Файл: Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Соглашения, как правило, являются трехсторонними, т.е. помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы государственной власти соответствующего уровня. Поэтому здесь проявляется "принцип трипартизма", в отличие от двусторонних коллективных договоров, которые основаны на "бипартизме".
Следует иметь в виду, что, как уже отмечалось, виды соглашений различаются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: генеральное - на федеральном уровне, межрегиональное - на уровне двух и более субъектов Российской Федерации; региональное - на уровне субъекта федерации, отраслевое (межотраслевое) тарифное может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях, территориальное устанавливает общие условия труда, гарантии и льготы работникам на территории муниципального образования. Иные соглашения могут заключаться на любом уровне по отдельным направлениям регулирования трудовых отношений.
Каждый из этих уровней соглашений имеет своих участников, регулирует отношения лишь своей сферы действия и устанавливает определенные законом и сторонами условия.
Так, генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на всей территории российской Федерации. Оно заключается между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. Например, генеральное соглашение на 2008 - 2010 гг.
Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК РФ. Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон и это означает его заключение. При этом содержание и структура любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
Как и в отношении содержания коллективного договора в ТК РФ (ст. 46) даются краткие рекомендации по содержанию соглашений. В них могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам: оплата труда; условия и охраны труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.
Изменения и дополнения соглашения должно производиться в том же порядке, что и принятие.
Важно знать вопросы, связанные с действием соглашения (ст. 48 ТК РФ). Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Распространение действия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединении работодателей, заключивших это соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (на сегодня - это Минздрав соцразвития России), вправе после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Минздрав соцразвития России мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Студентам необходимо уяснить вопросы по регистрации коллективных договоров, соглашений. Нормы ТК РФ (ст. 50) предусматривают процедуру уведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах по труду. Обязанность направить в семидневный срок подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на работодателей. Однако с этим не связывается вступление названных актов в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами. Следует обратить внимание на правовые последствия, возникающие при выявлении в период регистрации условий, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.
Важно знать контроль за выполнением коллективного договора, соглашения.
Реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за выполнением содержащихся в них положений. Он осуществляется сторонами социального партнерства и их представителями, соответствующими органами по труду.
ТК РФ (ст. ст. 54 и 55) предусматривает ответственность представителей сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах или неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения или невыполнение их условий, за непредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров. Лица, виновные в указанных нарушениях, могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной ответственности или подвергнуты штрафу согласно КоАП РФ.
1>1>
Раздел 6. РЫНОК ТРУДА И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
В современных условиях в России возникают проблемы, связанные с функционированием рынка труда (рабочей силы), содействием в обеспечении занятости и трудоустройства граждан Российской Федерации. Рынок труда в самом общем виде представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в сфере реализации спроса и предложения способности человека к труду (рабочей силы). В науке существуют различные подходы к определению рынка труда.
Одной из характерных черт российского рынка труда является безработица, которая сопровождается различными проблемами социального, экономического и психологического характера. В Российской Федерации значительный рост безработицы пришелся на начало 90-х гг. XX в. и был обусловлен переходом к рыночной организации экономики, в частности, процессами приватизации государственных предприятий и, как следствие, массовыми увольнениями работников; сокращением Вооруженных сил и численности предприятий военно-промышленного комплекса; отменой системы планового распределения выпускников учебных заведений; растущей миграцией и др.
Как отмечалось в утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг., современный рынок труда продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х гг. Так, за период с 1990 по 1998 гг. численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3%. При этом максимальный показатель численности зарегистрированных в органах государственной службы занятости безработных отмечался в апреле 1996 г. - 2,8 млн. человек, или 3,8% экономически активного населения. Соответствующий показатель в 2000 - 2001 гг. составлял 1,5% экономически активного населения, в то время как в 2002 г. он вырос до 1,8%.
Следует иметь в виду, что, помимо безработицы, российский рынок труда характеризуется также такими негативными моментами, как неполная занятость, неравномерность в распределении трудовых ресурсов по регионам и отраслям экономики, неформальный сектор экономики и ряд др.
Указанные явления позволяют оценить способность российского рынка труда к саморегуляции как незначительную, что сохраняет потребность в использовании элементов государственного вмешательства. Предпринимаемые в этой сфере государством меры могут быть сведены в основном к профилактике растущей безработицы (содействие
занятости населения, включая трудоустройство), а также к снижению ее последствий (материальная поддержка безработных, что включает в себя выплату пособий по безработице и является предметом регулирования самостоятельной отрасли - права социального обеспечения). Определенная же часть общественных отношений, возникающих в области содействия занятости и трудоустройства, связана с реализацией гражданами таких прав, как право на труд, право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, право на защиту от безработицы и ряда др. Тем самым обусловлена особая значимость норм трудового права в регулировании рынка труда. Важно знать, что ТК РФ к числу принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относит принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве (ст. 2).
Основные направления государственной политики в области занятости находят свое отражение и в Концепции действий на рынке труда на 2008 - 2010 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2008 г.
Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 гг. будет направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
-
содействия занятости и трудоустройства; -
содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; -
обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда; -
содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
В современных условиях государство ограничивает свои обязательства оказанием содействия в реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Более конкретно соответствующие направления политики государства сформулированы в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения" (в ред. от 27 декабря 2009 г.) (далее - Закон о занятости). Основные принципы государственной политики в области занятости как главные ее ориентиры