее доступ к конфиденциальной информации о делах фирмы благодаря своему служебному положению и родственным связям. Следовательно, инсайдерская информация – информация внутренняя. Во многих случаях наблюдается утечка инсайдерсткой информации из госураственных органов со стороны сотрудников преследующих собственные цели.
Вопросы для самоконтроля

Что такое государство? Раскройте основные теории происхождения государства.

Какую регулирующую роль должно играть государство в экономике в соответствии с основными школами экономической теории?

Что означает термин "фиаско рынка". Какие разновидности рыночного фиаско вы знаете?

Охарактеризуйте механизм возникновения и социально-экономические последствия отрицательных внешних эффектов.

Приведите пять-шесть примеров возникновения отрицательных экстерналий и укажите способы их нейтрализации.

Охарактеризуйте механизм образования и социально-экономические последствия положительных внешних эффектов.

Приведите пять-шесть примеров возникновения положительных экстерналий и укажите способы их нейтрализации.

Какие административные и экономические регуляторы используются для обеспечения экологической безопасности страны?

С помощью каких приемов правительство способно устранить интерналии?



Назовите различия между частными и общественными благами. В чем состоит суть проблемы фрирайдера ("безбилетного пассажира")? Каков механизм ее разрешения?

Какие блага относятся к категории квазиобщественных? Приведите пять- шесть примеров подобных смешанных благ.

Какие варианты финансирования общественных и квазиобщественных благ используются в современной рыночной экономике? Какой из них, по вашему мнению, является более эффективным?

Выведите из теории рыночного фиаско необходимость государственной антимонопольной политики.

Докажите необходимость проведения государством стабилизационной политики.

Выведите из теории рыночного фиаско необходимость государственной социальной политики. Каковы ее основные инструменты?

Свяжите теорию рыночного фиаско и необходимость проведения государством структурной политики. Каково ее содержание?

Свяжите теорию рыночного фиаско и необходимость проведения государством региональной и внешнеэкономической политики. Раскройте их содержание.

Какие проявления фиаско рынка наблюдаются в современной российской экономике?

Чем определяются минимально необходимые и максимально допустимые пределы вмешательства государства в экономику? Каковы последствия нарушения каждой из этих границ?

Какие функции современного государства выходят за рамки теории рыночного фиаско?

Какие проявления недостаточности, "осечки" государства наблюдаются в современном обществе?

Какие способы нейтрализации фиаско государства вы можете предложить?


Какие проявления фиаско государства наблюдаются в современной российской экономике?
Объекты и субъекты государственного регулирования экономики
Социально-экономическая система как объект государственного регулирования экономики, ее
структура
Хозяйство, изучаемое экономической теорией, существует, в конечном счете, для удовлетворения людей всем необходимым для их жизнедеятельности. Причем хозяйство не следует рассматривать как некую разнородную, хаотически перемешанную массу различных вещей. Социально-экономическая система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ, определенный способ производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономика любой страны представляет собой набор взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев, каждое из которых, в свою очередь, состоит из многих различных видов деятельности, причем любое из них не может полноценно существовать и развиваться без остальных.
Все субъекты экономики принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения, в результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами. Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство. И именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией.
Условно социально – экономическая система состоит из следующих элементов:
- материально-техническая – материальные ресурсы общества, его природные ресурсы, предметы труда, средства труда, предприятия, производственная инфраструктура;


- социально-экономическая - совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем Образования, квалификацией, производственным опытом;
- организационно-хозяйственная (хозяйственный механизм) - совокупность способов, инструментов, форм организации связей между различными субъектами экономической системы, механизм распределения ограниченных ресурсов общества.
Экономическую систему можно структурировать по различным признакам: по функциональному назначению; отраслевому набору; воспроизводственному подходу; институциональному составу; социальному содержанию.
Функциональная структура экономической системы предусматривает согласование взаимодействия человека, природы и продукта, создаваемого с их участием. Современная функциональная структура российского хозяйства далеко не совершенна. Это выражается в том, что производство нужных стране товаров недостаточно развито по целому ряду позиций. Вместе с тем Россия пытается продавать на мировых рынках товары, которые есть в достаточном количестве в других странах. Примером несовершенства функциональной структуры российской экономики является чрезмерный экспорт леса, нефти и газа.
Отраслевая структура выражает производственно - технологические связи в хозяйстве, которые в процессе общественного разделения труда обособляются в вертикальные и горизонтальные структуры. По вертикали формируются отрасли единого технологического передела исходного или сопутствующего сырья, а по горизонтали
(регионам) - отрасли, связанные единством территориальных интересов.
В нашей стране в годы перестройки отраслевая структура народного хозяйства была гипертрофирована при преобладании оборонных отраслей и производств. Сегодня требуется реструктуризация экономики. Процесс этот длительный и по обоснованным оценкам экспертов может растянуться на два-три десятилетия.
Воспроизводственная структура экономики формируется с целью получения макроэкономических параметров при формировании прогнозных горизонтов развития страны на перспективу.

Институциональная структура экономики представлена формами организации и управления производством, которые закреплены хозяйственным законодательством.
Совершенствование институциональной структуры экономики для России - большая и сложная проблема.
Социальная структура фокусирует изменения, происходящие среди групп и слоев населения. За 1985-2000 гг., когда шла перестройка и переход к рынку, в 2-3 раза понизилось благосостояние основной массы населения. В этих условиях экономические преобразования и начинающийся экономический рост наталкивались на низкий платежеспособный спрос потребителей. В последние годы совершенствованию социальной структуры экономики в России уделяется все больше внимания, происходит рост номинальной и реальной заработной платы.
Структурные элементы экономической системы динамичны.
В своем взаимодействии они постоянно формируют пропорции, т.е. количественные соотношения частей в рамках целого. Наиболее важными среди таких пропорций являются:
- макроэкономические, складывающиеся на национальном уровне, характеризующие движение валового внутреннего продукта;
- межотраслевые, показывающие соотношение между добычей и переработкой сырья, между производственной и непроизводственной сферой и др.;
- внутриотраслевые, свидетельствующие о процессах, происходящих в технологической цепочке по производству тех или иных продуктов;
- международные, которые ориентируют национальную экономику страны на мировой рынок.
На основе развития теории экономических систем сформировались современные взгляды на типы экономических систем общества. В самом общем виде можно выделить три типа экономических систем:
- традиционная система, где в экономике сильны национальные и исторические традиции и обычаи хозяйствования. Основа - натуральное хозяйство, крайне инерционна, опирается на традиции, обычаи, новации затруднены, ручной труд, низкие эффективность и уровень развития производительных сил. Превалировала до начала промышленной