ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 1021
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Написание амбулаторной истории болезни.
(контроль выполнения практического задания, проверка практических навыков)
Алгоритм написания амбулаторной истории болезни представлен в методическом указании по самостоятельной работе обучающихся.
4.Написание полной истории болезни.
(контроль выполнения практического задания)
Алгоритм написания полной истории болезни представлен в методическом указании по самостоятельной работе обучающихся.
Модуль № 3 Частная психиатрия
Тема 1. «Шизофрения, эндогенные аффективные психозы (рекуррентное депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство)»
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос, тестирование, контроль выполнения практического задания
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
-
Перечень учебных элементов: (Форма контроля: устный опрос) -
ЭТИОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ -
Наследственное предрасположение -
Полигенная (биопсихосоциальная модель) концепция шизофрении -
Экзогенные влияния -
КЛИНИКА ШИЗОФРЕНИИ -
Симптоматика шизофрении -
Расстройства мышления -
Эмоционально-волевые нарушения -
Патология поведения -
ТЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ -
Этапы течения -
Инициальная стадия -
Неврозоподобное начало -
Психопатоподобное начало -
Начало с апатоабулических явлений -
Шизофренический приступ -
Ремиссия -
Шизофренический дефект -
Олигофренический плюс -
Конечное состояние -
Типы течения шизофрении -
Непрерывно-прогредиентный -
Приступообразно-прогредиентный -
Периодический (рекуррентный) -
ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ -
Простая -
Гебефреническая -
Кататоническая -
Параноидная -
Циркулярная -
Детская шизофрения -
Юношеская шизофрения -
ЭТИОЛОГИЯ эндогенных аффективных психозов (рекуррентное депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство). -
КЛИНИКА эндогенных аффективных психозов (рекуррентное депрессивное расстройство, биполярное аффективное расстройство). -
Депрессия и ее типы -
Депрессия эндогенного типа -
Тревожная депрессия -
Маскированная депрессия -
Маниакальный синдром -
Течение -
Этапы течения -
Фаза -
Интермиссия -
Типы течения -
Депрессивный тип -
Маниакальный тип -
Циркулярный тип (биполярный) -
Циклотимия
2.ДООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
2А. Самоконтроль усвоения учебных элементов (контрольные тесты) ТЕСТЫ ПЕРВОГО УРОВНЯ.
а) Тест на опознание:
-
Придается ли экзогенным факторам основная роль в возникновении шизофрении
и БАР? -
Являются снижение и искажение эмоционального уровня характерными признаками шизофрении? -
Может ли кататоническая форма шизофрении протекать только с кататоническим возбуждением? -
Характерны ли для шизофрении и БАР симптомы нарушения памяти?
б) Тест на различение:
1. Укажите признаки, характерные для параноидной формы шизофрении:
а) бред преследования
б) кататоническое возбуждение
в) апато-абулический синдром
г) бред величия
д) синдром Кандинского-Клерамбо
2. Типичны для шизофрении:
а) бред величия
б) разорванное мышление
в) эмоционально-волевое снижение
г) сумеречное состояние
д) ослабление критики
3. Укажите признаки, характерные для маниакальной фазы:
а) веселое настроение
б) ускоренное мышление
в) разорванность мышления
г) бездеятельность
4. Укажите признаки, характерные для депрессивного синдрома:
а) бред преследования
б) тоскливое настроение
в) бред самообвинения
г) замедленное мышление
д) заторможенность действий
в) Тесты на классификацию:
Укажите, какие из приведенных синдромов характерны для:
1. Параноидной формы а) кататоническин ступор
2. Циркулярной формы б) депрессивный синдром
3. БАР в) бредовые идеи преследований
г) гебефреническое возбуждение
д) маниакальное возбуждение
е) веселое настроение
ж) замедленное мышление
з) суицидальные мысли
и) идеи переоценки личности
к) тоскливое настроение
л) повышенная отвлекаемость
м) психическая анестезия
ТЕСТЫ ВТОРОГО УРОВНЯ.
а) Тест на Подстановку:
-
Циркулярную форму шизофрении следует дифференцировать с . -
Простая форма шизофрении характеризуется Синдромом………….. . -
БАР характеризуется .
б) Тесты конструктивные:
-
Охарактеризуйте типичные проявления инициального этапа Шизофрении. -
Укажите признаки конечного состояния шизофрении. -
Перечислите типичные симптомы депрессивной фазы.
в) Типовая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз):
Больная 19 лет, студентка. Заболела остро: появилась тревога, бессонница, говорила, что не хочет жить, пыталась броситься под автомобиль. Была заторможенной, на лице было застывшее выражение страха, сопротивлялась попыткам переодеть ее, принимала вычурные позы и подолгу не меняла их. Не отвечала на вопросы. После лечения состояние улучшилось, рассказала, что видела вокруг себя страшные картины атомной войны, разрушались целые города, гибло множество людей, среди которых были и ее близкие.
Пробыла в больнице два с половиной месяца. Каких-либо изменений в характер больной близкими не отмечено: оставалась общительной, сохранялись прежние интересы. Через полгода вновь появилась бессонница, стала раздражительной, не окончив одного дела, бралась за другое. Целыми днями слушала музыку по радио, вдруг начинала танцевать, пела, заявляла, что она - великая актриса. Вторично была помещена в психиатрическую больницу. В отделении прыгает, пляшет. Внезапно выкрикивает громко отдельные слова, подбегает к двери, стучит в стену, ударяет больных, бросает на пол попавшие ей в руки вещи, выплёвывает пищу.
Повторяет действия и слова окружающих. На вопрос, как себя чувствуешь, ответила: "Как себя чувствуешь? больной... как вас зовут... обут...". Настроение повышено, много беспричинно смеется, заявляет, что она - богиня красоты. Гримасничает. Всему сопротивляется, не выполняет требований.
ТЕСТЫ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
а) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):
Больному 40 лет, слесарь. Дядя по линии матери страдал психическим заболеванием, был подозрительным, преследовал жену обвинениями в измене. Отец умер в возрасте 63 лет от рака печени, мать - в 59 лет от кровоизлияния в мозг. Отец по характеру был уравновешенным, отзывчивым, общительным. Мать - вспыльчивой, властной, гордой, замкнутой.
Окончил 5 классов, работал в колхозе. Терпеливый, сдержанный, спокойный. В 20-летнем возрасте женился, отношения в семье были хорошими. В возрасте 36 лет стал раздражительным, придирчивым, упрямым, ссорился с женой по малейшему поводу. 3 года тому назад однажды его пригласили в прокуратуру для дачи свидетельских показаний по делу о драке. Тяжело переживал это - у него были основания предполагать, что его тоже привлекут к ответственности. Выйдя из прокуратуры, заметил, что за ним следом идут незнакомые люди. Решил, что за ним установили наблюдение. Старался обмануть "шпионов", уйти от них. С этой целью уехал на железнодорожную станцию за 200 километров от места жительства. Но и там ему показалось, что незнакомые люди ходят возле него, хотят его окружить, убить, пришел за помощью в отделение милиции, но по лицам сотрудников понял, что они тоже против него. Убежал в страхе через железнодорожные пути, попал под поезд. Был доставлен в больницу, где была произведена ампутация правой голени. В больнице был тревожен, считал, что персонал в заговоре против него: уверял, что его хотят отравить лекарствами, поэтому отказывался от инъекций. Пытался покончить с собой, затянув шею полотенцем. В связи с этим переведен в психиатрическую больницу. Был тревожен, подозрителен. Считал, что его намеревались убить, опасался, что преследователи могут его обнаружить и в этой больнице. Отказывался от лекарств. Принимал таблетку только после того, как кто-нибудь из больных проглатывал таблетку из этой коробки. Сообщил врачу, что некоторые больные специально посланы сюда для наблюдения за ним, он якобы слышал, как одна из медсестер говорила больным: "Не спускайте с него глаз". Заметил, как они подают жестами друг другу какие-то знаки, переглядываются. Лечился. После отмечалось некоторое безразличие, вялость, с работой справлялся удовлетворительно.
б) Нетиповая задача (поставить синдромальный и нозологический диагноз, провести дифференциальный диагноз):
Больная 40 лет, домохозяйка. Отец умер от рака пищевода, мать - от кровоизлияния в мозг. В детстве болела корью, малярией. Закончила 10 классов, потом поступила в лесотехнический институт, но в связи с начавшейся войной оставила его. Работала нормировщицей, кассиром.
Замужем 20 лет. Было 4 беременности, из них 2 закончились родами, а 2 - медицинскими абортами. По характеру - общительная, решительная, честолюбивая, гордая. В 30-летнем возрасте, после смерти отца, у больной возникла тоска, с трудом выполняла домашнюю работу, пропал интерес к жизни. Спустя 3 месяца настроение постепенно выровнялось, вновь стала активной, общительной.
Подобные состояния наступали у больной дважды; в возрасте 32 и 34 лет без видимой причины. Тоска была глубокой, не разговаривала, медленно двигалась. Лечилась в психиатрической больнице, принимала мелипрамин, В промежутках между приступами считала себя здоровой. Родные не замечали каких-либо перемен в характере больной. Перед последним поступлением в возрасте 40 лет появились мысли о своей никчемности, несколько раз хотела покончить с собой, но родные замечали во время ее приготовления.
Сознание ясное, число, месяц и год называет правильно, лицо печально, глаза открыты, углы рта опущены. Говорит тихим, монотонным голосом с паузами, немногословна. Неохотно поднимается с постели, ходит медленно. Жалуется на тоску. Уверена, что никогда не выздоровеет, будет всю жизнь мучиться, лучше ей умереть сейчас. К вечеру тоска несколько уменьшается, больная становится общительнее. В соматическом и неврологическом состоянии отклонений не выявлено.
ОПЕРАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (Такая же, что в занятии «Курация»).
Тема 2. «Черепно-мозговая травма. Эпилепсия. Олигофрения. Геронтопсихиатрия (пресенильные психозы, пресенильные и сенильная деменции), психические расстройства при сосудистых заболеваниях»
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос, тестирование, контроль выполнения практического задания
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
-
Перечень учебных элементов: (Форма контроля: устный опрос)
1. Психические нарушения после травм головного мозга.
2.Периоды травматического поражения головного мозга.
3.Острый период.
4.Отдаленные последствия травматического поражения головного мозга - травматические психозы, травматическая энцефалопатия (психоорганический синдром), травматическая эпилепсия, травматическое слабоумие.
5.Закономерности течения и исхода психических расстройств острого и отдаленного периода травм.
6. Эпилепсия.
7.Эпилептические симптомы.
8.Временные нарушения психики при эпилепсии.
9.Постоянные нарушения психики при эпилепсии
10.Изменения личности при эпилепсии.
11.Слабоумие
12.Клиника психических заболеваний позднего возраста
13. «Функциональные психозы» инволюционного возраста
14.Органические дементирующие процессы
15. Болезнь Пика
16.Болезнь Альцгеймера
Сенильная деменция альцгеймеровского типа (СДАТ)
17. Сосудистые заболевания головного мозга,
А). Тесты на опознание
1. Является ли деменция синдромом начальных атеросклеротических изменений психики?
2.Отсутствует ли критика при атеросклеротической деменции?
3. Бывают ли после коммоции афазии?
4. Характерны ли для острого периода травмы синдромы нарушенного сознания?
5. Возможно ли развитие Корсаковского синдрома через несколько лет после травмы?
6. Является ли чистое повторение больших припадков прояснением сознания в межприступный период признаком эпилептического статуса?
7. Типична ли последующая амнезия для сумеречного состояния?
8. Всегда ли при эпилепсии бывают изменения личности и слабоумие?
9. Характерна ли афазия для болезни Альцгеймера?
б) Тесты на различение
1. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?
а) делирий
б) Корсаковский синдром
в) эпилептические припадки
г) травматическая энцефалопатия
2. Какие синдромы свойственны травматической церебрастении?
а) утомляемость
б) эйфория
в) раздражительность
г) снижение критики
3. Какие синдромы характерны для острого периода травмы?
а) оглушение
б) делирий
в) сопор
г) маниакальное возбуждение
5. Укажите синдромы болезни Альцгеймера:
а) огрубение личностных черт
б) фиксационная амнезия
в) сдвиг ситуации в прошлое
г) сохранность критики
д) моторная афазия
6. Укажите симптомы атеросклеротической деменции:
а) слабодушие
б) пониженное настроение