Файл: Теоретические аспекты взаимодействия рынка и государства Сущность и содержание государственного регулирования рыночной экономики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
частности, именно потому, что степень прозрачности на нем очень высока, уровень асимметрии информации стал заметно снижаться.
Дай краткую характеристику роли рынка и самокоррекции своих сбоев, обратимся теперь к проблеме участия рынка в минимизации сбоев государства. Наиболее заметная форма данного процесса — создание стимулов, побуждающих государство к рыночной адаптации.
Развернувшаяся между рыночным хозяйством и государством определенная конкуренция ведет к тому, что в выигрыше оказывается частная экономика (по качеству, быстроте создании благ и адресного предоставлении их потребителю). Это стало основой того, что в последие десятилетии у государства появляется больше смежных, порой квазирыночных признаков. Вполне естественно, что некоторые из них имеют вполне легитимный и достойный вид, в то время как другие напоминают явлении теневой экономики.
Рассмотрим сначала легитимные формы адаптации государством рыночных элементов. Речь идет о таком явлении, как привнесение рыночных элементов в стратегические направления экономической политики.
Новые, более напряженные условия международной конкуренции побудили национальные государственные институты активнее использовать рыночные способы во внешнеэкономической сфере.
Глобализация привела к заметному обострении международной конкуренции в сфере обладания и использовании производственных факторов. По мере экономического развития всех стран, выхода на мировые рынки двух экспортных "колоссов" Китая и
Индии вопрос о ресурсах становится все острее. Современные государства (в частности, западные) нуждаются и притоке, но сути, всех видов производственных факторов: капитала, сырья, дешевой рабочей силы, высокообразованных специалистов. Частично такай потребность вызвана тем, что экономики большинства стран стали открытыми. В результате резко повысилась свобода в пространственном перемещении указанных факторов. Например, в Германию ежегодно направляется большой поток рабочей силы из разных стран (в основном из развивающихся). Строительство, услуги - наиболее активные сферы использования этого трудового фактора. Однако в то же время страну стали
Дай краткую характеристику роли рынка и самокоррекции своих сбоев, обратимся теперь к проблеме участия рынка в минимизации сбоев государства. Наиболее заметная форма данного процесса — создание стимулов, побуждающих государство к рыночной адаптации.
Развернувшаяся между рыночным хозяйством и государством определенная конкуренция ведет к тому, что в выигрыше оказывается частная экономика (по качеству, быстроте создании благ и адресного предоставлении их потребителю). Это стало основой того, что в последие десятилетии у государства появляется больше смежных, порой квазирыночных признаков. Вполне естественно, что некоторые из них имеют вполне легитимный и достойный вид, в то время как другие напоминают явлении теневой экономики.
Рассмотрим сначала легитимные формы адаптации государством рыночных элементов. Речь идет о таком явлении, как привнесение рыночных элементов в стратегические направления экономической политики.
Новые, более напряженные условия международной конкуренции побудили национальные государственные институты активнее использовать рыночные способы во внешнеэкономической сфере.
Глобализация привела к заметному обострении международной конкуренции в сфере обладания и использовании производственных факторов. По мере экономического развития всех стран, выхода на мировые рынки двух экспортных "колоссов" Китая и
Индии вопрос о ресурсах становится все острее. Современные государства (в частности, западные) нуждаются и притоке, но сути, всех видов производственных факторов: капитала, сырья, дешевой рабочей силы, высокообразованных специалистов. Частично такай потребность вызвана тем, что экономики большинства стран стали открытыми. В результате резко повысилась свобода в пространственном перемещении указанных факторов. Например, в Германию ежегодно направляется большой поток рабочей силы из разных стран (в основном из развивающихся). Строительство, услуги - наиболее активные сферы использования этого трудового фактора. Однако в то же время страну стали
покидать немецкие специалисты, которые находит за рубежом более высокооплачиваемые рабочие места. Так, в 1992 г. страну покинули 87 тыс. квалифицированных работников, в
1996 г. - 118 тыс., в 2005 г. - 145 тыс. Специалисты уезжают в страны с более либеральными условиями экономики.
Импульсом для экономического развития западных стран является и приток капитала из-за рубежа. Этот ресурс способен быть интегрирован в экономику страны или стать объектом торгов на финансовом рынке. В последнем случае капитал не создает новые материальные ценности, но спекулятивные операции позволяют государству получать налоговые доходы.
Соперничество стран но поводу производственных факторов породило такое понятие, как конкуренция экономических пространств (location competition). В связи с тем, что активнейшую роль в этом соперничестве принимает комплекс регулирующих мер государства, возникло еще одно явление конкуренция государственных машин. Последнее представляет собой соперничество стран по поводу создания более привлекательных (по сравнению с другими странами) условий для иностранных фирм. К этим условиям относится техническая и правовая инфраструктура, задача создании которой ложится на плечи принимающего государства. Чтобы достичь успеха, правительства должны разрабатывать и реализовывать более аффективные инструменты но управлению экономикой.
Таким образом, речь идет о формировании института конкуренции между курсами экономической политики разных стран. В ходе данного процесса выявляется, какое правительство способно проводить более эффективную экономическую политику. Итак, во всеобщий процесс глобального соперничества включаются национальные правительства, стремящиеся своими инструментами обеспечить максимальный шанс национальной экономике.
Конкурентная среда стала включать в свой состав не только фирмы, но и сами государства, точнее говоря, те методы и направления, которые используют государства в качестве экономической политики. Возник, по сути, новый феномен эпохи глобализации.
Наиболее ярко это соперничество проявляется в сфере использования инструментов экономической политики. Прежде всею речь идет о финансовой (фискальной) и
1996 г. - 118 тыс., в 2005 г. - 145 тыс. Специалисты уезжают в страны с более либеральными условиями экономики.
Импульсом для экономического развития западных стран является и приток капитала из-за рубежа. Этот ресурс способен быть интегрирован в экономику страны или стать объектом торгов на финансовом рынке. В последнем случае капитал не создает новые материальные ценности, но спекулятивные операции позволяют государству получать налоговые доходы.
Соперничество стран но поводу производственных факторов породило такое понятие, как конкуренция экономических пространств (location competition). В связи с тем, что активнейшую роль в этом соперничестве принимает комплекс регулирующих мер государства, возникло еще одно явление конкуренция государственных машин. Последнее представляет собой соперничество стран по поводу создания более привлекательных (по сравнению с другими странами) условий для иностранных фирм. К этим условиям относится техническая и правовая инфраструктура, задача создании которой ложится на плечи принимающего государства. Чтобы достичь успеха, правительства должны разрабатывать и реализовывать более аффективные инструменты но управлению экономикой.
Таким образом, речь идет о формировании института конкуренции между курсами экономической политики разных стран. В ходе данного процесса выявляется, какое правительство способно проводить более эффективную экономическую политику. Итак, во всеобщий процесс глобального соперничества включаются национальные правительства, стремящиеся своими инструментами обеспечить максимальный шанс национальной экономике.
Конкурентная среда стала включать в свой состав не только фирмы, но и сами государства, точнее говоря, те методы и направления, которые используют государства в качестве экономической политики. Возник, по сути, новый феномен эпохи глобализации.
Наиболее ярко это соперничество проявляется в сфере использования инструментов экономической политики. Прежде всею речь идет о финансовой (фискальной) и
монетарной политике. Как отмечают эксперты, наиболее заметно подключилась к сфере международной конкуренции налоговая политика. Возникло понятие "налоговая конкуренция".
Новые функции налоговой политики проявляются в том, что правительства начали постепенно смещать в ней акценты. Меры но использованию данною инструмента для решения бюджетных, конъюнктурных, социальных задач трансформируются в пользу мер но поддержке национальною производственного комплекса.
Эта стратегия просматривается в общей тенденции к снижению уровни налоговой ставки по корпорационному налогу.
В целом же международная конкуренция в области налогов охватывает следующие составляющие: виды налогов, используемые ставки, типы прогрессий, эластичность обложения, характер разделения налоговых поступлений между центральным правительством и местными органами власти, налоговый менталитет в стране.
Итак, соперничая в области налогов, формируя более привлекательные условия для внешних инвесторов, национальные правительства создают новую форму рынка - международный рынок услуг для зарубежных инвесторов
Новые функции налоговой политики проявляются в том, что правительства начали постепенно смещать в ней акценты. Меры но использованию данною инструмента для решения бюджетных, конъюнктурных, социальных задач трансформируются в пользу мер но поддержке национальною производственного комплекса.
Эта стратегия просматривается в общей тенденции к снижению уровни налоговой ставки по корпорационному налогу.
В целом же международная конкуренция в области налогов охватывает следующие составляющие: виды налогов, используемые ставки, типы прогрессий, эластичность обложения, характер разделения налоговых поступлений между центральным правительством и местными органами власти, налоговый менталитет в стране.
Итак, соперничая в области налогов, формируя более привлекательные условия для внешних инвесторов, национальные правительства создают новую форму рынка - международный рынок услуг для зарубежных инвесторов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
, представляющий собой институт, в рамках которого предложение услуг осуществляют правительственные инстанции. Спрос на предлагаемое благо создается теми фирмами, которые ищут экономические территории для осуществления своих инвестиционных проектов.
Инвесторов интересует широкий спектр факторов:
- особенности и качественные характеристики национального законодательства;
- надежность политическою климата;
- степень бюрократизации;
- качество наличных трудовых ресурсов;
- степень развития технической н социальной инфраструктуры,
- состояние криминальной ситуации.
На новом международном рынке государственных услуг правительства реализуют
(в качестве товара) благоприятные рамочные условия, а в качестве платежа получают инвестиции, необходимые для развития регионов и отраслей, а также дополнительный источник налоговых поступлений в свой национальный бюджет. Фирмы,
осуществляющие инвестиции, покупают не только сам инвестиционный проект, но и услуги государственного аппарата той страны, где будет проводиться само инвестирование.
Рассмотрим теперь более подробно отдельные элементы реализуемых государством благ (по линии создания благоприятных рамочных условий для инвесторов):
Гарантии прав собственности. Важность этого условия для нормального функционирования экономики особенно ярко подчеркивается в работах неоинституционалистов. В отличие от данного подхода позиция неоклассиков сводится к тому, что система прав собственности изначально предполагается совершенной. Между тем практика показывает, что в спектре оцениваемых при зарубежных инвестициях рисков шанс возможной конфискации в условиях сложного политического климата оценивается достаточно высоко. Величина риска, связанного с возможной потерей собственности, существенно влияет на инвестиционный рейтинг любой страны.
Состояние налогового законодательства страны. Налоги, уплачиваемые фирмой государству за свою хозяйственную деятельность на ее территории, являются одним из главных определяющих факторов при выборе фирм относительно осуществления или отказа от инвестиционных проектов на территории рассматриваемой страны. Уплачиваемые налоги существенно влияют на значение приведенной стоимости инвестиционного проекта. Последний показатель является наиболее распространенным среди фирм критерием выгодности производимых инвестиций.
Политика поддержания конкуренции.
Качество антимонопольного законодательства и условия его практического воплощения во многом определяют состояние национальных рынков благ. Четко исполняемое монопольное законодательство не только способствует рыночной конкуренции, но и снижает барьеры входа на национальный рынок для иностранных производителей. А это в свою очередь делает более низкими издержки фирмы при осуществлении экономической деятельности на национальном рынке. Итогом становится более высокая приведенная стоимость инвестиционных проектов в экономике рассматриваемой страны.
Политика по предотвращению возможных сбоев рыночной системы в национальной экономике. К числу последних обстоятельств можно отнести:
Рассмотрим теперь более подробно отдельные элементы реализуемых государством благ (по линии создания благоприятных рамочных условий для инвесторов):
Гарантии прав собственности. Важность этого условия для нормального функционирования экономики особенно ярко подчеркивается в работах неоинституционалистов. В отличие от данного подхода позиция неоклассиков сводится к тому, что система прав собственности изначально предполагается совершенной. Между тем практика показывает, что в спектре оцениваемых при зарубежных инвестициях рисков шанс возможной конфискации в условиях сложного политического климата оценивается достаточно высоко. Величина риска, связанного с возможной потерей собственности, существенно влияет на инвестиционный рейтинг любой страны.
Состояние налогового законодательства страны. Налоги, уплачиваемые фирмой государству за свою хозяйственную деятельность на ее территории, являются одним из главных определяющих факторов при выборе фирм относительно осуществления или отказа от инвестиционных проектов на территории рассматриваемой страны. Уплачиваемые налоги существенно влияют на значение приведенной стоимости инвестиционного проекта. Последний показатель является наиболее распространенным среди фирм критерием выгодности производимых инвестиций.
Политика поддержания конкуренции.
Качество антимонопольного законодательства и условия его практического воплощения во многом определяют состояние национальных рынков благ. Четко исполняемое монопольное законодательство не только способствует рыночной конкуренции, но и снижает барьеры входа на национальный рынок для иностранных производителей. А это в свою очередь делает более низкими издержки фирмы при осуществлении экономической деятельности на национальном рынке. Итогом становится более высокая приведенная стоимость инвестиционных проектов в экономике рассматриваемой страны.
Политика по предотвращению возможных сбоев рыночной системы в национальной экономике. К числу последних обстоятельств можно отнести:
■ уменьшение асимметрии в рыночной информации, что позитивно влияет на эффективность работы институтов рынка;
■ сокращение негативных последствий при неблагоприятных внешних эффектах.
Таким образом, государственным институтам выгодно создавать благоприятный инвестиционный климат для фирм в целях привлечения их экономической деятельности в свою страну. Так как это выгодно каждой стране, образуется взаимодействие различных государств, которое регулируется чисто рыночным институтом конкуренции на рынке услуг. Производимая государственными институтами услуга в данном контексте — это набор регулирующих норм и степень их практической реализации.
Рассмотрев легитимную форму рыночных отношений, которая создается в рамках института государства, обратимся теперь к случаям нелегитимной деятельности государственных служащих (бюрократов) Речь идет о так называемом рынке бюрократических услуг.
Как уже отмечалось, подталкиваемые внутренними, рыночно ориентированными стимулами к обогащению, бюрократы на личной (иногда на групповой) основе стремятся найти возможность к новым (неучтенным, теневым) доходам. В данной модели исходным шагом является создание для бизнеса таких условий следования регулирующим нормам, которые заведомо им были бы неудобны. Например, бюрократ может использовать свое право по сбору нормативной документации у бизнеса таким образом, чтобы создать некий квазирынок. С этой целью формируются условия, при которых заполнение и сдача требуемых документов превращаются для предпринимателя в немалую обузу (но времени, средствам и нервной нагрузке).
В качестве "альтернативы" чиновники определенной конторы обращаются к посетителям - бизнесменам с предложением оказать платную услугу по "решению" возникающих проблем. Предложение осуществляется, как правило, теневым образом.
Бизнес с охотой идет на данное предложение, поскольку это значительно снижает его трансакционные издержки.
В итоге формируется новый незарегистрированный рынок. В теоретическом ключе это явление можно обозначить как организованный бюрократами рынок коррупционных
услуг. Чтобы расширить возможности последнего, регулирующие нормы нередко составляются бюрократами коллективно, а главное, целенаправленно. Основная задача при этом создать дополнительные сложности для процесса выполнения нормативных положений.
Метод создания торговых услуг охватывает не только область взаимоотношений с бизнесом. В связи с тем, что мир вступил в информационную эпоху, существенно повысилась значимость быстро и достоверно подаваемой информации. Совершенно очевидно, что в рамках института государства накапливается огромное множество сведений, представляющих интерес для различных слоев общества. Это естественно, поскольку государство - управляющее звено в обществе.
У социального слоя бюрократов появился соблазн — превратить факт обладания информацией в возможность расширения рыночных сделок. Отчасти такое начинание может быть организовано самими ведомствами на легальной основе (например, сборники обезличенной статистической информации), но другая часть сделок принимает нелегальный характер. Подоплека теневого варианта заключена в том, что далеко не все сведения, находящиеся в руках правительственных органов, могут становиться достоянием гласности. Располагая такой информацией, госслужащие понимают, что продажа информации заинтересованной стороне в случае ее обнаружении правоохранительными opгaнами повлечет жестокое наказание злоумышленников. Однако многое зависит от соотношения размера оплаты с уровнем риска. Примером "информационных товаров" с высоком долей риска являются сведения о налоговых поступлениях.
Согласно выводам западных экспертов, прибыль, получаемую на нелегальном рынке бюрократических услуг, следует называть статусной рентой.
Завершая вопрос об усилении рыночных черт современного государства, обозначим этот процесс в обобщенной, структурированной форме (таблица 2.6.).
Таблица 2.6.
Рынок: воздействие на государство и его экономическую активность
Метод создания торговых услуг охватывает не только область взаимоотношений с бизнесом. В связи с тем, что мир вступил в информационную эпоху, существенно повысилась значимость быстро и достоверно подаваемой информации. Совершенно очевидно, что в рамках института государства накапливается огромное множество сведений, представляющих интерес для различных слоев общества. Это естественно, поскольку государство - управляющее звено в обществе.
У социального слоя бюрократов появился соблазн — превратить факт обладания информацией в возможность расширения рыночных сделок. Отчасти такое начинание может быть организовано самими ведомствами на легальной основе (например, сборники обезличенной статистической информации), но другая часть сделок принимает нелегальный характер. Подоплека теневого варианта заключена в том, что далеко не все сведения, находящиеся в руках правительственных органов, могут становиться достоянием гласности. Располагая такой информацией, госслужащие понимают, что продажа информации заинтересованной стороне в случае ее обнаружении правоохранительными opгaнами повлечет жестокое наказание злоумышленников. Однако многое зависит от соотношения размера оплаты с уровнем риска. Примером "информационных товаров" с высоком долей риска являются сведения о налоговых поступлениях.
Согласно выводам западных экспертов, прибыль, получаемую на нелегальном рынке бюрократических услуг, следует называть статусной рентой.
Завершая вопрос об усилении рыночных черт современного государства, обозначим этот процесс в обобщенной, структурированной форме (таблица 2.6.).
Таблица 2.6.
Рынок: воздействие на государство и его экономическую активность
Фирма как экономический субъект имеет свои характеристики. Прежде всего это иерархическая организация, существующая на основе четко проводимой стратегической линии. Как и вся рыночная среда фирма также оказывает воздействие на макроэкономические процессы. Однако проявляется это в своих, специфических формах.
Последние можно систематизировать в две группы, прямые и косвенные методы Прямое влияние на экономическую политику фирмы, бизнес структуры оказывают в первую очередь установлением кооперационных, партнерских отношений с государственными
структурами. Данный вариант, будучи легитимным, оправданным со всех точек зрения, получил заметное развитие в последние десятилетия.
В философском смысле практика партнерских отношений минимизирует отношении антагонизма между двумя институтами экономики (особенно ярко проявляющегося в антимонопольном законодательстве) Как отмечает известный американский экономист
Дж. Даннинг, на современной стадии развития экономики на смену "капитализму иерархическому" пришел "капитализм альянсов".
Необходимость дать четкое определение партнерству наталкивается на
методологическую сложность. Калейдоскопичность общей картины отношений партнерства, разные формы сотрудничества в различных странах — крайне осложняют их определение как экономической категории. Партнерство представляет собой систему формализованной кооперации частных и государственных структур, созданную для достижения определенных экономических и социальных целей. Она может опираться на законодательную базу, но может представлять собой неформальную договоренность о
совместной деятельности.
Модель сотрудничества двух секторов получила обозначение в российской литературе как "государственно-частное партнерство" (ГЧП), в англоязычных же странах обозначается термином public- private partnership.
Каковы причины, побудившие к созданию партнерских отношений между бизнесом и государством?
Жизнь показала, что рыночная система и государство как два института, производивших различные блат, допускают определенные сбои в своей деятельности.
Практика свидетельствует, что зачастую эффективнее функционируют промежуточные
организационно-структурные модели. В них комбинируются элементы разных форм собственности, институтов и инструментов хозяйственной деятельности. Отношения партнерства, но сути, способствуют минимизации "сбоев" как рынка, так и государства.
Институт партнерства развивается методом передачи частному бизнесу ряда функциональных служб, которыми прежде традиционно занималось государство. В итоге
изменяется разделение труда между частным сектором и государством. Бизнес берет в свои руки оперативный процесс создания ряда общественных благ. Он начинает предоставлять услуга обществу "вместо государства". Последнее же выступает в роли
инициатора, организатора, финансиста и контролера. Кроме того, внимание сосредоточивается на решении таких общенациональных проблем, как сбор и изучение информации, разработка программ стратегического характера.
Изменяется и характер обоих институтов. Традиционная иерархическая модель государства уже плохо подходит к условиям быстро меняющегося времени. Формы общественной жизни стремительно трансформируются. Мобильным и более разнородным становится население. Возникают новые, нетрадиционные проблемы. Подходы к их решению более индивидуализируются. Общие на все времена методы часто уже не работают. Все это побуждает к переменам в структуре государства, что позволяет оперативную деятельность правительства реализовать с опорой на разветвленную сеть партнерств.
Партнерские проекты обычно рассчитаны на длительные сроки Это обеспечивает бизнесу долговременную стабильность, позитивные условия для получения прибылей.
Модель сотрудничества двух секторов получила обозначение в российской литературе как "государственно-частное партнерство" (ГЧП), в англоязычных же странах обозначается термином public- private partnership.
Каковы причины, побудившие к созданию партнерских отношений между бизнесом и государством?
Жизнь показала, что рыночная система и государство как два института, производивших различные блат, допускают определенные сбои в своей деятельности.
Практика свидетельствует, что зачастую эффективнее функционируют промежуточные
организационно-структурные модели. В них комбинируются элементы разных форм собственности, институтов и инструментов хозяйственной деятельности. Отношения партнерства, но сути, способствуют минимизации "сбоев" как рынка, так и государства.
Институт партнерства развивается методом передачи частному бизнесу ряда функциональных служб, которыми прежде традиционно занималось государство. В итоге
изменяется разделение труда между частным сектором и государством. Бизнес берет в свои руки оперативный процесс создания ряда общественных благ. Он начинает предоставлять услуга обществу "вместо государства". Последнее же выступает в роли
инициатора, организатора, финансиста и контролера. Кроме того, внимание сосредоточивается на решении таких общенациональных проблем, как сбор и изучение информации, разработка программ стратегического характера.
Изменяется и характер обоих институтов. Традиционная иерархическая модель государства уже плохо подходит к условиям быстро меняющегося времени. Формы общественной жизни стремительно трансформируются. Мобильным и более разнородным становится население. Возникают новые, нетрадиционные проблемы. Подходы к их решению более индивидуализируются. Общие на все времена методы часто уже не работают. Все это побуждает к переменам в структуре государства, что позволяет оперативную деятельность правительства реализовать с опорой на разветвленную сеть партнерств.
Партнерские проекты обычно рассчитаны на длительные сроки Это обеспечивает бизнесу долговременную стабильность, позитивные условия для получения прибылей.