Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лексика.

Лексическая система официально-делового стиля, кроме общеупотребительных (нейтральных в стилистическом отношении) и книжных слов, включает:

1)      стереотипные формулы (речевые клише), используемые в деловой письменной речи. Языковые формулы – это стандартные (устойчивые) языковые обороты, используемые в неизменном виде. В деловой канцелярской речи такие устойчивые словосочетания называют канцеляризмами.

Задача составителя текста упрощена благодаря возможности выбора готовой формулы в соответствии с речевым замыслом: просим Вас рассмотреть вопрос о…, считаем целесообразным…. Языковые формулы нередко выступают как юридически значимые компоненты текста, без которых документ не обладает достаточной юридической силой, или являются элементами, определяющими его видовую принадлежность, например в гарантийном письме: Оплату гарантируем. Наш расчетный счет…; в письме-претензии: … в результате осмотра упаковки установлено.

Примеры стереотипных формул (речевых клише), используемых в деловой речи:

·     Мы обращаемся к Вам с просьбой …; просим (сделать)…

·     Получение просим подтвердить…

·     Мы официально заявляем Вам…

·     Мы будем (весьма) признательны (благодарны) Вам, если…

·     Желаем успеха Вашей компании…

·     В ответ на Ваше письмо от…

·     К сожалению, Вашу просьбу мы выполнить не можем…

 

2)      отглагольные существительные, называющие явления, процессы, результаты каких-либо действий, например: оплата, состояние, приём, отчёт, осуществление, распоряжение. Отглагольные существительные «утяжеляют» текст, придают изложению официальный и обобщённый характер. Это в официально-деловом стиле вполне уместно;

3)      номенклатурные обозначения должностей, учреждений, всевозможных юридических действий, служебных процедур (в том числе аббревиатуры);

4)      «высокая», или торжественная (в составе формул речевого этикета), лексика, требуемая дипломатическим этикетом, например: Высокие гости!

 

В официально-деловом стиле недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются крайне редко и, как правило, принадлежат книжной лексике:

 


снабжение = поставка = обеспечение; износ = амортизация, платежеспособность = кредитоспособность.

 

Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена. В официальном документе предпочтение отдается родовым понятиям, например: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), транспортное средство (вместо автобус, самолет, машина и т. д.), населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.

 

Морфология.

К морфологическим признакам данного стиля относится многократное (частотное) использование определенных частей речи (и их типов). В их числе следующие:

1)      существительные мужского рода, обозначающие должности и звания лиц мужского и женского пола (сержант Петрова, инспектор Иванова);

2)      производные предлоги (в связи, за счет, в силу, по мере, в отношении, на основании);

3)      глаголы несовершенного вида, как правило, употребляются в форме настоящего времени, что придаёт официально-деловой речи вневременное обобщенное значение (за неуплату взимается штраф…).

 

Синтаксис.

1)      официально-деловой стиль, так же как и научный стиль, характеризуется стремлением к синтаксической компрессии – к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени существительного (выполнение решений, принятие постановления, вручение наград). Но при всей целесообразности использования конструкций с отглагольными существительными они имеют недостатки, влияющие на смысловую ясность предложений. Речевая практика показывает, что в рамках конструкций с отглагольными существительными часто возникает нанизывание падежей — последовательно «прикрепляющиеся» к первому существительному в родительном падеже существительные в том же падеже. Так образуются «цепочки», насчитывающие до 5–6 существительных в родительном падеже, например: Просим Вас принять участие в заседании оргкомитета научно-технической конференцииИнститута лесной промышленности…. Подобных нагромождений следует избегать;

2)      наличие пассивных конструкций (платежи вносятся в указанное время);



3)      наличие инфинитивных конструкций (установить стипендиальный фонд).

 

Вопрос 4. Публицистический стиль речи.

 

В латинском языке слово publicus имеет значение – «общественный». С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это вид литературы, посвящённый актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества, а также графические, сценические, кино-, теле-, фотопроизведения и другие, имеющие актуальную направленность.[5]

Объект публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический стиль  функциональная разновидность литературного языка, обслуживающаясферуобщественно-политической деятельности. Главное функциональное назначение публицистического стиля  влиять на общественное мнение, формировать его. Речевая структура публицистического стиля ориентирована на выражение политических идей, активной политической, гражданской позиции, на освещение текущей жизни, на оценку поступков, заявлений политиков, журналистов, государственных деятелей, деятелей культуры.

Форма реализации публицистического стиля  письменная.

Публицистический стиль наиболее полно и последовательно представлен в «языке газет» следующимижанрамипублицистическая статья, очерк, фельетон, памфлет. Что же касается политических выступлений (выступления на митингах, заседаниях парламента, пресс-конференциях и др.), языка радио и телевидения, следует отметить функциональное своеобразие этих разновидностей литературного языка. С одной стороны, они родственны «письменным стилям» книжной речи (публицистическому стилю в большей степени), так как осуществляются в условиях официальности, ориентированы на выражение активной политической, гражданской позиции, на освещение событий текущей жизни, а их тексты предполагают (в той или иной степени) предварительную подготовку содержательной стороны и стилистического оформления. С другой стороны, и публичная речь, и язык радио, и телевизионная речь – это речь устная; её реализация, окончательное оформление (содержательное и стилистическое) происходит в процессе произнесения текста, поэтому в устной публичной речи вполне допустимы паузы, вызванные разными причинами (подыскиванием нужного слова, волнением говорящего и т.д.), самоперебивы, переспросы, повторы.


Это важнейшее стилеобразующее обстоятельство сближает данные функциональные разновидности с разговорной речью, тексты которой получают своё окончательное оформление в процессе их произнесения.

 

Основные функциональные черты публицистического стиля.

В публицистическом стиле находит своё воплощение функция воздействия. Эта общественная функция, выдвинутая в данном стиле на первый план, выступает во взаимодействии с функцией сообщения, поскольку авторы публицистических текстов информируют общественность об актуальных событиях, фактах текущей жизни.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах – это не только факты, но и оценка этих фактов публицистом, его комментарии и размышления. В интерпретации автором освещаемых событий и находит своё выражение функция воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам. Поэтому публицистическому стилю присущи полемичность, эмоциональность и экспрессивность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

Итак, взаимодействие функций воздействия и сообщения в публицистических текстах обусловливает основные черты публицистического стиля:

1)      точность в обозначении учреждений, лиц, организаций, участвовавших в актуальных событиях, объективное описание таких событий и эмоционально-экспрессивная оценка сообщаемого;

2)      полнота информации и экономия языковых средств, вызванная газетным или журнальным форматом;

3)      логичность, последовательность изложения и полемическая страстность, образность, острота интерпретации;

4)      стандартные (клишированные) и выразительные средства русского литературного языка.

 

Языковые признаки публицистического стиля речи.

Лексика.

Лексическая система публицистического стиля, кроме общеупотребительных (нейтральных в стилистическом отношении) слов включает:

1)      слова и термины общественно-политического содержанияпрезидент, федерация, демократия, справедливость, гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый 
и т.д. В составе общественно-политической лексики есть такие слова, которые, обозначая точные политические понятия, одновременно наделены экспрессивной окраской, определённой оценкой к сообщаемому, например: мужество, милосердие, патриот, процветание (слова с положительной оценкой); варварство, насаждать, обывательский, саботаж (слова с отрицательной оценкой);

2)      высокая торжественная лексикадерзать, воздвигать, помыслы, самопожертвование, воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмовсвершения, держава, страж и т.д.;

3)      терминология из области экономики (демпингприватизация, девальвация), предпринимательской деятельности (спонсор, биржа, брокер), научно-технической и производственной областей (модем, дисплей), лексика шоу-бизнеса (хит, шлягер);

4)      готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

 

Морфология.

К морфологическим признакам публицистического стиля относится частое употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1)      единственное число имени существительного в значении множественногоРусский человек всегда отличался выносливостью;

2)      родительный падеж имени существительного, выступающего в функции несогласованного определения: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризисаи др.;

3)      императивные формы глаголаЧитайте АиФ!

4)      настоящее время глагола: в Москве открывается; 3 апреля начинается;

5)      производные предлогинавстречу, посредством, несмотря на… и др.

 

Синтаксис.

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1)      риторические вопросыВыдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2)      восклицательные предложенияВсе на выборы!