Файл: Государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При осуществлении своей профессиональной деятельности специалисты по социальной работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы.[21, c.3]

Руководство группой социальной защиты осужденных осуществляет заместитель начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе.

Например, В состав ИК-41 ГУФСИН Р ПК входят старший специалист по социальной работе с осужденными и старший инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных. Штатная численность сотрудников группы определяется с учетом лимита и наполнения учреждения, но не менее 2 должностей на учреждение.

В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими службами исправительного учреждения, а также с родственниками осужденных, общественными организациями (объединениями), службами занятости и социальной защиты населения, с иными государственными органами.

Основными функциями группы социальной защиты осужденных являются следующие:

  • осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработка индивидуальных программ по работе с ними;

  • комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической и других служб исправительного учреждения;

  • обеспечение нуждающихся лиц квалифицированной социальной помощью, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем;

  • содействие укреплению положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями (объединениями);

  • привлечение осужденных к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

  • организация непрерывной работы по подготовке осужденных к освобождению;

  • оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.

  • Присвоение инвалидности, путем направления на МСЭ

  • Назначение пенсий, пособий.


В соответствии должностной инструкцией, старший специалист по социальной работе осуществляет деятельность, направленную на подготовку осужденных к освобождению. Содействует приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков, запрашивает и получает от других служб исправительного учреждения необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного. Совместно с другими сотрудниками исправительного учреждения распределяет осужденных по первичным коллективам (отрядам, отделениям, бригадам, учебным классам, группам). При направлении документов в суд для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, по представлению их к замене неотбытой части наказания более мягким видом, участвует в подготовке и рассмотрении характеристики[21, c. 8].

В работе совета воспитателей отряда оказывает методическую помощь, вносит предложения по социальному обеспечению осужденных, контролирует выполнение рекомендаций по социальным вопросам. В рамках должностных полномочий, осуществляет взаимодействие с представителями органов государственной власти, организациями различных форм собственности по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных. Для восстановления, поддержания и укрепления социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье, содействует в организации общения с ближайшим социальным окружением. Он так же имеет право вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

Старший специалист по социальной работе осуществляет социальную диагностику, выявляет социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определяет пути их разрешения. Совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения он составляет социальную карту осужденного, ежеквартальные планы работы группы социальной защиты осужденных. А так же в его функциональные обязанности входит оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения, осуществлять руководство секцией социальной помощи осужденным. Важным в деятельности специалиста по социальной работы является ведение учета проделанной работы, анализ ее результатов и влияние на исправление осужденных.

Порядок социального сопровождения осужденного к лишению свободы, заключается в том, что социальный работник должен предоставить осужденному, нуждающемуся в предоставлении пенсии бланки заявлений о назначении пенсии либо об отказе в получении пенсии

заявление о выборе организации осуществляющей доставку пенсии, заполнить анкету застрахованного лица.

Исправительное учреждение предоставляет в территориальный орган ПФР справку о месте пребывания осужденного. Если же пенсионер уже ранее получал пенсию в ПФР, либо при переводе с другого исправительного учреждения, ГУ-УПФ РФ по УГО направляет заявление о запросе пенсионного дела. Если осужденный пенсионер достиг возраста 60 лет и ранее получал пенсию по инвалидности, то он имеет право перевода с одной пенсии на другую, заполнив при этом заявление, если пенсионер после достижения пенсионного возраста продолжает работать то ему необходимо заполнить заявление о перерасчете пенсии. В случаях, если пенсионер согласно ст.28 ФЗ№400 «О страховых пенсиях» был переведен с другого исправительного учреждения, то ему необходимо заполнить заявление о возобновлении пенсии [15, c. 18]. Если пенсионер умер, то администрация учреждения отправляет заявление о прекращении пенсии, со свидетельством о смерти.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что федеральные казенные учреждения реализуют социальное обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы посредством системы социального сопровождения через организацию группы социальной защиты в каждом учреждении, а, следовательно, и реализуют все принципы социального обеспечения.



3. Практическая реализация конкретных принципов

права социального обеспечения в сфере

социальной поддержки лиц, осужденных к

лишению свободы
3.1 Практическая реализация принципов всеобщности социального

обеспечения и осуществления социального обеспечения за счет

страховых платежей и средств бюджета
Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гра­жда­нина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., уста­навливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении кон­кретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств [3].

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является все­общим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает огра­ничений в праве на получение тех или иных видов социального обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

М.Л. Захаров, В.Б. Севастьянова, Э.Г. Тучкова отмечают, что «наиболее пол­но принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии – это наи­более распространенный и характерный вид социального обеспечения нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы соци­ального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее. В России 39 млн. пенсионеров, т.е. каждый четвертый житель страны; доходы в виде пенсий – второй по объему источник доходов населения после оплаты труда» [47, с.214].

В настоящее время утративший силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности, что перешло и в действующее пенсионное законодательство.


Социальная пенсия – это гарантированная государством минимальная пенсия для лиц, не участвовавших в финансировании общегосударственной пенсионной системы, формируемая за счет перераспределения доходов внутри системы (данный вид выплат – скорее пособие, внешне похожее на пенсию). Условия обеспечения социальными пенсиями установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [14].

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия устанавливается нетрудоспособным гражданам, которые по каким-то причинам не приобрели права на другой вид пенсии – страховую или государственную. Поэтому социальные пенсии можно назвать одним из основных видов социальной помощи. В отличие от страховых пенсий, социальные пенсии не являются частичным замещением утраченного заработка; условия, определяющие право на них, не зависят от трудового стажа; они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета.

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам РФ, если их страховой стаж отсутствует согласно Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Если осужденный инвалид 1,2,3 группы и не имеет страхового стажа, то ему будет установлена социальная пенсия по инвалидности. Если осужденный достиг возраста 60 и 65 лет (женщина и мужчина) и не имеет страхового стажа, то ему будет назначена социальная пенсия по старости, а если осужденный достиг 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, то им будет выплачиваться социальная пенсия по потере кормильца[51, c. 21].

М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова подчеркивают, что «в настоящее время в России введе­но подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспе­чение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права» [42, с. 109].

Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ.