Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство оставляет за собой функцию контроля за реализацией проекта, а также право "вето".
В каких сферах развивается партнерство? Центральные органы в большей мере концентрируются на сборе и изучении информации, на разработке программ стратегического характера. Партнерским структурам передаются функции по выявлению и решению конкретных проблем данной экономической сферы.
В настоящее время происходит сокращение совместной деятельности в таких сферах, как транспорт, водо- и энергоснабжение, добывающие отрасли, жилищно- коммунальное хозяйство, научные исследования, военные заказы. Вместо этого усиливается партнерство в отраслях социальной инфраструктуры (сфера образования, культуры, решении проблем занятости, улучшения экологии. повышения качества жизни).
В сферу совместных интересов входит борьба против асоциальных явлений — преступности, наркомании, терроризма.
Партнерство реализуется в нескольких формах. Наиболее активно используются:

договоры типа "франчайз";

арендные соглашения;

концессии различных видов.
Одно из направлений партнерства контракты ни управлению и эксплуатации тех или иных видов общественной собственности. В соответствии с ними частному партнеру передаются на определенных условиях инфраструктурные объекты: школы, больницы, тюремные заведения, транспортные предприятия и т.п.
Надо отметить резко выраженные страновые различия в степени распространения
кооперационных связей. Наиболее интенсивно они утверждаются в группе англо- саксонских стран - США, Англии, Австралии, Канаде. Сравнительно более ограничена сфера действия партнерств в большинстве стран континентальной Европы, что связано с традиционно сильными позициями государства в европейских странах и сравнительно слабой вовлеченностью в экономические и социальные процессы бизнеса.
Обратимся теперь к анализу косвенных форм влияния фирм на государство и его экономическую политику. К числу данных методов относятся:
- воздействие путем лоббирования;

- воздействие посредством СМИ.
В мировой экономической литературе встречаются два определения лоббизма:
1. реализация права каждого гражданина или предприятия обращаться с ходатайством к своему правительству;
2. Профессиональная деятельность специальных консультантов, нанятых компаниями, профсоюзами и прочими группами, в целях представления интересов этих организаций в процессе формирования государственной политики.
Как отмечается с британской энциклопедии, лоббизм это меры частных лиц, заинтересованных групп по оказанию влияния на решения, принимаемые правительством.
В своем первоначальном смысле лоббизм означает попытки влияния на позицию законодателей, главным образом, в кулуарах (lobby) законодательных органов власти.
Явление лоббизма имеет давнюю историю. Первые его ростки появились уже в древнем мире. Однако особую специфику и значимость он приобрел в настоящее время.
Данное обстоятельство стало причиной гот, что лоббизм как явление стал предметом научного исследования.
Возникновение лоббизма имеет объективные основы. Социально- экономические процессы в условиях развитого общества изменяются достаточно динамично. Наиболее активная их составляющая — бизнес-структуры, по сравнению с темпами развития которых динамика перемен и государственном секторе происходит замедленными темпами. Следует признать, государственный институт по своей природе консервативен.
Его задача — отслеживание складывающихся в обществе социально-экономических условий и создание необходимых дли их корректировки нормативных положений.
Законотворчество, как правило, строится на обобщении опыта дня вчерашнего, а не сегодняшнего.
В итоге создается некий "разрыв" между возникающими в реальной деловой жизни новыми неожиданными ситуациями и возможностью государственного звена к быстрой реакции с использованием уже существующего нормативного положении. Деятельность же лоббистов дает возможность находить некие обходные пути решения существующих в данный момент времени проблем.
Существует еще одна причина, создающая основу для лоббистской деятельности.


Речь идет о том, что государственный аппарат имеет несколько звеньев (законодательная, исполнительная и судебная власти). Вполне естественно, что между различными звеньями властей могут возникать определенные расхождения (случайные или осмысленные) в позициях (или в трактовке одного и того же нормативного документа). Дифференциация позиций может мешать фирмам в реализации их проектов. Приведение же в действие методов лоббирования способно решать возникающие проблемы.
В процессе лоббирования, как правило, задействованы три стороны: субъект
(предприятие), объект (орган власти) и профессиональный посредник. Наличие посредника позволяет повысить качество лоббистских услуг. Оно снижает риск превращения легитимного лоббизма в нелегитимную коррупцию.
Какие же каналы для воздействия на властные структуры используют лоббисты?
Существуют следующие варианты:
- парламент;
- политические партии и общественные движения;
- важные персоны (обрабатываемые кулуарно и на индивидуальном уровне).
Целевые задачи лоббистов могут быть разными. Они включают как текущие интересы, связанные с получением благоприятных условий для фирм, так и интересы, ориентированные на будущее. Дифференциация существует и но масштабности намерений. Определенные задумки лоббистов связаны лишь с внутренней экономикой, в то время как другие планы могут распространяться и во внешнеэкономическую сферу.
Более легализированный обзор намерений лоббистов на внутринациональном рынке выглядит следующим образом:
- достижение монопольного положения;
- получение разрешении на слияние двух
(и более) фирм для обретения большей рыночной власти;
- создание барьеров для входа на олигополистический рынок непосредственно с помощью государственного регулирования;
- защита своей ниши на рынке с асимметричной информацией.
Непростой вопрос о том, что собой представляет лоббизм — позитивное или же,
наоборот, негативное социально-экономическое явление? Большинство экономистов
отмечают тот факт, что в условиях грамотного применения (на основе принятого и регулирующего закона) лоббизм оправданное для рыночной экономики явление. Более того, данная форма делового поведения способствует развитию национальной экономики, поскольку появляется возможность решать "мягким", компромиссным путем некоторые объективно сложные ситуации. Фирмы, например, осуществляя свое влияние, вносит тем самым благоприятные коррективы в механизм экономической политики государства.
К безусловно негативным сторонам лоббирования относится желание корпораций получить дополнительную рыночную власть за счет воздействия на государственные регулирующие институты и принимаемые регулирующие нормы. Чрезмерная концентрации рыночной власти ведет к потерям общественного благосостоянии. Вместе с тем существует порой и незримая грань, за которой легитимные формы лоббизма могут
перерастать в негативные, порождая коррупцию.
Интерес представляет социальное восприятие данного явления. Негативное
отношение общества к лоббированию основывается на том, что при осуществлении последнего фирмы не принимают во внимание ничьи интересы, кроме своих собственных.
Правда, это не противоречит положениям неоклассической теории, анализирующей действия рациональных экономических агентов, преследующих исключительно личные интересы.
Интерес представляют и взгляды тех, кто позитивно оценивает значимость лоббизма. Данное явление может создавать аффект повышения благосостояния. Причина заключается в следующем. В определенных ситуациях поддержка государством бизнеса
(основу которой заложила лоббистская договоренность) может оказаться целесообразной.
Это наиболее характерно для тех случаев, когда помощь предоставляется некоей отрасли, которая действительно нуждается в защите (классический пример такого рода – отрасль промышленности в ранней стадии развития). Поддержка отрасли может оказать благоприятный эффект на всю экономику.
Кроме того, существует также мнение: если какой-то вопрос приводит к закулисным играм (что демонстрирует его важную значимость), то сам факт лоббирования
становится сигналом о недостатках в определенной области законодательства страны. В итоге создается стимул к позитивным переменам в юридической области.


Вполне понятно, что результативность лоббизма определяется степенью развития всей экономической системы. Если методы и средства лоббистских групп России и США в целом схожи, то по результативности этого явления различия между двумя странами достаточно заметны. Так, американский лоббизм сконцентрирован на реализацию наиболее масштабных и важных решений государственной власти в пользу интересов определенных групп. Это способствует повышению эффективности национальной экономической и управленческой системы. В России же уровень зрелости лоббизма пока еще недостаточно высок, что объясняется менее зрелой рыночной системой, в условиях которой решаются пока более узкие корпоративные задачи. В целом это привносит часто минус всей национальной экономике.
Необходимо отметить широту слоев, повлеченных и лоббистскую деятельность и
США. К этой практике подключены корпорации, банки, профессиональные и предпринимательские ассоциации, университеты, общественно - политические, религиозные, этнические, женские организации и множество иных заинтересованных групп.
Наиболее активными сферами реализации лоббизма являются здравоохранение,
коммуникации и технологии, финансы и страхование. В здравоохранении необходимость воздействии на властные структуры связана с решением вопросов в первую очередь о поставках медицинских товаров и реализации медицинских услуг (роль медицинской сферы в современном обществе приобрела особую значимость). Сфера же финансов и страхования сопряжена с воздействием фирм но поводу решения налоговых и страховых проблем.
Что же касается данных о численности занятых лоббизмом в той или иной стране, то следует отмесить, официальные данные публикуются прежде всего в США
Официально зарегистрированное количество лоббистов в этой стране достигает 20—25 тыс. человек, но фактическая занятость примерно в 1,5 - 2 раза выше официальных данных. Итоговая величина такова, что на каждого важного для лоббистов политического деятеля приходится целый отряд лоббистов. Так, в среднем на одного члена конгресса
США приходится не менее 30 лоббистов.

Хотя в России до сих пор пока еще нет единого закона о лоббистской деятельности существует ряд положений, нормирующих данную форму профессиональной деятельности В частности, приводятся указания о том, кто может выполнять лоббистские функции Итак, чтобы стать официальным лоббистом (или получить такового в свое распоряжение), требуется пройти специальную юридическую процедуру: зарегистрироваться в Министерстве юстиции РФ указать, кроме собственных данных, также сведения о юридических или физических лицах, в пользу которых осуществляется лоббистская деятельность, обозначить ее цели. Лицензия выдается на год. По итогам каждого полугодия лоббист обязан предоставить в Минюст отчет о произведенных расходах и достигнутых результатах а также о том, кто и в каких размерах оплачивал его деятельность и о размерах этой оплаты.
Как отмечают специалисты принятие закона создаст должные условия для того чтобы власть и бизнес могли вести игру по правилам. Но в данном случае, если закон будет слабо проработан, может возникнуть риск легитимизации коррупции.
Обращаясь к вопросу о тенденциях развития нового вида бизнеса в России, отметим, что можно выделить несколько складывающихся направлений:
- быстрый экстенсивный рост лоббистской деятельности и формирование профессиональных лобби - организаций;
- усиливающийся разделительный признак в деятельности лобби – организаций:
- по потенциальной силе воздействия,
- размерам капитала;
- стремление к дистанцированию от политической деятельности;
- ориентация каждой лобби - организации к получению права быть эксклюзивным посредником между бизнесом и властью;
- наращивание конкурентного соперничества в среде российских лоббистов.
Интерес представляют данные российских экспертов: оплата принимаемых
Госдумой законопроектов "стала основным источником пополнения семейной и партийной казны депутатов". Заказчики — крупные фирмы, представители министерств или корпораций — имеют дело с руководством крупных фракций, реже — с видными

депутатами. Деньги берутся наличными или через подставные депутатские фирмы. Сумма "гонорара" обычно составляет 2—3% от предполагаемой прибыли.
По данным Фонда ИНДЕМ, "стоимость внесения любого законопроекта на рассмотрение Госдумой РФ составляет примерно 250 тыс. дол. Депутаты, входящие в такие ключевые комитеты, как, например бюджетный, имеют от коррупционных сделок доходы примерно по 300 тыс. дол. в год". Стоимость назначения депутата на должность председателя комитета оценивается примерно в 30 тыс. дол.
Уровень цен лоббистских услуг может значительно колебаться в зависимости от ситуации.
Оплата должностных мест может осуществляться как наличными деньгами, так и на бартерной основе. Например, в обмен на просьбу губернатора помочь с газификацией сельской местности в Брянской области "Газпром" выдвинул требование о назначении своего ставленника в качестве члена Совета федерации от этой области. Договоренность была реализована
1
На современном этапе в России сформировались следующие наиболее крупные и активные лобби-организации страны:

Торгово-промышленная палата РФ (ТПП);

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП);
■ организация "Деловая Россия";

Российский союз товаропроизводителей;

Объединение предпринимательских организации России (ОПОРА).
Одновременно в стране начинается формирование мелких бизнес- структур, стремящихся находить свои ниши в данном секторе экономики.
Российские и зарубежные экономисты по-разному подходят к лоббизму. В России это явление понимают более широко и преимущественно обращают внимание на его макроэкономические составляющие (воздействие лоббизма на экономику в целом). Более узкий аспект анализа предпочитают зарубежные исследователи. Лоббизм для них, главным образом, — особый вид профессиональной деятельности сотрудников
1
По данным:
Барсукова С.Ю.
Теневая экономика и теневая политика: механизм сращивания. М. ГУ ВШЭ, 2006. С 16,17; hup://
www.anti-corr.ru/avi/breport/
indextxt.asp?filename = mtxt/01/xml
специализированных лоббистских фирм либо независимых консультантов, нанятых компаниями для реализации их интересов во взаимоотношениях с институтами власти.
Еще одной формой косвенного влияния на экономическую политику государства является поддержка политических сил.
Финансовая поддержка партий — многоплановый процесс (от воздействия на общественное мнение до поддержки определенных фигур) Он может производиться как официально, так и скрытно. Легитимный вариант реализуется в том случае, когда взаимные интересы бизнеса и партии прослеживаются в официальных программных документах.
При этом поддержка осуществляется с помощью различных форм. В мировой практике сложилось два варианта: континентально - европейская и англо-саксонская модели. В первом случае преобладает практика бюджетного финансирования политической жизни. Во втором — доминируют частные пожертвования. Оба варианта приобрели законодательную основу. Возможность влияния частного бизнеса на партии выше в том случае, когда используется система частного финансирования политической жизни. В случае государственного финансирования (как, например, и Германии) бизнес не имеет столь широких возможностей но осуществлению влияния (таблица 2.7.).
Таблица 2.7.
Методы влияния фирм на экономическую политику государства
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Метод влияния
Вид воздействия
Прямые методы
Партнерские отношения с государством
Косвенные методы
- Лоббизм как официально сложившийся легитимный метод воздействия на все структуры государства
- Поддержка либеральной атмосферы в обществе:
- финансирование негосударственных СМИ
- финансирование политических партии и течений
В чем заключается сходство и различие между бизнесом и государством в деле макроэкономическом регулирования?
Задача государства в регулировании представляет собой концептуально сформулированную систему мер но достижению макроэкономического равновесия (АD—
AS). Для выяснения роли рыночной экономики в макрорегулировании следует вычленять
два относительно самостоятельных компонента — рынок и фирму
Целевая установка рынка и процессе саморегулирования достижение не столько макроэкономического равновесия, сколько — благоприятной среды функционирования.
При этом данная целевая ориентация не формулируется в виде сознательно оформленных целевых установок. Она реализуется спонтанно.
Задача фирмы — сознательно осуществляемая стратегия по прямому или косвенному воздействию на государство и его экономическую политику с целью достижения наиболее благоприятных условии для данной фирмы в общей рыночной среде.
Взаимодействие институтов рынка и государства
Рыночная система — явление, находящееся в постоянном развитии. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства.
В ходе последних двух столетий сложился богатый опыт взаимодействия двух экономических институтов — рынка и государства. Характеризуя данный социально- экономический "тандем", уместно отметить несколько типичных его признаков.
1. Обе системы взаимно обуславливают друг друга. Рынок нуждается в инфраструктуре, в "игровом поле" с совокупностью определенных правил, создать которые может только государство. Оно обеспечивает и систему защиты игроков (от внешних и внутренних угроз). Государству же рынок нужен для получения необходимых ресурсов (ради самосуществования и реализации предначертанных обществом функций).
2. Институты оказывают друг на друга позитивное влияние. Встречное воздействие приводит к эволюции и взаимной адаптации обеих систем. Государство в течение столетий приобретает более либеральный, толерантный (по отношению к бизнесу) характер. К системе правил приучается и бизнес. Хотя сокрытие от налогов сохраняется всегда, однако в целом это явление становится менее активным. Более того, взаимодействие двух институтов обеспечивает проявление дополнительной результативное, что рождает так называемый синергетический эффект. Государственные меры не только помогают рынку нейтрализовать ряд его изъянов, но и обеспечивают