Файл: Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым шагом на пути формирования в РФ системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (в настоящее время утратил силу). Этот Указ признал целесообразным ввести в практику ежегодное заключение соответствующих соглашений по социально-экономическим отношениям: на уровне организаций - коллективных договоров; на уровне отрасли, региона - региональных отраслевых тарифных и иных социально-экономических соглашений, тем самым расширив рамки договорного регулирования круга его участников. Следовательно, одновременно с федеральным становление социального партнерства осуществляется и на других уровнях.
Дальнейшее развитие социально-партнерское регулирование трудовых отношений получает в новом Трудовом кодексе РФ, где данным вопросам посвящены разд. II ч. 2.
В ТК РФ дается легальное понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. ст. 23, 25 ТК РФ).
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Таким образом, субъектами социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Их правовое положение различается: согласно ст. 25 ТК РФ работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как участники отношений социального партнерства и представляют интересы государства или муниципального образования. Сторонами отношений социального партнерства названные органы могут быть лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами <1>.
--------------------------------
<1> См.: Трудовое право: Учеб. / Под ред. О.В. Смирнова. М.: Проспект, 2003. С. 142.
Повышение роли и значения социального партнерства, расширение его правовой базы, куда следует отнести не только вышеназванные нормативные правовые акты, но и многие другие законы РФ и ее субъектов, например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" позволяют считать социальное партнерство самостоятельным институтом трудового права, важнейшими составными частями которого являются коллективный договор и различные (преимущественно - трехсторонние) соглашения.
Студенты должны уяснить, что самого пристального внимания заслуживают принципы социального партнерства, являющиеся основой развития данного правового института. О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ТК РФ (ст. 24) и нашли свое воплощение во многих его нормах, прежде всего части второй ТК РФ.
К основным принципам социального партнерства ст. 24 ТК РФ относит: равноправие сторон;
-
уважение и учет интересов сторон; -
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; -
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; -
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; -
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; -
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Студенты должны уяснить, что система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов. Она включает следующие шесть уровней:
-
федеральный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; межрегиональный, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; -
региональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда субъекта Российской Федерации; отраслевой, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); -
территориальный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; локальный, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда на уровне конкретной организации.
Следует иметь в виду, что формами социального партнерства являются:
-
проведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; -
проведение взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; -
участие работников и их представителей в управлении организацией; -
участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Результатом реализации названных форм социального партнерства являются коллективные договоры в организациях и соглашения соответствующего уровня (генеральное - на федеральном уровне, региональные - в субъектах РФ; отраслевые и межотраслевые; территориальные - в муниципальном образовании).
В ТК РФ (ст. 35) определены органы социального партнерства - это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на паритетной основе для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. Такие комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства в составе наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства - работников и работодателей.
Статус представителей должен быть надлежащим образом оформлен. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".
Членами Российской трехсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые действуют в соответствии с законами субъектов РФ.
На отраслевом уровне образуются комиссии для подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (часто именуемые "тарифными", так как главным вопросом таких соглашений является вопрос об оплате труда). Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Трехсторонние комиссии не находится в отношениях соподчинения и каждая из них решает свои задачи. Причем на отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии как трехсторонние из представителей сторон и соответствующего государственного (муниципального) органа, так и двусторонние - только из представителей сторон.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На уровне конкретной организации (локальном) образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Студенты должны самое пристальное внимание уделить вопросам темы о представителях работников и работодателей.
Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, содержания полномочий, которыми их наделяют стороны социального партнерства, соответствующего оформления представительства, предусмотренного в основном нормами ТК РФ. Представителям работников и работодателей посвящена гл. 4 ТК РФ (ст. ст. 29 - 34). Многие вопросы, связанные с функциями представителей работников, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 30 декабря 2008 г.).
Согласно ст. 2 указанного Закона профсоюз - добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Помимо профсоюзов могут быть и иные представители работников если они избраны на общем собрании (конференции) работников, и наделены соответствующими полномочиями.
Следует иметь в виду, что ТК РФ закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда в организации нет профсоюза, либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников (ст. ст. 29 - 31 ТК РФ).
Конвенция МОТ N 135 также предусматривает, что когда на одном и том же предприятии, организации существуют представители профсоюза и иные выборные представители работников, это не должно подрывать позиций профсоюзов; отношения между ними следует строить на основе сотрудничества. Соответствующее положение закреплено в ТК РФ (ч. 2 ст. 31) о том, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31 ТК РФ).
Студенты должны знать, что представителями работодателя при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ).
При проведении коллективных переговоров, связанных с заключением или изменением соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социальнотрудовых отношений, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
При этом в ст. 33 ТК РФ закрепляется понятие объединения работодателей - "некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Помимо названных положений Трудового кодекса правовое положение объединений работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) и иными федеральными законами.
Федеральный закон "Об объединениях работодателей" детально определяет права и обязанности данных представителей работодателей.
Так, например, ст. 13 указанного Закона к правам объединения работодателей относит:
-
право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; -
согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; -
отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления; -
выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению социально-партнерских соглашений; -
наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров; -
вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения; проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики; получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления, имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением; -
участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.