Файл: Билет современные методологические подходы в специальной психологии, в специальной педагогике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Особенности диагностики развития детей с речевыми нарушениями.
В ходе логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используют следующие методы:
• изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных);
• наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации);
• беседа с родителями и ребенком;
• визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи;
• индивидуальный эксперимент;
• использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций.
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудить его с врачом.
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), сенсорных функций(зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы.
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, первых слов и простых фраз.
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях.
При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. При анализе состояния подвижности речевых мышц обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения (отмечаются объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения, н точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость). Оценивается объем движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка.
Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важнейшим этапом логопедического обследования. Обследуется пассивный словарь.
При обследовании собственной (экспрессивной) речи выявляется уровень речевого развития ребенка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации.
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить характер недостатков звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа.
отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока.
Для экспресс-диагностики используется иллюстрированная методика логопедического обследования. Волковской Т.Н.; диагностический комплекс для обследования речи Иншаковой О.Б.; методика обследования нарушений речи у детей Г.А. Волковой.
Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта ребенка на момент обследования. Желательно, чтобы логопедическое заключение давалось совместно логопедом и невропатологом.
БИЛЕТ 5.
-
Общие и специфические закономерности развития психики ребенка.
1. Закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями представляют целую систему, куда входят:
-
– Общие закономерности развития психики, наблюдаемые в нормальном развитии. Однако их проявление может быть своеобразным, как отмечал еще Г. Я. Трошин. Своеобразие это выражается во времени проявления, длительности и степени выраженности данных закономерностей, к которым относятся, например, последовательность этапов развития, значение обучения в развитии и др. -
– Специфические закономерности, характерные для всех типов нарушенного развития: выделенные еще Л. С. Выготским возникновение вторичных нарушений развития вследствие первичных дефектов и трудности взаимодействия с окружающим миром ("социальный дефект"); отмеченные Ж. И. Шиф нарушения в развитии личности: более медленный, чем в норме, темп развития всех психических процессов, замедленные и ограниченные по объему прием, переработка, хранение и использование информации, недостатки словесного опосредования, дефекты моторики, низкая работоспособность и др. -
– Закономерности, специфические для близких типов нарушенного развития, например, для разных типов нарушения анализаторов. Так, при нарушениях слуха и при слабовидении наблюдается то, что при нарушениях слуха называется рекруитментом (неравномерное нарастание громкости); сходное явление наблюдается при слабовидении: чрезмерное усиление освещенности вызывает неприятные ощущения. -
– Модально-специфические закономерности, наблюдаемые только внутри одного типа развития, например, возможность образования условных связей, выработки навыков у умственно отсталых детей без вербализации, "вербализм" слепых.
2. Специфические закономерности не являются стабильными и неизменными: их действие зависит от типа нарушенного развития, степени выраженности дефекта, эффективности и длительности периода коррекционно-развивающей работы и постепенно снижается по мере взросления, однако они сохраняются до конца изученного периода (окончание основной общеобразовательной специальной школы).
3. Специфические закономерности определяют важнейшую особенность детей с ограниченными возможностями – особые образовательные потребности, которые варьируют по своему характеру в зависимости от типа дизонтогенеза, степени тяжести дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Они выражаются, в частности, в конкретных требованиях к условиям, содержанию и темпу педагогической работы. К этим требованиям следует отнести и необходимую медицинскую (лечебную и профилактическую) помощь.
2. Основные функции и содержание деятельности ППк.
Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации выполняет следующие функции:
Экспертно-диагностическая функция определяет качество, комплексность, всесторонность и достоверность диагностики развития обучающегося, трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах.
Аналитическая функция предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации о ребенке и результатов обследования на Консилиуме.
Методическая функция реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования обучающегося, к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума.
Функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи.
Социально-адаптивная функция предполагает защиту интересов ребенка и его семьи, оказание поддержки при включении обучающегося в образовательное пространство.
Целью деятельности ППк является разработка системы психолого-педагогической помощи детям, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задачами деятельности ППк ОО являются:
• организация и проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося с использованием современных диагностических методик, направленных на выявление актуального уровня развития ребёнка: особенностей сенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоционально-личностной сферы,
уровня развития речи; и определение потенциальных возможностей;
• выявление детей, не проходивших ПМПК, но тем не менее нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПК;
• определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической, коррекционно-развивающей помощи в условиях ОО;
• содействие созданию специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью в соответствии с заключением ПМПК;
• подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности, эффективность реализации программ коррекционной работы;
• организация взаимодействия между специалистами ОО и специалистами, участвующими в деятельности консилиума;
• подготовка характеристики или заключения для предоставления при необходимости в ПМПК (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии от 20 сентября 2013 г. № 1082, п. 15).
БИЛЕТ 6.
-
Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Ведущая деятельность и ее характеристика на различных возрастных этапах психического развития ребенка.
Теорию деятельности связывают с именем ее основателя - Алексеем Николаевичем Леонтьевым. Теория деятельности зародилась в отечественной, советской, психологии в 1920-х годах. По Леонтьеву: внутренняя – психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней – практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация». Принцип «интериоризации – экстериоризации» - один из важнейших в теории деятельности. Структура деятельности. Деятельность представляет форму активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида, потребность «представлена» как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в поисковой активности). В ходе поисков