Файл: Полезно хотя бы кратко рассмотреть этапы формирования российского трудового права, чтобы понять логику его развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлены на содействие занятости граждан, начиная от развития трудовых ресурсов, включая предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы, координацию деятельности с иными направлениями социальной и экономической политики и др. (ст. 5 Закона о занятости).

Согласно упомянутому Закону, под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1). Закон о занятости перечисляет формы занятости, к которым в первую очередь относится работа по трудовому договору; предусмотрены и другие формы занятости (ст. 2).

Студенты должны знать, что обязательства российского государства в сфере содействия занятости населения следуют прежде всего из ст. 7 Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством и декларирующей создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в качестве одного из направлений общегосударственной политики. На конституционном уровне закрепляется также в числе основных прав граждан важное право на защиту от безработицы (ст. 37 и др.).

К проблемам содействия занятости привлечено внимание мирового сообщества, о чем свидетельствует сложившийся международный подход, который находит отражение в соответствующих источниках. В частности, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. При анализе международно-правового подхода к решению проблем в сфере содействия занятости целесообразно также обратиться к содержанию таких источников, как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г); Конвенции Международной организации труда (в частности, Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.), Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964 г.), Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 г.), Конвенция N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.), Конвенция N 181 "О частных агентствах занятости" (1997 г.) и др.).


В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также не остаются без внимания. В частности, запрещается принудительный труд (например, в ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), кроме этого содержится указание на обязательства государств "Обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом" (ст. 1 Европейской социальной хартии, где также отмечается в качестве одной из основных целей политики государств поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости и в дальнейшем - достижение полной занятости <1>).

--------------------------------

<1> Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: теория и практика. М., 1998. С. 496.

Студенты должны обратить самое пристальное внимание на то, что с начала 90-х гг. прошлого века формируется правовая основа регулирования общественных отношений в сфере содействия занятости и в Российской Федерации. Впервые эти вопросы получили свое отражение в Законе о занятости, который закрепляет в том числе и основные права граждан в анализируемой сфере (ст. ст. 8 - 11). Так, гражданам принадлежит право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, либо обращения к услугам посредника (органа государственной службы занятости или негосударственной организации). Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в РФ.

Следует иметь в виду, что трудоустройство выступает одним из важнейших способов содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. Студентам следует уяснить, что рассматривается понятие трудоустройства неоднозначно. В наиболее широком его понимании к трудоустройству относят все процессы, предшествующие приобретению гражданином статуса занятого, включая и так называемый индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями - работников требуемой квалификации и специальности. Вместе с тем сегодня, с точки зрения охвата правовым регулированием (прежде всего - трудовым правом), а также в целях более четкого понимания роли трудоустройства как способа содействия занятости целесообразно рассматривать данное явление более узко. В этой связи трудоустройство в самом общем виде определяется как способ содействия занятости, представляющий собой оказание органами государственной службы занятости и иными уполномоченными на то организациями услуг по подысканию работы на условиях трудового договора и устройстве на нее. Для того, чтобы дать более подробное определение трудоустройства, важно остановиться на его признаках, указав также, что оно является юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости и направлено на достижение оптимального соотношения интересов трудоустраиваемых граждан, работодателей и государства на рынке труда и др.



Как уже отмечалось, одним из признаков трудоустройства является участие в нем посредников. Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится государственной службе занятости. Правовой статус этой службы определяется прежде всего ст. 15 Закона о занятости. Органы государственной службы занятости могут осуществлять функции трудоустройства при участии профсоюзов и других общественных организаций, представляющих интересы граждан, а также объединений работодателей.

Студенты должны знать, что при анализе правового регулирования трудоустройства необходимо также охарактеризовать складывающиеся в данной сфере правоотношения. С учетом вышеприведенного определения при трудоустройстве возникают правоотношения, которые рассматриваются как единство трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных правоотношений: 1) отношение между трудоустраивающим органом и гражданином по поводу обращения за содействием в подыскании работы и устройстве на нее; 2) отношение между трудоустраивающим органом и работодателем (организацией) по поводу содействия в предоставлении подходящей работы гражданину, с одной стороны, и необходимых работников организации, с другой; 3) отношение между работодателем и гражданином по поводу возможного (в некоторых случаях - обязательного) устройства на работу по направлению трудоустраивающего органа. Законодательство определяет, кто может выступать в качестве субъектов данных правоотношений, а также указывает на реализуемые в них права и обязанности.

Наибольшую степень правового регулирования приобретает трудоустройство с участием органов государственной службы занятости. По общему правилу гражданин обращается в соответствующие органы прежде всего в целях поиска подходящей работы. Понятие и критерии подходящей работы содержатся в Законе о занятости. Важно отметить, что в некоторых случаях в качестве подходящей может быть предложена общественная работа, под которой понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. В соответствии с Положением об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 (в ред. от 11 января 2007 г.), лица, желающие участвовать в общественных работах, заключают срочные трудовые договоры на срок до 6 месяцев. Этим же Положением регулируется порядок организации указанных работ и условия участия в них граждан.


Важно знать, что одним из условий признания органами государственной службы занятости гражданина в качестве безработного является его незанятость. Лицам, имеющим статус зарегистрированного в органах службы занятости в качестве безработного, законодательство предоставляет большее число гарантий в сфере содействия их занятости (бесплатная профессиональная ориентации, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и др.). В целях определения правового статуса безработного необходимо иметь представление о порядке регистрации безработных граждан, который определяется Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. (в ред. от 14 декабря 2006 г.).

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, присущими для трудоустройства отдельных категорий субъектов. Последние объединены понятием "особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы", которое включает в себя инвалидов; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и иных (ст. ст. 5, 7.1, 25 Закона о занятости). Так, в отношении трудоустройства инвалидов государство устанавливает такие особые гарантии, как квотирование, создание специализированных рабочих мест. Законодательством установлены особенности трудоустройства молодежи.

Специфика в правовом регулировании нередко отражается и в принятии Правительством Российской Федерации (а также государственными органами субъектов федерации) специальных целевых программ содействия занятости указанных групп населения. Все это свидетельствует о том, что в отношении таких категорий граждан государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства, что позволяет говорить об обеспечении их занятости.

К способам содействия занятости при участии органов государства также относятся профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Основные права граждан в указанных сферах закреплены Законом о занятости. Порядок реализации этих прав в дальнейшем конкретизирован в подзаконных нормативных правовых актах.


В настоящее время в процессе трудоустройства принимают активное участие и негосударственные организации-посредники. В связи со все большим распространением их деятельности, а также применением ими все новых, уже значительное время существующих на мировом рынке труда, форм трудоустройства возникает целесообразность охвата правовым регулированием и трудоустройства при посредничестве негосударственных организаций.

В некоторых случаях роль трудоустраивающего органа выполняет работодатель. При переходе к рыночной организации экономики Россия столкнулась с проблемой высвобождения работников - массовых увольнений в результате сокращения численности или штата работников. Так, работодатель обязуется предложить определенную работу увольняемым по данным основаниям, требования к которой содержатся в ТК РФ. Особые отношения складываются у работодателя и с органами государственной службы занятости при осуществлении им массовых увольнений (нужно отметить, что в настоящее время применительно к таким увольнениям используется понятие массового высвобождения, которое раскрывается, в частности, в Постановлении Совета Министров РФ от 5 февраля 1993 г. "Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения", а также в отраслевых и (или) территориальных соглашениях). Более подробно требования, предъявляемые к процедуре увольнений по сокращению численности или штата, будут рассмотрены в последующих разделах настоящего пособия, посвященных трудовому договору.

Трудоустройство без участия посредников также на практике сопряжено с определенными проблемами. Так, например, проведение работодателями различного рода тестирований и собеседований, по результатам которых осуществляется отбор кадров, нередко порождает сложности при анализе обоснованности отказов работодателя в приеме на работу. Необходимость регламентации данных отношений трудовым правом обусловлена в том числе ст. 1 ТК РФ, которая к предмету регулирования кодексом относит правоотношения по трудоустройству у данного работодателя. В основном вопросы трудоустройства без участия посредников рассматриваются в последующих разделах настоящего пособия, посвященных порядку заключения трудового договора. Однако одним из принципов законодательства о занятости является приоритетное использование национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, поэтому можно говорить о значительной роли государственного вмешательства в процедуру трудоустройства иностранных работников в России и рассматривать соответствующие правила в настоящем разделе пособия. В последнее время вопросы привлечения иностранной рабочей силы приобрели особую актуальность в связи с усилившимися процессами миграции. В соответствии с Законом о занятости привлечение на территорию РФ иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российского государства. В РФ