Файл: Методические указания по самостоятельной работе Методические указания для подготовки к экзамену. Пенза 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 369

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98 н – коэффициент неравномерности поступления груза Р – производительность оборудования повременит ч. Производительность машин периодического действия рассчитывается поформуле:
,
Ц
П
П
n
q
P


(6.13) где q п – грузоподъемность машины периодического действия, т ц – количество циклов работы машины за час. Время цикла работы машины должно рассчитываться с учетом его сокращения за счет совмещения нескольких операций


,
2 1
s
с
Ц
t
t
t
К
Т



(6.14) где K
c
– коэффициент, учитывающий сокращение времени цикла при совмещении нескольких операций t – время, затраченное на выполнение отдельных элементов цикла, с s – число элементов цикла работы машины. Производительность машин непрерывного действия для штучных грузов рассчитывается по формуле
,
т
q
p
н
н


(6.15) где q н – грузоподъемность одного грузового места органа машины непрерывного действия для штучных грузов, т m – число перемещѐнных грузовых мест за час, рассчитывающееся по формуле
,
3600
a
V
m


(6.16) где V – скорость рабочего органа машины непрерывного действиям с a – расстояние перемещения грузам. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Задача 1: Определение размеров технологических зон склада и фронтов погрузки/выгрузки товаров Оптовая фирма, торгующая широким ассортиментом неохлажденных продовольственных товаров, планирует расширить объем продаж. Анализ рынка складских услуг региона деятельности показал целесообразность организации собственного склада. Продукцию на склад фирмы планируется доставлять ж/д транспортом, для чего необходимо организовать участок разгрузки железнодорожных вагонов. Отправка же заказов будет осуществляться автотранспортом.

99 Определить площадь склада. А также рассчитать длину фронта выгрузки со стороны железнодорожных путей и фронта погрузки со стороны автотранспорта. Таблица 5.1 Исходные данные Показатель
Ед.изм. Варианты
1 2
3 4 Прогноз годового товарооборота
Q тыс.ден.ед./ год
5000 3500 12000 1700 Прогноз товарных запасов З дни
30 25 41 17 Коэффициент неравномерности загрузки склада КН-
1,2 1,1 1,4 1,3 Примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товар С
ден.ед./ м
3 250
Показатель
Ед.изм. Варианты
1 2
3 4 Примерная стоимость одной тонны хранимого на складе товара
С
р
ден.ед./т
500 Высота укладки грузов на хранение Нм Доля товаров, приходящих через участок приемки склада
А
П
%
70 95 65 82 Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе
А
К
%
50 45 80 70 Доля товаров, проходящих через отправочную экспедицию
А
Э
%
70 80 45 50


100 Укрупненный показатель расчетных нагрузок нам на участках приемки и комплектования
q
пк
т/м
2 0,5 Укрупненный показатель расчетных нагрузок нам в экспедиционных помещениях
q
э
т/м
2 0,5 Время нахождения товара на участке приемки
t
пр
дни
0,5 0,7 0,3 0,6 Время нахождения товара на участке комплектования
t
км
дни
1 1,5 0,5 0,9 Время нахождения товара в приемочной экспедиции
t
п.э
дни
2 1,5 0,5 2,3 Время нахождения товара в отправочной экспедиции
t
о.э
дни
1 1
0,8 2,1 Количество работников склада чел.
3 5
9 1 Максимальное количество разгружаемых четырехосных вагонов за сутки
N шт
34 9
15 28 Статическая нагрузка вагона
P
ст
т
59 62 65,5 68 Среднее время на разгрузку одной подачи
t
рв
ч
2 2,5 2,6 2,8 Среднее время на подачу и уборку вагонов
t
пв
ч
1 1,8 1,5 1,6 Время работы склада в сутки порч Длина четырехосного вагона принимается 14,73 м

101 разгрузке вагонов Время работы склада в сутки по выдаче грузов на автомобиль
T
п
ч
16 10 12 11 Средняя загрузка автомобиля т
5 2,5 3,8 4,2 Норма времени на погрузку груза на автомобиль, ч/т
t
за
ч/т
0,5 0,06 0,08 0,05 Время на подъезд и отъезд автомобиля со склада, ч
t
па
ч
0,3 0,8 0,2 0,25 Фронт, необходимый для подъезда и стоянки
1 автомобилям
l
а
м
6 Количество рабочих дней в году
Д
р
дни
254 Для задачи 1:
1. Рассчитать площади технологических зон склада.
2. Определить общую площадь склада.
3. Рассчитать длину фронта выгрузки со стороны железнодорожных путей и фронта погрузки со стороны автотранспорта. Методические указания Пользуясь приведенными формулами в теоретической части (па также данными табл. 6.1, выполните расчет площади склада и фронтов погрузки/выгрузки товаров. Результаты оформить в виде табл. 6.2 и 6.3 Таблица 6.2 Технологические зоны склада Наименование технологической зоны Размер площади зоны, м Зона хранения (полезная площадь) Зона хранения (вспомогательная площадь) Участок приемки товаров Участок комплектования товаров Приемочная экспедиция Отправочная экспедиция Служебная площадь Общая площадь склада

102 Таблица 6.3 Расчет длин погрузочного и разгрузочного фронтов склада Показатель Значение Число подач вагонов за сутки Масса груза, перерабатываемого на складе за сутки, т Среднее время на погрузку одного автомобиля, ч Длина разгрузочного фронтам Длина погрузочного фронтам Задача 2: Расчет необходимого количества подъемно-
транспортного оборудования и его производительности По приведенным в табл. 6.4 исходным данным рассчитать производительность и необходимое количество подъемно-транспортного оборудования, а именно кранов, электропогрузчиков и транспортѐров для штучных грузов. Таблица 6.4 Исходные данные Показатель
Ед.изм Варианты
1 2
3 4 Количество перерабатываемого груза
Q т
100 540 290 1100 Коэффициент неравномерности поступления груза в час н
1 1,3 1,1 1,2 Время цикла работы крана/электропогрузчика
Тц с
60 Грузоподъемность крана к т
5 Грузоподъемность электропогрузчика п т
2 1
3 5 Скорость транспортѐрной ленты для штучных грузов
Vтр мс
5 2
3 2,5 Грузоподъемность одного грузового места qтр кг
30


103 транспортерной ленты Расстояние перемещения грузам Для задачи 2:
1. Рассчитать последовательно количество требуемых на складе кранов, электропогрузчиков и транспортеров согласно данных своего варианта.
2. Ответить на контрольные вопросы. Методические указания Пользуясь приведенными формулами в теоретической части (па также данными табл. 6.4, выполните расчет потребности подъемно- транспортных механизмов каждого типа.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

6.4. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ Задание 1. Фирма, занимаясь реализацией продукции на рынках сбыта К, К, К, имеет постоянных поставщиков П, П, П, П, П в различных регионах. Увеличение объема продаж заставляет фирму поднять вопрос о строительстве нового распределительного склада, обеспечивающего продвижение товара на новые рынки и бесперебойное снабжение своих клиентов. Тариф для поставщиков на перевозку продукции на склад составляет 50 руб/км, а тарифы для клиентов на перевозку продукции со склада равны для К – 45 руб/км, для К – 40 руб/км, для К – 42 руб/км. Поставщики осуществляют среднюю партию поставки в размере П – 150 т, П – 75 т, П – 125 т, П – 100 т, П – 150 т. Партия поставки при реализации клиентам равна К – 300 т, К – 250 т, К – 150 т. С учетом географической карты сбыта расположения поставщиков и регионов сбыта, были обнаружены следующие координаты Координаты Клиенты Поставщики К К К П П П П П Х
0 300 550 150 275 400 500 600 У
575 500 600 125 300 275 100 550 Определите оптимальное расположение склада. Решение показать графически. Задание 2. Величина одновременно хранимого сырья равна 1830 т, штат сотрудников – 6 человек, ширина погрузчикам, длина каждого из

104 двух проездов составит 30 м, между проездами установлены стеллажи. Ширина зазора между стеллажами и транспортными средствами
– 1 м, между каждым стеллажом, стенами склада и проездами имеются проходы шириной 1,5 ми длиной 30 м. определите полезную, служебную и вспомогательную площадь склада готовой продукции, если нагрузка нам площади пола равна 2,2. Задание 3. Склад в течение месяца (30 дней) работал 18 дней. Определите процент груза, который прошел через приемочную экспедицию, если товары в течение месяца поступали равномерно ив рабочие, ив выходные дни. Задание 5 (ситуация. Продумайте рациональную систему складирования на действующем складе, используемом для хранения продукции хозяйственного назначения (стиральный порошок, мыло, моющие и чистящие средства и т.д.). Товары реализуются различным предприятиям розничной сети в крупном городе. Склад представляет собой одноэтажное здание прямоугольной формы с размерами хм и высотой м. Задание 6 (ситуация. Определите основные элементы системы складирования при строительстве нового склада, если предприятие занимается производством и реализацией кирпича. Самый удобный вид доставки продукции в места сбыта – железнодорожным транспортом, хотя не исключена возможность использования автомобильных дорог. Спрос на продукцию стабильный. Поданным анализа, в будущем предполагается увеличение сбыта в связи с расширением строительства в интересующих предприятие регионах ив связи с отсутствием конкурентов на данном рынке. Решение представьте графическим способом. Задание 7 (ситуация Оптовая компания занимается реализацией продовольственных товаров (не требующих специальных складских помещений. Возрастающий грузооборот вызвал необходимость в увеличении складских площадей. Для аренды было рассмотрено несколько вариантов
- многоэтажный склад – складская емкость второго этажа полностью, ангар полукруглый
- одноэтажный склад высотой 6 м – часть складской емкости
- отдельно стоящий складна территории складского хозяйства. Проанализируйте, какой из вариантов и при каких условиях является наиболее предпочтительным Ответ обоснуйте.

105 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое склад
2. Почему решение задач складской логистики рассматривается как один из основных источников экономического эффекта от использования логистики
3. На какие две функциональные зоны делится зона хранения, и какие факторы влияют на расчете площади
4. В чем отличие функциональности зон приемки и приемочной экспедиции, какие параметры влияют на расчет площади этих зон склада
5. Какие операции осуществляются в зоне отправочной экспедиции Что необходимо учесть, рассчитывая еѐ рациональную площадь
6. От каких параметров зависит оптимальный размер участка комплектования
7. Что находится в служебной зоне склада и как рассчитать еѐ площадь
8. Что необходимо учитывать, планируя размер фронта погрузки/выгрузки?
9. Зависит ли выбор типов средств механизации от схемы технологического процесса переработки грузов
10. Дайте характеристику машинам периодического действия, приведите примеры.
11. Дайте характеристику машинам непрерывного действия, приведите примеры.

106 ЗАКЛЮЧЕНИЕ На практических занятиях студенты учатся решать задачи с позиций логистики как науки управления потоками и принципов логистического подхода. Убеждаются в широких возможностях применения логистики, прежде всего в управленческом и экономическом аспектах. Каждое практическое занятие включает разбор ситуаций, решение задача также ответы на контрольные вопросы по изучаемой теме. В данном издании представлены методические указания по практическим занятиям для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент. Цель практических занятий – усвоить основные понятия в логистике, раскрыть роль и значение логистики в деятельности предприятия, ее цели, задачи, функции и основные операции. Также в результате изучения данной дисциплины студент должен владеть терминологией курса, а также уметь применять методы системного подхода к логической системе, чтобы охватить все мероприятия по перемещению, хранению и управлению материальными потоками в пределах логистической системы

107 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Аникин, Б.А. Логистика Текст учебник / Б.А. Аникин, В.В. Дыбская,
А.А. Колобов и др ред. Аникин Б.А. – е изд, перераб. и доп. – Москва Инфра-М, 2013. – 368 с.
2.
Афанасенко, И. Д. Экономическая логистика для магистров и специалистов Текст учебник для студентов экономических специальностей всех форм обучения / И. Д. Афанасенко. - Санкт-
Петербург и др Питер, 2013. - 428 с.
3.
Гаджинский, А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика Текст учебно-практическое пособие / А.М.
Гаджинский. – Москва ТК Велби, 2015 гс.
Гаджинский, А.М. Логистика Текст учебник / Гаджинский А.М. – е изд, перераб.и доп. – Москва Дашков и К, 2016. – 484 с.
5.
Гордон, М.П., Логистика товародвижения Текст учебник / М.П.
Гордон, С.Б. Карнаухов. – Москва Центр экономики и маркетинга, 2015.
– 376 с.
6.
Дыбская, В.В. Логистика складирования Текст учебник / В.В.
Дыбская. – Москва Инфра-М, 2013. – 557 с.
7.
Канке, А.А. Логистика Текст учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2- е изд, испр. и доп. – Москва Форум, 2016. – 384 с.
8.
Канке, А.А. Логистика складского хозяйства / А.А. Канке // Маркетинг. -
2014. - № 1 (134). - С. 97-107.
9.
Линдерс, М. Управление закупками и поставками Текст учебник для высших учебных заведений / Майкл Линдерс и др. – Москва
ЮНИТИ, 2014. – 723 с.
10. Логистика и управление цепями поставок Текст практическое пособие
/ Д. В. Курочкин. – Минск Альфа-книга, 2016. – 783 с.
11. Логистика и управление цепями поставок Текст учебник / В. В.
Щербаков и др. – Москва Юрайт, 2015. – 581 с.
12. Логистика производства теория и практика Текст учебник / В. А.
Волочиенко, Р. В. Серышев. – Москва Юрайт, 2014. – 454 с.
13. Логистика снабжения Текст учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич.
– Москва Юрайт, 2014. – 522 с.
14. Логистика интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок Текст / В. В. Дыбская и др. – Москва Эксмо, 2014.
– 939 с.
15. Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент Текст учебник / В.Е.
Николайчук. – Москва Дашков и К, 2015. – 980 с.

108 16. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок Текст учебное пособие /
Е.А. Смирнова.– Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2016.– 120 с.
17. Тяпухин, А.П. Логистика Текст учебник для бакалавров / А. П.
Тяпухин. – Москва Юрайт, 2013. – 568 с.
18. www.booksite.ru
19. www.knigafund.ru
20. www.kgau.ru

109 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.
3 1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА. …………………………….….
5 1.1 Выбор между своими наемным производством
5 1.1.1 Цели практических занятий
5 1.1.2 Теоретические основы.
5 1.1.3 Примеры решения задач.
6 1.1.4 Задачи для самостоятельного решения
7 1.2 Расчет срока окупаемости капитальных вложений при внедрении логистики на производстве. 10 1.2.1 Цели практических занятий
10 1.2.2 Теоретические основы. 10 1.2.3 Примеры решения задач.
11 1.2.4 Задачи для самостоятельного решения
13 1.3 Задачи управления материальными потоками в производстве.
19 1.3.1 Цели практических занятий
19 1.3.2 Теоретические основы. 19 1.3.3 Примеры решения задач.
20 1.3.4 Задачи для самостоятельного решения
27
Контрольные вопросы. 29 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ.
30 2.1 Цели практических занятий
2.2 Теоретические основы
2.3 Примеры решения задач.
2.4 Задачи для самостоятельного решения
Контрольные вопросы.
3. РОЛЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ.
32 3.1 Цели практических занятий 32 3.2 Теоретические основы
32 3.3 Примеры решения задач.
34 3.4 Задачи для самостоятельного решения.
47
Контрольные вопросы. 49 4. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ 49 4.1 Цели практических занятий 49 4.2 Теоретические основы
50

110 4.3 Примеры решения задач.
51 4.3.1 Пример решения транспортной задачи методом дифференциальных рент……………………………………. 51 4.3.2 Пример решения транспортной задачи методом Северо-Западного угла 4.4 Задачи для самостоятельного решения
61
Контрольные вопросы. 63 5. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИКЕ ПРОИЗВОДСТВА. …… 63 5.1 Цели практических занятий 63 5.2 Теоретические основы. 63 5.3 Примеры решения задач. 66 5.4 Задачи для самостоятельного решения
81
Контрольные вопросы. 81 6. МЕСТО И РОЛЬ СКЛАДОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
83 6.1 Цели практических занятий 83 6.2 Теоретические основы
83 6.3 Примеры решения задач.
87 6.4 Задачи для самостоятельного решения.
92
Контрольные вопросы. 94 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 96 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 97

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Пензенский государственный университет архитектуры и строительства ЗА. Мебадури, Т.Н. Чудайкина ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы Рекомендовано Редсоветом университета в качестве методических рекомендаций для студентов, обучающихся по направлению
38.03.01 «Экономика»
Пенза, 2017

2
УДК:658.5(07)
ББК:30.606я73 Рецензент кандидат экономических наук, доцент НА. Шлапакова Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 Экономика ЗА.
Мебадури, Т.Н. Чудайкина – Пенза ПГУАС, 2017. – 24 с. Приводятся рекомендации по освоению дисциплины Производственная логистика для обеспечения качественной самостоятельной подготовки бакалавров. Методические указания составлены с учетом требований государственного образовательного стандарта. Указания содержат перечень основных тем, выносимых на самостоятельную проработку описание процедуры самостоятельной работы студентов список литературы требования к контролю самостоятельной работы студентов.
Методические указания подготовлены на кафедре Экономика, организация и управление производством и предназначены для студентов, обучающийся по направлению 38.03.01 Экономика Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2017
© Мебадури ЗА, Чудайкина Т.Н., 2017

3 ВВЕДЕНИЕ В современных условиях выдвигаются новые требования к подготовке бакалавров. Современный выпускник должен обладать определенными конкурентными преимуществами на рынке труда. Освоение курса Производственная логистика способствует приобретению этих навыков. Изучая дисциплину, студент должен прослушать курс лекций, пройти предусмотренное рабочей программой количество практических занятий, самостоятельно изучить некоторые темы курса и сдать экзамен. Согласно рабочей программе дисциплины Производственная логистика на самостоятельную работу студентам выделяется 108 часов. В течение этого времени студенты самостоятельно изучают учебную, научную и периодическую литературу. Они имеют возможность обсудить прочитанное с преподавателями дисциплины вовремя плановых консультаций, с другими студентами вовремя практических занятий, а также на лекциях, задавая уточняющие вопросы лектору. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляет ведущий преподаватель. В зависимости от методики преподавания могут быть использованы следующие формы текущего контроля краткий устный или письменный опрос перед началом занятий, письменное домашнее задание, рефераты, эссе, доклады на студенческих конференциях. Курс дисциплины построен с учетом современных требований и тех проблем, которые возникают в коммерческих организациях в процессе регулирования потоковых процессов. Знание теории логистики и управления цепями поставок, а также владение инструментами логистического менеджмента являются необходимыми требованиями к современному менеджеру. В результате освоения дисциплины Производственная логистика студенты должны сформировать у себя следующие компетенции
– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
– способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ОПК-4);
– способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организация, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5). В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать
- место и роль логистики в современной экономике ознакомиться с понятием, сущностью, содержанием и историей развития науки, а также ее задачами, принципами, показателями и основными категориями
- логистические системы разного уровня
- виды логистики и области ее использования
- научные и методологические основы логистики
- современные средства, методы и технологии, используемые в логистике.

4 Уметь
- осуществлять планирование, анализ и контроль логистической деятельности на предприятии
- анализировать логистические связи между субъектами рынка, а также оценивать экономическую эффективность
- моделировать деятельность логистических систем, их составляющих и связей между субъектами
- пользоваться логистическим инструментарием. Владеть
- навыками управления, планирования, организации в основных функциональных областях логистики
- методикой логистического анализа
- навыками организации логистических бизнес-процессов. По окончании изучения курса Производственная логистика студенты направления 38.03.01 Экономика сдают экзамен.

5
1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Самостоятельная работа студентов (СРС) – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя. Цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания стем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Самостоятельная работа студентов может быть направлена на
– систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов
– углубление и расширение теоретических знаний и практических умений
– формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу
– развитие познавательных способностей и активности студентов творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации
– развития исследовательских умений
– выработку навыков эффективной самостоятельной профессиональной практической и научно-теоретической) деятельности. В учебном процессе выделяются два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине Аудиторная - выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию
Внеаудиторная - выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (СРС) по ППССЗ, согласно ФГОС, представляет собой разницу между максимальной и обязательной учебной нагрузкой. Согласно ФГОС: При формировании ППССЗ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения «Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов, подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки и т.д. В данном методическом пособии описаны общие правила и подходы к организации и проведению СРС студентов наиболее распространенные виды
СРС, даны методические рекомендации по их организации, разработан макет методических указаний по организации и проведению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине.
2. ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Преподаватель самостоятельно подбирает виды самостоятельной работы в соответствии со спецификой дисциплины или профессионального модуля, вырабатывает свои критерии оценки. К видам СРС можно отнести следующие виды внеаудиторной работы студентов
– Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы
– Самостоятельное изучение материала и составление конспектов по учебной и специальной технической литературе
– Написание и защита реферата, доклада подготовка и представление презентации
– Составление терминологического словаря, терминологических карточек
– Составление конспекта или кратких тезисов литературного источника
– Написание аннотации, рецензии к статье, рукописи, книге
– Выполнение расчетных заданий, решение задач
– Работа со справочной литературой
– Выполнение проекта или исследования
– Оформление отчетов по лабораторными практическим работами подготовка к их защите
– Подготовка к контрольным работам, зачету, экзамену. Преподаватель имеет право использовать иные виды СРС по своему усмотрению. Ниже приводятся рекомендуемые образцы и методические рекомендации для обучающихся по выполнению самых распространенных видов СРС. Рекомендации для обучающихся должны быть конкретными, компактными, понятными.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

2.1. Написание реферата, доклада, сообщения, составление презентации Реферат - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов, литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где Вы раскрываете суть исследуемой проблемы, приводите различные точки зрения, собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логическим, изложение материала носит проблемно- тематический характер.

7 Отличие доклада от реферата в том, что он отражает одну точку зрения на проблему, не предполагает ее исследования в сравнении и анализе. Методические рекомендации при работе над рефератом или докладом
– Сформулируйте тему работы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Тематика обычно определяется преподавателем, нов определении конкретной темы инициативу можете проявить и Вы.
– Подберите и изучите основные источники по теме (как правило, при разработке реферата или доклада используется не менее 8-10 различных источников. Необходимую литературу Вы можете взять в библиотеке
ПГУАС или в любой другой библиотеке, а также желательно использование Интернет ресурсов.
– Составьте библиографический список.
– Обработайте и систематизируйте подобранную информацию по теме.
– Разработайте план реферата или доклада исходя из имеющейся информации Напишите реферат или доклад от руки или на компьютере, придерживаясь разработанного плана.
– Подготовьте публичное выступление по материалам реферата или доклада, желательно подготовить презентацию, иллюстрирующую основные положения работы.
План - это скелет текста, компактно отражающий последовательность изложения материала. Методические рекомендации
– Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам дайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просмотрите прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен поворот содержания, уточните формулировки.
– Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.
– Запись делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом. Составление тестовых заданий по теме Прежде чем приступить к составлению теста, необходимо ограничить область знаний (тема, раздел, дисциплина, по материалам которого он будет составляться, выделить наиболее существенные вопросы учебного материала, разбить каждый вопрос на понятия, подлежащие усвоению.
Основные требования к тестам. Важнейшими критериями тестов являются действенность, определенность, простота, однозначность. Действенность теста – это четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний.

8 Определенность теста означает, что читая его, Вы хорошо понимаете, какую деятельность должны выполнить, какие знания продемонстрировать ив каком объеме. Простота теста означает наличие в нем четкой и прямой формулировки задания на деятельность. Используйте в заданиях такие формулировки как укажите, перечислите, сформулируйте и т.п. Однозначность теста предполагает, что правильный ответ существует только один. Но Вы должны знать, что существуют различные уровни (виды) тестов. Прежде чем составлять свой тест, определите его вид, т.к. от этого зависит техника построения теста. В технике построения тестов можно выделить следующие уровни
I уровень - тесты, требующие выполнения деятельности по узнаванию, когда на первый план выступает лишь индикация явлений. На этом уровне используются подсказки в виде ответов и тестирующемуся достаточно ответить да или нет.
Например Великобритания – это остров. Да, нет.
II уровень — тесты, позволяющие воспроизводить правильные ответы по памяти, без помощи подсказок. Наиболее простыми тестами этого вида являются тесты-подстановки, в которых намерено пропущено слово, фраза, формула, термины, понятия, формулы и т. д. Например Левая панель клавиатуры компьютера включает в себя
III уровень - разрабатываются специальные задания, требующие выполнения многоэтапной деятельности, когда не существует готовых алгоритмов и решение ведет к получению новой информации. Например Решите систему х + у = 45 у + 6 = 36 Варианты ответов х = 67, 34; у = 12, 2. Для решения данного тестового задания необходимо выполнить определенный ряд математических действий. Правильный вариант ответа возможно получить только после выполнения всех последовательных действий. Тестовые задания водном тесте могут быть как одного уровня (вида, таки представлять собой комбинацию разных уровней (видов. При оформлении тестов указывайте название темы и дисциплины по которой они составлены. Например Тесты на тему Закупочная логистика по дисциплине Логистика и управление цепями поставок. Методические рекомендации
– Как правило, тестовые задания располагаются с левой стороны листа друг под другом. Напротив каждого задания, с правой стороны листа, даются варианты ответов. Возможно другое расположение заданий и ответов задания располагаются в строчку, а варианты ответов подстрокой в столбик.

9
– Обязательным элементом теста является лист правильных ответов, который прилагается к тесту. В листе правильных ответов указывается номер задания и цифровое, буквенное, словесное обозначение правильного ответа. Например 1. – а 2. – в 3. – б и т.д.
– Особое внимание следует обратить на грамотное правописание тестовых заданий, на правильное употребление профессиональной лексики. Во многом мнение о Вас, как о студенте, складывается из впечатления от внешнего вида представленной работы. Поэтому, тест должен быть выполнен аккуратно, без исправлений, иметь эстетический вид.
2.3. Подготовка выписок, словарика терминов. Выписки В толковом словаре говорится Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки от слова выбрать. Методические рекомендации
– Выписки делать после того, как текст прочитан полностью и понятен в целом.
– Остерегайтесь обильного автоматического списывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.
– Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь записать своими словами. Яркие и важные места приводите дословно.
– Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного итого же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.
– Для систематизации выписок и цитат передними целесообразно записывать название вопроса, к которому относится выписка. Не забывайте указать источник информации, а если это цитата – еще и автора.
2.4. Составление тезисов литературного источника Тезисы позволяют обобщить изученный материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада. В отличие от цитат тезисы являются кратким изложением основных мыслей доклада или реферата, взятых непосредственно из текста, но изложенных собственными словами. Методические рекомендации
– При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, чтобы не потерять документальность и убедительность.
– Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки, в каждом из которых выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (делайте ссылки на страницы книги.
– По окончании работы над тезисом сверьте их с текстом источника.
2.5. Написание аннотации, рецензии к статье, рукописи, книге Аннотация - это краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателя оно предназначено. Объем аннотации предложений. Обычно ее размещают на отдельном листе сразу после титульного.
Методические рекомендации
– Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
– Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
– В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема, особенно детально анализирует, убедительно доказывает и т.д.). Рецензия - это критический отзыв о конкретном произведении (статье, где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника. Методические рекомендации
– Запишите выходные данные источника.
– Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.)
– Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал сточки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.
– Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим научным движением современности по рассматриваемому вопросу. В заключении сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.
2.6. Конспектирование материала по теме Конспект - это последовательная краткая фиксация информации, отобранной, и систематизированной в процессе чтения и осмысления литературного источника.
Методические рекомендации

11
– Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.
– Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.
– Выделите тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.
– Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения, поможет сгруппировать материал.
– Изложите каждый вопрос плана.
– Используйте реферативный способ изложения (например Автор считает ...», раскрывает ...» и т.д.).
– Текст автора оформляйте как цитату.
– В заключении обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку. Оформите конспект выделите разными цветами или курсивом наиболее важные места так, чтобы они легко находились взглядом. Избегайте пестроты Конспект — схема - это схематическая запись прочитанного материала. Методические рекомендации
– Подберите факты для составления схемы и выделите среди них основные, общие понятия.
– Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
– Сгруппируйте факты в логической последовательности, дайте название выделенным пунктам.
– Заполните схему данными.
2. 7. Выполнение проекта или исследования Работа над проектом или исследованием поднимает у студентов уровень их самооценки, как уже сформировавшихся специалистов, групповое выполнение заданий развивает коммуникативную компетентность, каждому дается возможность внести свой вклад в разработанный проект (исследование. Учебные проекты (исследования) - самостоятельно разработанные проектные решения или проведенные исследования направленные на решение значимых практикоориентрованных проблем, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и при консультировании преподавателя. Основные этапы работы над проектом
1. Разработка проектного задания или задания для исследования На данном этапе осуществляется выбор темы проекта, постановка целей, выделение основополагающих и проблемных вопросов.
2. Разработка проекта Этап реализации проекта в соответствии с коллективными и индивидуальными задачами, поставленными перед участниками группы. Часть группы собирает всю необходимую информацию, другая часть производит практическую часть работы (расчеты, затем вся группа анализирует возможность производства высокопрочных марок на имеющемся оборудовании цеха, делает определенные выводы и готовит презентацию проекта.
3. Оформление результатов Раздел 1 Классификация Раздел 2 На данном этапе студенты в процессе группового обсуждения выбирают приемлемую и адекватную форму представления результатов выполненной работы, которая должна хорошо отражать выполнение поставленных задач.
4. Презентация На этапе презентации студенты демонстрируют результаты своей работы. Основными критериями успешности проекта можно считать следующие
— глубокое изучение содержания проблемного вопроса
— точность и правильность произведенных расчетов
— активность каждого участника при выполнении проекта
— убедительное обоснование сделанных выводов
— умение отвечать на вопросы аудитории и защищать свой проект.
5. Самооценка Завершающий этап работы над проектом проходит в форме открытого обмена мнениями. Оценивание происходит с опорой на критерии успешности проекта.
3. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ Постарайтесь читать рекомендуемую литературу в спокойной обстановке, не отвлекаясь на посторонние дела и беседы. Вдумчивое чтение оградит Вас от необходимости повторного изучения материала. Если Выбудете конспектировать усвоенный материал, то процесс запоминания будет эффективнее. Ваши собственные конспекты позволят в любое время восстановить необходимые знания. Конспектирование прочитанного материала удобнее вести в тетради для конспектов лекций, посвящая ему отдельные разделы. Определения основных понятий лучше всего выделить другим цветом или пометить маркером. Для того, чтобы библиографический источник был узнаваем нужно делать грамотные ссылки на него. Не забывайте, консультируясь сведущим преподавателем, показывать ему зримые результаты своей самостоятельной работы в виде грамотных конспектов. Это не только создаст Вам имидж, но и позволит своевременно скорректировать процесс самостоятельного изучения проблем логистики и управления цепями поставок. Если при чтении рекомендуемой литературы возникли вопросы или несогласия с авторами, отметьте это в конспекте. Вовремя консультации выясните непонятные моменты, изложите преподавателю собственную точку зрения. Возможно, что Ваше видение логистических проблем внесет определенную лепту в развитие логистики как науки. Поскольку логистика молодая наука, в ней существует множество неисследованных областей. Ваше ознакомление с трудами ученых в этой области может способствовать активизации научной деятельности. Для ее реализации следует обратиться к преподавателю, ответственному за научно-исследовательскую деятельность студентов по выпускающей кафедре.
4. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛОВ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
4.1 Некоторые особенности форматов текстовых файлов
Microsoft Office Word в настоящее время является основным редактором, применяемым для создания различных текстовых документов. По умолчанию документы Word 2007 (2010) сохраняются с новым расширением имени файла, которое получается путем добавления суффикса «x» к расширению doc. Новый формат файлов основан на языке XML. Суффикс «x» означает, что файл не содержит макросов. Таким образом, имена обычных файлов Word 2007 (2010) имеют расширение docx, а не doc. Существует также вариант добавления суффикса «m», который означает, что файл содержит макросы. Данные особенности следует учитывать при представлении материалов самостоятельных работ в электронном виде для консультации или предварительной проверки. Файлы новых форматов недоступны для работы в предыдущих версиях
Word. Открывать и изменять файлы Word 2007 (2010) в более ранних версиях программы можно, если загрузить в них необходимые конвертеры файлов. Документы, созданные в Word 97 – 2003 открываются в Word 2007 (2010) в режиме совместимости, при этом в строке заголовка окна документа отображается надпись Режим ограниченной функциональности. Однако в режиме совместимости при работе с документом не используются новые и расширенные возможности Word 2007 (2010) и пользователи более ранних версий программы смогут открывать, редактировать и сохранять документы. По умолчанию все файлы сохраняются в том же формате, в котором были открыты. Новые документы и файлы Word 2007 (2010) сохраняются в формате Документ Word, файлы предыдущих версий сохраняются в формате Документ
Word 97 – 2003, файлы rtf сохраняются как Текст в формате RTF и т.д. При сохранении файла формат можно изменить. Файлы предыдущих версий Word можно сохранить в формате Документ
Word 2007 (2010), но при этом возможны изменения в макете документа. При сохранении документа, созданного в Word 2007 (2010), в формате Документ Word 97 – 2003 в нем автоматически могут быть произведены следующие изменения

14 некоторые данные в стандартных блоках документа, а также элементах автотекста могут быть утеряны ссылки и списки литературы будут преобразованы в статический текст и перестанут автоматически обновляться внедренные объекты, созданные в приложениях
Microsoft Office 2007, невозможно будет редактировать формулы будут преобразованы в изображения. Их редактирование будет невозможным, пока документ не будет преобразован в новый формат файла положение некоторых надписей изменится. Перед сохранением документа можно выполнить проверку совместимости с предыдущими версиями программы. Для этого необходимо нажать кнопку, выбрать команду Подготовить ив появившемся подчиненном меню
– команду Проверка совместимости. В окне результатов проверки совместимости будет отображен список несовместимых элементов. При сохранении файла, созданного водной из предыдущих версий Word, в файл Word 2007 (2010), появляется новый файла исходный файл остается в той же папке. Вместо этого можно преобразовать файл таким образом, чтобы файл формата Word 2007 (2010) заменил старый файл. Нажмите кнопку Office и выберите команду Преобразовать.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14