Файл: Методические указания для студентов направления подготовки 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Факультет дистанционного обучения (ФДО)
В. Г. Мельникова, Д. В. Хаминов, И. В. Чаднова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА.
ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Методические указания для студентов
направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(уровень бакалавриата), обучающихся с применением
дистанционных образовательных технологий
Томск 2020

Корректор: А. Н. Миронова
Мельникова В. Г. и др.
Учебная практика. Практика по получению первичных про- фессиональных умений и навыков : методические указания для студентов направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
(уровень бакалавриата), обучающихся с применением дистанцион- ных образовательных технологий / В. Г. Мельникова, Д. В. Хами- нов, И. В. Чаднова. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2020. – 42 с.
Настоящие методические указания предназначены для организации прохождения студентами, обучающимися по заочной и очно-заочной фор- мам обучения с применением дистанционных образовательных технологий, учебной практики, являющейся обязательным элементом учебного плана направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалаври- ата). В указаниях представлены правила прохождения учебной практики студентами, дается характеристика организации и процесса прохождения практики, устанавливается объем требований к процедуре прохождения практики и отчету по результатам ее прохождения.
Для студентов и преподавателей юридического факультета ТУСУР, а также руководителей практики от организации.
©
Мельникова В. Г., Хаминов Д. В.,
Чаднова И. В., 2020
© ФДО, ТУСУР, 2020

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................................... 4 1 Общие положения ............................................................................................ 6 2 Организация и порядок прохождения практики ......................................... 11 2.1 Требования к результатам практики ..................................................... 11 2.2 Общие правила организации и порядок прохождения практики ....... 13 2.3 Порядок прохождения практики ............................................................ 21 3 Формы отчетности по практике .................................................................... 27 4 Подведение итогов практики ........................................................................ 37 5 Требования по проведению практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья ............................................... 39
Литература ......................................................................................................... 41


4
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания разработаны в соответствии:
1) с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2)
Порядком организации и осуществления образовательной деятель- ности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвер- жденным приказом Минобрнауки России от 05 апреля 2017 г. № 301 (реги- страционный № 47415);
3)
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383;
4)
Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования в ТУСУРе (утверждено приказом ректора ТУСУР 28.12.2019 № 1154);
5)
Федерального государственного образовательного стандарта выс- шего образования (далее – ФГОС ВО) и основной профессиональной обра- зовательной программой высшего образования (далее – ОПОП ВО) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бака- лавриата).
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бака- лавриата).
В данных методических указаниях:
– рассмотрен процесс организации, руководства и прохождения учеб- ной практики для данного направления подготовки;
– представлена информация для обучающихся и руководителей прак- тики о требованиях к составлению и выполнению индивидуального задания на практику, представлении отчета по практике на кафедру.

5
Настоящие методические указания содержат основные положения и требования, которыми следует руководствоваться студентам при прохож- дении учебной практики, а также при составлении и защите (рецензирова- нии) отчета по практике.

6
1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебная практика выступает важнейшей частью подготовки высоко- квалифицированных юридических кадров в ТУСУРе (далее – университет) и является составной частью ФГОС ВО по направлению подготовки
40.03.01 «
Юриспруденция» (уровень бакалавриата).
Вид практики:учебная практика.
Тип практики:практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Место учебной практики в структуре образовательной программы: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
(далее – практика) в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) является обязательным этапом в процессе освоения обучающимися образовательной программы, входит в Блок 2 Практики ФГОС ВО по данному направлению подготовки. Практика проводится в соответствии с утвержденным в универ- ситете рабочим учебным планом и рабочим календарным учебным графиком.
Практические навыки и умения, полученные при прохождении учеб- ной практики, могут быть применены для изучения последующих правовых дисциплин, прохождения производственной практики.
В ходе выполнения заданий по практике студенты приобретают навыки работы с законодательством, автоматизированными справочно-пра- вовыми системами, современным программным обеспечением, системой учредительных и процессуальных документов учреждения (организации), организацией делопроизводства учреждения и др.
Организация проведения практики осуществляется на основе догово- ров с организациями (далее – профильная организация), деятельность кото- рых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рам- ках ОПОП ВО.


7
Согласно требованиям ФГОС ВО, практика может проводиться в сто- ронних организациях, отвечающих требованиям ОПОП ВО бакалавриата, а также в структурных подразделениях университета, обладающих кадровым и научно-техническим потенциалом.
Способы проведения практики:
Стационарная – на базе университета и/или в организациях, располо- женных на территории г. Томска.
Выездная– в организациях, расположенных вне территории г. Том- ска.
Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику:
– в организациях по месту трудовой деятельности в случаях, если де- ятельность, осуществляемая ими, соответствует направлению подготовки и требованиям к содержанию практики;
– в организациях по месту жительства обучающегося, если деятель- ность такой организации соответствует направлению подготовки.
Форма проведения практики: дискретно по видам практик – путем вы- деления в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида практики.
Вид профессиональной деятельности, на который ориентирована учебная практика по данному направлению подготовки, – правопримени- тельная деятельность.
Продолжительность и объем практики. Прохождение практики для студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, предусмотрено в соответствии со сроками, указанными в рабо- чих учебных планах.
Объем практики для обучающихся 2015, 2016 годов набора – 216 ча- сов (6 ЗЕТ), продолжительность – 4 недели.
Объем практики для обучающихся 2017 и последующих годов набора – 108 часов (3 ЗЕТ), продолжительность – 2 недели.

8
Виды отчетности о прохождении практики.
По итогам прохождения практики студент предоставляет руководи- телю практики от университета следующие документы: отчет, оригинал до- говора на практику.
Формой аттестации по итогам практики является дифференцирован- ный зачет. Оценка по практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана, и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента. Итоговая оценка по практике выставляется руково- дителем практики от университета (кафедры) по итогам проверки (рецензи- рования) отчета с учетом полноты содержания отчета и качества выполнения работы, характеристики, оценки и отзыва руководителя практики от про- фильной организации, а также соответствия программе практики и качества выполнения задания.
Цели и задачи практики
Учебная практика направлена на ознакомление с правоприменитель- ной деятельностью правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических подразделений в организациях и учреждениях различной направленности, закрепление по- лученных теоретических знаний по данному виду профессиональной дея- тельности.
Цели учебной практики:
– закрепление и систематизация теоретических знаний в правоприме- нительной деятельности, полученных при изучении работы органов государ- ственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, организа- ций (предприятий) и учреждений различных организационно-правовых форм, в том числе оказывающих гражданам юридическую и социальную помощь;


9
– изучение организационной структуры органа государственной вла- сти, органа местного самоуправления, организации (предприятий) и учре- ждений различных организационно-правовых форм и действующей в них системы управления;
– приобретение первичных практических навыков в будущей профес- сиональной юридической деятельности.
Задачами учебной практики в соответствии с видами профессиональ- ной деятельности являются:
– практическое освоение основ будущей профессии;
– приобретение навыков работы с документацией, анализа производ- ственной информации;
– закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений применительно к правовым аспектам деятельности органов государ- ственной власти и местного самоуправления, организаций в сфере право- охранительной деятельности;
– изучение организационной структуры государственного органа, предприятия, организации, правоприменительной деятельности отдельных подразделений и служб;
– ознакомление с содержанием основных видов работ, выполняемых на предприятии, учреждении или в организации по месту прохождения практики;
– овладение практическими навыками и современными методами ор- ганизации труда юриста в современных условиях;
– развитие навыков и способностей к профессиональному общению и решению профессиональных задач;
– написание и представление отчета о прохождении практики.
Объектами профессиональной деятельностистудента, обучающе- госяпо направлению 40.03.01 «Юриспруденция», являются:
– органы государственной власти и органы местного самоуправления;

10
– правоохранительные органы: органы судебной власти, прокура- тура, органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранитель- ные функции, адвокатура, нотариат;
– органы юридической помощи;
– юридические отделы организаций различных организационно-пра- вовых форм, в том числе осуществляющие юридическую, социальную и иного рода деятельность.

11
2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
2.1
Требования к результатам практики
Практика – вид основной учебной деятельности, направленный на фор- мирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций.
В результате прохождения учебной практики студент должен:
знать:
– понятия и основные положения этикета, его формы и функции, осо- бенности профессиональной этики юриста;
– принципы и порядок функционирования органов власти, право- охранительных органов, организаций, осуществляющих юридическую дея- тельность;
– структуру законодательных документов, полномочия и принципы деятельности органов власти;
– нормативно-правовую базу, локальные документы предприятия
(учреждения, органа);
– основные закономерности создания и функционирования информа- ционных процессов в юридической сфере, методы, способы и средства по- иска и систематизации юридической информации;
– основные методы управления;
уметь:
– оценивать факты и явления профессиональной деятельности с эти- ческой точки зрения, применять этические и нравственные нормы, правила поведения в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях;
– использовать знания социально значимых проблем и процессов, ре- шения социальных и профессиональных юридических задач;
– на научной основе организовать свой труд;
– осуществлять правовую экспертизу нормативно-правовых актов;


12
– оперировать юридическими категориями и понятиями, анализиро- вать правовые факты и возникающие в связи с этим правовые отношения;
– толковать и правильно применять нормативно-правовые акты и иные юридические акты;
– логично и грамотно оформить свои мысли в устной и письменной форме; участвовать в дискуссиях по профессиональным проблемам;
владеть:
– навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соот- ветствии с нормами этикета;
– юридической терминологией;
– навыками анализа юридически значимых проблем и процессов, а также использования научных методов в различных видах профессиональ- ной деятельности;
– приемами и методами сбора, хранения и обработки информации, в том числе с использованием электронно-вычислительной техники; навы- ками пользования компьютерными программами;
– способностью приобретать новые знания, методически и психоло- гически изменять направление и характер своей профессиональной деятель- ности; развивать и совершенствовать культуру мышления и мастерство пуб- личного выступления;
– готовностью к работе в коллективе;
– способностью находить и принимать управленческие решения;
– навыками развития правосознания, правового мышления и право- вой культуры.
Содержание программы согласуется с логикой и последовательно- стью формирования профессиональных и общеобразовательных знаний и умений студентов в процессе обучения в университете в соответствии с дисциплинами, указанными в основной образовательной программе.

13
2.2 Общие правила организации
и порядок прохождения практики
К практике допускаются обучающиеся, полностью выполнившие учебный план обучения соответствующего этапа.
Конкретные сроки начала и окончания практики определяются со- гласно рабочему графику учебного процесса направления подготовки и утверждаются приказом по университету. Практика должна быть прой- дена студентами в установленный срок, определяемый приказом ректора университета о направлении студентов на практику.
В исключительных случаях (болезнь студента, его близких родствен- ников и т. п.) по мотивированному заявлению студента, поданному на имя ректора, срок прохождения практики может быть перенесен. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у студента исключи- тельных обстоятельств. В случае прохождения практики студентом вне установленных графиком учебного процесса сроков прохождение практики осуществляется в свободное от учебы время.
Права и обязанности студентов и должностных лиц
при прохождении практики
Общее учебно-методическое руководство организацией практики, ко- ординацию работы и контроль за проведением практики осуществляет учеб- ное управление ТУСУРа во взаимодействии с кафедрой.
Кафедра совместно с учебным управлением университета курирует учебно-методическое и организационное обеспечение практики, в которое входят:
– разработка программы практики по направлению подготовки;