Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 (не грубую, обиходную), например: вовнутрь, ихний, задаром, заместо, тамошний и др. Это так называемые разговорно-просторечные единицы, которые фиксируются в нормативных словарях с пометой прост., что значит просторечное.

2)      Грубо-просторечную лексику – слова, характеризующиеся грубоватой или грубой экспрессией, многие их них наделены отрицательной оценкой, например: дылда (прост. бран.)жрать (прост. вульг.), шарахнуть (прост.), шастать (прост. неодобр.), рыло (простбран.). Грубопросторечная лексика даётся в словарях с пометами неодобр.(неодобрительное), фам. (фамильярное), вульг.(вульгарное), презрит.(презрительное), бран.(бранное).

3)      Крайние вульгаризмы. Это так называемая обсценная (англ. obscene – отвратительный, непристойный) лексика и фразеология, подвергающаяся в русской культурной традиции запрету (табу) на открытое употребление, особенно в письменной речи. К табуированной лексике относится нецензурная лексика(матерщина), носящая откровенно грубый, вульгарный характер. Табуирование таких единиц обусловлено прежде всего этическойненормативностью, из которой следует и лингвистическая ненормативность. Каждый носитель русского языка должен осознавать границы употребления обсценной лексики, помня о том, что использование этой лексики оскорбляет других.

 

Обобщая сказанное по просторечию, следует отметить, что просторечная лексика, по сравнению с литературной разговорной, имеет сниженный характер и поэтому находится за пределами русского литературного языка.

Сопоставьте приведенные ниже нейтральные слова с их стилистическими синонимами, относящимися к разговорной и просторечной лексике:

 

Стилистически нейтральная лексика





Разговорная лексика

Просторечная лексика

идти

брести

плестись

топать

переться

валить

много

Полно

видимо-невидимо

уйма

страсть сколько

с три короба

хоть завались

лицо

мордашка

рожа

морда

харя

рыло


 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какое понятие шире по объёму: «национальный язык» или «литературный язык»? Дайте определения этим понятиям.

2.  Каковы основные признаки литературного языка?

3.  Перечислите нелитературные формы национального языка. Дайте определения понятиям «территориальный диалект», «профессиональные и социальные диалекты», «просторечие».

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Деева Н.В., Лушпей А.А. Русский язык и культура речи. – Кемерово: КемГИК, 2017. – 108 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487665.

2.  Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.

 

Дополнительная литература:

1.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – М.: Феникс, 2012. – 537 с.

2.  Гаврилова О.С., Горобец О.С., Усатова В.В. Русский язык и культура речи: практикум. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 186 с. Режим доступа: – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494794.

3.  Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

4.  Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. Учебное пособие для бакалавров. – М.: Флинта, 2018. – 274 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/

 


Тема 2. Функциональные разновидности русского литературного языка

 

Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; уяснение особенностей функционирования в речи тех или иных языковых средств в зависимости от целей и условий общения, а также в зависимости от формы речи (устная / письменная); формирование умения осуществлять выбор языковых средств в зависимости от целей и условий общения, а также в зависимости от формы речи (устная/письменная); воспитание стремления следовать высоким меркам национальной речевой культуры дома, в официальной деловой обстановке, в служебной и личной переписке, в учебном заведении.

 

Изучив данную тему, вы:

будете знать:

·     основные функциональные разновидности русского литературного языка;

·     разнообразную с точки зрения смысла и экспрессивности лексику и фразеологию разговорного, научного, официально-делового, публицистического стилей русского литературного языка и языка художественной литературы;

·     грамматические особенности разговорного, научного, официально-делового, публицистического стилей русского литературного языка и языка художественной литературы;

 

приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     умение анализировать тексты различных стилей с точки зрения уместности и эффективности использования тех или иных языковых средств;

·     редактировать тексты различных стилей.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     функциональная разновидность;

·     функциональный стиль;

·     научный стиль русского литературного языка;

·     официально-деловой стиль русского литературного языка;

·     публицистический стиль русского литературного языка;

·     разговорная речь;

·     язык художественной литературы.

 

Вопросы темы:

1.  Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.

2.  Научный стиль.

3.  Официально-деловой стиль.

4.  Публицистический стиль.

5.  Язык художественной литературы.

6.  Разговорная речь.

 


Вопрос 1. Функционально-стилевая дифференциация литературного языка.

 

Литературный язык выполняет разные коммуникативные задачи, используется в разных коммуникативных условиях, обслуживает разные области человеческой деятельности. Каждая область человеческой деятельности, согласно тем коммуникативным задачам, которые ставятся в ней, предъявляет к языку свои требования. В связи с этими требованиями в литературном языке складываются группы языковых средств с внутренней системной организацией – функциональные разновидности (обычно именуемые стилями). Термины функциональная разновидность и функциональный стиль в лингвистике чётко не разграничены. Тем не менее, считается, что функциональная разновидность – общее понятие, под которым понимается любой вариант литературного языка, выделяемый по различным основаниям. В настоящем пособии термином функциональная разновидность будет обозначаться глобальное деление русского литературного языка на две функционально-стилевые сферы: книжную речь и разговорную речь.Основания для выделения книжной и разговорной речи следующие:

·     степень официальности речевого общения: официальные или неофициальные отношения участников коммуникации;

·     характер коммуникации между участниками речевого общения (массовая, групповая или межличностная коммуникация).

 

Книжная речь совершается в условиях официального общения массовой или групповой коммуникации, разговорная речь – в условиях неофициального общения и межличностной коммуникации. Форма реализации книжной речи – преимущественно письменная, форма реализации разговорной речи – устная.

Понятие «функциональный стиль» – более узкое понятие по сравнению с понятием «функциональная разновидность». Функциональные стили вычленяются с ориентацией на основные области (сферы) человеческой деятельности: область науки, образования; область официально-деловых отношений; область общественно-политической деятельности.[4] Как обозначение центрального понятия функциональной стилистики термин функциональный стиль стал уже традиционным.

Определение функциональный подчёркивает, что стили литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в той или иной сфере общественной деятельности, например, основная функция языка науки, образования – изложение информации научного характера (функция сообщения). Итак,
 функциональный стиль  это вариант литературного языка, обусловленный различными социально значимыми сферами общения.

Книжная речь наиболее дифференцирована в функционально-стилевом отношении. Здесь выделяются научный, официально-деловой, публицистический стили и язык художественный литературы. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые учёные считают его функциональным стилем (Р.А. Будагов, М.Н. Кожина и др.), другие видят в нём особое явление, отмечая, что он соотносится со всем национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты (например, Д.Н. Шмелёв). Книжные стили, как было отмечено, существуют в письменной форме, в печатных текстах.

Особое место среди функциональных разновидностей занимает разговорная речь (работы Е.А. Земской, О.А. Лаптевой, О.Б. Сиротининой).Дело в том, чторазговорная речь по сравнению с другими функциональными разновидностями имеет весьма существенные особенности. Если язык художественной литературы и функциональные стили литературного языка строятся на основе зафиксированных в словарях и грамматиках правил языка, то особенности разговорной речи нигде не фиксируются: разговорная речь существует в устной форме. Поэтому разговорная речь противопоставляется как некодифицированная всем другим кодифицированным функциональным разновидностям языка, и называть разговорную речь стилем не совсем корректно.

 



 

Каждая из пяти разновидностей имеет ряд функциональных и языковых характеристик. Рассмотрим эти характеристики.

 

Вопрос 2. Научный стиль.

 

Научный стиль – это стиль, который обслуживает сферу науки и образования. Функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечить передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. В соответствии со своим функциональным назначением научный стиль организует и мобилизует лексико-фразеологические и грамматические средства литературного языка, вырабатывает специфические способы обозначения понятий, формулирования мысли.

 

Функциональные черты научного стиля.

Научный стиль имеет ряд общих функциональных черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом.